текст жаркий день диктант
ГДЗ диктанты по русскому языку 8 класс Диктант Задание: § В этот жаркий летний день два удава лежали на большом мшистом камне, грелись на солнце Один из них был старый удав по кличке Косой (Тема: Составные сказуемые)
В этот жаркий летний день два удава лежали на большом мшистом камне, грелись на солнце.
Один из них был старый удав по кличке Косой. Другой был совсем юный удав и не имел еще никакой клички. Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, росли кокосовые пальмы, порхали бабочки величиной с маленькую птичку. Вспыхивали разноцветным опереньем и с дерева на дерево перелетали попугаи. Иногда на вершинах деревьев взвизгивали обезьяны. Обезьяны переходили на шепот, но потом опять начинали взвизгивать. Впрочем, два удава отдыхали на мшистом камне и не обращали внимания на их взвизги.
Грамматическое задание
1. Охарактеризуйте сказуемое в выделенных предложениях.
2. Выделите грамматическую основу в последнем предложении.
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Диктанты за 1 четверть
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный диктант за I четверть
День был солнечный, жаркий, но вдруг набежала синяя тучка. И из нее посыпался
частый дождь, а солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев.
Скоро солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво!» – сказала мама. Я взглянул и увидал, что через все небо протянулась радуга. Один конец ее упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
(68 слов)
Слова для справок: повисали, упирался, заречные.
В третьем предложении подчеркнуть грамматическую основу.
Определить склонение существительных день, ночь.
Контрольный диктант за I четверть
Клён не боится холода. Ранней весной он впитывает талую влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мёрзлую почву белые корешки. Когда же ему это удаётся, клён выпускает вверх пару острых листочков.
В чистом поле клён бывает одиноким, но чаще он живёт рядом с дубом и липой. Вместе с липой они защищают дуб от знойного или холодного степного ветра.
Осенью клёны покрывают землю мягким листом, согревает корни дуба. Корни же самого клёна не боятся мороза.
Когда клён цветёт, пчёлы и шмели забывают о других деревьях. Быстро, легко и весело работают они на клёнах, ищут в жёлтых соцветиях дерева капли сладкого сока.
Слова для справок: впитывает, мёрзлую, соцветиях.
Найти 2 – 3 слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне».
Подобрать синонимы к глаголу трудиться.
Контрольный диктант за I четверть
В лес я приходил к рассвету, располагался на опушке и ждал, когда настанет день. Тишина ничем не нарушается.
Вот из-за леса восходит солнце, поднимается все выше, оживляет и пригревает оголенную и озябшую землю, а земля испаряет сладкие запахи осени.
Я много раз видел восход солнца в этом месте, и всякий раз передо мной рождался преображенный мир. Я как-то особенно люблю солнце, и мне нравится самое имя его. Кругом слышится тихая музыка. Музыка — это непрерывный шелест кустарника и несмолкаемый шорох сосновых деревьев, вершины которых колеблет ветер. На узорчатых листьях папоротника сияет серебристой парчой иней утреннего заморозка. И вдруг слышишь, что лес наполняется сотнями птичьих голосов.
«Птички, летите ко мне», — зову я их шепотом.
Подчеркнуть окончания глаголов I спряжения одной чертой, II спряжения – двумя чертами.
Образовать новые глаголы с помощью приставок раз-, рас- (считать, шевелить, болтать).
Контрольный диктант за I четверть
Мы приходили в отчаяние и не могли придумать, как разыскать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать.
Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный-пресытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
(113слов) (По К. Паустовскому)
Объяснить знаки препинания в простом и сложном предложении, в конструкциях с прямой речью.
Отметить приставки в словах 1-го и 3-го абзаца.
Контрольный диктант за I четверть
Пришёл сентябрь.После знойного лета,после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики,зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябин.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки.
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.
В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
Слова для справок: рыжики, опёнки, клюква, гроздья рябины, стрижи.
1. Найдите в тексте предложение, в котором однородные сказуемые выражены краткими прилагательными, и выделить грамматическую основу.
2. Определить типы связи слов во втором предложении.
3. Произвести синтаксический разбор и составить схему последнего предложения.
Контрольный диктант за I четверть
Мы выходим на Невский проспект. Эту широкую улицу пересекают каналы и речки. Читаем надписки : Канал Грибоедова, Мойка, Фонтанка.
Санкт-Петербург простроен на островах. Где бы мы ни были, в конце улицы виден шпиль Адимарлтейства. На шпиле кораблик.
Мы идем в летний сад. У памятника Крылову всегда много детей. Они рассматривают на постаменте героев басен. (130 слов.)
Слова для справок: шпиль, Дворцовая площадь, Канал Грибоедова, Адимаралтейство, постамент.
2. Подчеркнуть однородные члены предложения в одном предложении.
4. Найти грамматическую основу в одном сложном предложении.
Контрольный диктант за I четверть
Берёзки в последнее время свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними я сел отдохнуть.
У этих ёлок, оказывается, вся жизнь вверху. Там в богатстве шишек хозяйствует белка, птицы клесты и, наверно, ещё много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают себе из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.
Это семечко занёс когда-то ветер, и оно упало под берёзой между её обнажёнными корнями.
Ёлочка стала расти, а берёза прикрывала её от ожогов солнца и морозов.
Теперь эта ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней, со сплетёнными корнями.
Слова для справок: шелуха, ссыпают.
1. Определить типы связи слов в первом предложении.
2. Найти два существительных III склонения и произвести их морфологический разбор.
3. Составить схему второго предложения.
4. Объяснить знаки препинания в третьем от конца предложении.
Диктанты по русскому языку в 4 классе ВПР-2020
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Диктанты ВПР- 2020 по русскому языку в 4 классе
Дятел многое умеет. Легко дупло выдолбит. Быстро станок для шишек смастерит. Найдет дятел удобное место между сучков. Втиснет мастер шишку в него и выбивает семена. Есть у дятла свой барабан. Для этого ищет он звонкий и упругий сук. И давай по нему крепким клювом стучать! Есть у него и питьевое колечко вокруг ствола. Дырочка к дырочке на берёзовой коре. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Дырочку в коре пробьёт. Слизнёт каплю сока. Потом другую рядом пробьёт. Потом третью. Так и получается колечко
Тишина. Кажется, всё в природе замерло. Замолчали птицы. Даже листочки на осинке не дрожат. На солнце наползает тяжёлая серая туча. Она, как чудовище, пожирает солнце.
Вдруг налетел ветерок. Он становится сильнее. Вот уже порывы ветра сгибают деревья до земли. По листьям, крышам, дорожкам забарабанили крупные капли дождя. Раздался гром. Его раскаты разлетелись по окрестности. Небеса разрезает молния. По земле запрыгали ледяные шарики. Это град. Дождь усиливается и льёт стеной.
Внезапно всё стихает. Лучи солнца пробиваются сквозь тучи. О дожде напоминают только ручейки. (82 слова)
Я люблю жаркие дни краткого лета. Стоит знойный день. Вокруг царит полная тишина. Не колыхнёт волной широкий пруд. Он дремлет в своих отлогих берегах. Камыши замерли, не шуршат. Свободные от трав протоки блестят под солнцем. А сам пруд зарос. Зелёный ковёр покрывает всю его поверхность. Листья от кувшинок стелются по воде. Белые лилии и маленькие красные цветочки тёмной травы торчат над водой. Над лугом разливается покой. Какая роскошь тепла! Как приятна близость воды! Как хорошо освежает она лицо и голову!
Холодно весной. Все цветы в земле сидят, ждут тепла. А одуванчик уже зацвёл. Весь лучится ясным солнышком. С осени он в корнях еду припас. Спешат на его цветы насекомые. Ему и хорошо. Пусть опыляют.
Завяжутся семена. Одуванчик бутон закроет. Малышам нужно тепло. Пускай они набираются сил. Пусть лежат спокойно в тёплой люльке.
Вот окрепнут малыши. Появятся у них пуховые крылья. Уже можно лететь на новые земли. Теперь им высота нужна. И одуванчик выпрямляет стебель выше других трав и цветов. Разлетайтесь!
Весело на широком поле! До далёкого леса бегут по холмам нивы. Волнуется золотая рожь, дышит летним воздухом. Синеет молодой овёс. Белеет гречиха с красными стебельками и с медовыми цветочками. У дороги прячется кудрявый горох. За ним виднеется полоска льна с голубоватыми глазками. Жаворонок трепещет крыльями над рожью. Орёл летает над полем. Зорко смотрит он с вышины. Видит орёл перепёлку в густой ржи. Видит полевую мышку. Спешит она в свою нору с зёрнышком. Трещат на широком поле весёлые кузнечики.
В Индии я видел работу слонов. Слоны таскали брёвна к речке. По дороге к берегу находится узкое место. Слон бревно между двумя деревьями не протащит. Он дойдёт до этого места, опустит поклажу на землю. Потом хоботом бревно вдоль дороги развернёт. Сам станет на колени. Хобот в срез бревна упрёт.. и давай толкать его по дороге. Сам на коленях ползёт. Бревно перед собой пихает. Камни с дороги катятся.. земля в стороны разлетается. А слон ползёт. Толкает. Трудно ему на коленях двигаться. Молодец!
На снегу виднеются следы зверушек и птиц. И вот что я по этим
следам прочитал. Белка сквозь глубокий донырнула до земли. Достала она там два ореха и съела их. Я скорлупки нашёл. Отбежала
десяток метров. Опять нырнула. Опять оставила скорлупу. Орехи она с осени запасла. Это ясно. А как она зимой их находит? Запах ореха сквозь снег не учуешь. Тут надо было осенью местечко запомнить. И крепко запомнить. Иначе разве зимой орех найдешь?. Ну как не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Уже улетели на юг ласточки. Пропали из виду быстрые стрижи. Курлычут в небе пролетные журавли.
прощаются с родными местами. Готовятся в дорогу на теплый юг гуси. Ждут холодную зиму и люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Выкопали картошку, свёклу, морковь
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов. Насушила отборных грибов. Маленькие мыши натаскали в норки зёрен. Наготовили душистого мягкого сена. Скупо греет осеннее солнышко.
Скоро начнутся первые морозы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Диктанты по русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык 4 класс
проверочные и контрольные диктанты.
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Слова для справок: порыжела, наружу, заметила.
Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.
Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.
В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.
Радостные ребята вернулись домой.
Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.
Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.
Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.
Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!
Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла тёплая. Я проверил удочки, наживу. Должен быть хороший улов.
Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!
Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.
Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.
Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.
Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.
Входной диктант в 4 классе
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.
Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,
Контрольный диктант в 4 классе за I четверть
В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.
Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!
Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
Определить падеж у существительных.
I в. Высоко в небе летели журавли.
IIв. На востоке показалась ранняя зорька.
Выписать из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы – орфограммы подчеркните:
— безударные гласные в корне слова;
4. Выпишите из ряда родственных слов имена существительные.
Старик, стареть, старый, старость.
Зеленый, позеленел, зеленка, зелень.
Контрольный диктант в 4 классе за III четверть
Разобрать предложения по членам, указать части речи
I в. Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
IIв. Возвратилась из тёплого края журавли.
в третьем предложении.
3. Разобрать по составу слова : зимнего, осмотрели, берёзовой
Контрольный диктант в 4 классе за IV четверть
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.
1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.
1-й вариант – во 3-м предложении (В тенистой прохладе. );
2-й вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой. ).
2. Разобрать по составу слова:
Бежишь, тенистой, подарок, подарила.
3. В первом предложении у существительных определить падеж.
4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.
Контрольные диктанты по русскому языку для 5-11 классов
Утром мы с ребятами из соседней деревни отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С зелёных лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Трудолюбивые насекомые спешили собрать медовый урожай.
На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём синем ведёрке плескалась рыба.
Но вот огромная туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.
Тревожно зашевелились листья кустарников. Слабо потянуло сыростью. Становилось всё темнее, замолкли певчие птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но промокли до нитки. (101 слово.)
1.Морфемный разбор слов
осветило, маленькую, улова / зарябили, медовый, запах.
2.Разбор предложения по членам, определение частей речи
На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова./
Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья.
Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль подн и малась по дороге и наполняла горячий воздух. Облака собрались в большую лиловую тучу. Прогремел летний дальний гром.
И вот уже облака стали закрывать солнце. Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.
1. Фонетический разбор слов солнце/ стоял.
2. Морфемный разбор слов
задрожала, дальний, речки /осиновая, налетел, удар
3. Полный синтаксический разбор предложений
Густая пыль подн и малась по дороге и наполняла горячий воздух./
Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло.
5класс, итоговый контроль
Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде появились интересные часы. Каждый час на циферблате открываются чёрные створки, а за ними возникают герои народных сказок.
Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоёме плещутся рыбки.
Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, жёлтыми, зелёными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.
Раздаётся звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери, и спектакль начинается. (100 слов.)
1. Фонетический разбор слов чёрные/ жёлтыми.
2. Морфемный разбор слов
разноцветными, собираются / появились, водоёме
3. Морфологический разбор слова
центре (из 1-го предложения)/ водоёме (из последнего предложения второго абзаца)
4. Составление схем предложений
последнего из 1-го абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца / последнего из последнего абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца.
6 класс, 1 четверть
Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитался душистыми травами.
В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. Вот бежит глухарка и беспомощно машет крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей. (93 слова.) (По Ф. Тарханееву.)
1.Фонетический разбор слов день/ дичь
2.Морфемный разбор слов
хитростями, соснового, подбегают/ листочки, маленькие, любуешься
3.Полный синтаксический разбор предложения
Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам./
Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох.
6 класс, 2 четверть
Не трогайте гнёзда птиц.
Пернатые – большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы. корзинщики, лепщики, гончары.
Ласточка-береговушка – чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы её от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночку.
А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идёшь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпарх и вает птичка. Вылетит и различными хитростями уводит в сторону от гнезда.
Не надо мешать ей, трогать гнёзда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.
1. Морфемный разбор слов землекопы, уводит / защищал, хитростями
2.Словообразовательный разбор слов
вылетит, корзинщики / птичка, непогоды
3.Морфологический разбор слова
корзиночку (из последнего предложения 2-го абзаца) / непогоды (из 3-го предложения 2-го абзаца)
4. Составление схем
1-го предложения из 2-го абзаца,
1-го предложения из 3-го абзаца,
последнего предложения из 3-го абзаца.
6 класс, итоговый контроль
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях неясные шорохи и звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда. Никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов.) (По Соколову-Микитову.)
1. Морфемный разбор слов прислушиваться, безветренная / пробудились, неотложные
2.Словообразовательный разбор слов
речонки, никому/ снежные, никого
3.Морфологический разбор слова
песчаный (из 1-го предложения 1-го абзаца) / письменным (из 1-го предложения 2-го абзаца)
4. Составление схем 1-го и последнего предложений последнего абзаца.
7 класс, 1 четверть
Наступившая осень чувствуется во всём. Солнце уже не палит и не сверкает, но светит очень ласково и приветливо. Опустевшие поля открывают необъятный горизонт. Воздух прозрачен и свеж. Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. Слышны крики улетающих птиц. Это последний привет летних гостей.
Пышный и богатый лесной наряд ещё пестрит всеми цветами. Серебрятся трепещущие осины, шелестят золотые берёзы, зеленеют изумрудные ели. Ветер скоро сорвёт этот пёстрый наряд, и обнажённые деревья будут стоять под ледяным дыханием зимы.
Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо. Редко выглянет солнышко, но на синеющем осеннем небе оно кажется ярче.
1.В тексте диктанта необходимо обозначить у всех причастий суффиксы.
2.Полный синтаксический разбор предложения
Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. /
Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо.
7 класс, 2 четверть
Первый раз в театре.
Когда мне было шесть лет, мы с отцом гуляли однажды по Ленинграду. И вдруг, проходя со мной по площади Островского, отец спросил: «Хочешь на минуту зайти в театр?»
Я ещё никогда в жизни не бывал в театре, и мой ответ угадать нетрудно.
Мы вошли в ложу, когда действие уже давно началось. Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна. Глаза привыкли к полумраку, и я восхитился, увидев заполненный зрителями зал, слабо освещённую сцену. На ней возвышался грандиозных размеров мост, перекинутый под косым углом из одного конца сцены в другой. Он был залит лунным светом, а у насыпи около него переговаривались какие-то люди.
Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром. (116 слов.) (По Ю. Алянскому.)
1.В тексте диктанта необходимо обозначить у всех причастий суффиксы.
2.Морфологический разбор слова проходя (из 1-го предложения) / увидев (из 3-го предложения 3-го абзаца).
3.Полный синтаксический разбор предложения
Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна./
Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром.
7 класс, итоговый контроль
Судьба второго хлеба.
Сегодня трудно поверить, что каких-то двести – триста лет назад ни в одной стране Европы никто не хотел выращивать картофель.
Родина картофеля – Америка, где он издавна служил пищей индейцев. Когда его привезли в Европу, никто не умел с ним обращаться. Его разводили в садах рядом с цветами. Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отравление.
Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость. В разных районах страны распаханные поля солдаты стали засевать каким-то растением. Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. Крестьяне, видя караульных, рассудили по-своему: «Ценное растение, если его охраняют». Дожидались мужики темноты и бегом на поле, выкапывали ценные клубни и сажали себе на огородах. Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы. (122 слова.)
1. Морфологический разбор слова выращенный (из последнего предложения) /видя (из 4-го предложения последнего абзаца).
2. Полный синтаксический разбор предложения
Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили.
Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы.
8 класс, 1 четверть
У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.
Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик.
В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть русской земли.
Морфологический разбор слова взятой/ заколоченный.
2. Полный синтаксический разбор предложения
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике./
В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу.
8 класс, 2 четверть
Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Почти то же можно сказать и о лесе. Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом.
Леса – хранители вод. Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров. Прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге.
Красным лесом называются все породы деревьев: сосна, ель, пихта и прочие. Дуб, вяз, липа, берёза, ольха и другие называются чёрным лесом. К нему принадлежат и такие ягодные деревья, как черёмуха и рябина. Все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал и обыкновенный тальник – надо причислить к чернолесью.
Хороша развесистая белоствольная берёза. Хорош и клён со своими лапами-листьями. Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб. (125 слов.)
1.Полный синтаксический разбор предложения
Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров./
Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб.
2. Отметьте в тексте односоставные безличные предложения.
8 класс, итоговый контроль
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме уже существующих общих словарей).
В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (По К. Паустовскому.)
Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.
Отметьте в тексте диктанта неполные предложения.
9 класс, 1 четверть
В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.
Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад.
В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме. Я прошёл лугом к реке, разделся и бросился в воду – в последний раз! Тело обожгло ледяным холодом, перехватило дыхание. Выбравшись на берег, я втиснулся спиной в чуть тёплый песок и остался так лежать неподвижно в удобном, согревающем песчаном слепке с моего тела.
Надо мною студёной синью раскинулось небо. Ни птицы на нём, ни облачка. Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт. И долго потом надо напрягать глаза, чтобы снова увидеть её. (По Е.Носову.)
Сделать синтаксический разбор предложения
Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад./
Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт.
2. Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.
9 класс, 2 четверть
Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, что расположен в Дании, происходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.
Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.
Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок.
Сделать синтаксический разбор
1-го предложения /последнего из 3-го абзаца.
2. В тексте диктанта отметьте все причастия.
9 класс, итоговый контроль
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит вначале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.
Сделать полный синтаксический разбор
1-го предложения 2-го абзаца /2-го предложения 2-го абзаца.
10 класс, входной контроль
1.Морфемный разбор слов
взбегавших, безграничную, ласково/ беспорядочно, безмерное, посеребрённое
2.Сделать полный синтаксический разбор предложения
Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок./
10 класс, 1-ое полугодие
Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. Широкую липовую аллею посадили когда-то крестьяне нашего села. Мы любили играть под высокими липами, наблюдать, как в молодом саду пробуждается весною жизнь. В зеленых вершинах лип пели птицы, свистели скворцы и дрозды.
Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Белая чистая древесина липы дорого ценилась. Из легкой податливой древесины липы искусные мастера точили красивую деревянную посуду, вырезали ложки. Из липовых чистых досок в деревнях делали столешницы для обеденных столов. Кору сдирали с поваленных деревьев, мочили в воде, делали из нее мочало и рогожи. Теперь взрослых, больших лип в наших лесах не увидишь. Лишь в далеком Зауралье видел я в глухих лесах свободно росшие высокие липы.
Липа, несомненно, одно из самых красивых, веселых и нежных деревьев. Издавна славится липовый сладкий мед. Хороша и нежна листва липы. Осенью липа раньше других деревьев сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у корней оголенных деревьев сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.
Молодые липы и теперь сажают в парках и больших городах. Липы легко приживаются и быстро растут. Их свежая зеленая листва украшает городские шумные улицы, радует глаз городского усталого человека.(214 слов.)
1.Морфологический разбор слов
2.Морфемный разбор слов
окружавшие, сбрасывает, деревянную / поваленных, пробуждается, высокие
10 класс, итоговый контроль
Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввёл себе в вену…
Это было в Одессе в тысяча восемьсот восемьдесят первом году. Через три дня аудитории и кабинеты университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти.
Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам до тех пор, пока не начался бред. Металась по подушке большая голова с ранней сединой на висках и в бороде. Тихо плакала у постели его жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда прошёл кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он узнал истину!
То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Но примеру учителя последовали его помощники. Один из них заболел очень тяжёлой формой холеры. Несмотря на то что состояние больного было безнадёжным, Мечникову удалось вырвать его из рук смерти. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена учёные рисковали своим здоровьем в поисках истины. Он написал о многих, чьими подвигами восторгался, чьему примеру следовал. Хотя он проводил опыты и на самом себе, но в статье об этом нет ни единого слова.
Илья Ильич Мечников был удостоен многих наград, но остался равнодушным к почестям. Единственной наградой он считал открытие истины, которая может принести пользу человечеству.
Отдавая друзьям перед смертью последние наставления, он потребовал, чтобы его вскрыли. И после смерти он хотел служить науке. (230 слов.)
1. Морфемный разбор слов
изучая, сделал/времена, проводил.
2. Словообразовательный разбор слов
сделал, помощники/ написал, тревожная.
3. Полный синтаксический разбор
1-го предложения последнего абзаца/последнее предложение 4-го абзаца
11 класс, входной контроль
Если хочешь понять душу леса, пройди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.
Я иду берегом ручья ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.
Вижу я, как на мягком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но часть их сбивается у нового препятствия в далеко видный снежный ком. Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на стволы ёлок, на травы. С плёса вода бесшумно устремляется дальше. А где завал, вода как бы ропщет, и дальше слышен этот переплеск. Но это не жалоба, не отчаяние: вода этих чувств не знает.
Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно склоняются и отвечают вместе и трепету теней. И холоду ручья.
Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан.
И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли, мы попадём в океан».
Так было хорошо, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там, внизу, под кручей, перекликались могучие струи. Привязал меня ручей к себе, и я не могу отойти в сторону , скучно становится.
Вот уже одиннадцатый год, как я рано, неодетой весной, когда цветёт волчье лыко, анемоны и примулы, прохожу этой вырубкой. И глаз мой обласкан, и аромат смолы тополей и берёзовой почки – всё сошлось воедино.
1. Морфемный разбор слов
распускает, обласкан, безжизненно / перекликались, бесшумно, текущая.
3. Полный синтаксический разбор
1-го предложения /1-го предложения из 3-го абзаца.
11 класс, 1-ое полугодие
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме бесконечных лесов, бескрайних лугов и необыкновенно свежего воздуха. Но всё-таки этот удивительный край обладает великой притягательной силой. Он такой же скромный, как и бессмертные картины Левитана. Но именно в этом и заключена прелесть и всё незаметное на первый взгляд очарование русской природы.
Что же может увидеть здесь впервые попавший сюда человек? Цветущие или скошенные луга, разросшиеся сосновые леса, неповторимые запахи, которые русскому человеку дороже всех изысканных модных духов.
Мне приходилось бывать в этих местах по нескольку раз в год. В октябре, когда трава покрывается на рассвете инеем, хорошо ночевать в стогах, как будто в тёплых закрытых помещениях. Ведь сено в стогах держит тепло в продолжение всей холодной зимы.
В сосновом бору Мещёрского края так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен почти за километр, особенно в безветренные дни. В ветреные дни леса шумят беспрестанным океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие обугленные от старости избы лесников, жёлтые пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами незабвенные прекрасные звёзды.
В этом крае вы можете услышать тревожные крики перепелов и ястребов, бесконечный стук дятлов, душераздирающий вой волков, шорохи дождей, вечернюю игру гармоники, а по ночам – разноголосое пение петухов и стук колотушки деревенского сторожа. (221 слово.) (По К.Г.Паустовскому.)
11 класс, итоговый контроль
Мы подвигаемся медленно, шаг за шагом, вброд поперёк неглубокой лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я ничем не выдаю страха. Наконец, мы выходим на песчаный берег неподалёку от лесной полянки.
Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела, и смутно вижу спину своего спутника и какие-то неясные очертания. На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами, и в их неподвижности среди ничем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Внезапно мой слух поражается странными звуками, и я невольно вздрагиваю. Это какие-то высокие, необыкновенно звучные стоны, издаваемые десятками голосов. Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади. Всё стихло, и всё вновь погрузилось в прежнюю невозмутимую тишину. Вдруг мой спутник насторожился. Очевидно, его изощрённый слух уловил какие-то звуки, но я, как ни прислушивался, ничего не мог различить. Мы сделали ещё около одиннадцати перебежек, когда я, наконец, расслышал играющего глухаря.
(157 слов.) (По Куприну.)
Сделать синтаксический разбор предложения.
Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади.
Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела, и смутно вижу спину своего спутника и какие-то неясные очертания.
2. Отметьте в тексте в односоставном безличном предложении в составе сложного грамматическую основу.