платонов в прекрасном и яростном мире персонажи
«В прекрасном и яростном мире» — читательский дневник по рассказу А. Платонова
Рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году, а опубликован в 1941 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Андрей Платонович Платонов
Название произведения: «В прекрасном и яростном мире»
Жанр: рассказ
Год написания: 1938
Издательство: Азбука-Аттикус
Год издания: 2016
Главные герои и их краткая характеристика
Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Следователь – справедливый представитель закона.
Краткое содержание и сюжет
Глава I
Александр Васильевич Мальцев по праву считается « в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом ». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет « квалификацию машиниста первого класса » и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.
Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же « все равно, кто у него будет состоять в помощниках ». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после « собственными руками » проверяет состояние паровоза.
Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит « состав с отважной уверенностью великого мастера », и мечтает походить на него.
Глава II
Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит « сократить, сколь возможно, опоздание поезда ». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.
Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, « навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта ». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.
Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, « в смутный, душный мрак ». Неожиданно вспыхивает « мгновенный синий свет »: это молния чуть было не попала в паровоз, « да маленько промахнулась ».
Костя замечает, что Мальцев « стал хуже вести машину ». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить « туманное облако красного света » – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.
Глава III
Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.
Он пытается объяснить, что еще « долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность », а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.
Глава IV
Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть « в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии ». В голове у него зарождается некий план.
По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит « испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов », и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.
Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь « не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой ». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.
Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.
Глава V
Следующим летом Константин успешно сдает « экзамен на звание машиниста» и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.
Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.
На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома и сидит возле Александра Васильевича всю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами « прекрасного и яростного мира ».
Очень краткое содержание для читательского дневника
Костя работает помощником у великого машиниста Мальцева. Паровоз попадает в грозу и вспышка молнии ослепляет всех. Мальцев чуть не губит людей, потому что не понимает, что ослеп. Его судят и садят в тюрьму, но Костя добивается эксперимента. Мальцев снова становится слепым, и Костя берет его на паровоз. Мальцев начинает видеть свет и ведет паровоз на станцию.
План пересказа
Основная мысль
Не все в мире зависит от желания человека, но сдаваться все равно нельзя.
Чему учит
Рассказ учит бороться за свое счастье, учит никогда не отступать и не сдаваться. Учит смело смотреть в лицо опасностям, учит верить в свои силы. Учит не бояться сил слепой природы. Учит самим вершить свою судьбу.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ и особенно действия его героя, Кости. Ведь этот человек почувствовал неумолимость и безжалостность слепых сил яростного мира, но не сдался и не покорился им. Он стал бороться и победил. А значит шанс на победу есть всегда и нельзя его упускать.
Вывод и мое мнение
В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.
Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»
Главные герои: Константин (рассказчик, ученик машиниста, верный товарищ), Александр Васильевич Мальцев (высокопрофессиональный машинист)
Второстепенные персонажи: следователь (честный, ответственный человек)
Автор: Платонов А.П. | Дата публикации: 1941 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: внутренняя борьба, дружба, одиночество, ответственность
Лучший машинист Мальцев
Тридцатилетний Мальцев, несмотря на молодость, заслуженно считается «самым лучшим паровозным машинистом» своего депо. У него большой опыт вождения и квалификация машиниста первого класса. Когда на станцию доставляют новый паровоз, работать на нем отправляют именно Мальцева.
Бывший помощник Мальцева, сдав экзамены, стал машинистом, а на его место прислали Константина. Самому Мальцеву «все равно, кто у него будет состоять в помощниках», но Константин испытывает огромную радость и гордость. Перед каждым отправлением Мальцев внимательно следит за работой помощника, но все равно все тщательно проверяет «собственными руками». Константина восхищает добросовестность и профессионализм Мальцева, он мечтает быть на него похожим.
Роковая молния
В этот раз состав ехал на скорости девяносто километров в час. Внезапно солнечный день сменился непогодой: потемнело небо, поползли серые тучи, поднялась пыль, из-за которой стало плохо видно дорогу. Скорость пришлось понизить до шестидесяти километров. За лобовым стеклом сверкнула молния, которая ослепила Мальцева. Машинист продолжал вести машину, как будто ничего не случилось, потому что путь остался в его воображении. Константин еще издалека увидел стремительно приближающуюся красную полосу. Он попытался перехватить управление, но Мальцев сам применил экстренное торможение.
Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник
Всего десять метров отделяло их от паровоза товарного состава, который стоял на одной с ними линии. Человек, стоявший на тендере, изо всех сил сигналил раскаленной докрасна кочергой. До конца следования поезд вел Константин, который сообщил начальнику депо о происшествии. На следующее утро к Мальцеву вернулось зрение.
Арест Мальцева
Мальцева отправляют под арест. Доказать, что в происшествии нет его вины практически невозможно. Следствие относится очень подозрительно к тому, что уже на следующий день слепота у Мальцева отступила.
Несмотря на его утверждения, что он еще «долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность», Мальцева осуждают и приговаривают к тюремному сроку. Константин продолжает один управлять паровозом.
Неудачный эксперимент
У Константина был брат – студент университета. Встретившись с ним, он узнал, что «в физической лаборатории есть установка Тесла для получения искусственной молнии». У него тут же созрел план спасения Мальцева.
Вернувшись домой, Константин пишет письмо на имя следователя, который вел дело Мальцева. Он просит «испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов», чтобы доказать суду особую реакцию его организма на воздействие электричеством.
После долгого молчания приходит положительный ответ – областная прокуратура не возражает и дает добро на проведение эксперимента. Через некоторое время Костя узнает у следователя о результатах эксперимента. Мальцев, помещенный в полную темноту, и подвергшийся воздействию установки Тесла, вновь потерял зрение. По заключению врачебной комиссии, теперь уже, кажется, навсегда.
Следователь очень переживает из-за того, что поддался уговорам провести этот опыт, в результате которого загубил здоровье невиновного человека.
Мальцев снова на паровозе
Теперь бывший машинист Мальцев часто сидит на станции и слушает, как мимо, громыхая, проносятся поезда. Константин после успешно сданного экзамена самостоятельно водит составы. Он очень жалеет Мальцева и однажды берет его с собой в кабину машиниста. Только теперь роль ученика исполняет Мальцев. Стоя за штурвалом, он испытывает те же чувства, что и раньше. Воспоминания его настолько яркие, что, не выдержав их, он плачет.
Во время обратного пути у Мальцева неожиданно восстанавливается зрение. Константин сопровождает своего учителя до дома и не расстается с ним до утра. Он не хочет оставлять Мальцева один на один с роковыми обстоятельствами этого «прекрасного и яростного мира».
Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»
Всего получено оценок: 5310.
О произведении
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 году и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.
Место и время действия
События рассказа происходят в 20-30-ые годы XX века в России, в Толубеевском депо неназванного города.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава I
Александр Васильевич Мальцев по праву считается « в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом ». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет « квалификацию машиниста первого класса » и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.
Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же « все равно, кто у него будет состоять в помощниках ». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после « собственными руками » проверяет состояние паровоза.
Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит « состав с отважной уверенностью великого мастера », и мечтает походить на него.
Глава II
Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит « сократить, сколь возможно, опоздание поезда ». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.
Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, « навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта ». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.
Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, « в смутный, душный мрак ». Неожиданно вспыхивает « мгновенный синий свет »: это молния чуть было не попала в паровоз, « да маленько промахнулась ».
Костя замечает, что Мальцев « стал хуже вести машину ». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить « туманное облако красного света » – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.
Глава III
Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.
Он пытается объяснить, что еще « долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность », а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.
Глава IV
Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть « в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии ». В голове у него зарождается некий план.
По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит « испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов », и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.
Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь « не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой ». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.
Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.
Глава V
Следующим летом Константин успешно сдает « экзамен на звание машиниста» и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.
Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.
На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома и сидит возле Александра Васильевича всю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами « прекрасного и яростного мира ».
Заключение
В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.
После ознакомления с кратким пересказом «В прекрасном и яростном мире» рекомендуем прочитать рассказ в полном объеме.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«В прекрасном и яростном мире», краткое содержание рассказа А.П. Платонова
Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражён личный опыт автора, который несколько лет работал машинистом поезда. Тема рассказа – одиночество талантливого человека, вынужденного преодолевать множество испытаний из-за своей гордыни.
Главные герои
Александр Васильевич Мальцев – главный герой, опытный машинист, любящий всем сердцем своё дело.
Константин – рассказчик, помощник Мальцева, ответственный и порядочный человек.
Краткое содержание
Глава I
Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толубеевском депо. Несмотря на то, что ему было всего тридцать лет, он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Поэтому неудивительно, что именно его назначили машинистом на новый мощный пассажирский паровоз.
Ранее помощником у Мальцева работал пожилой деповский слесарь Фёдор Петрович Драбанов, но в скором времени он сдал экзамен и ушёл работать машинистом на отдельный паровоз. Вместо Драбанова помощником у Мальцева стал рассказчик. Звали его Константином.
Константин был доволен своим назначением. Он давно хотел поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения скоростных поездов. А сам Мальцев отнёсся к смене помощника равнодушно. Он всегда внимательно наблюдал за тем, как Костя выполняет свои обязанности, но каждый раз перепроверял лично состояние машины, словно не доверял своему помощнику.
Константин во время движения парохода наблюдал не только за приборами, а и за самим Мальцевым. Он вёл состав с уверенностью великого мастера, ничто не могло ускользнуть из его внимания.
Обычно бригада Александра Васильевича работала молча, приказы он отдавал тоже без слов. К примеру, он стучал ключом по котлу, обращая внимание на то, что необходимо исправить в работе машины. Костя понимал все указания своего начальника, но тот по-прежнему относился к нему безразлично. Оказалось, что Мальцев относился к окружающим равнодушно, потому что чувствовал своё превосходство. Он был уверен, что никто не сможет лучше, чем он управлять паровозом. По его мнению, никто не способен чувствовать машину так же, как он.
Глава II
Константин работал помощником у Мальцева уже около года. В июле Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда. Состав прибыл к ним на четыре часа позже, и диспетчер попросил Александра Васильевича сократить это опоздание, насколько возможно. Мальцев пообещал сделать всё возможное.
Выйдя в степь, Мальцев довёл скорость хода поезда до девяноста километров. Вдруг на горизонте появилась огромная туча, которую пронзали множество молний. Александр Васильевич невольно залюбовался этой картиной.
Вскоре Мальцев и его помощник заметили пыльный вихрь, который несся им навстречу. Тогда стало понятно, что и грозовую тучу буря несёт прямо на них. Через некоторое время свет потемнел вокруг паровоза, даже с включенным прожектором видимости практически не было. Скорость пришлось снизить до шестидесяти километров. Мало того, что ничего не было видно, стало ещё и трудно дышать. Внезапно Костю ослепил резкий синий свет, оказалось, что в них чуть не попала молния. Все заметили эту молнию, кроме Александра Васильевича. Далее они попали в ливень, а потом всё закончилось, и наступила спокойная ночь.
Константин заметил, что Мальцев стал хуже управлять паровозом. Скорость, то снижалась, то увеличивалась. Костя подумал, что его начальник просто устал, поэтому стал сам внимательно смотреть вперёд – на путь и сигналы. Во время того, как он пытался поднять упавшее напряжение, впереди появился непонятное «туманное облако красного света». Костя не понял, что это такое, но понял, что необходимо сделать. Только благодаря ему удалось остановить паровоз, и не дать произойти ужасной трагедии. Оказалось, что им навстречу ехал другой паровоз.
После произошедшего Мальцев признался, что он ослеп и поручил Константину вести дальше поезд самостоятельно. На следующий день Костя сдал паровоз в депо и доложил начальнику о происшествии. Чуть позже выяснилось, что Александр Васильевич снова начал видеть.
Глава III
Вскоре началось следствие, Мальцева отдали под суд. Следователь вызвал Константина для дачи показаний. Костя сказал то, что думал. По его мнению, Мальцев ослеп от удара электромагнитной волны, которая идёт перед молнией. Именно поэтому он уже не видел самой молнии. Но следователя этот аргумент не убедил, потому что даже если так и было на самом деле, почему ослепший Мальцев не передал управление поездом в другие руки, а повёз сотни людей на верную гибель.
После следователя Костя пошёл домой к Александру Васильевичу. Он поинтересовался у своего начальника, почему он не поручил управление поезду ему, после того, как ослеп. Оказывается, Мальцев не понял, что он ослеп, потому что продолжал видеть дорогу впереди поезда. Он настолько привык к одним и тем же картинам за окном, что продолжал их видеть в своём воображении, будто на самом деле. Александр Васильевич рассказал об этом следователю, но следователя интересовали только факты, а не фантазии подсудимого.
Глава IV
Мальцев сел в тюрьму. Костя остался на должности помощника, только уже у другого машиниста. Он скучал по своему прежнему начальнику.
Зимой Костя поехал в гости к своему брату, который учился в университете в областном городе. Там он узнал, что в этом университете есть установка Тесла для создания искусственной молнии.
Косте пришла в голову идея. Вернувшись домой, он написал письмо следователю с просьбой испытать заключённого Мальцева на предмет действия на него электрических разрядов. Следователь долго не отвечал, но затем сообщил, что областной прокурор согласился на этот эксперимент. Через несколько дней Костю вызвали повесткой. Следователь сообщил ему, что после проведённого эксперимента Мальцева освободят, но теперь он снова ослеп. Кроме того, вторая травма, скорее всего, восстановлению не подлежит. Следователь винил себя в том, что согласился на подобную проверку, которая принесла несчастье человеку, но Костя успокоил его, сказав, что лучше быть слепым на свободе, чем зрячим, но несправедливо лишённым свободы.
Глава V
Следующим летом Константин сдал экзамен и стал машинистом. Теперь он ездил на отдельном поезде. Практически каждый раз, когда он подавал паровоз под состав, он видел Мальцева сидящего на скамейке. Облокотившись рукою на трость, он провожал слепыми глазами паровозы. Костя всё время пытался как-то утешить своего бывшего начальника, но тот не мог терпеть жалость по отношению к себе, поэтому каждый раз прогонял его прочь.
Однажды Константин предложил взять Александра Васильевича с собой в рейс, если он будет сидеть тихо и ничего не трогать. Бывший машинист сразу же согласился. На следующий день Костя помог Мальцеву подняться в кабину поезда, посадил его на своё место, и помог ему управлять машиной, положив свои руки поверх его рук. На спокойных участках Костя совсем отходил от Мальцева и смотрел на дорогу с места помощника.
Обратная дорога прошла так же благополучно. Поезд возвращался вовремя, но на последнем перегоне, когда светил жёлтый светофор, Костя не стал притормаживать и продолжил ехать на всех парах. Мальцев сидел спокойно, но его бывший помощник замер в ожидании. Вдруг Александр Васильевич отдал приказ закрыть пар, а затем встал с места и сам протянул руку к регулятору. Он признался, что видит жёлтый свет светофора, и заплакал от счастья.
Мальцев самостоятельно довёл поезд до Толубеева. А после работы Костя пошёл вместе с ним к нему домой, и провёл там весь вечер и всю ночь. Он побоялся оставить вновь прозревшего человека «без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».