площадь восстания история названия
Площадь Восстания
История названия
Название пошло от церкви, которую построили в начале минувшего века. Впоследствии именование Знаменская закрепилось. Тогда же началось возведение железнодорожного вокзала, которому в то время дали название Николаевский. В 1917-ом году тут развернулись кровопролитные и ожесточенные события, которые повлекли за собой две революции. Именно тут провозгласили всем известные февральские манифесты. В этом месте проходило множество боевых действий и схваток. Из-за этого спустя год ее переименовали на современный лад, а ближе к середине 20-го столетия ее оснастили станцией метро, которой дали название Площадь Восстания. Станцию относят к первой ветке метрополитена. Изнутри ее украсили неповторимыми бронзовыми статуями, которыми отразили кровавые и безжалостные события Февральской и Октябрьской революции.
Площадь Восстания основана во времена правления Елизаветы. В годы её правления решили построить церковь Знаменскую, исполнил этот проект Демерцов. Но после возведения церковь еще не раз перестраивали. А саму площадь сформировали приблизительно к 1950-му году, когда Ефимов создал проект и заложил в него идею архитектурного ансамбля площади. Это произошло из-за строительства еще одних железнодорожных путей, соединивших Петербург и Москву. На этом месте архитектор Тон построил Московский вокзал (в то время он назывался Николаевским).
Позже по проекту Гемлиана воздвигнут гостиницу под названием Знаменская, которую в советские годы переименуют в Октябрьскую. Она еще известна как причтовый дом, возведенный и спроектированный известным тогда инженером Соколовым. В конце 1909-го года на этой площади под звуки шумного оркестра провели церемонию открытия памятника Александру Освободителю. Спустя тридцать лет памятник увезут в Русский музей, а после этого доставят для установки в Мраморный дворец.
В 1945-ом году возвращавшихся с фронта героев с размахом встретили на заново отстроенном Московском вокзале. В первой половине 1980-го года было решено возвести обелиск в честь 40-летия Великой Победы. В те годы такие памятники устанавливали в городах, где героически гибли люди. В наши дни этот обелиск считается символом победы и почитается людьми не только преклонного возраста, но и молодым поколением. Многие приходят в это место чтобы вспомнить погибших и отдать дань уважения. В этом месте выступал сам Владимир Ильич Ленин, это место посещала Елизавета Петровна, когда еще стояла церковь, а также здесь побывал Александр Второй. Его по праву считают местом, где в 1917-ом году решалась не только судьба города, а судьба всей страны.
ТОП-7 весенних спектаклей
Известен шорт-лист премии «Большая книга-2018»
Скандальный «Оскар-2018»: Как отразится общественная критика на результатах
Чешский чёрный театр теней
Женитьба Фигаро: безумство комедиантов
Осенний праздник фонтанов в Петергофе
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
(акционный тариф при выборе мест)
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2500 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 600 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 600 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
(акционный тариф при выборе мест)
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 540 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 600 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Мирей Матье
- 05 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Хор Турецкого
- 19 декабря 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 3500 ₽ Е
Алексей Брянцев
- 06 марта 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Максим Фадеев
- 15 апреля 19:00 Ледовый дворец Билеты от 1500 ₽ Е
Детям, Шоу, Шоу-Мюзикл, До 6 лет, От 7 до 11 лет
Остров сокровищ (Сергей Безруков)
- 26 марта 12:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Площадь Восстания
История названия
Название пошло от церкви, которую построили в начале минувшего века. Впоследствии именование Знаменская закрепилось. Тогда же началось возведение железнодорожного вокзала, которому в то время дали название Николаевский. В 1917-ом году тут развернулись кровопролитные и ожесточенные события, которые повлекли за собой две революции. Именно тут провозгласили всем известные февральские манифесты. В этом месте проходило множество боевых действий и схваток. Из-за этого спустя год ее переименовали на современный лад, а ближе к середине 20-го столетия ее оснастили станцией метро, которой дали название Площадь Восстания. Станцию относят к первой ветке метрополитена. Изнутри ее украсили неповторимыми бронзовыми статуями, которыми отразили кровавые и безжалостные события Февральской и Октябрьской революции.
Площадь Восстания основана во времена правления Елизаветы. В годы её правления решили построить церковь Знаменскую, исполнил этот проект Демерцов. Но после возведения церковь еще не раз перестраивали. А саму площадь сформировали приблизительно к 1950-му году, когда Ефимов создал проект и заложил в него идею архитектурного ансамбля площади. Это произошло из-за строительства еще одних железнодорожных путей, соединивших Петербург и Москву. На этом месте архитектор Тон построил Московский вокзал (в то время он назывался Николаевским).
Позже по проекту Гемлиана воздвигнут гостиницу под названием Знаменская, которую в советские годы переименуют в Октябрьскую. Она еще известна как причтовый дом, возведенный и спроектированный известным тогда инженером Соколовым. В конце 1909-го года на этой площади под звуки шумного оркестра провели церемонию открытия памятника Александру Освободителю. Спустя тридцать лет памятник увезут в Русский музей, а после этого доставят для установки в Мраморный дворец.
В 1945-ом году возвращавшихся с фронта героев с размахом встретили на заново отстроенном Московском вокзале. В первой половине 1980-го года было решено возвести обелиск в честь 40-летия Великой Победы. В те годы такие памятники устанавливали в городах, где героически гибли люди. В наши дни этот обелиск считается символом победы и почитается людьми не только преклонного возраста, но и молодым поколением. Многие приходят в это место чтобы вспомнить погибших и отдать дань уважения. В этом месте выступал сам Владимир Ильич Ленин, это место посещала Елизавета Петровна, когда еще стояла церковь, а также здесь побывал Александр Второй. Его по праву считают местом, где в 1917-ом году решалась не только судьба города, а судьба всей страны.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Площадь Восстания
Площади
Краткое описание
Площадь Восстания — бывшая Знаменская — в числе знаменитых площадей Санкт-Петербурга. Ее центр украшен пятигранным обелиском — вторым по величине гранитным монолитом города, после Александровской колонны на Дворцовой площади.
Хотя есть версия, что Александринский столп полый, но это не точно
Место пересечения современных Невского и Лиговского проспектов всегда переполнено транспортом из-за близкого расположения Московского вокзала.
История
У площади Восстания очень интересная история, которая начинается в 1765 году, когда по велению императрицы Елизаветы Петровны на месте ее нынешнего расположения была построена деревянная церковь. Она состояла из трех приделов — одного главного и двух боковых.
Один из боковых приделов был освещен в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Он дал название всей церкви, площади, мосту через Лиговский канал на Невском проспекте и еще улице, которая сейчас называется улицей Восстания.
Через 29 лет, в 1794 году церковь была перестроена в камне и расширена на две часовни, а в начале 1941 года в связи со строительством метрополитена ее разобрали — жаль, здесь бывали многие известные люди, в их числе ученый академик Иван Петрович Павлов. Церковные службы велись здесь до 1938 года.
Про атмосферу Знаменской площади 1840-х годов писал известный адвокат А. Ф. Кони. В своих заметках он называет ее обширной и пустынной, обрамленной одноэтажными и двухэтажными домами с протекающей рядом речкой с мутной водой, с травой, растущей по крутым берегам, и ограждениями в виде грубых деревянных перил.
До этого времени площадь освещалась масляными фонарями, позднее — газовыми.
После 1840 года место у церкви начало превращаться в обустроенную площадь. Её и близлежщий вокзал спроектировал русский архитектор Николай Ефимов. Здание Николаевского вокзала, сейчас он называется Московским, строилось 7 лет — с 1844 года по 1851 год. Его открытие превратило Знаменскую площадь в главные ворота Петербурга.
Московский вокзал: Лицевой фасад с башней-часами обращенный к обелиску, установленному посредине площади Восстания. Именно здесь тебя будет ждать таксист, если вообще подъедет.
До обелиска в центре с 1909 года по 1937 год возвышался конный монумент Александру III, который затем перенесли в парадный двор Мраморного дворца
С 1952 по 1985 здесь находился сквер, где изначально планировалось установить памятник В. И. Ленину. Но не сложилось. Некоторое время после войны на месте разобранной в 1941 году Знаменской церкви был установлен фонтан, перенесенный с Пулковского шоссе. Потом его установили в Парк Победы, а затем на Сенную площадь.
С приходом народной власти название Знаменская площадь было заменено на Площадь Восстания в честь событий 1917 года
Поговаривают на тему строительства на Площади Восстания подземного паркинга и торгового комплекса, возвращение памятника Александру III, якобы в настоящее время власти размышляют над данными проектами.
Архитектура
Архитектурная доминанта на Площади Восстания одна — 36-метровый 750-тонный гранитный монумент. Идея архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова потребовала инженерных расчетов. Они выполнялись в Ленинградском проектном институте.
Обелиск Герою-городу Ленинграду
Монумент состоит из трех частей:
Монумент установлен на 10-метровую базу и еще на 9-метровое по ширине основание.
Среди зданий, окружающих площадь:
Другие достопримечательности
Поблизости с площадью Восстания находятся:
Где находится
Площадь Восстания, Санкт-Петербург, Россия.
В 100 метрах от площади находится станция метро Площадь Восстания. Она соединена подземным переходом со станцией Маяковская, с которой можно выйти на Невский проспект.
Площадь Восстания в Санкт-Петербурге
Фотографии
Предыстория
В 1765-м на месте современной площади был пустырь, на котором выстроили Знаменскую церковь из дерева. Сорок лет спустя ее сменила каменная. Классический храм с пятью куполами-луковками задал важный тон будущему архитектурному ансамблю.
В 1840-х обширные пустоты вокруг храма решили обустроить в площадь. Поэтому она и получила его имя и стала Знаменской. В 1851 году на ней возвели великолепное здание Николаевского железнодорожного вокзала (одного из первых в России), в 1857-м — красивую гостиницу в четыре этажа, в 1870-м — причтовый дом при церкви, ставший значимым элементом архитектуры площади. В 1909-м ее центральное место занимал памятник Александру Третьему, восседающему на коне.
Сейчас можно увидеть на площади здания вокзала, переименованного в “Московский” и являющийся точной копией Ленинградского в Москве, и гостиницы “Октябрьской”, признанной одной из самых старых в городе, а также причтовый дом (Лиговский, 39). Судьба царя и церкви оказалась сложнее.
Советские метаморфозы
В череде революций XX века Знаменская площадь попала в центр массовых выступлений, манифестаций. Храм выдержал. Но в 1918 году площадь переименовали созвучно времени – Восстания. Православный приход работал до 1938 года благодаря знаменитому академику Ивану Павлову. Ученый-физиолог был его почетным старостой. Со смертью Павлова хлопотать о культовом сооружении стало некому. К 1941 году храм разобрали под предлогом строительства метрополитена. Судьба камней неизвестна.
Монумент конному императору служил центром площади вплоть до 1937 года. Потомки не уничтожили реликвию. Но дополнили надписью на постаменте: “Торчу здесь пугалом чугунным для страны”. Соответствующие строки нашлись у “левого” поэта Бедного. Затем памятник переехал в пространство Русского музея, потом Мраморного, где, наконец, нашел покой.
Дальнейшая судьба
В Великую Отечественную площадь служила городу как могла. Подготовительные работы по прокладке метро под ней прекратились. Вольное пространство заняли долгосрочные огневые укрепления. Вокзал без отдыха отправлял составы с детьми, реликвиями, заводами. И затих только с блокадой. Едва ее сняли, доты стали разбирать, площадь восстанавливать, не дожидаясь конца мировой войны.
В 1953 году, к 250-летию Северной столицы, площадь Восстания реконструировали и дополнили парковой зоной. Здесь был заложен камень с клятвой — установить памятник Ленину. Не получилось. В 1985 году сердцем территории стал обелиск городу-герою Ленинграду.
Сейчас место Знаменской церкви занимает вестибюль станции метро “Площадь Восстания”. Об этом информирует установленная в 2007 году памятная надпись на стене.
Зеленые насаждения рядом
На Невском и Лиговском проспектах – череда купеческих особняков, доходных домов, культовых сооружений. В 15 минутах ходьбы:
На площади Восстания всегда людно, так как на ней находится много памятных и инфраструктурно важных достопримечательностей:
На площади часто и шумно проходят праздничные события, для которых она преображается и выглядит весьма эффектно и колоритно, что приятно лицезреть не только жителям, но и гостям Санкт-Петербурга.
piter_places
Места Санкт-Петербурга
Площадь Восстания, н.в.
У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и Лиговский проспект имеет свою, не менее интересную, историю.
В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и Лиговского канала церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).
Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами
Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами
Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.
В середине 19 века была построена гостиница «Знаменская». Гостиница потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской». В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.
В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.
Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года
Площадь Восстания, памятник Александру III
ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год
Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год
В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.
Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.
В 1955 году была открыта станция метро «Площадь Восстания».
Открытие ст. м. «Площадь Восстания», 15 ноября 1955 года
Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. «Площадь Восстания», между 1960-1970 годами
Обелиск «Городу-герою Ленинграду» был установлен в 1985 году.
Обелиск «Городу-герою Ленинграду», вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.
Обелиск «Городу-герою Ленинграду», вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.
Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск «Городу-герою Ленинграду» являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.
Площадь Восстания
Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря. Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.
В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада. Через канал здесь был перекинут деревянный мост.
Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.
Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды «в 9-м часу вечера появился. волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать. «. [Цит. по: 2, с. 11]
После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.
Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.
Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.
Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: «Знаменская площадь обширна и пустынна. Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо. протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила«. [Цит. по: 2, с. 13]
Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.
Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года [2, с. 22]. Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными «воротами» в Петербург.
О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву «с товарищами» для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).
С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги («конки»). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.
До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.
За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:
Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета «Петербургский листок»: «Вчера. члены товарищества совершили. пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки«. [Цит. по: 2, с. 40]
Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.
С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.
В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания. [3, с. 103]
Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади. Всего на линии первоначально было пять машин.
В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.
В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца.
Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.
В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.
Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро «Площадь Восстания», открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.
Обелиск «Городу-герою Ленинграду» открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.