у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм

Вес новорожденного: нормы, отклонения, опасности

Вес новорожденного зависит от множества факторов. И широко распространенное мнение о том, что у родителей-«богатырей» рождаются крупные дети и наоборот, не совсем верно. Генетика имеет значение, но не решающее. Об особенностях веса новорожденного рассказывает Крепак Мария Сергеевна, заведующая отделением педиатрии ISIDA Левобережная, врач-педиатр.

у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть картинку у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Картинка про у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм

Нормы веса новорожденного ребенка

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) разработала нормы веса для новорожденных. Вес девочек при рождении при этом чуть-чуть отстает от веса мальчиков.

Вес девочек
Оценка показателя Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Вес в кг 2.0 2.4 2.8 3.2 3.7 4.2 4.8

Вес мальчиков
Оценка показателя Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Вес в кг 2.1 2.5 2.9 3.3 3.9 4.4 5.0

Оценивая вес новорожденного, врач-неонатолог как норму принимает показатели от «ниже среднего» до «выше среднего». Это от 2,8 – 3,7 кг для девочек и 2,9-3,9 кг – для мальчиков. Если вес новорожденного не попадает в этот интервал по нижней или верхней границе, врач расценивает это как повод для более пристального внимания к здоровью малыша. Но рассматривать это как диагноз, сигнал о наличии значимых проблем – преждевременно.

Сравнивая вес новорожденного с таблицами ВОЗ, очень важно понимать, что речь идет только о детях, родившихся в срок, то есть примерно на 40-й неделе беременности. И даже если ребенок появляется на свет, например, в 37 недель (такая беременность также считается доношенной), вес новорожденного будет оцениваться по другим критериям.

Оценивая вес новорожденного, врач обязательно учитывает два важнейших фактора:

срок, на котором малыш появился на свет;

Чем опасен большой вес новорожденного

В подавляющем большинстве случаев дети, родившиеся с весом более 4 кг, здоровы. Однако врач уделит особое внимание состоянию здоровья малыша, если будущая мама страдала сахарным диабетом или во время беременности у женщины диагностировались нарушения в работе эндокринной системы. В этом случае малыша должен будет осмотреть детский эндокринолог или детский врач другой специализации, по показаниям.

Под внимательным наблюдением врачей придется побыть и малышу, рожденному с весом более 4 кг, если у него наблюдается отсутствие первородной смазки на теле, сухость и шелушение кожи.

Почему у ребенка может быть дефицит веса

Преждевременные роды – одна из самых распространенных причин появления на свет детей с малым весом. Сейчас благодаря достижениям медицины малышей с весом от 500 г выхаживают в специальных боксах.
Иногда на свет появляются доношенные малыши с дефицитом массы тела – гипотрофией. Чаще всего это происходит из-за нарушений в работе плаценты, которые диагностируются еще в период беременности.

Малыш с низкой массой тела при рождении должен как можно скорее набрать вес. В этом ему поможет грудное вскармливание (полноценное питание мамы при этом имеет очень большое значение), иногда используются специальные обогатители грудного молока. Правильно составить рацион мамы и ребёнка вам поможет врач.

Наблюдение за здоровьем детей, рожденных с малым весом, должно быть особо пристальным не только в период новорожденности и в раннем младенчестве. Существует опасность возникновения различных проблем (набор избыточного веса, возникновение эндокринных нарушений и т.д.) в школьном возрасте, в период полового созревания. Регулярные профилактические осмотры помогут избежать этих проблем.

Возможности клиники ISIDA

Отделение неонатологии клиники ISIDA обладает всем необходимым для выхаживания малышей, появившихся на свет с малым весом. Самый маленький пациент отделения неонатологии весил 840 г, он находился в ISIDA на выхаживании три месяца, сейчас это здоровый и счастливый ребенок.

Для выхаживания детей с малым весом или с различными проблемами со здоровьем в клинике есть палата интенсивной терапии и реанимации новорожденных, оснащенная всем необходимым оборудованием для лечения и выхаживания деток разного гестационного возраста. Немаловажно то, что палаты отделения неонатологии позволяют одновременно выхаживать и лечить 6 малышей.
Широкими диагностическими возможностями обладает и педиатрическое отделение клиники ISIDA, в котором дети могут получать всю необходимую им помощь как в раннем младенчестве, так и в школьном возрасте, вплоть до 18 лет.

Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопроси мы обязательно на него ответим.

Источник

Приложение N 1. Медицинские критерии рождения

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития РФ
от 27 декабря 2011 г. N 1687н

Медицинские критерии рождения

С изменениями и дополнениями от:

16 января 2013 г., 13 сентября 2019 г.

1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

Информация об изменениях:

2. Медицинскими критериями рождения являются:

1) срок беременности 22 недели и более при массе тела ребенка при рождении 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела ребенка при рождении 25 см и более;

3. Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).

4. Массой тела ребенка при рождении считается результат взвешивания новорожденного, произведенного в течение первого часа его жизни. Измерение длины тела новорожденного производится при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере от верхушки темени до пяток.

5. Мертворождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при отсутствии у новорожденного признаков живорождения.

6. Медицинским организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, рекомендуется вносить записи обо всех новорожденных, родившихся живыми и мертвыми, в истории родов, истории развития новорожденных и в иную медицинскую документацию, оформляемую на новорожденных.

Источник

У доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм

Современные подходы к оценке показателей физического развития у детей первых месяцев жизни

Сотрудники «Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева» совместно с РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, опубликовали обзорную статью, посвященную современным подходам к оценке показателей физического развития у детей первых месяцев жизни.

Рост и развитие – ключевые характеристики периода детства – основные маркеры здоровья и адекватного питания. По мнению ряда исследователей, конституциональные типы, сложившиеся к периоду младшего школьного возраста, в 70–85% случаев остаются постоянными. Нарушение темпов физического развития может иметь неблагоприятное прогностическое значение. Проблему представляют как замедление темпов физического развития, так и слишком интенсивный прирост показателей. В первом случае замедление темпов прироста основных показателей развития может быть прогностически неблагоприятным признаком становления когнитивного статуса в более поздние возрастные сроки (особенно у недоношенных детей) и в целом достоверно чаще ассоциируется с высокой заболеваемостью. Во втором случае избыточный прирост, например, массы тела в первые месяцы жизни ребенка может привести к формированию метаболических нарушений (сахарный диабет, гипертоническая болезнь) в более старшем возрасте. Избыточный прирост массы тела в раннем детском возрасте повышает риск возникновения ожирения, которое в настоящее время представляет большую проблему – во многих европейских странах распространенность ожирения среди детей 5–17-летнего возраста достигает 20%.

Физическое развитие характеризуется совокупностью антропометрических показателей. При обследовании ребенка первых лет жизни обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы; измерение окружности груди целесообразно только у детей особой группы с избыточным приростом окружности головы для сопоставления их значений между собой в процессе динамического наблюдения.

На скорость прироста параметров физического развития влияют многие факторы – генетические (конституциональные), социально-экономические, наличие сопутствующих заболеваний. Большое влияние оказывает питание ребенка с момента рождения и на протяжении всего периода раннего детства. Для адекватной оценки физического развития у детей раннего возраста необходимы нормативы, вычисленные с учетом гестационного возраста, нутритивной поддержки, особенностей условий окружающей среды в первые месяцы жизни ребенка.

Методы оценки показателей физического развития у детей

В настоящее время понятно, что прирост абсолютных значений не отражает гармоничности развития, в связи с чем в повседневной практике для оценки физического развития используют различные индексы – в частности индекс массы тела (ИМТ), представляющий собой отношение массы тела, выраженной в килограммах, к длине тела, выраженной в метрах и возведенной в квадрат, а также простое массо-ростовое отношение (индекс Кетле 1) – отношение массы тела в граммах к длине тела, выраженной в сантиметрах. Индекс Кетле 1 преимущественно используется у младенцев.

Более того, в связи с прогрессирующим увеличением частоты развития ожирения среди детей младшего возраста необходимо определять, за счет чего происходит прирост массы – за счет жировой или тощей ее составляющих, что важно для выявления риска возникновения метаболических нарушений в более поздние возрастные периоды, а также для своевременной корректировки нутритивной поддержки. Для определения нутритивного статуса состав тканей в настоящее время оценивают с помощью воздушной плетизмографии, позволяющей определить количество безжировой (тощей, FFM) и жировой (FM) масс, а также содержание относительного жира (%BF) в тканях тела.

Полученные значения массо-ростовых показателей и индексов анализируют с использованием центильного метода, а также z-оценки (z-score), представляющей собой отклонение значений индивидуального показателя от среднего значения в популяции, деленное на стандартное отклонение среднего значения. Показатели, выходящие за рамки двух стандартных отклонений от среднего значения в популяции, расцениваются как несоответствующие норме и требуют поиска причины выявленных нарушений.

Особенности оценки физического развития у доношенных детей на первом году жизни

Исследования показывают, что у доношенных детей ИМТ коррелирует с процентным содержанием относительного жира в теле и в некоторой степени определяет риск формирования сердечно-сосудистой патологии в подростковом и зрелом возрасте.

По данным A. De Cunto и соавт. (2014), z-оценка ИМТ у доношенных новорожденных детей в значительной степени коррелирует с процентом относительного жира в теле, однако не имеет большой прогностической значимости в отношении развития ожирения в дальнейшем. Исследования J. Villar и соавт. (2017) показали, что наибольшую корреляцию с содержанием тощей и жировой массы у соответствующих гестационному сроку доношенных новорожденных имеет индекс Кетле 1. W. Perng и соавт. (2017) на основании проведенных исследований установили большую взаимосвязь z-оценки индекса Кетле 1 и z-оценки ИМТ с содержанием тощей (но не жировой) массы в периоде новорожденности. Однако уже к 5-му месяцу жизни по мере прироста жировой массы появляется корреляция между значениями z-оценки индекса Кетле 1, z-оценки ИМТ и процента жировой массы, а прогностическая ценность указанных индексов в отношении тощей массы утрачивается. Дети с малой для гестационного возраста массой тела при рождении имеют низкие показатели жировой массы, процентного содержания относительного жира и соотношения жировой/тощей масс по сравнению с новорожденными с соответствующей гестационному сроку массой тела. При этом низкая масса тела у них связана с уменьшением жировой примерно на 27% и тощей массы примерно на 73% по сравнению с соответствующими гестационному сроку доношенными новорожденными.

Рост ребенка напрямую связан с массой костной ткани – основным компонентом в составе тощей массы у детей раннего возраста, поэтому z-оценка длины тела, наоборот, коррелирует с содержанием тощей массы.

Еще один из доступных способов оценки – толщина кожной складки – при рождении в большей степени коррелирует с процентом тощей массы, чем жировой, причем это касается детей с адекватными или низкими показателями массы тела относительно гестационного возраста. У крупных для гестационного возраста детей толщина кожной складки при рождении коррелирует с содержанием жировой массы. К 5-му месяцу жизни, наоборот, отмечается прямая корреляция между толщиной кожной складки и содержанием жировой массы у детей с адекватными возрасту показателями массы тела при рождении. Таким образом, определение толщины кожной складки в отсутствие более точных методов измерения состава тела может служить показателем ожирения у ребенка первого года жизни.

Высокие темпы прибавки массы тела на протяжении первых 2 лет жизни напрямую коррелируют с увеличением риска развития ожирения и повышением ИМТ в более поздние возрастные периоды. При сравнении массо-ростовых показателей к 2 годам у доношенных детей в зависимости от вида вскармливания выяснилось, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, независимо от содержания белка в смеси были выше и тяжелее детей, получающих грудное вскармливание. У детей, получающих смесь с высоким содержанием белка, в сыворотке крови был выявлен наивысший уровень аминокислот с разветвленной цепью (валин, лейцин, изолейцин). Концентрация инсулиноподобного фак- тора роста 1-го типа в крови у них была на 60% выше, чем у детей, находящихся на грудном вскармливании, и тех, кто получал искусственную смесь с меньшим содержанием белка. У детей этой группы отмечалось также повышение уровня С-пептида в моче и соотношения С-пептид/креатинин, свидетельствующее об увеличении секреции инсулина (что подтверждалось также более низким уровнем глюкозы в крови). Проведенное исследование позволило предположить, что инсулиноподобный фактор роста 1-го типа служит главным фактором, определяющим прибавку массы тела в течение периода детства. При этом дети, получающие молочные смеси с высоким содержанием белка, имеют значительно более высокий уровень инсулиноподобного фактора роста 1-го типа в периоде раннего детства, а в зрелом возрасте этот

показатель у них значительно ниже, чем у детей, длительно получающими грудное молоко. Это повышает риск развития ишемической болезни сердца и сахарного диабета. Поэтому грудное вскармливание в периоде раннего детства оказывает защитное воздействие, снижая риск развития ожирения и сопутствующей патологии в зрелом возрасте.

Заключение

Данные клинических исследований, проведенных в последнее десятилетие, позволяют сделать следующие выводы:

1) использование стандартных массо-ростовых индексов для оценки физического развития у недоношенных детей не позволяет оценить состав тела и не может служить основным инструментом для определения риска развития поздних метаболических осложнений;

2) длительное грудное вскармливание у недоношенных детей способствует формированию оптимального состава тела;

3) искусственное вскармливание способствует лучшему приросту массы тела (в сравнении с грудным вскармливанием) в первые месяцы жизни, однако прирост осуществляется за счет накопления жировой массы, что является фактором риска метаболических нарушений в более поздние возрастные сроки;

4) для оценки динамики физического развития детей должны быть использованы соответствующие центильные кривые, основанные на обобщающих стандартах роста вне зависимости от этнических и географических различий в популяции.

Таким образом, длительное последующее наблюдение за недоношенными и доношенными детьми и оценка динамики их физического развития позволит более точно определить нормативы основных показателей, а также будет способствовать дальнейшей оптимизации тактики выхаживания и вскармливания.

Алямовская Г.А., Сахарова Е.С., Кешишян Е.С.

Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2020; 65:(2)

Источник

У доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм

Сегодня недоношенным считают младенца, родившегося с 22 по 37 неделю беременности. Есть такое понятие, как критерий живорождённости. Россия перешла на критерии, утверждённые Всемирной организацией здравоохранения в 2012 году.

Недоношенный новорождённый ребёнок по этим параметрам — это младенец от 500 граммов и от 25 сантиметров, появившийся на свет на сроке от 22-й недели гестации. Если малыш с такими показателями выжил, его регистрируют и выхаживают. В мире каждый год рождаются 5-10% таких детей от общего числа новорождённых. Недоношенность ребёнка в современном мире — не приговор, поскольку сегодня есть все условия для выхаживания «ранних» детей.

Степени недоношенности

Выделяют четыре степени:

Признаки недоношенности

Помимо веса и роста, у таких малышей наблюдается непропорциональность телосложения, открытый родничок на затылке, пониженный мышечный тонус, низкое расположение пупка, неразвитость ногтей и более красная кожа, чем у доношенных детей. К последствиям относят также нарушение дыхания, анемию, проблемы с желудочно-кишечным трактом и зрением.

Недоношенные дети: последствия

Однако совсем не обязательно, что все сложности, перечисленные выше, коснутся ребёнка. Кроме того, грамотный медицинский контроль и забота родителей творят чудеса. Многие справляются со всеми трудностями и в дальнейшем живут полноценно.

Недоношенность — это не всегда история о болезнях и слабости. Так, известно, что раньше срока родились такие знаменитости, как художник Леонардо да Винчи, император и полководец Наполеон Бонапарт, учёный Альберт Энштейн и один из основателей классической физики Исаак Ньютон.

Недоношенные дети: развитие

Развитие такого новорождённого, безусловно, имеет свои особенности. Но, в большинстве случаев, эти дети спустя время «догоняют» доношенных сверстников в развитии и в дальнейшем ничем не отличаются от них.

Наталья Зоткина, учредитель и директор благотворительного фонда помощи недоношенным детям «Право на чудо»:

— Около 80% «ранних» детей к 2-3 годам догоняют своих сверстников в развитии. Однако 20% малышей находятся в группе риска по различным заболеваниям. Моя дочь родилась на 27 неделе с весом 1 килограмм, и у неё ДЦП. Она учится в обычной школе вместе со всеми, хотя и передвигается на инвалидной коляске. В то же время, знаю детей с таким же весом и рождённых на таком же сроке, у которых всё отлично со здоровьем и нет никаких патологий. Всё очень индивидуально. Наш фонд всегда подчёркивает: каждая история уникальна. Нельзя сравнивать одного недоношенного младенца с другим.

Развитие недоношенных детей по месяцам

Только родившиеся раньше срока дети, как правило, нуждаются в специальных условиях и постоянном присмотре врачей. Часто таких малышей кормят через пищевой зонд и поддерживают их дыхание через искусственную подачу кислорода.

Недоношенному ребёнку месяц: в это время у него могут полностью отсутствовать врождённые рефлексы. Вес в этот период младенец набирает очень слабо.

На втором месяце такие дети уже начинают прибавлять в весе, но они по-прежнему очень слабы: быстро устают и, в основном, спят. На третьем месяце малыш уже приобретает рефлексы, реакцию на звук и даже мимику.

К 6 месяцам ребёнок, при хорошем раскладе, увеличивает вес примерно в три раза. Малыши с первой степенью к этому времени уже могут ничем не отличаться от рождённых в срок сверстников.

Недоношенные дети: развитие до года

К году дети уже, как правило, полностью «выравниваются» в развитии — как физическом, так и психоэмоциональном. Развитие недоношенного ребёнка во многом зависит от ухода и ответственного отношения родителей к рекомендациям врачей.

Этапы выхаживания недоношенных детей

Первый этап выхаживания — это уход и присмотр медперсоналом в роддоме. В крупных перинатальных центрах есть специальная реанимация для таких новорождённых. На этом этапе важно, чтобы малыш не переохладился, поэтому врачи прикасаются к нему только тёплыми руками, заворачивают в подогретые пелёнки, и даже пеленальный столик предварительно подогревается.

Второй этап — это выхаживание малыша в отделении патологии больницы. В современных отделениях мамы могут находиться вместе с детьми. Ребёнка каждый день взвешивают, измеряют рост и окружность головы. Как только новорождённый достигает в весе заветных двух килограммов, его выписывают домой. Если же есть какие-то отклонения в здоровье, малыша оставляют в отделении патологии до полного выздоровления.

И, наконец, этап третий: наблюдение на дому. Врач и медсестра детской поликлиники должны осмотреть ребёнка в первые сутки после выписки. Затем медики будут периодически навещать младенца, следить за его состоянием и развитием и давать рекомендации по уходу родителям. Влажность около 70%, комфортная температура 20-22С, проветривание помещения, подогретая примерно до 39С вода для купания: всего этого требуют недоношенные дети. Этапы выхаживания включают в себя, прежде всего, медицинский контроль и особое, внимательное отношение мамы и папы к ребёнку.

Выхаживание недоношенных детей

Уход за недоношенным ребёнком в роддоме начинается обычно с помещения малыша в специальный «инкубатор» с заданными температурой и влажностью воздуха. Здесь младенец растёт в условиях, максимально приближенных к внутриутробным. Его ежедневно взвешивают. Родители могут разговаривать с малышом и держать его за руку, а позже, когда он окрепнет, брать на руки и прижимать к себе. Доказано, что это положительно влияет на нервно-психическое развитие ребёнка.

После того, как недоношенный младенец набрал жизненно важные для него граммы, врачи, наконец, могут выписать их с мамой домой.

Дома также важно поддерживать правильный уход за ребёнком. Родителям рекомендуют проводить для малыша специальную гимнастику и массаж. Массаж на этом этапе, как правило, важная составляющая ухода: можно прибегнуть к услугам профессионала, но лучше, чтобы специалист приходил к вам сам, и все манипуляции происходили в привычных домашних условиях. Иммунитет у ранних детей первое время очень слабый, поэтому стоит перестраховаться.

Новорождённого нужно выкладывать на живот: это укрепит его мышцы затылка, конечностей, живота и спины. Важно закаливать младенца: устраивать ему «воздушные ванны» и каждый день купать, но температура воды должна быть не ниже 37 градусов.

Питание недоношенного ребёнка не должно строиться по принципу: чем больше малыш ест, тем лучше, ведь он быстрее наберёт вес. В то же время перекармливание таких детей — частая ошибка родителей. Пищеварительная система ранних малышей развита недостаточно хорошо, так же, как и важный для ребёнка сосательный рефлекс. Поэтому кормить лучше чаще, но небольшими порциями, чтобы не перегружать пищеварение. Лучшим питанием для ребёнка, рожденного раньше срока, а будет материнское молоко. Но, если по каким-то причинам естественное кормление невозможно, врач поможет родителям подобрать специальную искусственную смесь.

Источник

Ребенок первого года жизни

у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть картинку у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Картинка про у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже граммФизическое развитие

Никогда ребенок не растет так быстро и не развивается так быстро, как на первом году жизни. Темпы прибавки массы и длины тела, развитие психических и двигательных функций очень индивидуальны, и все же есть определенные ориентиры, которые помогают родителям следить за здоровьем своего малыша.

На первом году жизни ведущими показателями физического развития являются: масса и длина тела, окружность головы, грудной клетки и живота. Особенно важно следить на прибавкой массы и длины тела ребенка.

Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5-5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 мес. В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии- 400-600г.

Для определения веса младенца его взвешивают на специальных детских весах с точностью до 10 граммов. Вначале на весы кладут пеленку, фиксируют ее вес, затем укладывают на нее раздетого ребенка. Для точного определения массы тела из показаний весов вычитается вес пеленки. Взвешивать ребенка надо сначала ежемесячно (на первом месяце, если в этом возникает необходимость, – даже еженедельно), затем – раз в 2 месяца.

Масса тела ребенка первого полугодия жизни в граммах может быть примерно определена, как сумма массы тела при рождении плюс 800 г*число месяцев (800 г – это среднемесячная прибавка). Для второго полугодия примерная нормальная масса тела равна массе тела при рождении плюс средняя прибавка за первое полугодие (800*6=4800)+400г (среднемесячная прибавка)*(возраст в месяцах-6).

Для определения длины тела нужно уложить ребенка на ровную поверхность, например на стол, таким образом, чтобы он касался этой поверхности одновременно лопатками, крестцом и пятками – пальчики ног должны быть расположены вертикально вверх. Пятки и макушку надо прижать, чтобы не смещались, и измерить расстояние между ними.

Следить за ростом окружности головы надо обязательно. Значительное отставание или, наоборот, слишком быстрое увеличение ее окружности, по сравнению с нормой, обычно свидетельствует о неблагополучии. В подобных случаях необходима консультация врача, а иногда и полное медицинское обследование.

При рождении окружность головы в среднем равна 34-36 см. В первые месяцы жизни она растет довольно быстро – за первый месяц увеличивается в среднем на 1,5-2 см темп увеличения окружности головы ребенка до года можно оценить так: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый месяц, недостающий до 6, надо отнять 1,5 см от 43 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 к 43 см к году окружность головы должна равняться 46 см.

В процессе роста черепа изменяются размеры большого и малого родничка. Малый родничок закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой родничок – к году. У некоторых детей этот процесс заканчивается на 2-3 месяца раньше или позже, что считается вариантом нормы.

Для правильного измерения окружности головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылок, а спереди – надбровные дуги.

Рост окружности груди отражает степень развития грудной клетки, ее мышечного слоя и подкожно-жировой клетчатки. При рождении окружность груди равна 32-34 см, что на 1,5-2 см меньше окружности головы. В 4 месяца эти окружности уравниваются, а затем во все периоды детства увеличение грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки развития грудной клетки можно использовать следующий расчет: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий до 6 месяцев нужно вычесть 2 см из 45 см, на каждый последующий после 6 месяце – прибавить 0,5 см к 45 см.

Окружность груди измеряют при спокойном состоянии младенца. Сантиметровую ленту при этом накладывают сзади на уровне нижних углов лопаток, а спереди – по нижним краям околососковых кружков.

При измерении окружности живота сантиметровая лента должна проходить по его самому выпуклому месту. Окружность живота в норме несколько меньше окружности груди; если она больше, то это может означать, что ребенок развивается непропорционально и надо поговорить об этом с врачом.

Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, но значительные отклонения от средних показателей должны встревожить родителей, ибо они могут быть обусловлены каким-либо заболеванием. В этом случае необходима консультация врача.

Психомоторное развитие

у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть картинку у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Картинка про у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже граммПервый год жизни ребенка – это период его адаптации к внешнему миру. За эти 12 месяцев ему предстоит пройти огромный путь – научиться сидеть, вставать на ноги, делать первые шаги, произносить первые звуки и слова.

Новые навыки и умения приходят к нему в определенной последовательности, но, конечно, при условии правильного ухода и развивающих занятий.

Ребенок поднимает и удерживает голову. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь, поворачивает голову в сторону звука. Может сжимать и разжимать кулачки, рефлекторно удерживает игрушку, вложенную ему в руку. При виде взрослых улыбается. Начинает больше времени бодрствовать, знакомясь с окружающим миром.

Более устойчиво удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Может переворачиваться со спины на бок. Увеличивает объем движений, но они остаются нескоординированными. Активно следит за движущимся предметом, тянется за игрушкой. На обращения взрослых реагирует радостной улыбкой, появляются смех и гуление, выражающие положительные эмоции.

Не только хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но и приподнимает ее из положения лежа на спине. При поддержке в вертикальном положении более устойчиво упирается ножками. Может сидеть с поддержкой, свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, тянется ручками к различным предметам. Может брать игрушку и подносить ее ко рту. Оживляется, улыбается, смеется, когда с ним играют взрослые.

При поддержке стоит устойчиво на ногах, садится, но удерживать прямо спину еще не может. Пытается поворачиваться с живота на спину. Лежа на спине, хватает себя за стопы и тянет их в рот. Узнает родителей, членов семьи, хорошо улавливает интонации обращенной к нему речи, более эмоционально реагирует на окружающее.

Умеет самостоятельно садится и сидит без поддержки. Может тянуться вперед их положения сидя. Переворачивается в любую сторону. При поддержке за руки встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Может самостоятельно играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую, поднимать упавшую. Начинает лепетать, то есть повторно произносить отдельные слоги «ма», «ба», «на». Для развития этих умений особенно важны общение со взрослыми, обращенная к ребенку речь.

Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Самостоятельно может наклоняться и выпрямлять туловище. При опоре встает на колени, а при поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками. Любит прыгать на месте. Хлопает в ладоши и любит бить игрушки одну об другую. Ищет взглядом и находит на привычном месте крупные предметы, которые называют взрослые. Тянется к своему изображению в зеркале.

Держать за перила манежа, кроватки или стул, встает и сам садится. Пробует ходить при поддержке за обе руки. Умеет по желанию разжимать пальцы, любит бросать игрушки на пол. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Становится разнообразнее мимика. Появляется интерес и удивление при виде новой игрушки или незнакомого лица. Отличает знакомых от незнакомых. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость в стремлении достать его. Много играет с игрушками, охотно вступает в контакт со взрослыми.

Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, игрушки, собирает мелкие предметы. Выполняет простые пробы: «дай ручку», «помаши рукой – до свидания» и др. ищет упавший предмет, игрушку, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов («нельзя», «дай», «брось», «иди»). Различает цвета, форму игрушек, предметов.

Стоит без опоры, самостоятельно поднимается; может ходить, держась за руку или за коляской. Разглядывает мелкие предметы с любопытством, берет их двумя пальцами, держит цепко игрушку, которая ему особенно понравилась, и не отдает ее. Хорошо подражает движениям взрослых, может выполнять сложные движения: открывает или закрывает крышку коробки, прячет игрушку, мяч.

Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, ходит при поддержке за руку). Находит любимые предметы. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Заметно возрастает координация движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает, рвет бумагу). Переворачивает страницы книги.

Начинает самостоятельно ходить, подходит, если его подзовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Отдает игрушку, если ее у него просят. Выполняет довольно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные игрушки, предметы. Пытается участвовать в одевании, умывании. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.

у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть картинку у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Картинка про у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже граммЗубы и их гигиена

Хорошие зубы – это не только одно из слагаемых красоты, но и залог нормального пищеварения, общего здоровья.

Каждый зуб состоит из коронки (часть зуба, выступающая в полость рта) и корня, который находится в челюсти.

Коронка покрыта эмалью – самой твердой частью человеческого организма (на 96% состоит из минеральных веществ). Основу зуба составляет находящаяся под эмалью менее минерализованная и более мягкая ткань – дентин. Корень покрыт цементом. Внутри зуба расположена пульпа – мягкая ткань, содержащая сосуды и нервы. Пульпа отвечает за питание дентина, эмали и цемента. Эмаль и цемент дополнительно насыщаются минеральными веществами за счет слюны и пародонта – тканей, соединяющих корень зуба с костью челюсти.

Ребенок рождается с зачатками не только молочных, но и постоянных зубов, которые постепенно приходят на смену выпадающим молочным. Описаны случаи, когда ребенок рождался с уже нормально развитыми и здоровыми зубами или они прорезывались в течение первых 30 дней жизни. Но такой феномен встречается редко. Преждевременно прорезавшиеся зубы обычно незрелые, излишне подвижные из-за несформированных корней и быстро выпадают. В этом случае можно попытаться укрепить зубы – современная детская стоматология это позволяет. Есть специальные накладки из мягкой пластмассы, которыми покрывают зубы во время кормления.

Сроки прорезывания молочных зубов

ЗубыВозраст (месяцы)
НижниеВерхние
Средние резцы4-86-10
Боковые резцы7-108-12
Клыки16-20
Первые большие коренные зубы11-18
Вторые большие коренные зубы20-30

Сроки прорезывания постоянных зубов

ЗубыВозраст (годы)
НижниеВерхние
Средние резцы6-77-8
Боковые резцы7-88-9
Клыки9-1111-12
Первые малые коренные зубы10-1210-11
Вторые малые коренные зубы11-1310-12
Первые большие коренные зубы5,5-7
Вторые большие коренные зубы12-1312-14
Третьи большие коренные зубы17-30

По мере роста ребенка формируется и зубочелюстная система. Правильному формированию прикуса у новорожденного способствует грудное вскармливание. Активное сосание способствует тому, что нижняя челюсть постепенно смещается вперед и к моменту прорезывания зубов смыкается с верхней, то есть формируется правильный прикус.

Неправильный прикус – это, прежде всего, нарушение или отсутствие контакта между зубами. Различают три вида непра­вильного прикуса, которые могут сочетать­ся и иметь разную степень выраженности. При обычном осмотре эта аномалия определяется по взаиморасположению перед­них зубов:

Формированию дефектного развития челюстей и неправильного прикуса в ран­нем возрасте способствуют:

Дети, имеющие аномалии прикуса, из-за отсутствия полноценного контакта меж­ду зубами не могут нормально пережевы­вать пищу, она плохо смачивается слюной, а язык при глотании упирается в губы, в ре­зультате чего мышцы рта напрягаются, и все лицо «участвует в глотании».

При отсутствии коррекции дефектов прикуса могут наблюдаться заболевания пищеварительной системы и ранняя потеря зубов, поскольку неадекватная и неравно­мерная нагрузка на разные зубы при же­вании вызывает раздражение, а затем и воспаление тканей, удерживающих их в челюсти (ткани пародонта). Ткань разру­шается, зуб расшатывается и выпадает.

Лечением подобных аномалий зани­мается стоматолог-ортодонт. В настоящее время разработано большое количество методов и аппаратов для изменения при­куса. Используются съемные конструкции, так называемые «ортодонтические пла­стинки» с винтами и крючками, и несъем­ные системы, которые укрепляются на зу­бах и позволяют постепенно перемещать зубы в необходимом направлении (брекет – система). Использование того или другого аппарата определяется врачом по клиническим показаниям.

Несколько общих советов родителям:

О рахите

Рахит довольно часто развивается на первом году жизни ребенка, и родителям надо иметь представление о его первых признаках, профилактике и лечении.

Рахит возникает при недостатке в организме солей кальция, необходимых для роста и развития костей. Причиной этого является дефицит витамина Д.

Под влиянием ультрафиолетовых солнечных лучей в коже образуется предшественник витамина Д, который превращается в витамин Д. Последний повышает всасывание кальция в кишечнике и отложение его в костях (в виде соединения с фосфором). При дефиците витамина Д не происходят отложения солей кальция в растущих костях. Они становятся мягкими и легко деформируются. В результате у ребенка формируются искривление ног, деформации головы и грудной клетки, изменения костей таза (у девочек это в будущем может осложнить течение родов).

Витамина Д в пище мало. Например, в одном литре коровьего молока его в 20 раз меньше суточной потребности ребенка. Исключением является яичный желток, но его дают лишь с 6 месяцев.

Злаки, особенно пшеница, богаты фитином, содержащим фосфор. Фосфор связывает кальций в кишечнике, тем самым, препятствуя его всасыванию. Поэтому дети, которым по 2-3 раза в день дают манную кажу или картофельное пюре, недополучают кальций и могут заболеть рахитом.

Рахит обычно проявляется уже на втором месяце жизни, а у недоношенных детей еще раньше. Ребенок становится раздражительным, хуже спит, у него появляется чрезмерная потливость. Пот вызывает зуд, в частности в области затылка, при этом ребенок крутит головкой, что приводит к облысению затылка.

Врач при осмотре может обнаружить размягчение краев родничка, затылочной кости, уплощение черепа. Если не принять мер, размягчение костей приведет к появлению в нижней части грудной клетки борозды, а затем – к искривлению ног по типу букв «О» и «Х». так называемый «рахитический горб» связан со снижением тонуса мышц спины.

Под влиянием рахита рост костей (особенно ног) замедляется, ребенок может не достичь нормального роста, а пропорции тела окажутся неправильными. О-образные деформации ног в течение 3-4 лет обычно исчезают, Х-образные («стукающиеся коленки») нередко остаются на всю жизнь.

Для профилактики и лечения рахита применяют витамин Д врачи рекомендуют начинать проходить профилактику рахита в возрасте одного месяца, а при недоношенности – с двух недель: детям назначают масляный или водный (что предпочтительнее) раствор витамина Д. во всех случаях и при профилактике, и при лечении рахита- общую дозу и схему введения витамина Д назначает врач.

Возможно индивидуальная повышенная чувствительность к витамину Д. поэтому, если ребенок после нескольких дней применения препарата начинает отказываться от еду, у него появляется тошнота или рвота, необходимо обратиться к врачу.

Летом в солнечные дни ребенок должен принимать воздушные ванны в утренние часы в течение 15-30 минут. Надо помнить, что регулярные прогулки, массаж, гимнастика являются важными мерами профилактики рахита.

Массаж

Его цель – оказать общее благоприятное действие на организм. Однако начинать массаж надо обязательно с разрешения врача, так как существуют некоторые противопоказания к его проведению.

Массаж улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу желудочно-кишечного тракта, способствует формированию ритма сна и бодрствования, поддерживает мышечный тонус, ускоряет моторное развитие, закаляет ребенка.

Важно помнить, что занятия массажем должны доставлять ребенку удовольствие. Если он плачет во время занятий, их надо тут же прекратить, чтобы у него не закрепились отрицательные эмоции: лучше повторить или завершить комплекс через некоторое время.

У большинства детей массаж можно проводить после 2-3 недели жизни.

у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Смотреть картинку у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Картинка про у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже грамм. Фото у доношенного ребенка масса тела при рождении должна быть не ниже граммМесто и время проведения массажа

Для того, чтобы массаж был максимально эффективным, должны быть созданы оптимальные внешние условия: комнату надо хорошо проветрить, температура в ней должна быть комфортной.

Проводить массаж надо на твердой, теплой, нескользкой поверхности. Это может быть пеленальный или обычный стол, накрытый байковым одеялом, клеенкой и пеленкой.

Массаж лучше не делать перед ночным сном, проводить его надо не ранее чем через 30-40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивание.

Приемы оздоровительного массажа

Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежными, работают только пальцы и кисть. Этот прием проводится ладонной поверхностью кисти.

Более интенсивное и глубокое поглаживание тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производится одним, двумя или тремя пальцами ладонной поверхностью кисти круговыми движениями. Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, чтобы воздействовать на более глубокие слои кожи.

Прием аналогичен растиранию, но еще более глубоко воздействует на кожу и мышцы. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) производят одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.

Это быстрое, ритмичное сотрясание кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами. Это упражнение очень полезно и для здоровых детей, и для перенесших недавно респираторную инфекцию. Каждое движение стоит повторять не менее 4 раз или кратно четырем (то есть восемь, двенадцать и т.д.) для воспитания чувств ритма.

Упражнения для детей на 3-8-й неделях жизни

Длительность массажа в этот период должна составлять от 5 до 10 минут, более длительные занятия малышу трудно выдержать, он устанет и начнет плакать. Это главный сигнал к прекращению упражнений. Через несколько часов можно снова начать занятия.

Упражнения для детей на 3-м месяце жизни

Упражнения для детей на 4-м месяце жизни

Упражнения для детей на 5-6-м месяцах жизни

Упражнения для детей на 7-9-м месяцах жизни

Длительность занятий в этот период может быть от 15 до 30 минут. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться связь движения со словом. Поэтому надо уже сопровождать все упражнения словами «садись-ложись», «повернись на живот».

Упражнения для детей на 10-12-м месяцах жизни

В этом возрасте многие дети не только хорошо стоят, но и уже начинают ходить. Значит, особое внимание нужно уделять согласованности действий всех мышц – координации движений. С переходом на прямохождение во много раз возрастает нагрузка на позвоночный столб. Поэтому необходимо продолжать массировать мышцы спины и живота.

Режим дня, воспитание и игрушки

Если в первые недели жизни удается установить режим кормления, то он становится стержнем всего суточного ритма, – ребенок всегда в одно и то же время спит, бодрствует, гуляет. Такая ритмичность полезна, прежде всего, самому ребенку, но она упорядочивает и жизнь всей семьи, дает родителям возможность лучше располагать своим временем, больше отдыхать.

Речь идет не о жестком режиме, когда все диктует часовая стрелка. Индивидуальность ребенка, его самочувствие, настроение, изменения метеорологических условий, к которым маленькие дети очень чувствительны, какие-то семейные события могут, конечно, свои коррективы. Но основ ритма все- таки надо придерживаться.

В режим дня обязательно должны вхо­дить и прогулки – длительность их посте­пенно увеличивается. Дневной сон будет крепче, если проводить его на свежем воз­духе. Когда ребенок станет старше и бу­дет меньше спать днем, можно гулять на воздухе и в часы бодрствования. Свежий воздух действует на ребенка успокаива­юще, улучшается работа многих органов и систем, повышаются общие защитные силы, улучшаются обменные процессы. В коже ребенка под действием солнечного света вырабатывается витамин Д.

Примерный режим дня ребенка первого года жизни

Возраст
1-5 мес5-9 месСтарше 9 мес
Кормление6.00-6.30
Бодрствование, туалет6.30-7.30
Сон7.30-9.307.30-10.30
Кормление9.30-10.0010.00-10.30
Бодрствование10.00-11.0010.30-12.00
Сон11.00-13.0012.00-14.00
кормление13.00-13.3014.00-14.30
Бодрствование13.30-14.3014.30-16.00
Сон14.30-16.3016.00-18.00
Кормление16.30-17.0018.00-18.30
Бодрствование17.00-18.0018.30-19.30
Сон18.00-19.30
Купание19.30-20.00
Кормление20.00-20.30
Сон20.30-6.00(с перерывом для кормления)20.30-6.00

На летнюю прогулку надо одевать ре­бенка легко, чтобы он не перегрелся. Го­ловка должна быть защищена от солнца, надо полностью избегать прямых солнеч­ных лучей, особенно в первые три месяца жизни. Нежная кожа ребенка очень чув­ствительна, поэтому даже небольшое об­лучение может повлечь за собой ожог и повышение температуры.

В зимнее время первые прогулки мож­но совершать при температуре до минус 5°С. Многие дети плохо переносят силь­ный ветер, туман, мороз или жару. В та­кие дни можно устроить прогулку в комнате при открытых окнах.

На первом году жизни, как никогда, физическое развитие связано с психи­ческим, с развитием интеллекта. Мото­рика ребенка — зеркало его психики. Наблюдать за развитием младенца каждый день, отмечать какой-то новый его успех – огромная радость для родите­лей, дедушек и бабушек.

Главная потребность ребенка, решающее условие его нормального развития – любовь в семье. Нежное прикосновение рук матери, отца, дедушки и бабушки, зрительный контакт с членами семьи, ласковые голоса способствуют созреванию эмоциональной сферы ребенка, укрепляют связь между ребенком и взрослым.

Дети, даже самые маленькие, пони­мают, что их любят, с их желаниями считаются. В воспитании нет готовых рецептов и решений. Каждый ребенок представляет собой индивидуальность, поэтому не может быть универсальных воспитательных средств. Прежде всего, родители должны научиться понимать своего ребенка и быть достаточно внимательными и терпеливыми — тогда ус­пех обеспечен.

В первые месяцы жизни ребенок особенно нуждается в нежных прикос­новениях, поглаживаниях, которые да­ют не только психологический эффект, но и являются важнейшим стимулятором развития нервной системы. Ма­лыш в этом возрасте узнает голос ма­тери или отца, устанавливает с ними зрительный контакт. Плач и гуление — это «язык» ребенка. Чтобы выразить свое недовольство или боль, он плачет, когда доволен – начинает гулить. Это гуление, как и последующий лепет, на­до поддерживать, устраивать пере­кличку с ребенком, повторяя произно­симые им звуки, понемножку усложняя их. Дети реагируют на интонации голо­са родителей. С ребенком надо всегда разговаривать, сопровождая словами свои действия (умывание, пеленание, купание). Интонацией можно поощ­рять действия ребенка или выразить неудовольствие его поведением.

Огромное значение для развития ребенка имеет правильный, соответст­вующий возрасту подбор игрушек. Они способствуют развитию органов чувств, служат учебным пособием для совершенствования различных навы­ков, а также средством познания мира. Вначале ребенку нужны игрушки для разглядывания (цветные шары), потом – для ощупывания (такие, которые удобно взять в руку) или для более сложных действий (постукивания, пе­рекладывания, перекатывания). Такие занятия способствуют развитию мелких движений кисти, а эти движения очень важны, они дают мощные стимулы развитию психики, активизируют зоны мозга, ведают речью.

Уже на втором месяце, занимаясь с ребенком, надо вложить ему в ручки удобные для захватывания колечки, потрясти справа и слева от него погремушкой, проверяя и тренируя слух. По­лезно давать ему ощупывать мелкие предметы с разной поверхностью – гладкой, ребристой, бугристой.

Примерно на 5 — 6-м месяце с ребен­ком можно начинать игру в «сороку-ворону», сгибая и разгибая его пальчи­ки, или в прятки, закрывая свое лицо пеленкой или косынкой и открывая его или пряча таким же образом и показы­вая затем любимую игрушку.

8 месяцев игра ребенка стано­вится все более разнообразной. В его распоряжении должны быть какие-ни­будь коробки, мисочки, чтобы он мог складывать туда и вынимать оттуда свои игрушки, открывать и закрывать крышки. Предметы должны быть дос­таточно крупными, чтобы ре­бенок не мог их проглотить или вдохнуть.

С 10 месяцев малышу надо регулярно пока­зывать книжки с яркими картинками, читая простой текст. Это помогает развивать восприятие речи. Ближе к году ребенок начинает понимать, когда его действия вызыва­ют одобрение, а ко­гда – недовольство окружающих. Родители должны поощрять своих малышей за правильное пове­дение. Надо пом­нить, что ребенок всегда должен чувствовать себя любимым, даже если его поступки требуют порицания.

Если малыш настойчиво тянет в рот предмет, которому там не место, надо мягко отвести его руку в сто­рону, сопровождая это словом «нельзя» и ин­тонацией, и постараться его чем-ни­будь отвлечь.

Если ребенок отказывается выполнять то, что ему предлагают, родителям следует проявить терпение и изобре­тательность, чтобы настоять на своем не травмируя психику маленького уп­рямца.

К концу первого года жизни малыш способен различать настроения окружающих, и может подражать им. Он уже самостоятельно передвигается по квартире, произносит отдельные слова и многое понимает. Лю­бопытство его безгранично.

Теперь необходимо обеспечить его безопасность – следить, чтобы он не оказался на кухне рядом с плитой, не потянул со стола скатерть вместе со стоящим на ней горячим чайни­ком, чтобы на его пути не по­падались мелкие предметы, которые он может проглотить или лекарства. Новые возможности ребен­ка – новые проблемы для роди­телей! Но и новые радости!

Одежда и обувь

Механизмы регуляции температуры тела у малыша весьма несовершенны, и воздействие холода уже через несколько минут вызывает их перенапряжение. Внешне это проявляется в появлении «мраморной» окраски кожных покровов, «гусиной кожи», бледности в области но­согубного треугольника. Ясно, что такому ребенку холодно и ему нужна более теп­лая одежда.

Дети отличаются от взрослых более вы­сокой теплопродукцией. Чем меньше ре­бенок, тем она выше. В связи с этим, одевая ребенка, не нужно ориентироваться только на собственные ощущения. Если одежда взрослого обеспечивает ему тепловой комфорт, то аналогичная одежда у ребен­ка может вызывать перегревание.

Двигательная активность детей очень высока. При движении уровень теплопро­дукции возрастает в 2-4 раза. Это также необходимо учитывать при подборе одеж­ды. Она должна обеспечивать возмож­ность активно двигаться и не вызывать пе­регревания.

температуры не свидетельствует о заболевании и необходимости лечения, а всего лишь говорит о том, что ребенка нужно одеть в более легкую одежду.

Покрой одежды использу­ется самый простой, с ми­нимальным количест­вом швов. Распа­шонки и кофточки всегда запахива­ются спереди, лучше, если у них не будет воротни­ка, кружевных или других украшений, за­вязок, карманов и т.д. Пуговицы на кофточках желательно пришивать маленькие и плоские. Ползунки предпочтительнее с широкими бретелями на застежках. Это необходимо для того, чтобы одеж­да имела минимальное количество складок и грубых выступающих дета­лей и узлов.

В жаркое время го­да ребенку ни дома, ни на прогулке не нужна никакая одежда, кроме подгузника и легкой хлопчатобумажной коф­точки. При температуре воздуха 20

22°С можно дополнительно надеть хлопчатобу­мажные трикотажные ползунки.

Осенью и весной во время прогулки домашняя одежда дополняется теплы­ми ползунками и кофточкой или кос­тюмом-комбинезоном. Очень удобна шапоч­ка-шлем, вязанная из тонкой хлопчатобу­мажной или шерстя­ной пряжи с под­кладкой из фла­нели и с пеле­риной, закры­вающей плечи. Шапочка завязыва­ется под подбород­ком и застегивается на плоские пугови­цы. Надевать на ма­лыша головной платок нежелательно, так как он может нарушить кровооб­ращение в области шеи, затрудняет движения, вызывает неприятные ощущения и, как следствие, – бес­покойство ребенка или наруше­ние сна во время прогулки.

Наилучшая одежда в зимнее время для детей в возрасте одного года и старше – комбинезон, максимально обеспечивающий активные движения ребенка и тепловой комфорт. Сохранению тепла способствует отсутствие потоков воздуха под одеждой, что достигается созданием большого количе­ства замкнутых пространств (отдельно для каждой ручки и ножки, туловища), наличием капюшона и манжет на ру­кавах и штанинах. Верхний слой ком­бинезона должен изготавливаться из непромокающих тканей.

Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, в первую очередь его стопы, и обеспечить благоприятный микроклимат вокруг стопы, поддержание оптимальной температуры и влажности при любой погоде.

Обувь для детей отличается от взрослой не только размерами, но и конструкцией. Стопа ребенка имеет веерообразную форму: она узкая в области пятки и постепенно расширяется к пальцам. Поэтому обувь для детей должна иметь широкий мыс и, обязательно, надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движению. Для этого используются разные виды крепления: шнуровки, ремни, застежки «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы для детей до семи лет, так как они удерживаются на ноге за счет узкой носочной части и сжимают пальцы, препятствуя нормальному росту и развитию стопы.

Если подошва обуви плохо сгибается или не сгибается вообще, у ребенка может развиться плоскостопие. Но даже ношение обуви с оптимальной гибкостью подошвы может не уберечь ребенка от плоскостопия. Для его профилактики в теплое время года надо дать ребенку возможность ходить босиком по неровной поверхности (трава, песок), что активизирует хватательные движения стопы.

Обязательной деталью детской обу­ви является каблук. Без каблука шьют­ся только пинетки – обувь для детей са­мого раннего возраста. Для дошколь­ников высота каблука колеблется от 5 до 10 мм. Толщина подошвы долж­на быть от 3 до 5 мм, стелька – из на­туральной кожи, желательно наличие супинатора. Обувь для детей любого возраста должна быть легкой.

Летняя обувь может быть сделана из кожи или из различных натуральных текстильных материалов (в том числе, в комбинации с кожей, рогожкой, джинсовой тканью).

Для маленьких детских ножек обувь должна быть с невысокими голенища­ми, даже в холодное время года. Не следует надевать малышам валенки.

Они плохо гнутся, огра­ничивая тем самым движения ноги, име­ют узкую носовую часть, вогнутую кнару­жи подошву без супинатора и каблука, активно впитыва­ют влагу и легко промокают, а калоши или резиновая подошва дела­ют их очень тяжелыми, затрудняя дви­жения ребенка. Кроме того, валенки неудобно надевать и снимать.

Самая подходящая обувь для позд­ней осени и зимы – невысокие сапожки или ботинки из натуральной кожи или из кожзаменителя, утепленные внутри мехом (лучше натуральным), на тол­стой подошве, из гибкой пористой резины, которая не промокает, хорошо сохраняет тепло, а также обладает противоскользящими свойствами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *