плавание как жизненно необходимый навык
Плавание как жизненно необходимый навык
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 18:09, реферат
Описание работы
С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (например), во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием.
Файлы: 1 файл
1.Плавание — жизненно важный навык.
Почему? Вероятно, прежде
всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает
водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней
контактировать. С древних времен плавание применялось в быту и в труде
человека (например), во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие
профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер,
требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тир, Скион, Амрита (Средиземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры был широко развит подводный промысел по добыче с морского дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикийские кустари изготавливали известные в то время яркие пурпурные краски. Подводный промысел был широко развит на побережье: Средиземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах. Славились своими пловцами — ныряльщиками за жемчугом, раковинами, губками и различными кораллами Япония, Цейлон, Филиппины. Искусными пловцами были аборигены Австралии.
Археологические находки :(вазы, статуэтки, амфоры, барельефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют
о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта,
Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и
им были известны способы плавания, напоминающие современный кроль
и брасс. Сегодня об этом можно подробно узнать по целому ряду исторических документов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей. В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» : (т.е. калекой ) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать.
Здоровье, физические качества и красота человеческого тела достигались физическими упражнениями. Идеальным считалось обнаженное мускулистое тело безупречного телосложения с правильными пропорциями. Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности. Редчайшими памятниками архитектурного искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при римских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диоклетиана (100 х 50 м).
Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие
источники. Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Саркизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела»’. Спортивное
плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв.
Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Венеции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции. К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта. Первые официально зарегистрированные спортивные состязания пловцов по первым в истории «Правилам проведения состязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.
В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «
Ассоциация любителей спортивного плавания Англии». Вслед за Россией и Великобританией соревнования по плаванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Германия и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США
(1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.
В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная международная встреча по плаванию с участием спортсменов нескольких европейских стран. После этого международные соревнования пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых различных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной, исходя из местных условий. Единых «международных» дистанций не было. В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем».
В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом. В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс. Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Георга Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), которая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, включая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного плавания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Официально признаны в качестве спортивных способов кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.
В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.
Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
Консультация для родителей «Плавание — жизненно-необходимый навык»
Марина Ведерникова
Консультация для родителей «Плавание — жизненно-необходимый навык»
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.
Обьект исследования: Дети обучающиеся плаванию
Предмет исследования: Плавание как одно из лучших средств закаливания и укрепления организма
Цель исследования: Целью исследования является выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимаюшихся плаванием детей.
Укрепление здоровья детей реализуется на основе разработанной комплексной методики, базирующейся на средствах начального обучения плаванию и упражнениях общей физической подготовке в воде, систематизированной в программу оздоровительного плавания.
На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.
Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаваниюспособствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Занятия должны проводиться регулярно, иначе достигнутый эфект закаливания будет снижаться;
Не допустим большой перепад температур, в результате которого есть большая вероятность простудиться; нужно помнить о том, что добиться хороших результатов в воспитании у детей прочных навыков личной гигиены и выполнения элементарных правил общественной гигиены (не сорить, не пачкать мебель, стены; вытирать ноги при входе в помещение, в воспитании культуры поведения, организованности и дисциплинированности можно лишь при постоянстве предъявляемых требований и создании благоприятной гигиенической обстановки для выполнения их. Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными, понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого ив детском саду, и в семье к детям должны предъявляться единые требования.
Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» Иммунитет — ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте,.
Консультация для родителей «Познакомить родителей с нормальным речевым развитием ребенка» Цель: Познакомить родителей с нормальным речевым развитием ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить.
Консультация для родителей «Права и обязанности родителей. Обзор Семейного кодекса» Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей определены Семейным кодексом РФ. Родительские права, предусмотренные.
Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству» Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет.
Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.
Консультация для родителей «Учись, играя. Добрые советы для родителей» Ребенок в возрасте 6-7лет физиологически готов к развивающему обучению. Именно в этом возрасте у ребенка появляется желание и интерес к.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Консультация для родителей «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные.
Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье Часто перед родителями стоит задача сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. Очень важно для воспитания и социализации.
Консультация «Спортивное плавание как жизненно необходимый навык»
Анна Трунилина
Консультация «Спортивное плавание как жизненно необходимый навык»
Первоисточником жизни человека является водная среда, в которой он рождается и, которая занимает более двух третей площади поверхности нашей планеты. Жизнь это движение не только по земле, но и по водной поверхности морей и рек, где не везде есть мосты и паромы. Чтобы преодолеть даже небольшую речку, надо уметь плавать.
Умение плавать (а не купаться) часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь человека. Это своеобразная страховка от несчастных случаев на воде. Нередко бывает, что родители, сводив ребенка на несколько занятий плаванием в бассейн и, убедившись, что он может держаться на воде, прекращают занятия. Это серьезная ошибка, так как, не овладев правильной техникой, все движения человека направлены на создание опоры и удержание себя на поверхности воды. Попытки плыть быстрее приводят к быстрой усталости, ребенок начинает задыхаться, паниковать и останавливаться. Только умение плавать спортивными стилями, а не купание и барахтанье может уберечь наших детей от десятков тысяч несчастных случаев. Спортивные способы плавания это лучшее, что отобрано человеком в процессе его взаимоотношений с водной стихией.
На сегодняшний день в мире плавания активно используется 4 вида спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин, брасс.
Кроль на груди – это самый быстрый из способов плавания. В основе техники лежат попеременные гребковые движения рук. Каждая рука возвращается в исходное положение в тот момент, когда другая выполняет гребок. Ноги совершают непрерывные вертикальные движения вверх-вниз. Вдох осуществляется при повороте головы в сторону.
Кроль на спине выполняется попеременными движениями рук из-за головы до бедер с проносом их над водой из положения лежа на спине. Ноги выполняют попеременные движения вверх-вниз.
Баттерфляй (Дельфин) – второй по скорости способ плавания, требующий затраты большого количества энергии. При этом способе плавания осуществляются одновременные симметричные движения рук и ног, выполняющие перед гребком пронос над водой, а туловище волнообразно прогибается.
Так же, необходимо отметить, что регулярные занятия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным простудным заболеваниям.
Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.
Кружок «Здоровячок» (плавание) Кружок «Здоровячок» (плавание) Инструктор по физической культуре МАДОУ д/с «Солнышко» Евстигнеева Елена Климентьевна Плавание — мощный.
Плавание — способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста «Плавание – способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста» Плавание наиболее гармоничная физическая нагрузка.
Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье Часто перед родителями стоит задача сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. Очень важно для воспитания и социализации.
Сценарий выпускного бала в подготовительной группе «Плавание по стране знаний» Мовсесян Валентина Михайловна Выпускной бал в подготовительной группе «Солнышко» Мы долго ждали этот день, Но он нагрянул как – то сразу.
Выступление на педсовете «Плавание в жизни детей» Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно,.
Эстетическое плавание как средство гармоничного развития воспитанников и формирования мотивации к занятиям физической культур Эстетическое плавание как средство гармоничного развития воспитанников и формирования мотивации к занятиям физической культурой. Эстетическое.
Конспект занятия «Плавание тел» в подготовительной группе в образовательной области «Познание. ФЦКМ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 45 «Домовёнок» посёлка Монино Щёлковского муниципального района.
Плавание – жизненно важный навык
История, оздоровительное и прикладное значение плавания. Известные пловцы и участники первых в России соревнований на Березине. Брасс, баттерфляй, кроль на груди и на спине. Плавание в группах здоровья на спортивных базах и в учебных заведениях.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.12.2014 |
Размер файла | 36,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дворянчиков М.А. 308-Т гр.
Оздоровительное значение плавания
Прикладное значение плавания
Общая характеристика отдельных техник плавания
Известные пловцы России
В связи с этим при работе над данным рефератом была поставлена цель увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание. При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из студентов заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.
Частными задачами на пути достижения указанной цели является:
Изучение истории возникновения и развития плавания как вида спорта;
Анализ оздоровительного и прикладного значения плавания;
Общая характеристика отдельных техник плавания;
Рассказать о достижениях известных пловцов России.
Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.
До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: «Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого. плавать и читать не умеют, вверить службу?»
Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: «Он не умеет ни читать, ни плавать».
Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал: «Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей».
В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимназиях. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.
Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.
В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания.
Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию. плавание соревнование спортивный
Великий преобразователь Российского государства Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание «утонуло» в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.
Известный специалист в области плавания, кандидат педагогических наук, доцент ЛГУ Н. Д. Третьяков разыскал в одной из библиотек Ленинграда ту самую инструкцию 1829 года. Приведем несколько выдержек из нее.
«Для поощрения в плавании учреждаются состязания на призы, которые должны проводиться летом, до наступления утренних холодов в присутствии начальников саперных бригад. К состязаниям на призы допускаются только лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных».
Далее инструкция определяла, кто из пловцов может быть назван отличным:
«Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит при том руками и ногами плавно и сильно, а плывя на спине, держит грудь над водой;
— если он может плыть стоя, держась над водой по грудь;
— если он бросается в воду, как головою, так и ногами вперед, притом в определенный пункт (в ивовый обруч диаметром 1 аршин) (1 аршин = 71,12 см);
— если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов (1 фунт = 0,409 кг) с привязанным к ней деревянным валиком длиною 1 фут (1фут = 0,3 м) и полтора дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в диаметре);
— если он бросается в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и рубашке, застегнутой у ворота, и, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег;
— если затем, плывя по течению, он приведет к берегу деревянное тело весом до 4 пудов (1 пуд = 16 кг)».
Занятия по обучению плаванию солдат включали: освоение приемов плавания на сухопутных лямках (сейчас такими пользуются для обучения плаванию малышей); изучение плавания на груди, на спине и стоя; плавание в военной одежде; обучение прыжкам в воду; ныряние и поднятие со дна водоема небольших тяжестей; обучение навыкам, необходимым для переправ вплавь через реку (индивидуально и в составе подразделений); переправы вплавь с лошадьми.
Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что «под наблюдением обер-офицера, заведующего плавательной командой, на берегу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты изнутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила».
Внимание к плаванию как необходимому для воинов российской армии навыку было на достаточно высоком уровне. Не меньший интерес проявляло к водным процедурам и купанию население многих городов. Так, в Москве по берегам Яузы, Неглинки и, конечно же, Москвы-реки в жаркие летние дни бывало множество зрителей, вода буквально кишела обнаженными телами.
И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восемнадцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровительных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эллинского (греческого) культа красоты и здоровья.
Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры.
И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).
Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плаванию. Это стало отправной точкой, появились спортивные организации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Международный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревнований. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.
Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассейнах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем марафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд.
Его дистанция простиралась от берегов Англии к берегам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафонского плавания стала одной из самых престижных для пловцов.
Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала результат 12 часов 30 минут.
Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из бакинских гимназий Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.
Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?
Летом 1894 года Петербургский «Кружок любителей спорта» организовал заплывы на реке Славянке. Были поставлены плоты, выверена дистанция, фиксировалось время. Однако сегодня трудно согласиться, что до того времени подобных состязаний не проводилось. И вот почему. Еще в 1834 году в Петербурге на Неве, рядом с Летним садом, открыли первую общедоступную школу плавания. Работала она, естественно, только в жаркие дни, которых за лето набиралось не так уж и много. Среди посетителей школы часто бывал и Александр Сергеевич Пушкин.
Вспомним его современника, знаменитого английского поэта Д. Байрона, прекрасного пловца (он переплыл пролив Дарданеллы) и фехтовальщика, поражавшего своим мужеством Пушкина, и увлечение плаванием великого русского поэта станет вполне объяснимым.
Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю нашего вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специальной литературе о плавании, которая была опубликована в Петербурге в 1838 году под названием «Руководство к плаванию с показанием пользы этого искусства в войне». Впервые читатель нашел на ее страницах подробное описание техники плавания брассом, на боку, «по-собачьи», «саженками», ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказания помощи утопающим.
Первая школа и первые соревнования. Их разделяют почти 60 лет! Так что можно утверждать, что спортивное плавание с трудом пробивало себе дорогу к признанию.
Одним из энтузиастов-первооткрывателей по праву называют морского офицера, доктора медицины Владимира Николаевича Пескова (1873—1937). Неутомимый организатор, Песков в 1906 году разработал подробный проект строительства школ плавания на открытых водоемах. Два года хождений по различным инстанциям не увенчались успехом, проект не устраивал чинуш царских министерств. Выручили во Всероссийском обществе спасания на водах. Выделили средства. И 6 мая 1908 года недалеко от Петербурга начала свою работу школа плавания нового типа.
Так зарождалось спортивное плавание в нашей стране.
Большинство воспитанников шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок.
После Октябрьской революции вновь отличаются на водных дорожках те, кто прошел уроки Пескова. Военспец, кадровый офицер, он полностью был на стороне революции. Возглавив инспекцию спорта в Политуправлении Балтийского флота, Владимир Николаевич Песков наряду со службой продолжал особое внимание уделять организации массового обучения плаванию. По его инициативе создается первый советский спортивный клуб пловцов «Дельфин».
Оздоровительное значение плавания
Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.
Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет», способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.
Плавание полезно и пожилым людям. Как уже говорилось, вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме.
Прикладное значение плавания
В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.
Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
Общая характеристика отдельных техник плавания
Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.
По скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.
В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором этапе комбинированной эстафеты 4х100 м. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду.
При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков руками и движений ногами вверх-вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению вперед. Вдох делается при повороте головы в сторону.
В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине.
При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных гребков правой и левой рукой и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится 2 гребка руками, 6 движений ногами, вдох и выдох.
В олимпийской программе данному способу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированной и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом.
Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). Движения ногами, как того требуют правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это же требование относится к движениям руками.
Известные пловцы России
Карпеева Светлана Анатольевна родилась 16 октября 1985 года в городе Омск. Она является профессиональной российской спортсменкой, выступающей в такой категории как плавание. В 2008 году приняла участие в Олимпийских играх в Пекине.
Светлана Карпеева является многократной чемпионкой России. Она победительница этапов Кубка мира. Так же она имеет разряд мастера спорта международного класса. Светлана лучшая пловчиха России на дистанции 200 м комплексным плаванием.
Светлана Карпеева начала тренироваться в довольно юном возрасте. Её первым тренером стал В. Сапрыкин. Сейчас она выступает за ХМАО и Новосибирскую область. А в 2003 году вошла в состав российской национальной сборной, где её тренером стал О. Веревка.
В 2006 году Светлана Карпеева приняла участие в Кубке мира. Девушка смело заявила о себе, заняв 1 место в заплыве на 100 метров комплексным плаванием.
В 2007 году Карпеева заняла 1 место на чемпионате России на своей излюбленной 200-метровке. Такой же результат спортсменка повторила и в 2008 году
Светлана Карпеева является многократной чемпионкой России. Она победительница этапов Кубка мира. Так же она имеет разряд мастера спорта международного класса. Светлана лучшая пловчиха России на дистанции 200 м комплексным плаванием.
Блестящие результаты и победы на самых престижных чемпионатах мира достаются Светлане Карпеевой благодаря её постоянному упорному труду. Девушка практически все свое время проводит в бассейне.
Она совершенствует свою технику, оттачивая до безукоризненности свое мастерство и увеличивая скорость.
В 2008 году Светлана Карпеева приняла участие в Олимпийских играх в Пекине. Спортсменка представляла интересы России в 3 категориях. Она приняла участие в комплексном плавании на дистанции 200 метров.
На Летних Олимпийских играх в Пекине Светлана выступила на 3 дистанциях:
В свободное от тренировок время Светлана Карпеева предпочитает читать книги и заниматься самообразованием. На данный момент она является студенткой Югорского государственного университета, поэтому у неё нет практически свободного времени на развлечения и общение с друзьями. Сейчас девушка полностью посвящена формированию своей спортивной карьеры и получению высшего образования. В свободную минутку Света может себе позволить связать пару теплых вещей для своих близких людей.
Данила отличался отменной спринтерской скоростью. Особенно удачно спортсмен выступал на коротких дистанциях, таких как 100 и 200 метров.
В скором времени Изотов начал состязаться на юношеских состязаниях, представляя личный физкультурный клуб.
Данила добился больших успехов и завоевал уймище медалей. Поклонники, которые внимательно следили за соревнованиями юных пловцов, позиционировали его как одного из самых талантливых молодых спортсменов. Действительно, сквозь некоторое время Изотов стал быстрейшим российским пловцом на коротких дистанциях.
В 2007-ом году исполнилась греза молодого спортсмена. Он попал в команду Российской Федерации. Изотов получил вероятность участвовать в крупных интернациональных турнирах, в том числе на Олимпиадах.
В 2003 году Лариса Ильченко стала победителем и призером в эстафетном плавании в Первой летней Спартакиаде России, серебряным и бронзовым призером в зональном Первенстве России и призером в Первенстве России среди юниоров.
В 2004 году Лариса Ильченко стала чемпионкой России в эстафете по плаванию «4 по 200 метров» вольным стилем, призером Первенства России, Чемпионата и Первенства России по плаванию на открытой воде, серебряным и бронзовым призером Первенства Европы среди юниоров. В том же году спортсменка завоевала титул чемпионки России по плаванию на открытой воде.
В 2007 году спортсменка дважды завоевала титул чемпионки мира в плавании на открытой воде, победив в Австралии на дистанциях 5 и 10 километров; стала бронзовым призером Кубка Мира по плаванию, Чемпионкой России в эстафетном плавании 4 по 200 метров вольным стилем, бронзовым призером в Чемпионате России по плаванию; завоевала золото в Чемпионате России на открытой воде в дистанции на 5 километров.
В 2008 году к списку побед пловчихи добавились: серебро в Чемпионате России по плаванию, золото в этапе Кубка Мира по плаванию на открытой воде в дистанции на 10 километров и два титула Чемпионки Мира по плаванию на открытой воде, завоеванные в Севилье (Испания).
20 августа 2008 года Лариса тала олимпийской чемпионкой, завоевав золотую медаль в плавании на 10 км на открытой воде. Лариса Ильченко окончила училище олимпийского резерва, в настоящее время учится в физкультурной академии. Живет и тренируется в Волгограде.
Заканчивая работу над рефератом, представляется необходимым подвести итоги и сделать ряд выводов.
Плавание известно человеку с древнейших времен: найденные при раскопках изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Плавание развивает мышечную систему, подвижность в суставах, совершенствует координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание.
В прикладных целях плавание используется при преодолении водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с предметами и др), спасение тонущих и др.
Также мы ознакомились с достижениями наших российских известных пловцов.
Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь.
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство.
4. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
5. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Общая характеристика отдельных техник плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.
реферат [18,8 K], добавлен 30.04.2004
Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.
реферат [41,8 K], добавлен 10.07.2016
Характеристика, особенности и классификация плавания, его способы. Свойства воды и силы, действующие при статическом и динамическом плавании. Техника плавания способами брасс, кроль на груди и на спине, траектория движения рук, выполнение поворотов.
презентация [1,8 M], добавлен 13.10.2013
Биокинематическая схема плавания способом «кроль на спине». Фазовый состав, силы, вызывающие плавание способом «кроль на спине», их происхождение и взаимодействие. Методы и приёмы обучения плаванию способом «кроль на спине». Развитие двигательных качеств.
контрольная работа [12,1 M], добавлен 10.01.2011
История развития плавания. Положение тела при плавании брассом, фазы движения. Техника плавания способом кроль или свободным стилем. Неопределенность формулировок в правилах соревнований для способа брасс. Техника, виды стартов. Ныряние в длину и глубину.
курсовая работа [50,2 K], добавлен 10.07.2015
Техника спортивных способов плавания, кроль на груди, спине, дельфин, брасс. Положение тела при плавании, движения ногами и руками, подготовительные и рабочие движения, дыхание, координация движений. Техника стартов, поворотов, ныряния в длину и глубину.
реферат [44,1 K], добавлен 06.05.2010
Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Обучение основам техники плавания кроль на груди и кроль на спине.
дипломная работа [598,2 K], добавлен 27.10.2015