Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст

Культурное общение: что это и правила этикета

Что такое культурное общение

Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть картинку Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Картинка про Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текстПервое впечатление формируется достаточно быстро, хватает пары минут. Многие люди моментально вызывают симпатию или антипатию. Зависит это вовсе не от одежды или внешности, а от того, как человек говорит. Культура общения, хорошие манеры и знание правил этикета выходят на первый план при оценивании личности.

Хорошие манеры не даются от рождения, как и многому другому, им нужно учиться. Основу закладывают родители, которые дают первые представления о правильном поведении в обществе. Человек совершенствует в себе эти знания и умения на протяжении всей жизни. И, задавшись такой целью, можно помочь себе облегчить общение с другими людьми, производить приятное впечатление и быстрее добиваться успеха.Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть картинку Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Картинка про Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст

Важность этикета

Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть картинку Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Картинка про Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текстРечь – вовсе не простое формирование мыслей в слова и предложения, это сложнейший механизм в налаживании и установлении социальных связей. Культура общения влияет не только на собеседника, но и на самого человека. Подбор правильных выражений и корректные манеры формируют особый настрой ваших оппонентов.

Особенно ярко видна необходимость владеть этикетом общения в деловой сфере. При соблюдении всех правил хорошего тона сотрудник формирует у окружающих благоприятное мнение не только о себе, но и о компании, которую он представляет. Поэтому при желании достичь определенных вершин, нужно хорошо владеть своей речью.

Правила этикета и общения

Этика общения заключается не только в манере правильно говорить. Важными аспектами являются также интонация, язык, дистанция и поведение индивида. Правильно себя подать может помочь изучение общепринятых правил культуры общения.

На что стоит обратить внимание при коммуникации:

Культура общения диктует свои нормы. Например, для незнакомых или малознакомых людей оптимальной дистанцией принято считать расстояние в 2 вытянутые руки. Помимо соображений личного пространства и комфорта это имеет и практическое значение для этикета общения – любой собеседник может спокойно уйти, никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицы.

Если в ходе общения вы перепутали имя или забыли его, достаточно извиниться один раз. Коротко попросить прощения можно и в том случае, если вы споткнулись или затянули паузу в разговоре.

Особый дискомфорт приносят сплетники на мероприятиях. Для того чтобы не попасть в дурную или щекотливую ситуацию, не стоит обсуждать никого из присутствующих. Это является признаком дурного тона и не одобряется этикетом общения.

Правильно подобранная тема беседы – залог успеха. В культуре общения считается недопустимым долгая акцентуация разговора на своих снах, воспоминаниях, детях или супруге, привычках, болезнях, сплетнях, вкусовых или сексуальных предпочтениях.

Религия и политика вообще не должны затрагиваться, так как аспекты мировоззрения являются очень смущающими для большинства людей.

В том случае, если собеседник выражает яркие признаки раздражения от выбранной темы, стоит извиниться и перевести разговор в более нейтральную.

Этика общения накладывает однозначный запрет на использования языка, незнакомого для окружающих вас людей. Даже если вы говорите со своим давним знакомым в компании других. Это вопиющая бестактность!

Следует избегать жаргонных словечек и профессиональной терминологии. При знакомстве с представителем какой-либо профессии (строителем, врачом или юристом), не принято просить у них совет. При возникновении такой необходимости стоит договориться о личной встрече в другое время. Таким образом, этикет общения будет соблюден.

Не всегда тема разговора может быть вам интересна. Если собеседник посчитал нужным донести какую-то информацию, его необходимо выслушать. Если она неприятна, можно незаметно перевести разговор в другое русло. Прерывать собеседника на полуслове – признак дурного тона. Также как и демонстрировать явное раздражение, нетерпение и злость.

Делать замечания не считается корректным и допускается лишь в исключительных случаях. Этими случаями, как гласит этикет общения, является грубость в отношении вас или ваших близких, сплетни, затрагивание личных вопросов без разрешения, критика.

Пристально и непрерывно рассматривать человека нельзя. Особенно смущающим является взгляд на другого во время еды.

Иногда возникает желание разрядить обстановку или подкрепить свои слова чем-то приятным или яркой шуткой. Любые анекдоты, забавные истории, стишки уместны в небольших дозах и только в соответствии с конкретной темой.

Никому не нравится ощущать себя глупее своего собеседника. Поэтому подавлять своего собеседника эрудицией – не лучший вариант. Переоценивание и восхваление своих возможностей тоже вряд ли найдет своих поклонников.

В случае, если вы в чем-то не разбираетесь, не надо стесняться. Согласно этике общения это можно озвучить и попросить объяснить. Люди любят проявление интереса к ним, а также возможность открыть что-то новое для своего собеседника.

Этика общения предполагает уважительное отношение к собеседнику. В том случае, если случилась беда или недоразумение, очень важны слова поддержки. Но использовать стереотипные фразы и всем известные мудрые советы – признак дурного тона. Попытайтесь войти в ситуацию, найти искренние слова поддержки для человека. Это показывает ваше уважение к нему, заинтересованность в его личности и благодарность за открытость.

Этика общения подразумевает правильное обращение к другому человеку, ведь именно с него начинается коммуникация. Очень важно учитывать возрастные, половые и статусные особенности в таком тонком деле. Иначе есть риск начать общение с неприятной ноты.

Этические нормы общения предполагают обращение на «ты» только к самым близким людям и детям младше 12 лет., а со всеми остальными использовать формулировку «Вы». Даже в том случае, если человек одного с вами возраста.

В обществе не всегда приветствуется чрезмерное акцентирование на близких отношениях двух или более людей. Для того чтобы не привлекать внимание, в обществе посторонних людей, близких друзей или родственников называют по имени.

Совершать переход с «Вы» на «ты» необходимо медленно и очень тактично. Как гласит речевой этикет и культура общения, лучше, если инициатива будет исходить от женщины или человека, старшего по возрасту или социальному положению.

Как правильно отказывать

Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.

Речевые тонкости отказа:

Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

Общение с незнакомцами

Порой трудности возникают при обращении в транспорте или на улице к незнакомым людям. Привычно использовать слова: женщина, мужчина, мальчик, дедушка. Однако такое обращение недопустимо. Согласно этике общения нужно использовать обезличенные фразы: подскажите, пожалуйста, извините.

Согласно этике общения, первым должен приветствовать мужчина женщину, младший старшего (по возрасту или рангу), опоздавший ожидающего, вошедший уже присутствующих.

В зависимости от обстоятельств, выделяют такие виды обращения:

Этика при публичных выступлениях

Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Смотреть картинку Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Картинка про Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текст. Фото Поговорим о культуре общения вы замечали что часто текстВ течение своей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью публичных выступлений. Это может быть защита дипломной работы, презентация своей книги, проведение конференции или провозглашение тоста на свадьбе. Одним из ключевых аспектов является получение расположения аудитории и правильное общение с ней.

Для этого нужно знать основные правила этики при публичных выступлениях:

Сформировать основные тезисы, сделать презентацию и желательно отрепетировать несколько раз. Так можно избежать непредвиденных ситуаций. Позитивным моментом станет и использование статистики, которая будет являться весомым аргументом в ключе рассматриваемой проблемы.

Публика должна чувствовать вашу эмоциональную причастность к рассматриваемой ситуации. Грамотно подобранные слова и фразы, обращение на равных создаст явное преимущество в их глазах.

Следует избегать употребления заезженных фраз, они делают ваши слова неубедительными, создавая впечатление некомпетентности. Длительное вступление тоже не сыграет на руку.

Не все люди могут одобрять вашу позицию. Даже в том случае, если вам отвечают грубо или резко, нужно быть сдержанным и отвечать вежливо, несмотря на бурлящие внутри эмоции. Иначе это будет нарушение этикета общения. Использовать нецензурные выражения так же недопустимо. Соблюдая эти правила, будет легче добиться поставленной цели.

Таким образом, следование элементарным нормам общения поможет избежать множества неприятных ситуаций, а также сложить максимально приятное мнение о своей личности. Этика общения многогранна, что открывает перед каждым внушительные возможности признания и влияния.

Источник

О слове речи, культуре общения

«О СЛОВЕ, РЕЧИ, КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ»

Подготовительный этап. В ходе подготовки к собранию организуется работа с детьми и родителями. Предлагается анкета по тематике собрания, небольшие творческие работы.

Анкета для родителей

1. Придаёте ли Вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи? Какими способами?

2. Умеет ли Ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи?

3. Уделяете ли Вы внимание воспитанию культуры общения?

4. Как Вы считаете, говорит ли Ваш ребёнок бранные слова? Проводите ли профилактическую работу в этом направлении?

5. На что надо обратить внимание учителю в отношении Вашего ребёнка?

6. Какие испытываете трудности в развитии речи ребёнка?

7. На какие вопросы хотите услышать ответ на собрании, кого предлагаете пригласить?

Сейчас мы обменяемся опытом по развитию у ребёнка правильной, грамотной речи в семьях.

-Как вы, уважаемые родители, воспитываете в своих детях культуру общения?

Учитель. Из всего сказанного и услышанного нужно сделать такой вывод: важен пример взрослых, воспитание любви и интереса к книгам.

Речь детей, звучащая на уроке и на перемене, отличается. Редко, но можно услышать недобрые слова. Ребёнок, употребляющий в речи такие слова, не остаётся без внимания, с ним проводятся индивидуальные беседы.

Я хочу предложить вам игры, упражнения по обогащению речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:

Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река бежит (течёт, журчит, льётся), косой дождь (тёплый, холодный, летний, грибной).

Узнавание предмета по эпитетам. Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная. Что бывает узким, широким, зелёным, хмурым, деревянным, свежим1?

Подбор к предмету слов, обозначающих действие. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)

Игра в «увеличительные очки»: «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище».

Поговорим о культуре общения. Сейчас особенно остро встал этот вопрос. Почему? Потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы. Всем ясно, что культуру общения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят, как кинули котенка или щенка, накричали на бабушку, то и он позже будет грубить, срывать зло на слабых. Воспитанию культуры общения способствуют простые правила, прочитайте их дома внимательно и определите, над чем Вы считаете необходимо работать.

Правила культурного общения

• Не говорите плохо о человеке в его отсутствие.

• Бестактно прерывать разговор; если срочно нужно что-то спросить, то прежде всего необходимо извиниться.

• В разговоре неприлично выпячивать своё «я».

• Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.

• Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.

• Находясь в компании, не следует шептаться. Помните: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.

Учитель. Проблема, затронутая и рассмотренная нами, полезна и родителям, и детям. Уместна пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь». Наше будущее в руках наших. Хочется порекомендовать Вам, уважаемые родители, больше читать самим и вместе с детьми, больше общаться с ребёнком и его друзьями, сдерживать свои эмоции в любом разговоре, интересоваться новинками педагогической литературы. Хорошо бы стать читателями нашей школьной библиотеки. Прочитайте книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и А. В. Смольянова «Азбука поведения». Они помогут вам в решении рассмотренной нами проблемы.

Объявление благодарностей родителям за хорошее воспитание детей.

Возможное решение родительского собрания:

1. Исключим из своей и детской речи повторы, неточности в произношении, бранные слова.

2. Будем чаще устраивать семейные чтения.

3. Проведём конкурс чтецов в классе.

Источник

Конспект классного часа на тему: «Культура современного общения».

Конспект классного часа на тему: «Культура современного общения».

Время занятия – 1 час. Форма проведения: классный час. В планировании и проведении урока использованы следующие виды методов:

Вид урока – урок беседа (воспитательная дискуссия).

Вспомнить понятия «слова-паразиты», «жаргонизмы».

Упрочить навык создания связного монологического высказывания.

Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

Формировать системно-аналитическое мышление.

Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Привить любовь к родному языку.

Воспитывать бережное отношение к родной речи.

Упрочить интерес к чтению литературы.

Выработать критический подход в избирании источников информации.

Предполагаемые результаты обучения:

Понятия «слово-паразит», «жаргонизм».

Понятие литературной нормы.

Определять ударение в трудных случаях посредством орфоэпического словаря.

Анализировать свою речь.

Навыком построения монологического высказывания на заданную тему.

Реализация межпредметных связей.

Организационный момент (1 мин.)

Постановка темы и целей занятия. (2 мин).

Языковые нормы (5 мин).

Слова-паразиты (5 мин).

Как формируется наша речь? (7 мин).

Как говорим? Что говорим? (5 мин).

Почему надо говорить правильно? (5 мин).

Зачем нужно читать книги? (5 мин).

Подведение итогов (3 мин).

Завершающий момент (1 мин).

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас не обычный урок, а классный час.

Постановка темы и целей урока.

Сегодня мы побеседуем о культуре речевого общения, постараемся выделить основные проблемы, с которыми сталкивается в своей речи каждый говорящий и попытаемся найти решение этих проблем. Но начну я беседу со слов о нашем языке:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

— Эти слова великого русского писателя, мастера слова, Ивана Сергеевича Тургенева, я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.

В: Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого высказывания? Какой совет нам дает великий писатель? О чем он просит нас, своих потомков?

О: Беречь русский язык.

В: Что значит беречь русский язык? Какие ошибки мы можем допустить при использовании родного языка? Что может испортить нашу речь?

-Давайте начнем с речи письменной. Что может помешать правильному восприятию текста?

О: Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

В: А что может помешать правильному понимаю высказывания в устной речи?

О: Неправильный смысл слов.

О: Засоренность речи словами-паразитами.

О: Неправильные ударения.

-Верно. В лингвистике есть такое понятие, как норма. Норма обуславливает, как писать то или иное слово, какие слова лучше употреблять в той или иной обстановке, как то или иное слово нужно произносить и т.д.

В: Итак, давайте сделаем вывод. Что же значит беречь язык?

О: Беречь язык – значит соблюдать его нормы.

Лингвистический эксперимент 1.

В: А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание : прочитать слова, записанные на доске – по одному человеку

звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить.

(Работаем по цепочке. После того как ученик правильно ставит ударение в слове, учитель ставит над словом знак ударения. При возникновении трудностей остальные ученики помогают отвечающему).

— Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Действительно, довольно трудно выучить произношение всех слов русского языка. Но тем не менее к этому нужно стремится.

В: Не замечали ли вы, что иногда бывает довольно трудно общаться с человеком, который постоянно путает ударение в словах?

О: Да, часто это раздражает.

-Не задумывались, почему так происходит? Вместо того, чтобы воспринимать и обрабатывать информацию, мы отвлекаемся на неправильные ударения. А если это происходит постоянно, такая речь, как вы правильно подметили, начинает раздражать.

В: Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

О: Нет, просто происходит разговор.

О: Часто стараюсь контролировать то, что говорю.

О: Только если я разговариваю со взрослыми.

-В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Это нормально. Устная речь не так кодифицирована, как письменная, иногда мы можем позволить себе отступления от правил. Важно лишь уметь быстро и четко переключать свой «регистр», уметь моментально переключаться, например, с официальной речи на нейтральную и т.д.

Но ведь часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно.

В: Как вы думаете, что, помимо неправильного ударения, может помешать грамотной речи?

О: Одни и те же слова, которые человек постоянно вставляет в речь.

— Верно. Слова-паразиты мешают восприятию сказанного по той же причине, по которой мешает неправильное ударение – они отвлекают внимание.

О: Поскольку они мешают речи, засоряют ее.

В: А почему, по вашему мнению, люди используют слова-паразиты в своей речи?

О: Кому-то не хватает словарного запаса и он не может заменить одно повторяющееся слово.

О: Люди замещают такими словами паузы в своей речи.

-Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д. К сожалению, мы не слышим себя со стороны и редко прибегаем к анализу собственного «говорения». Но представьте, как со стороны «слышится» такая речь.

4. Слова-паразиты.

— Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее. Сейчас я прочитаю вам фрагмент, а вы попробуете понять его смысл. А на эмоциональном уровне определить – нравится ли вам такая речь.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

В: Ребята, понравился вам текст? Хорошо воспринимается?

О: Ничего не понятно.

О: Общий смысл понятен, это описание природы, но получилось некрасиво.

Я «испортила» отрывок из художественного произведения (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»).

— Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-паразитов)

5. Жаргонизмы

В: Итак, неправильная постановка ударения, слова-паразиты – все это мешает восприятию смысла высказывания. Но есть такие слова, которые попросту уродуют речь. Как вы думаете, о чем поговорим далее?

В: Как вы думаете, кто чаще всего использует жаргон в речи? Молодые люди, дети, может быть, старшее поколение?

-Среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

Теперь посмотрим, как воспринимается речь, в которой изобилует жаргонная лексика. Задание: прослушайте шутливый стих и определитесь, понятен ли смысл?

Прибежал из школы Сева,

А сестра ему в ответ:

«Папы с мамой дома нет!»

Сева с жаром восклицает:

«Отпасни обед, сестра!

Шамать – просто умираю –

Не рубал еще с утра!»

И, набивши рот печеньем,

Продолжал он с увлеченьем:

«Мы писали сочиненье

« Береги язык родной!»

Захиляли все ребята –

Память, что ли коротка.

Я решил паять цитаты

Вспомнил Льва Толстого – сила!

Вспомнил Чехова – моща!

Все, о ком ты говорила,

Вспомнил я на «эф», на «ща»;

Фета, Щедрина – законно,

Мы, небось, ведь не филоны.

Знаем, что, куда и где

Вот за это сочиненье

(Я трепаться не хочу),

Без сомненья, без стесненья

Хочешь спорить? Бесполезно.

Написал-то я железно

И со страшной силою.

Я тебе не Вася Кочкин.

Он сидит, дрожма дрожит,

Написать не может строчки,

Все забыл он, вот рахит.

Тут, конечно, дело ясно:

Ваське крышка, переплет.

Оторвет он кол потрясно,

А экзамен не толкнет.

Потому что все прохлопал,

Вечерами все стилял

И в кино охотней топал,

Не в библиотечный зал.

Мне за Ваську так неловко:

Друг такой – один позор…

Ну, спасибо за шамовку.

Прошвырнусь-ка я на двор.

В: Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение. Скажите, можно ли понять основной смысл диалога Севы с сестрой?

В: Были ли моменты затруднения в понимании речи мальчика? Чем они вызваны?

О: Да. Употреблением жаргонизмов.

-Правильно. Если общий смысл мы кое-как можем понять: нам помогает контекст; то отдельные слова вызывают затруднения. Например, слово, которое не раз использовал Сева – шамать, шамовка. Без контекста мы бы поняли, что означают эти слова? Есть ли что-то общее со словами – еда, есть?

О: Без контекста очень трудно понять, что имел бы в виду Сева, употребляя такие слова.

В: Ребята, а знаете ли вы, что такое жаргон? Как вы понимаете, что это за слова и кем они используются?

О: Жаргон – это грубые слова, которые заменяют уже существующие.

— Слово «жаргон» – означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной занятиями, общими интересами, увлечениями.

В: А вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

О: Иногда они проскальзывают. Но обойтись без них можно.

О: Не употребляю, т.к. считаю это некрасивым.

В: А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

О: выделиться из толпы.

-Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы.

В: Обратите внимание на такие слова, как комп и клава. Как они образованы?

О: усечением/сокращением основы.

-Действительно. Эти слова не несут никакой негативной окраски и по сути понятны многим людям, использующим эти предметы в своей жизни. Мы сразу понимаем, что они означают, у нас не возникает затруднений с определением их смысла, как в случае с Севиными «шамать» и «шамовкой». Но при этом эти слова также значатся жаргонизмами, т.к. мы не будем использовать их в ситуации официального или полуофициального характера.

Например, представьте себе объявление о поиске работника: Требуется оператор ПК. Что обозначает аббревиатура ПК? (Персональный компьютер). Мы не скажем, что нам требуется оператор персонального компа, мы употребим слово в изначальном его виде – компьютер.

В: Ребята, как вы думаете, полезно ли использовать в своей речи жаргон и почему?

О: Нет, нужно говорить без использования жаргона.

В: Что мы думаем про человека, который постоянно «сыплет» такими словечками?

О: Сразу видно, что он необразован.

О: Очевиден его культурный уровень.

-Мы выяснили, что для каждого отдельного человека жаргон не только не помощник в построении высказываний, но даже враг, портящий речь. А что мы скажем про язык в целом?

В: Как влияет жаргон на наш язык?

О: Язык может разрушиться, если мы будем замещать существующие слова жаргонными.

-Верно. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

-Среди сленговых выражений часто присутствуют слова, несущие даже бранное, ругательное значение. К сожалению, использование таких слов вошло в привычку у современной молодежи.

— Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Но все-таки нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить не торопясь.

6. Как формируется наша речь?

-Итак, ребята, мы выяснили, что в нашем общении, в культуре речи существует не так уж мало проблем, которые необходимо решать всеми силами.

Давайте задумаемся: а как формируется наша речь? Что влияет на то, как мы говорим?

В: Чью речь усваивает ребенок, только начинающий говорить?

В: А далее? Ребенок растет, вот он уже пошел в школу. И там?

О: Речь учителей и сверстников.

Так и формируется речь. Мы общаемся с очень многими людьми: родителями, родственниками, соседями, друзьями и знакомыми, одноклассниками и т.д. Мы слышим и фиксируем, часто неосознанно, все то, что они говорят. Так формируется и наша речь – до определенного момента – пока мы не осознаем, что в силах управлять этим процессом и контролировать усвоение языка.

В: А кроме людей, с которыми у нас каждый день происходит живое общение, что еще влияет на нашу речь?

О: СМИ: телевидение, радио, музыка, фильмы и т.д.

В: Что мы можем сказать об информации, которая поступает к нам ежечасно? Всегда ли она соответствует литературной норме?

-К сожалению, это так. Даже не все телевизионные каналы могут похвастать образцовой, грамотной речью своих ведущих. Часто даже в новостях, транслируемых по официальным государственным каналам, можно слышать речевые ошибки, неправильные ударения и т.д. В печатных изданиях часто можно заметить грубейшие ошибки – не только орфографические и пунктуационные. Что уж говорить про вывески на магазинах и рекламные баннеры. Зачастую они поражают своей безграмотностью. Стало модным «быть ближе к народу». Поэтому мы часто слышим ненормативную лексику или, что вообще недопустимо, – мат.

Так называемые слуги народа – политики и чиновники – тоже не лучше. За примерами далеко ходить не надо, достаточно включить телевизор и послушать, что говорят многие из них. А развлекательные шоу? Часто в них вообще не выбирают выражения.

В: Ребята, кем являются по профессии самые популярные люди нашей страны, которые постоянно мелькают на экранах телевизоров?

О: Ведущие, актеры, певцы.

-Разумеется, их речевое поведение также влияет на нашу с вами речь. А каким образом? Ежедневно выступая перед всей страной в разнообразных шоу, эти люди «задают тон», формируют общественный вкус, моду и т.д.

В: Каким должен быть человек, чтобы дотянуться до идеала с телевидения, чтобы стать похожим на него?

О: Прежде всего он должен красиво выглядеть.

-Верно. Мы можем взять для примера любой популярный клип. Содержанию песни практически не уделяется внимание. Это может быть банальный набор фраз, а иногда даже какие-то нечленораздельные звуки. Совсем неважно, какой смысл пытается донести до общественности автор подобного произведения. Главное – красивая картинка, интересный видеоряд, яркая, броская внешность исполнителя. Разве зритель задумывается в момент просмотра подобного творения, каков внутренний мир певца, его интеллект, как он говорит и т.д.?

Вот наш современный идеал. Внешне привлекательный человек. И эти идеалы постоянно навязываются нам из телевизора, модных журналов и т.д. В этих людях мы видим полное пренебрежение не просто литературным нормам, но и ко всему языку в целом. Естественно, зритель усваивает такое понимание жизни: важнее то, как ты выглядишь, чем то, как ты говоришь и о чем думаешь. Так и формируется наш язык, наше отношение к нему.

В: Ребята, как вы думаете, возможно ли отгородиться от подобной пропаганды небрежности в речи?

В: Что в будущем может произойти с языком, если мы продолжим идти по такому пути?

О: Мы рискуем потерять его богатство, красоту, выразительность.

7. Как говорим? Что говорим?

-Понятно, что каждый молодой человек хочет выглядеть взрослее, самостоятельнее. Но как этого добиться? Употребляя «взрослые» словечки, такие молодые люди думают, что этап взросления наступит быстрее. Для определенного возраста употребление жарогнизмов считается нормальным, если молодой человек при этом умеет переключаться на «чистую речь», когда того требует ситуация.

В: Как вы думаете, а что будет, если человек не сумеет переключаться между «подъязыками» и будет употреблять засоряющие элементы всегда?

О: со временем такая речь войдет в привычку.

-Верно: молодые люди забудут красоту русской речи, о которой так много говорили и писали известные классики. При попытке описать что-то, поразившее их своей красотой или необычностью, они ловят себя на том, что им не хватает слов, не хватает умения правильно использовать те слова, которые они знают.

В: Что мы имеем в виду, когда употребляем такое выражение?

О: имеем в виду интересного, ведущего за собой, активного юношу.

-Но если задуматься об этимологии этого слова, придется сделать вывод, что наше понимание имеет мало общего с самим смыслом слова.

В: Как вы думаете, от какого слова происходит прилагательное чумовой?

И как же нам воспринимать такое слово? Молодой человек веселится и развлекается всеми доступными способами только потому, что он смертельно болен и может умереть в любой момент?

-Часто ли мы задумываемся о том, ЧТО конкретно мы говорим? Какова основа всех этих слов и выражений? Не смешны ли зачастую подобные слова в их искаженном употреблении?

8. Почему нужно говорить правильно?

-Ребята, довольно часто вам приходится слышать, что нужно говорить правильно, беречь язык, следовать литературным нормам и т.д. А для чего нам это нужно? Давайте разбираться.

В: Вы, наверное, много раз слышали в своей жизни выражение: слово – великая сила. Вы согласны с этим? Почему? Что имеется в виду?

О: словом можно поддержать и утешить в трудную минуту.

О: Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

-Верно. Ведь с помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии.

-А сила убеждения? Правильно подбирая слова, эмоционально и ярко выражаясь, мы можем воздействовать на нашего собеседника. Мы можем не только нарисовать в его воображении яркую картину, мы можем не только эмоционально воздействовать (например, заразить интересом к книге или фильму), но и убедить в своей правоте, склонить на свою сторону.

Невозможно без владения правильной речью описать красоту природы. Попробуйте описать закат с помощью сленга. Не получится. Только владея литературной лексикой, можно назвать краски и оттенки природы, звуки музыки. Мы можем и должны использовать в полной мере богатство, разнообразие и выразительные средства русского языка. Только тогда мы сможем считать себя культурными людьми. Ведь важнейшим качеством личности современного человека является не доскональное знание современного сленга, а разносторонняя образованность и общая культура, умение правильно вести себя в различных ситуациях и умение поддерживать беседу – как неформальную, так и официальную.

9. Зачем мы читаем книги?

В: Ребята, как мы можем помочь себе в развитии нашей культуры общения? Помочь сформировать богатый словарный запас и правильную речь?

В: Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

-Давайте буквально пару слов скажем о роли чтения в нашей жизни.

В: Как вы думаете, почему так важно читать? Так важно, что в школе был введен предмет «литература»? Что это нам дает?

О: Красивую, грамотную речь.

О: Умение общаться с людьми.

О: Многие люди сами будут хотеть общения с тобой, если ты интересен. Этому способствует большой словарный запас.

О: Если научиться красиво говорить, можно склонить человека к своей точке зрения. Так сказать, переговорить его. Особенно, если этот человек не обладает большим словарным запасом.

-На одном из уроков литературы мы говорили о вас как о читателях. Вы писали мини-сочинение, где размышляли о том, хороший вы читатель или плохой и приводили свои аргументы. Теперь давайте подумаем, как же нужно читать правильно. Чтобы не просто потратить время, но провести его с пользой для себя, своего интеллекта и своей речи.

(Ученики рассуждают на заданную тему)

Давайте обобщим и составим свод правил.

1. Берите из книги как можно больше. Читайте внимательно, обращайте внимание на каждые мелочи, на выразительные средства, если вы чувствуете, что текст занимателен не только сюжетом, но может воздействовать эмоционально, постарайтесь понять, как это делает автор. Если вы откроете для себя этот метод, вы сможете воспроизвести его в жизни.

2. Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги. Настраивайтесь на чтение. Постарайтесь сделать процесс чтения приятным, чтобы в дальнейшем мысль о чтении вызывала приятные эмоции.

3. Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям. Так вы обогатите свой словарный запас.

4. Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил. Это даст вам представление о существовании разных эпох, о закономерностях между общественным сознанием определенного времени и мировоззрением человека, жившего в ту эпоху.

5. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения. А также помогает услышать свое «говорение», позволяет обратить внимание на погрешности в произношении, постановке ударений и т.д.

Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.

10. Подведение итогов

В: Ребята, что мы выяснили в ходе нашей беседы? Какие проблемы в области культуры речи существуют на данный момент?

О: Неумение правильно ставить ударение, употребление слов-паразитов и жаргонизмов. В общем, несоблюдение языковых норм.

В: Давайте в качестве итога попробуем определить, что нам нужно сделать для того, чтобы сделать свою речь чище, лучше, правильнее, красивее?

1В: Мы выяснили, что среда (окружающие нас люди) влияют на нас. Как уберечь себя от дурного влияния?

О: Выбирать круг общения или пытаться фильтровать поступающую информацию, отсеивая лишнее.

2В: Мы говорили также о влиянии СМИ. Что сделаем с этим влиянием?

О: Нужно избирательно подходить к выбору источника информации.

3В: А в речи, при непосредственном общении, когда влияние языковых источников сведено до минимума (говорим только мы)?

О: Контролировать себя.

-И думать о других людях, думать о том, приятно ли им с нами разговаривать, не смущаем ли мы резкими словечками и не раздражаем ли постоянными словами-паразитами, нужно слушать себя, представлять, как мы, разговаривая, выглядим со стороны.

При этом, ребята, необходимо не забывать о саморазвитии.

Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. Желаю вам всегда говорить красиво и правильно и не переставать совершенствоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *