пиво на кавказе история

Пиво на кавказе история

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

Принято считать, что крафтовое, то есть ремесленное, пиво в России появилось недавно. Узнав, что оно упоминается ещё в древнем кавказском фольклоре, корреспондент Craft Depot отправился в Северную Осетию и выяснил, чем крафт обязан нартскому эпосу, почему дикий хмель нельзя использовать в промышленной варке и при чём здесь птицы.

Крафтовая революция пришла в Россию около десяти лет назад, изменив пивной рынок: энтузиасты по всей стране занялись домашней варкой, в страну ворвались новые зарубежные сорта хмеля, а вместо однообразных лагеров на полках появились стауты, портеры и IPA.

В то время как российское пиво перерождалось, в горах Северного Кавказа революция уже давно состоялась: ремесленное пиво здесь пили на протяжении нескольких веков, а может, и тысячелетий. Осетинское пиво (осет. ирон баганы) — тёмный, чаще всего сладкий слабоалкогольный напиток, напоминающий стаут — варят в Северной Осетии с давних времён.

Каждая варка ирон баганы уникальна: вкус полностью зависит от техники пивовара и местных ингредиентов: горной воды, тёмного солода и дикого хмеля. Рецепт упоминается в национальном фольклоре: нартском эпосе, который по сей день формирует контуры жизни в республике. Любое торжество, будь то свадьба или религиозный праздник, начинается с молитвы старшего (осет. хиштар), обращённой к богу (осет. Хуыцау). Перед ним на столе — три осетинских пирога, а в руках — деревянная чаша с осетинским пивом, сваренным в огромном медном котле. По традиции после того как старший произносит молитву, младшим передают чашу с пивом, из которой они скромно отпивают, передавая её дальше по столу, пока она не обойдёт всех по кругу. Напиток затем заедают кусками пирога и варёного мяса, также полученного из рук старших.

Craft Depot решил разобраться в истории этого древнего напитка и поговорил с Аркадием Марзоевым — профессором Северо-Осетинского государственного университета и главным пивоваром компании Gostivar, первой крафтовой пивоварни во Владикавказе —о пиве в Осетии, традициях местного пивоварения и будущем крафта на Кавказе.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

АИ: Если честно, я не собирался идти в индустрию. Я был преподавателем в вузе, заведовал кафедрой технологии пищевых продуктов в СОГУ, там было два направления: хлеб, кондитерские и макаронные изделия и технология бродильных производств и виноделия.

У меня медико-биологическое образование, я доктор наук в области биофизики. Диссертацию я защитил во Втором Московском государственном медицинском институте. Биофизика — область знаний на уровне клетки и субклетки, так что было сравнительно легко перейти в биохимию пивоварения, и у меня было желание связать эти области.

Уже тридцать-тридцать пять лет я занимаюсь пивоварением: в 90-х годах я консультировал «Дарьял» [крупный пивзавод в Осетии, выпускающий одноимённый лагер — прим. ред.], потом я работал на маленьком производстве, которое я предложил назвать «Баварией» [основной конкурент «Дарьяла» — прим. ред.]. Какое-то время я с ними работал, но в итоге они решили пойти своей дорогой. Теперь это одна из крупнейших пивных компаний в республике. А Gostivar… Ко мне пять-шесть лет назад пришли ребята, которые хотели открыть свою пивоварню, и просили помочь подобрать оборудование — они хотели закупиться им в Чехии. Их чуть не надули!

После моих советов они решили нанять меня в качестве главного пивовара — я не совладелец, не имею никакого отношения к деньгам. Я разрабатываю рецептуры и технологии производства. Так получилось, что все молодые ребята, которые там работают — мои бывшие студенты.

АИ: Чехи-переселенцы стали варить пиво на юге России в конце XIX века: Ярослав Острый открыл первый ерноморский пивоваренный завод в 1899 году, а затем производства открылись в Екатеринодаре, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

Другие чехи по фамилии Прохаска (по одной версии — братья, по другой — отец и сын) в 1876 году построили первый пивзавод во Владикавказе. Это было первое в городе промышленное здание и первая пивоварня в регионе.

Они не случайно поставили здесь свой завод: тут прекрасная горная вода. Gostivar, например, варит пиво без хитростей: мы используем водопроводную воду. Нам не надо её улучшать или откуда-то привозить, она у нас и так хорошая. Естественно, она была не хуже и тогда.

Почему они решили обосноваться именно во Владикавказе, а не в Ереване или в Тбилиси? Ведь там тоже была хорошо развита промышленность. Я думаю, что культурная составляющая также сыграла свою роль: осетины варили пиво задолго до чехов, и это нельзя было не заметить.

Могу сказать, что, кроме осетин, никакой другой народ из населявших ранее и населяющих ныне Кавказ не имеет столь древних традиций, связанных с пивоварением.

Этот завод остался там же, где его построили чехи: на левом берегу Терека, в центре города, на улице Карла Маркса, недалеко от так называемого «чугунного» моста. Развалины этого завода я застал ещё в конце 90-х годов — там были подвалы с классическим охлаждением, без использования холодильных установок. Зимой на Тереке дети пилили лёд, загружали его в машины или грузовики, перемешивали с соломой и везли на производство — в подвале не было сквозняков, и этот лёд очень долго хранился, его хватало до следующей зимы. Видимо, ребятам за этот лёд платили.

АИ: Осетинский нартский эпос — древнейший памятник устного народного творчества, культурное наследие осетин. Его основные сюжеты — старше 3,5 тысячи лет. Cреди сказаний есть сюжет о Шатане, жене нарта Урызмага. Он принёс домой птицу, которая поклевала хмель и солод, опьянела, упала на землю и не смогла взлететь. Посмотрев на птицу, эта мифическая женщина затем сварила тёмный напиток, используя все ингредиенты пива, которые известны нам на сегодняшний день: солод, хмель, воду и закваску (пивные дрожжи). После этого напиток приобрёл сакральные качества.

В сказаниях есть детальное описание конкретного объекта — значит, уже тогда люди знали, что такое пиво и из чего оно варится. Не особо углубляясь в детали, вспомним, кому вообще приписывают авторство древнейшего напитка, возраст которого насчитывает пять-шесть, а то и все семь тысячелетий. Шумерам, жившим на территории современного Ирака. Что это было за пиво? Оно было без хмеля: он не растёт в тех краях. Строго говоря, это и не пиво, а, скорее, квас.

Хмель и есть один из основных ингредиентов пива: если он присутствует в напитке из солода, то получаетсяпиво. Древние предки осетин — скифы, сарматы и аланы — жили на обширных территориях, в том числе на Кавказе, где хмель растёт везде и всюду. В ходе многочисленных миграций технология шумерского пива стала использовать кавказский хмель, который ничем нельзя заменить.

Кто научил человечество использовать хмель таким образом? Баварскому закону о чистоте продукта [Reinheitsgebot, немецкий закон о чистоте пива — прим. ред.] недавно исполнилось пятьсот лет. До принятия закона в той же Баварии в пиве чего только не использовали: разные травы и растения, но только не хмель.

Кавказ — генетический, можно сказать, мировой центр хмеля. Это не я придумал, а Любомир Вент, мой хороший знакомый и известный чешский хмелевод. Николай Вавилов также высказывал гипотезу о кавказском происхождении сортов хмеля, которые ныне растут в Чехии и других европейских странах.

АИ: Мне часто задают похожий вопрос: где лично я пил самое вкусное осетинское пиво? Я честно и без тени юмора отвечаю: в Германии, в Берлине. Мне в гостиницу это пиво принёс мой тогдашний немецкий приятель.

Насколько я помню, оно называлось «Чёрное монастырское нойцеллерское» [речь идет о сорте Original Badebier от пивоварни Neuzeller Kloster-Bräu — прим. ред.]. Его делают на территории монастыря в небольшой немецкой деревушке Нойцелле, в десяти километрах от восточной польско-германской границы. Оно пахло именно так, как положено пахнуть осетинскому пиву:от него отдавало тёмным солодом.

АИ: Честно сказать, не знаю, и строить догадки по этому поводу не стоит. Такое пиво после ритуалов оставляют в святых местах на целый год. Затем приносят новое, а прежнее забирают и выпивают. Старое, естественно, бывает уже не таким сладким (или вообще не сладким). Так что это открытый вопрос.

АИ: Если сравнивать с обозримым прошлым — 1950–1970-ми годами — то домашнее пивоварение в Осетии существенно сократилось. В том числе из-за того, что уменьшается процент сельского населения.

Я ещё из своего детства помню, что в посёлках в домах варили пиво. Сегодня это и впрямь исчезающее явление. Что до города, то специфика квартир не очень располагает к проращиванию ячменя на солод, его сушке и всему прочему.

Но сказать, что домашнее пивоварение уходит в небытие, было бы преждевременно. Так, к одному из наиболее популярных, известных и почитаемых в Осетии праздников Джеоргуба, который длится неделю в конце ноября, в сёлах варят пиво. Праздник без него немыслим: здесь его используют как ритуальный напиток. Но это не означает, что пить его можно только во время торжеств.

Кстати, 1–2 % алкоголя для нормально выброженного осетинского пива больше исключение, чем правило: оно чаще бывает крепче.

АИ: Фестивали проводит одна и та же компания — владикавказская «Бавария». И не только в Осетии, но и у наших соотечественников, живущих в других странах: во Франции, Турции.

Фестивалями в общем понимании их всё же называть нельзя. Это скорее празднично оформленные конкурсы, к которым приурочивают «смотр народного творчества». А именно образцов пива, изготавливаемого чаще всего женщинами, реже — мужчинами.

Раньше в тех же сёлах имелся общий котёл внушительных размеров, рассчитанный на большое число потребителей — в сущности, на всех жителей. Эти объёмы требовали явно неженских усилий — поэтому пивоварением занимались мужчины.

АИ: Повторюсь: строгих критериев у осетинского пива нет — это существенный барьер на пути к развитию. Сложно что-то популяризировать, если у него нет точного определения. Никто не берёт на себя ответственность за выработку подобных критериев — по понятным причинам.

АИ: В Северной Осетии и соседних республиках Северного Кавказа дикий хмель растёт повсеместно и в больших количествах. Чаще всего именно этот дикорастущий хмель используют сельчане (реже — товарный хмель, который берут на пивзаводах).

Различия в горечи и аромате среди генотипов дикого хмеля делают его непригодным для промышленного пивоварения. Каждый раз пиво различалось бы по специфическому вкусу и аромату, что недопустимо.

АИ: Так и есть, это основные экспортёры товарного хмеля в Россию. Можно добавить в список Англию, Словению и Новую Зеландию.

АИ: Больших пивзаводов два: «Дарьял», возникший на основе некогда государственного Орджоникидзевского пивзавода, и «Бавария». Мелкие же сложно сосчитать по причине отсутствия у них регистрации. Варят где-то и что-то, скромно именуемое разными броскими именами — поди сосчитай их! Некоторые производят только осетинское пиво, другие варят обычное.

АИ: Ну здесь я не стал бы особо заморачиваться: для меня оценка «крафтовое — не крафтовое» основана в первую очередь на отличии от промышленного пива. Последнее — для меня лично — безликое, унылое, недостаточно охмелённое и незапоминающееся пиво.

Все остальные виды пива, отличающиеся от промышленного — крафтовые (авторские, ремесленные). Чем сильнее пиво отличается от творчества заводов-гигантов, тем оно более крафтовое.

АИ: Трудно сказать. С одной стороны, каждая варка осетинского пива уникальна, со своей претензией на авторство — это понятно и бесспорно. С другой стороны, такое пиво должно иметь более широкую аудиторию, чем родственники и приятели пивовара.

АИ: Пьют, хотя выбор и не так широк, как в крупных российских городах. В республике в настоящее время в основном пьют «Дарьял» — промышленное пиво без особенностей и изысков. Но и без ощутимых дефектов.

Пиво остальных республиканских производителей, в том числе крафтовых, потребляется в существенно меньших объёмах. Попытки последних продавать известную экзотику — например, пиво с вишнёвым соком — успехом не увенчались.

На заводе Gostivar в течение года проводились закрытые дегустации крафтового пива из Москвы, Питера, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода — мы перепробовали чуть более трёх десятков сортов. Дегустаторов, которых приглашали со стороны, часто меняли, их количество всегда в разы превышало число дегустаторов от предприятия. Только один сорт обошёл гостиваровское по вкусовым характеристикам. Виноват ли в этом консерватизм? Скорее всего.

В любом случае, крафт как движение уже не исчезнет, а будет развиваться, следуя трендам, которые будут формироваться потребительскими вкусами.

Источник

Осетинское пиво: все по канонам

Пиво в Северной Осетии варят с давних времен по особому национальному рецепту. Здесь оно считается ритуальным напитком: с наполненной чашей старейшины обращаются к Всевышнему. Хотя просить благодати им все чаще приходится с покупным пивом — тратить силы и время на изготовление хмельного напитка хозяйки больше не хотят, ведь осетинское пиво давно доступно в магазинах. Но хранители домашнего рецепта, конечно, еще остались и даже иногда соревнуются между собой в правильности приготовления напитка. Одна из таких — Жанна Тебиева из селения с символичным названием Хумалаг, в переводе с осетинского — хмель.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

Фото: Анна Кабисова

Пиво из женских рук

Говорят, раньше вокруг небольшого села Хумалаг, что в часе езды от Владикавказа, росли гектары хмеля. Его местные использовали, чтобы приготовить темное осетинское пиво.

Женщины из рода Жанны Тебиевой всегда считались знатными пивоварами, односельчане обращались к ним за помощью в дни больших праздников. Рецепт напитка передавался от бабушек к внучкам: в Осетии пивоварение традиционно женское занятие.

Легенда гласит, что первой пиво сварила Шатана — героиня нартского эпоса. Женщина увидела, как птичка выклевала несколько зернышек хмеля и сладкого солода. А вспорхнуть уже не смогла — опьянела, словно кто-то подрезал ей крылья. Так птица подсказала Шатане рецепт пива.

Обычай не запрещает и мужчине попробовать себя в роли пивовара. Но Жанна считает, что солод любит женские руки.

— Все-таки пиво придумала женщина — и варить его должны тоже женщины.

Чемпионский котел

Сегодня напиток нартов Жанне помогают готовить ее мама Лидия и дочь Зарина. В центре двора их дома аккуратно сложены нарубленные дрова, а на железную основу хозяева установили медный котел. Говорят, в сосуде из этого металла пиво получается вкуснее. Емкость лучше брать большого объема. У Жанны это пятидесятилитровый котел.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

Фото: Анна Кабисова

— Через обычное пиво в кружке на просвет легко увидеть предметы, — рассказывает она об отличии национального пива от привычного. — В нашем можно даже не стараться что-то разглядеть. В молодости я и не знала, почему пиво бывает тёмным. Стала расспрашивать старших, и не зря. Мое первое пиво получилось вкусным. Соседи каждый день искали повод, чтобы зайти к нам. Так и ходили, пока не выпили все пять ведер.

Соседи и посоветовали Жанне два года назад поучаствовать в конкурсе «Осетинское пиво». Фестиваль можно назвать чемпионатом мира по осетинскому пивоварению: свои напитки там представляют мастера не только из Осетии, но и из других российских регионов и зарубежья.

— В тот раз у меня действительно получилось отменное пиво. Все по канонам: цвет, вкус, аромат. У пивных сомелье не было других вариантов, лишь отдать победу мне, — с улыбкой говорит «чемпионка». — Хотя у меня были очень сильные конкурентки из Турции, Франции и Самары.

Пиво Жанна варит не только для себя — часто просят друзья и соседи. А вот продавать ритуальный напиток она считает кощунственным.

— Во время приготовления хмельного варева плохие мысли нужно оставить в стороне, — говорит Жанна. — Тем более в праздники. Вода чувствует негативную энергетику. Со злыми эмоциями хорошего пива никогда не сваришь.

Источник

Если вам не нравится пиво —
это просто не ваш сорт

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

Как москвичи в теплый сезон едут на дачи жарить шашлыки, так осетинские хозяйки варят во дворах хмельной напиток. Пройдите в погожий воскресный день по осетинской деревне или даже по частному сектору во Владикавказе — из многих дворов доносится запах солода. Постучите в любую калитку и спросите, продают ли здесь осетинское пиво. Вам помогут на месте или подскажут соседей-пивоваров. Купить домашнее пиво здесь так же легко, как гаражное вино на черноморском побережье.

Бабушкино пиво

Настоящее осетинское пиво отличается от обычного хмельного напитка. Оно чуть крепче безалкогольной «нулевки» — содержит всего 1,5 градуса. На вид похоже на какао — густое, потому что нефильтрованное, темное и без пены. Да и вкус лишь отдаленно напоминает обычное пиво — он слегка сладковатый. Напиток подают на национальных религиозных праздниках — они здесь проходят чуть ли не каждый месяц. Пиво для осетинских праздников варят женщины — самые старшие в семье. Им помогают дети. Так и передается семейное мастерство пивоварения. Если вы заговорите о пиве с осетином, то не удивляйтесь, когда он будет горячо доказывать, что самое вкусное пиво варила именно его бабушка!

Согласно легенде пиво появилось в Осетии еще во времена нартов — храбрых воинов-богатырей, предков осетин.

«Опустилась птичка на хмелевую лозу, выклевала из шишечки три зернышка, вспорхнула и полетела в селение доблестных нартов и опустилась там на солод, который сушился на солнце. Клюнула она одно зернышко солода и свалилась на землю. Хочет вспорхнуть, а не может, крылья словно подрезаны. Шатана, мудрая женщина, задумалась, увидев это… И смолола она солод, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили и дивились нарты такому напитку» (из осетинского эпоса «Сказания о нартах»)

Кстати, Шатане, как самому первому пивовару, во Владикавказе поставили памятник.

Осетинская «Бавария»

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

Пиво не только кулинарная традиция в республике, но и успешный бизнес. В рейтинге крупнейших предприятий Северной Осетии находится пивной завод «Бавария». Он, правда, не может конкурировать с крупными игроками на пивном рынке страны: нишу заняли иностранные компании с заводами в России. Но в республике это предприятие известно. Кроме пива, «Бавария» выпускает квас, минеральную и газированную воду. В структуре холдинга есть агробизнес — выращивание овощей и картофеля, рестораны во Владикавказе, кондитерские и колбасные цеха, производство пластиковой тары. А начинался бизнес в 1994 году с небольшой чебуречной и частной пивоварни недалеко от центра Владикавказа. Создал его Вячеслав Битаров, нынешний глава правительства Северной Осетии. Сейчас завод занимает большой участок земли в промзоне города, а управляет им сын премьера — 28-летний Зелимхан Битаров. Зелимхан вырос на этом заводе: школьником помогал рабочим в местном цеху и здесь же под руководством опытного мастера сварил свое первое пиво.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

— Если говорить про всю Россию, продажи пива падают уже несколько лет. В 2015 году отрасль в целом показала снижение примерно на 10%. Но, как ни парадоксально, наше производство в это время только росло и продажи увеличивались. Да и сейчас спрос на продукцию превышает предложение. Мы уже готовимся к будущему сезону: будем расширять производство, новое оборудование приобретаем, подготовили и место для новых ЦКТ — это такие бочки, в которых бродит пиво, — рассказывает Зелимхан.

— В Осетии х орошие продажи, потому что пиво — национальный напиток?

— Отчасти да, здесь любят пенный напиток. Но драйвер наших продаж — не осетинское пиво, а традиционное светлое «Бавария». Сейчас мы производим шесть сортов. При этом осетинское занимает не больше 10% от объема всего производства на предприятии. Зато другие сорта «Баварии» мы продаем не только в Осетии, хотя на нашей территории расходится около 50% общего объема. География поставок широкая: это Юг России, отчасти Северный Кавказ и страны СНГ… Недавно получили европейский сертификат качества — он позволит нам продавать пиво и напитки в 36 странах Европы.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

— Собираетесь выходить на европейский рынок?

— Пока нет, мы еще не полностью покрываем спрос местных покупателей. Но сертификат действует несколько лет, и у нас есть такие амбиции — показать наше пиво европейцам.

— Где продаете? Удалось зайти в большие торговые сети?

— Среди покупателей напитков есть сети пивных магазинов и локальные минимаркеты. Мы и сами открыли несколько небольших магазинов «Бавария», где продаем все, что производим. А еще фирменное пиво представлено в наших ресторанах во Владикавказе и Беслане. Сейчас для нас это интереснее по финансам, чем отдавать в крупные сети. Ведь у крупных ритейлеров есть плата за вход на полку и закупочные цены достаточно низкие.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

— Делать пиво выгодно? Давайте сравним с вашим производством газированной воды и выращиванием тепличных огурцов. Какая рентабельность?

Александр Ендовин, совладелец ООО «Ze Bir», управляющий бельгийской пивной «0.33» в Москве:

«В 2014 году продажи крупных пивных заводов снизились на 7%, а в 2015 году — на 10%. Продажи импортного пива, которое покупается за евро и доллары, падают. Больше всего теряют Чехия и Германия. Меньше Бельгия и Великобритания — за счёт разнообразной и относительно новой для рынка линейки вкусов. Российское и лицензионное (импортные марки, производимые в России) пиво теряет покупателя из-за высокого акциза, но медленнее, чем импорт. Сейчас бурно растёт российский крафт — ремесленное пиво и локальные марки от небольших производителей, впрочем, пока крафт почти не заметен в общем объёме (около 2% от рынка)»

— Среднегодовая рентабельность пива — 15−20%, это хороший показатель. Газированная вода дает намного меньше — мы продаем ее чуть выше себестоимости, так как хотим закрепиться в этом сегменте. Безалкогольные напитки — перспективное направление, рынок все время растет, можно зарабатывать за счет объемов. Тепличное производство — самое рентабельное. У нас на заводе уже давно действует своя газопоршневая электростанция. А поскольку в тепличном хозяйстве самая затратная часть — именно отопление, проект изначально был коммерчески очень выгодный.

— На развитие бизнеса на Кавказе дают субсидии. Вы получаете господдержку?

— Нет, мы на субсидии никогда не претендовали, получалось развиваться своими силами. Возможно, в будущем войдем в какую-нибудь целевую программу — сейчас у нас большие планы, особенно по части сельского хозяйства. Хотим строить теплицу для выращивания томатов и других овощей.

Не хуже чешского

Зелимхан ведет нас по цехам «Баварии». Никакого местного колорита — современный завод полностью автоматизирован. Пивное производство начинается в помещении с большими бочками — пенный напиток варится в этих емкостях 12 часов, а затем выдерживается около 30 дней в бочках, которые стоят на улице.

Источник

Пиво на кавказе история

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

Принято считать, что крафтовое, то есть ремесленное, пиво в России появилось недавно. Узнав, что оно упоминается ещё в древнем кавказском фольклоре, корреспондент Craft Depot отправился в Северную Осетию и выяснил, чем крафт обязан нартскому эпосу, почему дикий хмель нельзя использовать в промышленной варке и при чём здесь птицы.

Крафтовая революция пришла в Россию около десяти лет назад, изменив пивной рынок: энтузиасты по всей стране занялись домашней варкой, в страну ворвались новые зарубежные сорта хмеля, а вместо однообразных лагеров на полках появились стауты, портеры и IPA.

В то время как российское пиво перерождалось, в горах Северного Кавказа революция уже давно состоялась: ремесленное пиво здесь пили на протяжении нескольких веков, а может, и тысячелетий. Осетинское пиво (осет. ирон баганы) — тёмный, чаще всего сладкий слабоалкогольный напиток, напоминающий стаут — варят в Северной Осетии с давних времён.

Каждая варка ирон баганы уникальна: вкус полностью зависит от техники пивовара и местных ингредиентов: горной воды, тёмного солода и дикого хмеля. Рецепт упоминается в национальном фольклоре: нартском эпосе, который по сей день формирует контуры жизни в республике. Любое торжество, будь то свадьба или религиозный праздник, начинается с молитвы старшего (осет. хиштар), обращённой к богу (осет. Хуыцау). Перед ним на столе — три осетинских пирога, а в руках — деревянная чаша с осетинским пивом, сваренным в огромном медном котле. По традиции после того как старший произносит молитву, младшим передают чашу с пивом, из которой они скромно отпивают, передавая её дальше по столу, пока она не обойдёт всех по кругу. Напиток затем заедают кусками пирога и варёного мяса, также полученного из рук старших.

Craft Depot решил разобраться в истории этого древнего напитка и поговорил с Аркадием Марзоевым — профессором Северо-Осетинского государственного университета и главным пивоваром компании Gostivar, первой крафтовой пивоварни во Владикавказе —о пиве в Осетии, традициях местного пивоварения и будущем крафта на Кавказе.

пиво на кавказе история. Смотреть фото пиво на кавказе история. Смотреть картинку пиво на кавказе история. Картинка про пиво на кавказе история. Фото пиво на кавказе история

АИ: Если честно, я не собирался идти в индустрию. Я был преподавателем в вузе, заведовал кафедрой технологии пищевых продуктов в СОГУ, там было два направления: хлеб, кондитерские и макаронные изделия и технология бродильных производств и виноделия.

У меня медико-биологическое образование, я доктор наук в области биофизики. Диссертацию я защитил во Втором Московском государственном медицинском институте. Биофизика — область знаний на уровне клетки и субклетки, так что было сравнительно легко перейти в биохимию пивоварения, и у меня было желание связать эти области.

Уже тридцать-тридцать пять лет я занимаюсь пивоварением: в 90-х годах я консультировал «Дарьял» [крупный пивзавод в Осетии, выпускающий одноимённый лагер — прим. ред.], потом я работал на маленьком производстве, которое я предложил назвать «Баварией» [основной конкурент «Дарьяла» — прим. ред.]. Какое-то время я с ними работал, но в итоге они решили пойти своей дорогой. Теперь это одна из крупнейших пивных компаний в республике. А Gostivar… Ко мне пять-шесть лет назад пришли ребята, которые хотели открыть свою пивоварню, и просили помочь подобрать оборудование — они хотели закупиться им в Чехии. Их чуть не надули!

После моих советов они решили нанять меня в качестве главного пивовара — я не совладелец, не имею никакого отношения к деньгам. Я разрабатываю рецептуры и технологии производства. Так получилось, что все молодые ребята, которые там работают — мои бывшие студенты.

АИ: Чехи-переселенцы стали варить пиво на юге России в конце XIX века: Ярослав Острый открыл первый ерноморский пивоваренный завод в 1899 году, а затем производства открылись в Екатеринодаре, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

Другие чехи по фамилии Прохаска (по одной версии — братья, по другой — отец и сын) в 1876 году построили первый пивзавод во Владикавказе. Это было первое в городе промышленное здание и первая пивоварня в регионе.

Они не случайно поставили здесь свой завод: тут прекрасная горная вода. Gostivar, например, варит пиво без хитростей: мы используем водопроводную воду. Нам не надо её улучшать или откуда-то привозить, она у нас и так хорошая. Естественно, она была не хуже и тогда.

Почему они решили обосноваться именно во Владикавказе, а не в Ереване или в Тбилиси? Ведь там тоже была хорошо развита промышленность. Я думаю, что культурная составляющая также сыграла свою роль: осетины варили пиво задолго до чехов, и это нельзя было не заметить.

Могу сказать, что, кроме осетин, никакой другой народ из населявших ранее и населяющих ныне Кавказ не имеет столь древних традиций, связанных с пивоварением.

Этот завод остался там же, где его построили чехи: на левом берегу Терека, в центре города, на улице Карла Маркса, недалеко от так называемого «чугунного» моста. Развалины этого завода я застал ещё в конце 90-х годов — там были подвалы с классическим охлаждением, без использования холодильных установок. Зимой на Тереке дети пилили лёд, загружали его в машины или грузовики, перемешивали с соломой и везли на производство — в подвале не было сквозняков, и этот лёд очень долго хранился, его хватало до следующей зимы. Видимо, ребятам за этот лёд платили.

АИ: Осетинский нартский эпос — древнейший памятник устного народного творчества, культурное наследие осетин. Его основные сюжеты — старше 3,5 тысячи лет. Cреди сказаний есть сюжет о Шатане, жене нарта Урызмага. Он принёс домой птицу, которая поклевала хмель и солод, опьянела, упала на землю и не смогла взлететь. Посмотрев на птицу, эта мифическая женщина затем сварила тёмный напиток, используя все ингредиенты пива, которые известны нам на сегодняшний день: солод, хмель, воду и закваску (пивные дрожжи). После этого напиток приобрёл сакральные качества.

В сказаниях есть детальное описание конкретного объекта — значит, уже тогда люди знали, что такое пиво и из чего оно варится. Не особо углубляясь в детали, вспомним, кому вообще приписывают авторство древнейшего напитка, возраст которого насчитывает пять-шесть, а то и все семь тысячелетий. Шумерам, жившим на территории современного Ирака. Что это было за пиво? Оно было без хмеля: он не растёт в тех краях. Строго говоря, это и не пиво, а, скорее, квас.

Хмель и есть один из основных ингредиентов пива: если он присутствует в напитке из солода, то получаетсяпиво. Древние предки осетин — скифы, сарматы и аланы — жили на обширных территориях, в том числе на Кавказе, где хмель растёт везде и всюду. В ходе многочисленных миграций технология шумерского пива стала использовать кавказский хмель, который ничем нельзя заменить.

Кто научил человечество использовать хмель таким образом? Баварскому закону о чистоте продукта [Reinheitsgebot, немецкий закон о чистоте пива — прим. ред.] недавно исполнилось пятьсот лет. До принятия закона в той же Баварии в пиве чего только не использовали: разные травы и растения, но только не хмель.

Кавказ — генетический, можно сказать, мировой центр хмеля. Это не я придумал, а Любомир Вент, мой хороший знакомый и известный чешский хмелевод. Николай Вавилов также высказывал гипотезу о кавказском происхождении сортов хмеля, которые ныне растут в Чехии и других европейских странах.

АИ: Мне часто задают похожий вопрос: где лично я пил самое вкусное осетинское пиво? Я честно и без тени юмора отвечаю: в Германии, в Берлине. Мне в гостиницу это пиво принёс мой тогдашний немецкий приятель.

Насколько я помню, оно называлось «Чёрное монастырское нойцеллерское» [речь идет о сорте Original Badebier от пивоварни Neuzeller Kloster-Bräu — прим. ред.]. Его делают на территории монастыря в небольшой немецкой деревушке Нойцелле, в десяти километрах от восточной польско-германской границы. Оно пахло именно так, как положено пахнуть осетинскому пиву:от него отдавало тёмным солодом.

АИ: Честно сказать, не знаю, и строить догадки по этому поводу не стоит. Такое пиво после ритуалов оставляют в святых местах на целый год. Затем приносят новое, а прежнее забирают и выпивают. Старое, естественно, бывает уже не таким сладким (или вообще не сладким). Так что это открытый вопрос.

АИ: Если сравнивать с обозримым прошлым — 1950–1970-ми годами — то домашнее пивоварение в Осетии существенно сократилось. В том числе из-за того, что уменьшается процент сельского населения.

Я ещё из своего детства помню, что в посёлках в домах варили пиво. Сегодня это и впрямь исчезающее явление. Что до города, то специфика квартир не очень располагает к проращиванию ячменя на солод, его сушке и всему прочему.

Но сказать, что домашнее пивоварение уходит в небытие, было бы преждевременно. Так, к одному из наиболее популярных, известных и почитаемых в Осетии праздников Джеоргуба, который длится неделю в конце ноября, в сёлах варят пиво. Праздник без него немыслим: здесь его используют как ритуальный напиток. Но это не означает, что пить его можно только во время торжеств.

Кстати, 1–2 % алкоголя для нормально выброженного осетинского пива больше исключение, чем правило: оно чаще бывает крепче.

АИ: Фестивали проводит одна и та же компания — владикавказская «Бавария». И не только в Осетии, но и у наших соотечественников, живущих в других странах: во Франции, Турции.

Фестивалями в общем понимании их всё же называть нельзя. Это скорее празднично оформленные конкурсы, к которым приурочивают «смотр народного творчества». А именно образцов пива, изготавливаемого чаще всего женщинами, реже — мужчинами.

Раньше в тех же сёлах имелся общий котёл внушительных размеров, рассчитанный на большое число потребителей — в сущности, на всех жителей. Эти объёмы требовали явно неженских усилий — поэтому пивоварением занимались мужчины.

АИ: Повторюсь: строгих критериев у осетинского пива нет — это существенный барьер на пути к развитию. Сложно что-то популяризировать, если у него нет точного определения. Никто не берёт на себя ответственность за выработку подобных критериев — по понятным причинам.

АИ: В Северной Осетии и соседних республиках Северного Кавказа дикий хмель растёт повсеместно и в больших количествах. Чаще всего именно этот дикорастущий хмель используют сельчане (реже — товарный хмель, который берут на пивзаводах).

Различия в горечи и аромате среди генотипов дикого хмеля делают его непригодным для промышленного пивоварения. Каждый раз пиво различалось бы по специфическому вкусу и аромату, что недопустимо.

АИ: Так и есть, это основные экспортёры товарного хмеля в Россию. Можно добавить в список Англию, Словению и Новую Зеландию.

АИ: Больших пивзаводов два: «Дарьял», возникший на основе некогда государственного Орджоникидзевского пивзавода, и «Бавария». Мелкие же сложно сосчитать по причине отсутствия у них регистрации. Варят где-то и что-то, скромно именуемое разными броскими именами — поди сосчитай их! Некоторые производят только осетинское пиво, другие варят обычное.

АИ: Ну здесь я не стал бы особо заморачиваться: для меня оценка «крафтовое — не крафтовое» основана в первую очередь на отличии от промышленного пива. Последнее — для меня лично — безликое, унылое, недостаточно охмелённое и незапоминающееся пиво.

Все остальные виды пива, отличающиеся от промышленного — крафтовые (авторские, ремесленные). Чем сильнее пиво отличается от творчества заводов-гигантов, тем оно более крафтовое.

АИ: Трудно сказать. С одной стороны, каждая варка осетинского пива уникальна, со своей претензией на авторство — это понятно и бесспорно. С другой стороны, такое пиво должно иметь более широкую аудиторию, чем родственники и приятели пивовара.

АИ: Пьют, хотя выбор и не так широк, как в крупных российских городах. В республике в настоящее время в основном пьют «Дарьял» — промышленное пиво без особенностей и изысков. Но и без ощутимых дефектов.

Пиво остальных республиканских производителей, в том числе крафтовых, потребляется в существенно меньших объёмах. Попытки последних продавать известную экзотику — например, пиво с вишнёвым соком — успехом не увенчались.

На заводе Gostivar в течение года проводились закрытые дегустации крафтового пива из Москвы, Питера, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода — мы перепробовали чуть более трёх десятков сортов. Дегустаторов, которых приглашали со стороны, часто меняли, их количество всегда в разы превышало число дегустаторов от предприятия. Только один сорт обошёл гостиваровское по вкусовым характеристикам. Виноват ли в этом консерватизм? Скорее всего.

В любом случае, крафт как движение уже не исчезнет, а будет развиваться, следуя трендам, которые будут формироваться потребительскими вкусами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *