подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

1. Понятие содержания образования.

Прежде чем начать разговор о содержании образования, дадим определение этому понятию. Итак, содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности. Содержание образования призвано быть своеобразным зеркалом культуры, созданной человеком.

С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться. Что же включает в себя понятие «социальный опыт»?

Во–первых, это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.

Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический. Основные его проявления – знания, умения и навыки человека, получившего этот опыт. Например, для учащихся эти умения и навыки бывают как общими, или интеллектуальными, так и общеучебными.

В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.

Приобретая этот опыт, человек сможет:

– перенести полученные знания и умения в новую ситуацию;

– сформировать те или иные способы деятельности, полученные на основе уже известных методов и необходимые для применения в новых ситуациях;

– скомбинировать уже существующие способы деятельности с новыми, еще не до конца известными;

– увидеть те или иные способы решения возникающих проблем.

В–четвертых, составляющей социального опыта является опыт системы ценностей. Именно его следует назвать основой не только складывающегося мировоззрения и духовной сферы, но и системы ценностей, убеждений и идеалов.

Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:

– направленности на всестороннее развитие личности;

– научной и практической значимости содержания образования;

– соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;

– применения современных информационных технологий.

Непросто выяснить, какие науки сейчас пользуются спросом, что в первую очередь необходимо изучать. Ведь от того, какие науки человек изучает, зависит тип формируемого интеллекта. Та или иная наука обязательно проходит несколько ступеней развития.

1. Феноменологическую. На этой ступени наука находится на описательной стадии. При этом для описания основных положений она применяет естественный язык и житейские понятия. Обычно на начальном этапе обучения достаточно лишь этой ступени.

2. Аналитикосинтетическую. На этом этапе формируется язык науки с присущими ей основными понятиями, символами и обозначениями. При этом наукой описываются качественные объекты, явления и научные факты. Делаются также попытки предсказать направление развития и исхода наблюдаемых явлений. Язык на этой ступени уже не естественный, как на первой, а специфический.

3. Прогностическую. Здесь наука уже полностью сформирована, она включает количественную теорию, имеет свой развитый язык.

4. Аксиоматическую. Являясь высшей ступенью развития науки, она имеет развитый язык, являющийся уже междисциплинарным. В этом случае можно говорить, например, о языке кибернетики, информатики, а сейчас уже и педагогики. На этой стадии наука может дать точные прогнозы и описания явлений, проанализировать различные объекты, сформулировать общие законы.

Источник

Виды методов образования и их содержание

Разобраться в понятии, что такое содержание образования можно ответив на вопрос «чему учить?».

Существует высказывание, принадлежащее В. П. Тихомирову, позволяющее понять, чем является содержание образования и каково его место в образовательной системе современности.

«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог».

Существует в педагогике и традиционное определение этого понятия, которое звучит следующим образом:

Содержание образование есть не что иное, как педагогически адаптированная система научных знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть ученикам в процессе обучения, направленная на реализацию образовательных функций.

В таком определении заключается подход к содержанию образования заведомо ориентированный на знания. В центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. Данный подход ставит знания в приоритет перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Сегодня подход к определению сути содержания образования становится больше ориентированным на личность. Опираясь на данный факт, обучающиеся в конечном итоге должны не только овладеть определенным набором знаний, но и сформировать ценностно-значимые запросы и намерения. В процессе обучения приобретаются такие базовые качества личности как:

При таком подходе содержание образования может интерпретироваться как адаптированный и структурный социальный опыт, состоящих отдельных компонентов. К таким компонентам можно отнести:

Все компоненты содержания образования связаны друг с другом и взаимозависимы. В данном факторе и состоит успех образования, а именно стремление к достижению цели путем обучения, воспитания и развития.

подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования

Содержание образования, обеспечивающее экономическое и социальное развитие общества, регулируется законом «Об образовании в Российской Федерации». От содержания образования зависит не только развитие общества, но и становление личности, как части данного общества. Помимо этого, содержание образования должно отвечать мировым культурным требованиям.

Процесс обучения позволяет сформировать у личности полноценную картину мира, соответствующую пройденному этапу обучения. На каждом из отдельных этапов картина мира имеет свои понятия и особенности, которые неизменно расширяются и дополняются благодаря накоплению новых знаний.

Содержание процесса образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Существуют и другие требования к образованию, к которым относятся:

Данные требования, наравне с другими, определяются также как цель образования и являются одними из приоритетных в современной образовательной системе.

Общество и государство современности ориентированно на экономическое развитие, что, в свою очередь, требует подготовки квалифицированных кадров, способных обеспечить достижение поставленной цели. Именно на формирование такого кадрового состава нацелено государство и главная цель современного профессионального образования любого уровня – создание условий для реализации профессионального потенциала учащихся и получения ими соответствующей квалификации.

Развитие морально-нравственных качеств личности обеспечивает содержательная часть образования. Под такими качествами подразумевается взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми, народами различных национальностей, этносов, рас, религий, социальных положений. Содержание образование не допускает ограничений личности в его свободе выбора и выражения.

Роль образовательных программ в определении содержания образования

Содержание образования в учебных заведениях устанавливается программой обучения. Данная программа утверждается и приводится в исполнение силами образовательного учреждения. В основе конкретных учебных программ заложены примерные или базовые программы обучения.

Что избежать неточностей и существенного отклонения от стандарта, при подборе учебных программ, стандартом образования предусмотрены некоторые ключевые критерии:

Особую роль в современном процессе образования и его содержании отводится комбинированию (конвергенции) разнонаправленных дисциплин. В обязанности учреждения входит установление здорового баланса между различными предметами. В последнее время наблюдается тенденция повышенного интереса к наукам гуманитарного цикла, тогда как математические и естественные дисциплины отошли на второй план.

подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

Требования к содержанию образования

В соответствие с вышеизложенной теорией общие требования к содержанию образования должны соответствовать:

Источник

Понятие о содержании образования. Современные концепции образования

подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

Принято выделять несколько теорий содержания образования. Подробнее остановимся лишь на следующих:

– дидактический материализм, или энциклопедизм;

– дидактический формализм;

– дидактический утилитаризм;

– экземпляризм;

– теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.

Теория энциклопедизма была разработана Я. Коменским. По его мнению, главная задача обучения в школе – передача учащимся огромного количества разнообразных знаний. Исследователем даже был разработан учебник, в котором он поместил информацию, касающуюся необходимых знаний для учащегося. Приверженцем этой теории был и современник Коменского англичанин Дж. Мильтон. В течение 9 лет обучения он предлагал передать учащимся знания по 16 предметам (по родному языку, библейской истории, истории церкви, астрономии, географии, естественной истории, праву, агрономии, всеобщей истории, навигации, архитектуре, медицине, этике, политике, риторике, логике), а также изучить 5 иностранных языков.

Те, кто придерживался этой теории, были уверены, что от глубины понимания предлагаемых тем зависит количество изученного материала. В связи с этим ими были разработаны учебные программы, чрезмерно перегруженные информацией, практически не связанной с другими предметами. Но такая теория совсем не оправдывала себя, потому что школьникам было не под силу усвоить огромный багаж знаний.

Временем возникновения теории дидактического формализмасчитается XVIII в. Приверженцы этой теории твердо уверовали в то, что обучение – это лишь средство развития способностей и познавательных интересов учеников. Они же предлагали школьнику достигнуть истинной цели, а именно – углубить, расширить и сформировать свои способности и интересы. В качестве основного критерия отбора содержания учебного материала теоретики дидактического формализма рекомендовали использовать формирующую и развивающую ценность учебного предмета. Предметами же, которые в наибольшей степени ее выражают, они считали математику и классические языки. Приверженцы этой теории были уверены и в том, что в силах человека осуществлять перенос знаний, приобретенных в одной области, на другую.

подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Смотреть картинку подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Картинка про подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков. Фото подход в образовании который определяет содержание образования как систему знаний умений и навыков

Многие положения из этой теории были приняты еще в глубокой древности. Из самых известных мыслителей, занимавшихся этой проблемой, можно назвать Гераклита («многознание уму не научает») и Цицерона. Логическим продолжателем дидактического формализма впоследствии стал Песталоцци. Он считал, что главной целью обучения является усиление правильности мышления учащихся. Небезызвестный Дистервег тоже внес в нее свои положения. Основной задачей обучения для него было развитие памяти, мышления и внимания. Сторонники этой теории стали известны тем, что первыми обратили внимание на необходимость развития у школьников следующих категорий:

Но, несмотря на ряд преимуществ этой теории, у нее есть и недостатки. Так, для развития интеллектуальных способностей человека, помимо математики и языков, необходим и так называемый фактический материал, способствующий развитию мышления. В этом случае можно говорить о так называемой диалектической зависимости, а именно – о познании фактов, развивающем мышление. В свою очередь развитие мышления дает возможность овладеть фактическим материалом.

Автором теории дидактического утилитаризмастал американский исследователь Дж. Дьюи. Возникла она в начале XX в. По его мнению, образованием считается непрерывный процесс «реконструкции опыта» человечества. Единственным способом приобрести этот опыт является приобщение школьников к определенным видам деятельности, позволяющим развиваться цивилизованному обществу. В связи с этим в качестве содержания обучения Дьюи предлагал опираться на занятия конструктивного характера.

По его мнению, главное – научить школьника готовить еду, шить, заниматься рукоделием, приобщить к какому–либо мастерству и т. д. Дьюи полагал, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и трудовые успехи учеников. В качестве видов учебной деятельности он предлагает непременное объединение работы с игрой, вовлечение детей в социальное окружение, экскурсии в музеи и на производство, наблюдения за окружающей ребенка средой, беседы с людьми разных профессий, участие в общественном труде взрослых.

Теория экземпляризма появилась в Германии в 1958 г. Ее создатели стремились уменьшить объем учебного материала. Но одновременно с этим они хотели сохранить в сознании школьников понятие об окружающем мире. Приверженцы теории экземпляризма были твердо убеждены в том, что непрерывный прогресс науки и связанное с ним обогащение содержания образования противоречат учебным возможностям учеников. Чтобы разрешить это противоречие, они предложили:

1) применение парадигмального образования (от греч. Paradigma – «образец»). Другими словами, глядя на образец, они должны иметь общее понятие обо всем. Например, историю России XIX в. можно в программе представить по ключевым моментам: по политике Александра I, деятельности Сперанского, Отечественной войне 1812 г. и т. д. Благодаря этому школьник получает основные сведения об эпохе, составляя картину жизни того времени. В итоге он сможет отличить один исторический период от другого. Однако этот способ абсолютно не подходит для изучения иностранных языков, где нет подобных ключевых моментов;

2) использование так называемых «тематических» примеров. В этом случае материал рассматривается на основе примеров, через которые может быть представлена та или иная тема. При этом последовательное изложение учебного материала не практикуется. Например, таким способом в советские времена изучалась литература. Однако метод не подходит для познания абсолютно всех предметов. К примеру, при изучении математики он не может быть действенным;

Теория дидактического программирования. Впервые о ней заговорили в середине 50–х гг. XX в. Связано это прежде всего с возникновением программированного обучения. В современном мире в связи с развитием компьютерных технологий эта теория уже набирает большие обороты и становится все более популярной.

Сторонники этой теории пытались найти оптимально эффективный способ обучения. В связи с этим выделяют несколько этапов анализа содержания учебного материала.

Во-первых, должно быть четкое и конкретное определение целей изучения учебного текста. Без выполнения этого условия невозможно достигнуть дидактической эффективности. После этого требуется провести анализ учебного материала и вычленение как дидактических единиц, так и связей между ними.

Во-вторых, необходимо разделить учебный материал на две части:

– соответствующие результаты действий.

В-третьих, учителю следует контролировать деятельность своих учеников, следить за их ответами и корректировать их, если это необходимо.

В-четвертых, каждый новый термин, определение, закон и т. п. должны включаться в учебный процесс по несколько раз и повторяться в различных контекстах. Например, чтобы выучить новое слово из иностранного языка, его нужно повторить от 7 до 23 раз.

Словом, проблема выбора содержания образования не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Осложняется она и тем, что объем информации растет довольно быстро и школьники просто не в состоянии освоить все, что требуется. В связи с этим необходимо четко систематизировать информацию и в доступном виде предлагать ее для ознакомления учащимся. Следует также учитывать как возможности самих учеников, так и сроки обучения, а еще – их потребности и интересы.

Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений

Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во-первых, базовый учебный план, во-вторых, образовательные стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов, в-третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

– неизменяемое инвариантное ядро;

– вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части:

Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально–региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей. Школьная часть находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.

В состав федеральной и национально–региональной частей входят:

– содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;

– максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:

– структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

– перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

– недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

Принято выделять несколько видов учебных планов:

– базисный учебный план;

– типовой учебный план;

– учебный план школы.

Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:

– список необходимых предметов и недельная нагрузка;

– обязательная максимальная нагрузка;

– нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.

Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.

На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.

В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

– список обязательных предметов;

– обязательные предметы по выбору;

– факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;

– недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

– обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

– обязательные занятия по желанию школьников;

– факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.

В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.

Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:

– содержание базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;

– логику и последовательность изучения тем и вопросов;

– общий объем времени, отведенный на их изучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *