повышение эффективности урока истории
Как повысить эффективность уроков истории
Повышение эффективности уроков истории и обществознания.
В процессе преподавания истории учитель решает неразрывно связанные между собой задачи образования, воспитания и развития школьников. Учащиеся должны не только усвоить основные факты, но и, осмысливая их, овладеть теоретическими знаниями, т. е. идеями и понятиями курса, уяснить некоторые закономерности исторического процесса.
Глубокое усвоение знаний предполагает развитие мышления учащихся: умение анализировать и обобщать факты, сравнивать и классифицировать события и явления, самостоятельно их оценивать. Кроме того, предусматривается овладение практическими умениями и навыками самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, историческими источниками, картами и наглядными пособиями, развитие устной и письменной речи учащихся. В настоящее время педагогическая наука продолжает разрабатывать пути и средства, обеспечивающие успешное решение этих задач.
Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельно-коммуникативные навыки.
Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной:
1) Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.
4) Оценка деятельности учащегося на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. В конце урока должно быть обсуждение оценки работы каждого, сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Каждый ученик, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Тем самым он получает возможность не просто познавать, но и познавать самого себя.
Преподаватель не останавливается в своем развитии ни на один день. Его задача – дать максимум возможного тем, кто хочет и может учиться.
«Повышение эффективности урока истории посредством технологии «Перевернутый класс»
Содержимое разработки
«Повышение эффективности урока истории посредством технологии «Перевернутый класс»
Чумакова Елена Леонидовна,
учитель истории МБОУ «СОШ» пгт Синдор
Княжпогостского района Республики Коми
Государство, в условиях введения ФГОС, ставит перед нами, педагогами, все более сложные задачи, решить которые мы должны в рамках отдельно взятого урока.
Решать поставленные задачи вдвойне сложнее, если ученики, пришедшие на урок, не знают содержание теоретического материала, поэтому часть урока(1/3 или ½ ) приходиться тратить на то, чтобы прочитать часть параграфа, выписать термины, даты, слушать учителя).
Требования стандарта научить анализировать, аргументировать, систематизировать, находить причинно-следственные связи между событиями процессами и явлениями, осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника, знать даты, термины, карту, личности и т. д не позволяет работать по традиционной схеме «объяснение- закрепление- контроль». Подача материала в таких объёмах возможна только при высокой скорости проведения урока, не все успевают, становится неинтересно, уровень тревожности учащихся растет. Здесь трудно говорить о компетентностном подходе и здоровьесбережении.
В решении данной цели помогает технология «Перевернутый класс».
Ее авторами являются американские учителя-химики Аарон Самс и Джонатан Бергманн. В 2008 году они записали видеоролики своих уроков и превратили их в домашние задания для учеников. «Когда ученики приходят в класс, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео».
Рассмотрим основные отличия классического урока и учебного занятия, построенного на основе модели «Перевернутый класс» (Таблица 1), а также преимущества и недостатки последнего.
Таблица 1. Отличия классического урока от учебного занятия в формате «Перевернутый класс».
Иногда модель перевернутого класса винят в ослаблении роли учителя. На самом же деле переход к этой модели открывает путь к повышению важности роли учителя в обучении. Учитель создает условия для развития личности ребенка через деятельность (надо продумать проблемные вопросы и интересные задания), мотивирует учащихся. Высвобожденное время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи- выполнение заданий в рабочей тетради, контурной карте, задания на систематизацию) и выполняют исследовательские задания.
Проверка знаний проводится систематическая с анализом допущенных ошибок. Готовых КИМов, которые могут проверить знания учащихся по всем аспектам темы, включая картографические задания, задания на хронологию и работу с источником, в Интернете нет. Здесь большая работа по составлению таких проверочных работ проделывается также учителем.
При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (самоорганизация, ответственность за свое обучение, понимание обучения как ценности) и метапредметных навыков (ставить цель, формировать учебные задачи, пути их достижения, работать с информацией, управлять временными ресурсами, устраивать взаимодействие в группе).
Для нас, российских педагогов, название технологии новое, но работаем мы по ней давно, и называется подобный метод обучения методом опережающего чтения. С 2004 года в качестве домашней работы задаю учащимся ознакомиться с материалом будущего урока наперед, выполнить предварительные задания: выписать термины, найти ответы на вопросы после параграфа в тексте, отметить их карандашом, составить вопросы по непонятным моментам и другие. На уроке в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Большой плюс здесь в том, что дети уже знают теорию, не надо тратить драгоценное время на чтение параграфа, выписывание терминов. Этот метод работы придумала не я, его нам на районном методическом объединений учителей истории и обществознания продемонстрировала на открытом уроке учитель МБОУ «СОШ» №1 Сидорина Ирина Николаевна. С тех пор я активно этот метод использую.
Недавно, участвуя в вебинаре, узнала, что этот метод называется технологией «перевернутый класс», посмотрела в интернете и прочитала, что в конце 2014 года британские эксперты назвали десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. В докладе отмечены такие новшества как: массовое открытое онлайн обучение, событийное образование, технология «Перевернутый класс».
Оценка урока по модели «Перевернутый класс».
1. Высокая плотность урока
2. Использование активных методов обучения
3. Условия для формирования УУД
4. Условия для индивидуального подхода, собственная скорость, возможность многократно вернуться к тексту. Позволяет во время урока уделить внимание тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой, а у сильных учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников
5. Высокая накопляемость оценок
6. Подготовка Д/З (изучение теории) занимает времени меньше, нежели Д/З (закрепление материала)
7. Позволяет снизить спрессовать урока
8. В условиях актированных дней и карантина подходит для дистанционного обучения (видеоуроки по всем классам и темам есть на сайте internetUrok.ru)
1.Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник.
2.Не каждый ученик выполняет домашнее задание.
3.Ученикам, которые не прочитали параграф, будет неинтересно на уроке.
Примечание: эти недостатки могут быть при любой модели организации урока.
Таким образом, поставленная цель- оптимизация учебной деятельности учащихся- достигается. Отношение учащихся к процессу обучения стало более ответственным. Произошли качественные изменения во взаимодействии учителя и ученика- исчезла проблема дисциплины. Растет интерес к предмету и как следствие качество обучения. Этапы урока- целеполагание и рефлексия происходит на качественно новом уровне.
«Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения».
«Учитель всегда невольно стремится к тому,
чтобы выбрать самый для себя удобный
способ преподавания. Чем способ
преподавания удобнее для учителя,
тем он неудобнее для учеников.
Только тот образ преподавания верен,
которым довольны ученики.
Будем же искать, и примерять те способы
обучения, которыми будут довольны
«Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения».
Учитель истории,права и экономики
В условиях перехода на обновленное содержание образования методика обучения в современной Казахстанской школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового государственного стандарта. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования сводится сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка,вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным,провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля:критериальный,формативный, стартовый, промежуточный,итоговый аттестационный. Школа была и остаётся обучающим учреждением,именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Модель образования ХХ1 века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
В центре качества образования – качество его содержания, качество воспитания человека. Ведущим в качестве содержания и в качестве воспитания факторами являются:
Формирование исторического самосознания и достоинства;
Формирование патриотической личности,
Формирование “личности долга”, защитника Родины;
Формирование уважения к труду, понимания труда как условия раскрытия творческой личности;
Установка на всестороннее, гармоничное, творческое развитие личности;
Повышение качества профессионального образования.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.
Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
(например: Проект «Моя малая Родина». 8 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами. Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания.
Метод «Развития критического мышления через чтение и письмо » базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Составление презентаций. (Итоговый контроль)
При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:
а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,
Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников (например: «Какую роль играли выдающиеся личности в развитии Независимости Казахстана в начале ХХ века?»).
а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета,
Зачеты тоже дифференцированы. При проведении зачетов предусматривается время для доработки помощи учителя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний.
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:
резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;
преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Написание синквейна и кластера.
Требовать, изменять, применять
Революция – это коренной переворот в жизни общества
Если бы не было революций, то наша жизнь была скучной.
Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия.
При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления.
Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.
«Повышение эффективности обучения и воспитания, применение современных образовательных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности».
Силаева Е.Н., учитель истории и обществознания высшей квалифика-ционной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Повышение эффективности обучения и воспитания, применение современных образовательных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В связи с этим в наш педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Хотя существуют различные её определения, содержательным обобщением, на мой взгляд, может быть определение «педагогической технологии» как совокупности приемов, методов и способов, психолого-педагогических установок, воспитательных средств, как искусство для реализации определенного уровня содержания обучения и воспитания при оптимальных затратах времени, сил, средств.
В целях изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта многие педагоги широко используют элементы развивающих, здоровьесберегающих, так называемых «активных, интенсивных» технологий, используют дифференциацию и индивидуализацию обучения, применяют разнообразные технические средства обучения, информационные технологии. Жизнь показала, что использование вышеупомянутых технологий дает реально ощутимый результат, повышаются качества знаний, познавательный интерес к предметам.
Коренные преобразования, происходящие в нашей стране в настоящее время, отражаются на всей системе общественных отношений, в том числе системе образования, одном из главных источников формирования этих отношений. Роль образования как фактора национальной безопасности и социально-экономического развития во всем мире возрастает, эксперты программы развития ООН включили его в число трёх главных критериев «индекса человеческого развития» страны: средняя продолжительность жизни, реальная заработная плата и уровень образованности. Показатели индекса непосредственно зависят от уровня развития социальных, промышленных, информационных и образовательных технологий.
Предпосылки технологизации обучения закладывались в работах отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Воловича, З.А. Решетовой, Л.Ф. Обуховой, С.И. Шапиро, В.П. Беспалько, В.М. Монахова, а также зарубежных ученых Б.Блума, Дж.Миллера, К.Прибрама и других.
Что такое педагогическая технология, как соотносятся понятия педагогическая технология, методика обучения, педагогическая техника? Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, цель которого повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. С точки зрения терминологии, в настоящее время наиболее актуально словосочетание «образовательная технология», так как оно обладает более широким смыслом и включает в себя «технологию обучения», «технологию воспитания», «технологию развития» и другие разновидности технологий.
Состав технологии – это не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к результату. Существенными чертами современных трактовок понятия «образовательная технология» являются следующие:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
технологическая цепочка педагогических действий выстраивается в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоения уровня государственного стандарта образования;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации;
поэтапная и последовательная реализация элементов педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии результатов деятельности.
Активное участие в разработке педагогических технологий принимаем, прежде всего, мы сами, благодаря накоплению массового педагогического опыта. Как педагоги мы обладаем рядом качеств, необходимых для инновационной деятельности:
чувствительностью к противоречиям;
способностью к перегруппировке идей и связей;
способностью использовать альтернативные пути поиска;
гибкостью, беглостью, оригинальностью мышления;
чувством гармонии как гармонии;
установкой на саморазвитие и самообразование.
Массовый опыт создается педагогами, начинающими и опытными, работающих в рамках общепринятых норм и рекомендаций и стремящихся вносить «свое». Знание массового опыта совершенно необходимо, чтобы понять, в каком состоянии находится практика, какие затруднения испытывают педагоги, что дает хорошие результаты, а что тормозит её развитие. Массовый опыт характеризует нашу профессиональную школу, определяет её лицо, создает основу для выработки передового педагогического опыта.
В передовом опыте находят разрешение те затруднения, с которыми сталкивается большинство педагогов. Он связан с совершенствованием и преобразованием педагогической системы, Преобразовательный педагогический опыт затрагивает саму суть педагогической системы – её цели, отрицает сложившиеся стереотипы, вступает в конфликт с действующими нормами. Его часто называют новаторским, а педагогов, создавших такой опыт, педагогами-новаторами.
Принципиальное отличие инновационного опыта заключается в том, что он создается чаще всего в искусственных условиях, живет как некая «модель», которая потом переносится в практику при создании там определенных условий. Передовой педагогический опыт и инновационный опыт, изученный и научно обоснованный, и есть суть новых образовательных технологий.
Педагогическая техника – это арсенал педагогических средств, педагогических умений и навыков, при помощи которых педагог непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений – умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Существующие педагогические технологии подразделяют на две группы: предметно-ориентированные, личностно-ориентированные. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы развитие личности. Формирование знаний, умений и навыков при этом является средством достижения этой центральной задачи. Основной целью и результатом применения предметно-ориентированных технологий является формирование системы ЗУН, формирование личностных качеств.
Приоритетом в таком разделении педагогических технологий отдается личностно-ориентированным технологиям, так как им свойственны:
акцент на индивидуализацию содержания образовательных систем, т.е. отход от их единства для всех образовательных учреждений;
личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, т.е. то, что ещё называют педагогикой сотрудничества;
Образовательными технологиями, нашедшими уже достаточно широкое применение в учебном процессе являются:
технология полного усвоения;
технология развития творческих качеств учащихся;
технология развивающего обучения (система Л.В.Занкова, система В.В.Давыдова);
личностно-ориентированное развивающее обучение;
информационные технологии (компьютерное обучение);
технология интеллектуальной коллективной деятельности;
модульное обучение и др.
Тенденция технологизации образования имеет глобальный характер и направлена одновременно на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов при сохранении здорвьесберегающей направленности. Неизмеримо возрастает сейчас роль личности педагога, его общей и профессиональной культуры, убежденности, нравственности, общительности, его эмоционального богатства.
Овладение образовательными технологиями требует формирования внутренней готовности преподавателя к серьезной работе по преобразованию самого себя. Огромную помощь в этой работе может оказать система повышения квалификации, сочетающая организацию научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, разработку моделей управления педагогическим коллективом на этапе внедрения образовательных технологий.
Создание банка образовательных технологий и научно обоснованная организация их освоения позволит достаточно оперативно повысить педагогическую компетентность преподавателей. Технологичность образовательного процесса – один из показателей повышения качества и оценка деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность.
В дальнейшем технологии будут, вероятно, не только личностно-ориентированными на глобальном воздействии развивающих личностей посредством сетей и телекоммуникаций, сопровождаемыми таким же взаимодействием педагогов.
Господствовавшая в советскую эпоху истории России тоталитарная идеология и государственная образовательная политика строго регламентировали работу педагога. Ему предписывалось, что можно делать и чем нельзя заниматься. Творчество учителя ограничивалось рамками официозной марксистко-ленинской педагогики. И в ту эпоху появлялись учителя-новаторы, рождались и умирали авторские школы что, впрочем, свидетельствует скорее об иммунитете педагогических систем, нежели о свободе педагогического творчества. Инновирование образования осуществлялось под строгим контролем партийных органов, определяющих также социальный заказ школе и другим учреждениям образования.
В постперестроечный период учителю было позволено творить: выбирать программы и учебники, самому создавать вариативные программы, никому не возбранялось экспериментировать на уроке. Свобода творчества, казалось бы, создала все условия для развертывания инновационных процессов. Действительно, педагогов-новаторов стало значительно больше, поскольку использование (или разработка) новых технологий само по себе было ново и интересно.
На современном этапе внедрение и использование новых образовательных технологий требует зрелости, завершенности процесса возникновения и развития инновационных идей до уровня технологий. Важно и то, чтобы инновация прошла все этапы развития. Завершенность становления педагогических технологий характеризуется также качеством и полнотой учебно-методического комплекса. Если внедрение технологии ведется без модернизированных учебников или не разработаны методические рекомендации для учителя, появляется благодатная почва для появления псевдоинноватики. Не так давно в Татарстане и в России считался эффективным путь освоения инноваций, когда педагога знакомят только с самой идеей. Предполагалось, что педагог вполне способен самостоятельно создать технологии обучения, отражающие его научные интересы, структуру контингента учащихся и пр. Многочисленные попытки распространить инновации таким образом закончились полным провалом (например, идея социализации школьников в процессе обучения и воспитания).
Многие современные образовательные технологии имеют научно обоснованную методику обучения и воспитания учащихся. Педагогу лишь нужно ознакомится с целями, задачами и методикой этих технологий и смело использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии в обучении истории и обществознания.
На примере уроков истории и обществознания рассмотрим использование самой продуктивной, по мнению самих учащихся, информационной технологии.
Основной целью обучения истории и обществознания, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников….
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство активно внедряется в сферу преподавания гуманитарных наук, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения информационных технологий не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
В дидактический процесс включаются электронные учебники, схемы, мультимедийные энциклопедии. Яснее становится возможности специальных программных средств, которые позволяют легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования. Компьютер выступает, в частности, как тренажер, помогающей учащимся овладеть знаниями, умениями, навыками с помощью тренировочных упражнений; как канал общения и источник получения информации из различных баз данных, как средство презентации аудиовизуальной информации и т.д.
Все функции компьютера, используемые в учебном процессе, отражают с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой – реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на первый план коммуникативный, личностный подход к изучению гуманитарных наук.
Опыт показывает, что в процессе обучения ….. компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование
Компьютерная обучающая программа может быть оценена положительно при соблюдении ряда условий. Она должна быть целенаправленной, объективной и корректной, должна отражать реальные факты. В учебных целях наряду со специально созданными программами используется аутентичные материалы, среди которых выделяются, прежде всего, ресурсы Интернета, как одного из видов реализации компьютерных технологий, а также страноведческие мультимедийные материалы.
Различные виды компьютерных технологий используются как инструмент для создания тренировочных упражнений; как информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать исторические тексты; как средство учебного взаимодействия в системах Интернета и дистанционного обучения.
Необходимо назвать следующие виды компьютерных технологий, которые необходимы в практической работе преподавателя: текстовые редакторы, системы мультимедиа, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Преподаватель должен понимать содержание таких понятий, как гипертекст, типы диалога с компьютером, форумы, мультимедиа и др.
Выбор того или иного вида компьютерных технологий зависит от ряда факторов методических решений, наличия тех или иных программных средств, материальных ресурсов. Для каждой из вышеперечисленных форм характерна своя специфика.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Мультимедийная презентация с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком) может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы, или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Хотя применение компьютерных технологий на уроках истории и обществознания и возможность выхода в Интернет содержит в себе много положительных моментов, основным недостатком использования информационных технологий в учебном процессе в настоящее время является отсутствие соответствующей теории. Современные средства информации скорее используются как «приманка», в лучшем случае, просто как источник информации, а не в качестве вспомогательного средства в освоении столь трудных предметов, способствующего развитию различных навыков и умений.
Таким образом, использование элементов различных образовательных технологий позволяет сделать учебно-воспитательный процесс содержательным, интересным, эффективным.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.,1989.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М., 1986.
Михайлова Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования.- М., 2002.
Педагогика. Под. Ред. Пидкасистого П.И. – М., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Уварова Н.М., Сергеева Т.А., Максимченко Т.В. Технология оформления педагогического опыта. – М., 2001.