познавательные ууд на уроках истории
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Дата публикации: 25.06.2019 2019-06-25
Статья просмотрена: 1583 раза
Библиографическое описание:
Мельникова, А. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания / А. М. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61109/ (дата обращения: 26.11.2021).
Современное, динамично развивающее общество предъявляет все более высокие требования к личности, которые заключаются в умении анализировать информацию, прогнозировать результат, эффективно реагировать на происходящие перемены, разрешать возникающие проблемные ситуации. Но, несмотря на изменение приоритетов в обществе и образовании, такие предметы как история и обществознание призваны, в наибольшей степени, способствовать воспитанию личности нового типа.
В этой связи важнейшей задачей для современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» [2, с. 24]. Овладение ими создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения [1, с. 3].
Термин «универсальные учебные действия» (УУД) можно понимать в двух значениях:
– в широком значении включает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
– в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с. 44].
Важное место в формировании умения учиться занимают познавательные универсальные учебные действия. Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала.
Во втором разделе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», были сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [5].
Таким образом, значение исторического образования сегодня состоит в становлении исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих ученику возможность самостоятельно разобраться в исторических реалиях.
В тоже время, системно–деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, логика развития которых строится по формуле: от действия к мысли [1, с. 3].
Формирование познавательных универсальных учебных действий связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Познавательные универсальные учебные действия –это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению [4, с. 851].
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
– знаково-символические — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
– умение структурировать знания;
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– смысловое чтение как осмысление цели чтенияи выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
– подведение под понятия, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
– создание способов решения проблемы [4, с. 852].
Итак, исходя из такого многообразия познавательных учебных действий, видно, что необходима корректировка методов, приемов и способов обучения, которые будут направлены на их формирование. В частности, в процессе преподавания истории и обществознания следует уделять внимание выполнению следующих видов заданий: заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания на анализ цифровой информации (графиков, диаграмм, статистических данных);задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников; задания на определение объекта по приведенной характеристике и др.
Формированию познавательных учебных действий также способствует работа с различными памятками и алгоритмами, например: алгоритм анализа и интерпретации источника; анализа произведения искусства; памятка для определения причинно-следственных связей; сравнения и обобщения.
Развитию умения строить речевое высказывание в письменной форме (общеучебные познавательные действия), а именно написания эссе и исторического сочинения способствует использование приема «ПОПС–формула»:
Позиция (Я считаю, что проблема актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере…)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
Овладение данным познавательным учебным действием будет способствовать успеху при сдаче экзамена по истории и обществознанию, который включает задания на раскрытие смысла высказывания в виде рассуждения–эссе и написание исторического сочинения об одном из периодов истории России.
На формирование познавательных УУД работает и технология развития критического мышления. На разных этапах урока истории и обществознания (вызов, осмысление, рефлексия) можно применять такие техники, как: верные–неверные утверждения, кластер, фишбоун, бортовой журнал, синквейн и др.
Данная технология активизирует деятельность учеников на уроке, позволяет организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом задача учителя — направить размышления обучающихся в необходимое русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно мыслить, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать полученную информацию на практике, успешно овладевшего новыми компетенциями.
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории как основа реализации ФГОС
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории как основа реализации ФГОС
(из опыта работы учителя истории Михнович М.В.)
В связи с переменами, происходящими во всех сферах жизни современного общества и меняющими жизненные ориентиры и ценности человека, возникла необходимость смены педагогических ориентиров, технологий педагогического процесса. В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения обучающимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности здесь не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла. Какие УУД можно формировать на уроках истории? Прежде всего необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление обучающимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная проблема – как формировать эти умения? Считаю, что для этого можно использовать интерактивные методы работы на уроке. На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса.
Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
анализ исторического источника;
составление простого и сложного плана;
составление рассказа на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
описание объекта по схеме;
составление характеристики исторического деятеля;
работа с картой («чтение карты»), схемой;
чтение и обобщение фактов из литературного источника;
составление вопросов к тексту, ответы на них;
комментированное чтение текста;
составление сравнительных, хронологических таблиц;
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
составление логической схемы, цепочки и другие.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания . Приведу пример такого задания на уроке в 5 классе по теме «Завоевание Римом Италии».
«Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».
Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?
Источник информации: Учебник
Инструмент проверки : 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформление, произношение, логичность изложения.
Использование компетентностно-ориентированных заданий на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность обучающихся с источником информации, но и на формирование ключевых компетенций.
Приемы формирования познавательных УУД:
а) «Текст с историческими ошибками»
При изучении нового материала в парах или группах ученики составляют 2-3 предложения с историческими ошибками и предлагают их исправить:
Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»:
1.В Вавилоне письменные законы были написаны Тутмосом. 2.Богатые вавилоняне владели полями и садами с оливковыми пальмами.3. Работать на хозяина должник должен был лишь 6 лет.
(Найденную ошибку необходимо исправить, аргументируя свой ответ. Обучающийся учится структурировать знания, формируется умение строить высказывания).
б) «Исторический текст с пропусками слов».
Обучающимися составляются тексты для индивидуальной работы и слова для справок:
Тема урока: « В гаванях афинского порта Пирей»
«В двух военных гаванях порта Пирей находились 400 ____. На военных кораблях служили только афинские____ . Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба ______были гражданами. По закону_______ граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю».
1. богатейшие 2. родителя 3.граждане 4. триер
(Обучающийся учится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. Ставит пред собой цель логического чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию).
Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа). У обучающегося формируется умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов. Обучающиеся учатся выражать свои мысли.
В – вопрос, задать вопрос к предложению;
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – заглянуть в будущее, что произойдёт дальше;
П – проверить себя, сравнить свой ответ с ключом;
С помощью данных технологических приемов формируются познавательные универсальные учебные действия у пятиклассников. Урок помогает обучающимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются для обучающихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников при изучении сложного для них предмета истории.
Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На уроках истории при изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля». Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.
На уроках истории я использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы. Такие типы заданий включают рабочие тетради по истории, которые состоят из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации.
В формировании коммуникативных УУД поможет групповая работа, коллективная работа по разгадыванию кроссворда, «отгадай, о ком говорим», составь задание партнеру (работа в парах), отзыв на работу товарища, проектная деятельность.
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории дает возможность подготовить ученика, способного самостоятельно учиться в течение жизни.
Формирование познавательных учебных действий на уроках истории
Каждый школьник, погружаясь в учебную среду, получает не только набор знаний в рамках изучаемой темы, но и перед ним раскрывается широкий спектр важных мировоззренческих вопросов, которые формируют личность школьника. Формирование личности школьника отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
В качестве таких требований является формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными позволяет школьникам получать новый социальный опыт. Одними из ключевых УУД являются познавательные УУД, которые определяются в ФГОС как «система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» [22].
Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории учителя используют разнообразные методы, приемы и средства. Так, эффективным средством формирования познавательных умений является работа с историческим документом.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в старшем школьном возрасте работа по формированию познавательных УУД на основе исторических документов меняет свое направление по сравнению со средним школьным возрастом. Если компетенции по работе с документами не сформировать на должном уровне, у обучающихся могут возникнуть проблемы понимания требований учителя, и эффективность работы учителя может снизиться. Иными словами, учитель должен создавать такие условия, которые будут комфортны для учеников с разным уровнем подготовки. Изучение методических особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий поможет решить проблему, с которой сталкиваются учителя: как научить работать с документами детей с низким уровнем подготовки, и как эффективнее можно реализовать данную работу с успевающими обучающимися.
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий в старшем школьном возрасте.
Предметом исследования является исторический документ, как средство обучения для формирования познавательных УУД в 8-11 классах.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить методические условия работы старшеклассников с историческими документами (на примере взглядов А.И. Герцена на национальный дух россиян) на различных этапах урока для школьников с разным уровнем подготовки, а также обосновать и экспериментально проверить такой алгоритм работы с документом, который обеспечил бы эффективную реализацию обучения истории в старших классах.
Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования познавательных универсальных учебный действий у старшеклассников.
2. Изучить исторический документ с точки зрения средства обучения.
3. Описать методические условия работы с историческим документом по формированию познавательных УУД в старших классах.
4. Изучить и представить педагогический опыт использования исторических документов для формирования познавательных УУД.
5. Обосновать методические условия работы с историческими документами на основании взглядов А.И. Герцена на национальный дух россиян, отраженных в УМК по Истории России.
6. Представить личный опыт эффективного использования исторических источников на уроках истории.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении методических основ работы с историческим документом как части школьного исторического образования
Практическая значимость нашего исследования состоит в обобщении методических условий и эффективной реализации работы с историческими документами на уроках истории (на примере взглядов А.И. Герцена на национальный дух россиян).
В первой главе мы изучили исторический документ как средство формирования познавательных УУД. Нами были изучены и раскрыты вопросы
1.1. Специфика формирования познавательных УУД в старших классах
1.2. Исторический документ как средство обучения
1.3. Методика работы с историческим документом по формированию познавательных УУД в старших классах
Мы пришли к выводу, что особую роль в современном образовании занимают универсальные учебные действия. Познавательные УУД являются связующим звеном формирования УУД в целом, то есть, если учителем не будет сформирован у обучающихся данный вид действий, образовательная компетентность школьника будет не полноценной.
При анализе ФГОС мы выделили следующие познавательные УУД:
— знаково-символические – умения представить информацию в виде моделей, схем;
— постановка и решение проблемы – умение находить творческий подход к решению поставленной на уроке задачи.
В рамках урока формирование познавательных УУД может происходить как в ходе всего урока, так и на конкретном этапе урока. Средством для реализации такого подхода является исторический документ. Исторический документ представляет собой письменный источник, при работе с которым у обучающегося формируется познание об исторических процессах.
Проблему классификации исторических документов раскрывают Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, Л.Н. Пушкарев. Данные исследователи имеют разный подход к классификации исторических документов Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова обосновали классификацию документов, основанную на характере документальных текстов. Л.Н. Пушкарев представляет расширенную классификацию документов, выделяя две основные категории: повествовательные и документальные. Каждая из категорий имеет свои методические условия работы, так как расширенная классификация позволяет педагогу обратить внимание на все нюансы.
Методическая сторона работы с документом заключается в двух ключах: это работа учителя и работа ученика. Мы выделили ряд этапов, на которых реализуется работа с документом:
1. Подготовительный. На этом этапе учитель производит оценку учебного материала и предложенных или дополнительных источников
2. Аналитический. На этом этапе учитель анализирует источники по изучаемой теме.
4. Этап использования документа на уроке. Здесь происходит совместная работа учителя и обучающегося с данным документом по заранее намеченному плану.
Мы выявили традиционные и нетрадиционные методы работы с документами. К традиционным мы отнесли работу с документом по плану, по вопросам, по тезисам. К нетрадиционным методам мы отнесли игровые формы работы и краеведческую работу.
Таким образом, в первой главе мы раскрыли теоретические и методические условия работы с историческим документом, как современным средством обучения. Средством по формированию познавательных УУД являются исторические документы. Они рассматривается как вспомогательные средства обучения. Методика работы с историческими документами разнообразна. Для учителя важно учитывать индивидуальные особенности каждого класса при включении документов в урок. Так на уроке учитель может предложить детям работу с историческим документом на разных этапах и в разных формах. Наиболее интересна для обучающихся игровая форма работы, даже в старшей школе. Использование исторических документов на уроке позволяет полноценно формировать познавательные УУД в старших классах.
Во второй главе мы описали педагогическую практику эффективного использования исторических документов на основе трудов А.И. Герцена как средства формирования познавательных УУД в старших классах.
Изучив обобщенный педагогический опыт, мы пришли к выводу, что передовые учителя используют современные и разнообразные методы работы с историческим документом: логические, метод мозаики, дебаты, иллюстрирование, сравнение источников различных эпох, карта исследователя. Наиболее сложным, но продуктивным методом является метод логических заданий, при котором нужно соотнести исторический документ с современностью. Вместе с тем, традиционные методы работы по-прежнему являются эффективными и занимают важную роль в работе учителя. Такая форма работы больше подходит для учеников со слабым уровнем подготовки, так как она включает в себя базовые требования, предъявляемые к работе с историческим документом.
В своей работы мы установили, что работа с документами заключается не только в виде анализа фрагментов документов, предложенных в учебниках. Так, важным вопросом для школьников, являются взгляды А.И. Герцена на национальный дух Россиян. Именно он разработал теорию «русского социализма», заложив в основу идею о крепости духа русского народа. Осознание обществом себя как нации, единого целого, происходит в российском обществе в XIX в., но вопросы становления наций не находят должного отражения на уроках истории. Данный вопрос является важным не только с нравственной точки зрения, с точки зрения воспитания патриотизма в школьниках, но и с исторической. Изучение этого вопроса позволяет ответить школьникам на ряд вопросов: когда начало зарождаться национальное самосознание россиян? Почему данное осознание необходимо? Это результат хаотичный, или планомерный? Какие пути развития ждало бы общество, если бы общественный мыслители не акцентировали на этом свое внимание?
В школьном курсе Истории России личность А.И. Герцена фигурирует в курсе 9 класса. Тематика, касающаяся деятельности А.И. Герцена включена в учебники, входящие в список ФПУ по истории. Взгляды А.И. Герцена отражены в темах 9 класса: его труды изучаются в рамках тем:
— «Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века»
Во всех учебниках встречаются лишь ссылки на Герцена, как на общественного деятеля. Следовательно, для реализации формирования у школьников социально-политических взглядов на рубеже XIX века, необходимо привлекать дополнительный материал в виде документов на уроках истории, чтобы полностью раскрыть сложные мировоззренческие проблемы этой эпохи. В этом направлении в своей работе мы отразили серию уроков, на которых формируются познавательные УУД при работе с документами на основе трудов А.И. Герцена.
К другим общественно значимым проблемам российской истории относятся вопросы о культуре общества, о последствиях реформаторской деятельности правителей, которые также возможно изучать с помощью исторических документов
В период прохождения практики в МБОУ Климовской СОШ №1 в 9 «В» классе нами была реализована работа по использованию исторических документов на уроках. В ходе практики мы установили, что у нас класс с низким уровнем умений работы с документами и мы проводили работу как обучающую (обучали работать с документами), так и формирующую (формировали познавательные ууд при работе с документами)..
При работе со школьниками мы пришли к ряду выводов:
1. работа с историческим документом должна вестись планомерно, с 5 класса.
2. Успех работы лежит в правильно сформированной мотивации.
3. Документ должен являться не только базой для исследования, но и доказательной базой для ученика.
4. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески-поисковый. Для учеников с разным уровнем работы нужно подбирать соответствующий уровень.
Таким образом, во второй главе мы раскрыли педагогические условия эффективной реализации работы с историческими документами на уроках истории в старших классах.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть важность использования исторических документов на уроках истории. Исторический документ является средством обучения. С помощью документов у учеников формируются необходимые познавательные УУД, которые являются не только важным аспектом реализации ФГОС, но и помогут школьнику сдать государственную итоговую аттестацию и единый государственный экзамен. Изученный педагогический опыт и педагогическая практика позволила подтвердить исследуемые положения и сформировать собственные представления по изученной нами теме.