усердней с каждым днем гляжу в словарь
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
«Предположим, фамилия ваша, читатель, Рыбаков. Перешла она к вам, как по эстафете, через цепочку поколений, от прапрапра… и так далее… деда. Где же начало этой цепочки? Кому обязаны вы своим родовым именем? Разумеется, тому, кто первый стал писаться Рыбаковым, а точнее его отцу, который звался Рыбаком оттого, что промышлял рыбной ловлей. Имя у него тоже, конечно, было, допустим, Петр, но, чтобы отличить его от других Петров, к имени добавляли прозвище – Рыбак. Дети же его, для отличия от детей других Петров, стали называться Рыбаковыми. Так из тьмы веков дошла до вас, благодаря фамилии, профессия предка, и стали вы, читатель, Рыбаковым, хотя, быть может, даже обыкновенной удочки в руках не держали. Это, так сказать, простейший, идеальный случай».
«Важной сферой филологических интересов Ю. А. Федосюка была русская ономастика. В 1968 г. он публикует на страницах журнала «Наука и жизнь» серию очерков о происхождении русских фамилий. Позднее на этой основе складывается его книга «Что означает ваша фамилия?» (М.: «Детская литература», 1969).
Сотни писем заинтересованных читателей (в том числе и специалистов-филологов) убедили автора в актуальности темы и заставили его начать работу над популярным этимологическим словарем русских фамилий. В результате появляется целый ряд журнальных публикаций, а затем и книга «Русские фамилии: Популярный этимологический словарь» (М.: «Детская литература». 1972.).
В последующие годы Ю. А. Федосюк постоянно вносил уточнения и дополнения в рукопись этой книги, а в 1992 г. подготовил текст нового, исправленного и дополненного издания книги «Русские фамилии».
Свою старенькую книжку 1972 года издания я читаю уже больше сорока лет. Она помогала мне в работе с детьми,и сейчас интересна, так как словари не могут наскучить. Выглядит она потрепанной, ведь ей приходилось бывать в разных детских руках, которые не слишком берегли книгу, но с усердием искали корни рода своего.
Здесь много цитат, но лучше автора не скажешь, увы.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
Слово и время
Точно так же, как лирика пронизывает все книги Маршака, независимо от жанра, вся его лирическая поэзия, независимо от тематики, буквально прошита временем.
Стихотворение «Словарь» открывает раздел «Стихи о слове». Но в автографе другое название: «Век».
Сам Маршак считал это стихотворение одним из самых главных, о чем, судя по воспоминаниям, не раз говорил.
Ревностное и пристальное внимание к слову на каком-то чуть ли не генетическом, библейском уровне было свойственно не только Маршаку-поэту, но и переводчику, критику, прозаику, драматургу.
Слово вмещает и время, и пространство. Оно самодостаточно. В нем бездна символов, смыслов, звучаний. Необходимо только научиться извлекать все эти символы, смыслы, звуки.
Именно поэтому Маршак так часто обращается к слову в своих статьях, где названия говорят сами за себя: «Воспитание словом» (это название книги статей), «Мысли о словах», «Слово в строю», «О звучании слова».
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Век заедать, век заживать чужой. »
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Вот так легко и непринужденно поэт обозначит основной принцип своей поэзии:
«В подвалы слов не раз сойдет искусство, / Держа в руке свой потайной фонарь».
Почему «потайной фонарь»? Самое главное, самое сокровенное не должно быть на поверхности, не предназначено для публичных обсуждений.
Все, что любишь, отчего страдаешь, таится внутри, хранится в подвалах слов, в подвалах памяти и только изредка освещается «потайным фонарем».
Старайтесь сохранить тепло стыда.
Все, что вы в мире любите и чтите,
Нуждается всегда в его защите
Или исчезнуть может без следа.
«Потайным фонарем» поэт освещает следующие строфы стихотворения:
Слово и время. Слово и вечность. От этого так и веет холодом тысячелетий.
Кей из «Снежной королевы» из льдинок пытался сложить слово «вечность». Это дало бы ему возможность окончательно все забыть и овладеть миром.
Высшая мудрость Андерсена: «Только полное забвение, вечная мерзлота и замкнутое пространство ведут к бесчеловечному стремлению обладать миром».
Герой Маршака совершает нечто противоположное: от величия и холода тысячелетий к теплу и свету, к теплу и боли, к человеку.
Перед нами проносится человеческая жизнь: «Век, от века, вековать, век доживать, Бог сыну не дал веку, век заедать, век заживать чужой. «
О смерти сына были написаны три стихотворения, не предназначенных для печати. О них узнали только после смерти поэта.
Одно из них «Чистой и ясной свечи не гаси». В нем такая боль, такое страдание и такая мольба, вознесенная к Богу!
Чистой и ясной свечи не гаси,
Милого, юного сына спаси.
Ты подержи над свечою ладонь,
Чтобы не гас его тихий огонь.
Вот он стоит одинок пред тобой
С двадцатилетней своею судьбой.
Ты оживи его бедную грудь,
Дай ему завтра свободно вздохнуть.
В трагическом для поэта 1946 году было написано стихотворение «Как птицы скачут и бегут, как мыши. «, в котором так же, как и в «Словаре», в скрытом виде, в данном случае, скрытом с помощью метафоры, отразилась эта трагедия. Это стихотворение было напечатано при жизни поэта. В нем не говорится прямо о смерти сына, но безнадежностью и безвозвратностью веет от этих строк. Интонационно, написанное в том же ритме и размере, оно как бы является продолжением стихотворения «Не маленький ребенок умер, плача», написанном в том же году.
Не маленький ребенок умер, плача,
Не зная, чем наполнен этот свет,
А тот, кто за столом решал задачи
И шелестел страницами газет.
Не слишком ли торжественна могила,
С предельным холодом и тишиной,
Для этой жизни, молодой и милой,
Читавшей книгу за моей стеной?
Как птицы, скачут и бегут как мыши
Сухие листья кленов и берез,
С ветвей срываясь, устилают крыши,
Пока их ветер дальше не унес.
Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая,
Еще совсем недавняя весна,
так писал Маршак о Цветаевой.
За внешне бесстрастной констатацией этого факта скрывается некое порицание. Слово «сентенция» в русском языке, обычно, имеет негативный оттенок.
Сентенциозность свойственна некоторым «лирическим эпиграммам», иногда детским стихам, но абсолютно не характерна для его поэзии в целом. Принцип скрытности, утаенности, зашифрованности был свойствен многим поэтам. О «стратегии вытеснения лирического «я» у Бродского» пишет в книге интервью «Иосиф Бродский глазами современников» ее автор В. Полухина. Она задает вопрос по этому поводу известному переводчику, другу И. Бродского Виктору Голышеву.
Как видим, принципы таких разных и таких далеких друг от друга поэтов в чем-то очень сходны.
В стихотворении «Словарь» все наоборот, все «вывернуто наизнанку»: не повесть, состоящая из отдельных слов, а слова, шагнувшие на страницу словаря из повести о жизни: век, от века, вековать, век доживать, бог сыну не дал веку.
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Мир поздней лирики поэта построен не горизонтально, а вертикально. Пространство его стихов сужается, а время становится глубже, объемнее. В стихотворении «Словарь» время пропущено сквозь пространство, где пространством является слово.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
С автором этой работы Таней Шароновой мы познакомились недавно, на IV Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Таня учится в 9-м классе, и у нее немало хороших работ. В № 25 за этот год мы опубликовали ее статью о вятских говорах, а сегодня предлагаем вашему вниманию статью, написанную ею в 7-м классе. С этого гимна словарю и началось ее творчество.
Татьяна Шаронова,
Яранская школа-гимназия,
Вятская область
«Усердней с каждым днем
гляжу в словарь»
На уроках русского языка мы работаем с разными словарями: орфографическими и фразеологическими, со словарями синонимов и антонимов, словарем трудностей русского языка. И когда мне попалось на глаза стихотворение детского поэта, талантливого переводчика и драматурга С.Я. Маршака «Словарь», оно заинтересовало меня.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: « Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой. » —
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Чтобы понять это небольшое стихотворение, тоже нужно обратиться ко многим словарям. Так, значение устойчивых выражений век доживать, Бог сыну не дал веку – я нашла во Фразеологическом словаре Жукова. Укор, гнев, потайной – понять эти слова мне помог Толковый словарь С.И. Ожегова. Но непонятными остались словосочетания в подвалы слов, в его столбцах. Может быть, подвал в значении хранилище, сокровищница языка, а может быть, это термин подвал, который используют редакторы при оформлении страниц газет.
Второе словосочетание помогли разгадать сразу два словаря: Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова и Словарь современного русского литературного языка Академии наук. Оказывается, в них нумеруются не страницы, а столбцы (два столбца на каждой странице): «Век» – см. Ушаков, том 1, столб. 241–242. Вот и стала понятна фраза В его столбцах мерцают искры чувства.
Я убедилась: чтобы лучше понять язык произведений русских писателей и поэтов, чтобы больше узнать об истории нашего русского и родственных ему языков, чтобы узнать об ученых-лингвистах, нужно работать со словарями. Но, оказывается, есть книга, в которой можно найти ответы на все эти вопросы. Это Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель его – М.В. Панов, главный редактор – Г.В. Степанов. Словарь этот однотомный, предназначен для среднего и старшего школьного возраста. Хотя эта книга не пособие для тех, кто неумело пишет и говорит, как, например, словарь-справочник, она все-таки помогает сделать речь соответствующей литературным нормам.
Эта книга не скучная, а интересная, и в то же время не развлекательная, читать ее нужно внимательно, вдумываясь в текст, в слова, в которых звучат укор, и гнев, и совесть.
Впервые увидев этот словарь, я обратила внимание на его название: Энциклопедический словарь юного филолога. Загадочные слова. Обратилась к Толковому словарю С.И. Ожегова. Энциклопедия – научное издание, содержащее систематизированный свод знаний.
Филология (греч. фил – любовь, логос – слово) – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Я так понимаю: словарь юного филолога – это книга-повесть о прошлом и настоящем нашего языка, книга-помощник, так как издана она для того, чтобы с юных лет пробуждать интерес к русскому языку. Этот словарь полезен и школьникам, и взрослым. Многие его статьи помогают глубже изучить школьные темы, подготовиться к ответу на уроке, написать сочинение. Например, статьи «Синонимы», «Неологизмы», «Морфология», «Пушкин А.С. и язык его произведений», «Некрасов Н.А. и язык его произведений» написаны так просто и увлекательно, что листаешь страницу за страницей, а любопытство одолевает: что же дальше? Очень многое можно узнать об истории письменности и языков мира из статей: «История языка», «Кавказские языки», «Письменность острова Пасхи», «Палеоазиатские языки», «Пиктография». Они не менее интересны, чем фантастический роман или приключенческая повесть.
Такие статьи, как «Диалекты и история языка», «Диалектология», «Диалектное слово и реалия», «Цоканье», «Язык фольклора», помогли мне понять, почему мы, вятские, говорим чо, а южане хто. Перелистываешь страницы словаря и видишь: «на всех словах – события печать». Здесь увидишь портреты ученых-лингвистов, узнаешь об их жизненном и творческом пути: М.В. Ломоносов, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Н.Ф. Яковлев, А.М. Пешковский. Мы знаем имена историков, писателей. Почему бы не поинтересоваться именами тех, кто создал русский литературный язык?! В этом большом словаре можно отыскать и некоторые интересные факты о том, что словарь А.С. Пушкина насчитывал 20 тысяч слов, что бураком на юге России называют свеклу, а на севере – берестяную емкость. Статьи сопровождаются цитатами из русской и зарубежной литературы. От этого они становятся еще интереснее, словно «в его столбцах мерцают искры чувства». Иллюстрирован словарь забавными рисунками, а также репродукциями картин известных художников, на его страницах портреты писателей, поэтов, ученых, о которых здесь рассказывается. Книга становится еще более привлекательной для читателя, так как красочно оформлена.
На последних страницах расположен алфавитный указатель, и поэтому любой без труда найдет ответ на интересующий его вопрос.
Энциклопедический словарь юного филолога выпущен в 1984 году. Тираж – 500 экземпляров, и я рада, что у меня есть эта книга.
Словарь понравился мне своей универсальностью, ведь он совмещает два качества: занимательность и пользу, в нем можно найти ответы на десятки сложных и интересных вопросов.
Всем, кто любит русский язык, я советую познакомиться с этой интересной книгой, прочитав которую вы воскликнете: «Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть!»
Потомки, словарей проверьте поплавки!
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу.
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме. )
(«Евгений Онегин», гл. 8, строфа XV, XVI)
Пушкин не оказался пророком: слово вульгарный хорошо прижилось в русском языке и обросло производными: вульгарность, вульгаризм, вульгаризировать, вульгаризация.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » С.Я. Маршак Словарь. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
С.Я. Маршак Словарь. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Проталинки
Впишите пропущенные слова. Укажите рифмующиеся строки. Что для поэта значит словарь?
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
В столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Ответ: Словарь для Маршака – книга событий, древняя рассыпанная повесть, кладовая идей, эмоций и чувств.
2*. Соответствие
«В словах звучит укор, и гнев, и совесть». Подумайте и выберите интонацию чтения каждого предложения. Укажите.
3*. Поиск
Сколько строф в этом стихотворении? Допишите предложения.
В стихотворении «Словарь» 3 строфы.
В каждой строфе четыре стиха (строки).
Пометка для родителей: Вспомним что такое строфа – это группа стихотворных строк (стихов), объединенных рифмой, ритмом и общей интонацией. Рифмы бывают: парные (смежные) – рифмуются соседние строки, перекрестные – рифмуются первая с третьей строкой, а вторая — с четвертой, охватные (опоясанные) – рифмуются первая строка с четвертой, а вторая — с третьей.