В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Усовершенствование навыков чтения в начальной школе

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.

Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.

Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].

Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!

умсомкотлевмелрысьдень
ужсонвотлукмалгусьтень
уссынтотлакмолвесьпень
ухсортакракмылпечьдом
ёжсыртокжукмирречьтом

Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».

соксорстонкусты
стуксырступатрос
торсротсоснаторос
суклобсырокосина
костинорарысьстакан
кротсорокакистисороки
кросскосатаксакапуста

Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».

школасушилакошка
шипышутиликишка
шинашарилимышка
машинашуршалимартышка
машинистшипитМишка
шишкатрусишкаморошка
ШишкинплутишкаМариша
шалунмалышипушинка

Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».

работакрапивабеседкабаночка
ребятакормушкаболотадерево
игрушкиснежинкабилетыжалоба
колючийусатыйконфетыжадина
медведиспасибобородкакозочка
коровазагадкаболтуньялестница
ромашкаберлогабулавкаленточка
капустабарашекгазеталыжница
тарелкабархоткагвоздикакосмонавт
весёлыйбелилаживотноекорабли
утятабелугасолнечныйсветофор
рубашкаберетикбабочкауговор

Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.

Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:

Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.

Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.

Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.

Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.

Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а, о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов, состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок.

Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка голоса и дыхания.

Использование игр на звукоподражание, например:

Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споёт…Ку-ка-ке-ку!

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносит упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами». Вот, например, как проводится игры.

Игра «Курочка с цыплятами». Начинается работа с чтения стихотворения по таблице.

Вышла курочка гулять,
Свежей травке пощепать,
А за ней цыплятки-малые ребятки.
-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети…(на).
Прибежал задорный О, прочитали дети…(но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не).

Затем по данной таблице проводится работа по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.

Вот это дуб, а в нём дупло,
Где поселилась буква О,
Буква эта гласная.
Но дружна согласными,
Жёлудь «Эль» упал в дупло,
Прочитали вместе…(ло).
Жёлудь «Эн» упал в дупло,
Прочитали вместе…(но).

Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.

Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е. «сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»

Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Таблице изготавливают сами дети или их родители. У каждого ученика карточка, в каждую клетку вписаны слоги или буквы. Вот некоторые из них.

АКСОТПСДИ
БМУЗЙЮУЧЩ
ВРЯЛЕНСФЭ
ШГХЫАЖЦНЯ

Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученик читает про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текстаТаблица №2

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текстаТаблица №3

Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т. д. Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития поля видения.

Во 2-3-м классах при чтения объёмных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия. Таким образом, в одном виде работы решаются две задачи: расширение поле ясного видения и предварительного прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было более полным, более осознанным. Например, в сказке для 3-го класса Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» подходят для такой работы трудные слова, которые читаются глазами сверху вниз при постоянной фиксации средней линии:

Причём слова подбодривший, распустившийся хорошо подходят для развития артикуляционного аппарата, а слово почувствовали для отработки орфоэпически правильного произношения.

Для овладения навыком чтения слов, включающих в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ, СССГ (С-согласный, Г-гласный), включаются в работу следующие таблицы:

М а е и у ыВл а о у ы еСтр а е и у ы
Н___________Тр____________Скл____________
Р ___________Гр_____________Спр____________
К___________Ск_____________Скр____________

Проводится и такое упражнение:

Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук, на ударение в слове:

Готовь сани летомпока не перепрыгнешь.
Не торопись языкомторопись делом.
За твоим языкомтелегу зимой.
Не говори «гоп»не поспеешь и босиком.

Посмотрите-дом стоит,
До краёв водой___________.
В этом домике жильцы-
Все умелые____________.

У Никиты окуни. У Антона окуни.
А кот тут как тут!

Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанной стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее используется этот прием для отдельных, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии.

Работа над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счетом слов. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

Чтение «канон»: один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его в слух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией.

то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.

Источник

Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.

Источник

Работа над качествами первоначального навыка чтения

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

1. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока – урока чтения, но и как одну их задач других уроков.

4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к книге и вообще.

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения

Правильное чтение – это чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем, и произнесения слова.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки внимательного чтения текста (с этой целью предлагать учащимся следить за читающим по тексту с помощью указки или линейки), четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;

е) методически верное исправление ошибок при чтении в зависимости от их характера:

— ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

— ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

— ошибки, которые не исказили смысла прочитанного, учитель отмечает после чтения;

— к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие учащиеся.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью. Однако стимуляция к быстрому чтению положительно сказывается на развитии техники чтения. Почему же так важно с первых шагов овладения навыком чтения требовать именно быстрое, но не медленное чтение? При достаточно быстром чтении внимание детей направлено не только на сам процесс чтения, сколько на восприятие содержания читаемого. При излишне медленном чтении ученик иногда теряет начало фразы, не дочитав ее до конца, и для понимания смысла прочитанного ему приходится возвращаться к началу.

На развитие темпа чтения влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного рода задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Для стимуляции быстрого чтения используются следующие приемы:

1) показ образца быстрого чтения и отработка чтения каждого ученика;

2) заучивание текста и чтение по памяти (Еще Л.Н.Толстой обратил внимание на этот прием. Суть такого чтения в том, что ребенок, не зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетания с живыми звуками, «открывает» для себя не только каждую модель соотнесения буквы и звука, но и правила их соотношения. Именно так ученые дешифруют древние рукописи: зная текст, например, имя царя, они открывают систему графических знаков.);

3) организация внеклассного чтения (развитие интереса к чтению);

4) развитие объема зрительного восприятия:

Например, чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидкой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук:

Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Выделяются 5 этапов в развитии беглости чтения:

2 – развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту);

3 – совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50-80 слов в минуту);

4 – уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту);

5 – беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту).

Данные этапы были разработаны И.Г.Пальченко. Причинами низкой техники чтения автор считает: малый объем кратковременной памяти; недостаточный угол зрения («поле чтения»); низкая устойчивость внимания; неразвитость периферийного зрения и умения антиципации (предвосхищения смысла читаемого текста). Теоретической основой для создания предлагаемой системы послужили упражнения, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко:

1) аудирование, прослушивание чтения учителя,

2) чтение за диктором,

4) пересказ с опорой на текст,

5) многократное чтение,

6) убыстрение темпа чтения,

7) переход на незнакомый текст,

8) чтение с отрывом взгляда от текста.

Для каждого этапа развития техники чтения характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице:

Название этапаТемп чтения (слов в минуту)Порядок проведения упражнений
1. Начальный этап0-101-2-3-5-4
2.Развитие кратковременной памяти10-501-2-3-5-4-6-7
3.Совершенствование внимания и расширение «поля чтения»50-803-5-4-6-7
4. Уверенное чтение адаптированных текстов80-1205-6-8-7
5. Беглое чтениеболее 120Самостоятельное чтение

Чтение за диктором. В качестве диктора выступает сам учитель или сильный ученик. Диктор при чтении немного опережает остальных, как бы ведет их за собой. Это упражнение способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре. В пары объединяются: сильный – средний; средний – средний; средний – слабый. Это упражнение тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Пересказ с опорой на текст. После многократного прочтения текста ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на первом этапе обучения грамоте. При первом прочтении ребенку могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, вырабатывается навык более быстрого чтения. Многократность чтения может быть организована и в таком порядке:

1-й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание;

2-й раз – повторное прочтение без учителя;

3-й раз – плавное слитное прочтение слов с постановкой ударения;

4-й раз – чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу);

5-7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8-10-й разы – темп чтения доводится до скороговорки.

Убыстрение темпа чтения. Убыстрение постепенно доводится до темпа скороговорки. Это особенно полезно на третьем этапе, так как развивает угол зрения, позволяет фиксировать по два-три слова одновременно, предвосхищать дальнейшее содержание. Практика показывает, что дети легко переходят от чтения в этом темпе к более медленному выразительному чтению.

Переход на незнакомый текст. Суть упражнения состоит в том, что после многократного прочтения части текста с постепенным убыстрением темпа ученику предлагается читать следующую часть текста с повышением темпа.

Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению текста. Это приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание.

Обучение сознательному и выразительному чтению

Сознательность чтения проявляется в умении читателя понимать содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установления логической или психологической связи между частями прочитанного. Сознательное чтение основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения.

Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

Обучение пониманию читаемого проводится уже при обучении грамоте. Перечислим некоторые упражнения, которые помогут сочетать становление у детей техники чтения с воспитанием привычки вдумываться в значение слов, осознавать роль в тексте каждого из них:

— чтение «испорченных» предложений или коротких текстов, в которых учитель, печатая их на доске, допустил ошибку (пропустил слово, вместо одного предлога написал другой и т.п.);

— выяснение, не ошиблись ли в типографии, набирая текст в книге (например, не лишнее ли первое слово в предложении: И у Мити мама и папа строители);

— выявление «тайного смысла» некоторых слов и выражений, в том числе и с опорой на иллюстрацию (ловить ворон и т.п.);

— поиск детьми непосредственно в процессе чтения незнакомых или не совсем понятных слов. В связи с этим заметим, что обычно учителя стремятся предотвратить непонимание текста и сами выносят на обсуждение слова, которые могут быть неизвестны. Важно приучать школьников фиксировать свое внимание на том, что встретились незнакомые слова и спрашивать об их значениях.

Кроме перечисленных выше упражнений можно использовать следующие методические приемы:

· работа над заголовком текста;

· прогнозирование содержания на основе иллюстраций и заглавия;

· нахождение в тексте опорных или ключевых слов;

· постановка вопросов самими учащимися;

· выборочное чтение по заданию учителя;

· постановка проблемных вопросов перед чтением;

· озаглавливание небольших частей текста и составление простого плана;

· пересказ прочитанного (подробный, выборочный, творческий, краткий);

· работа с пословицами, близкими по содержанию прочитанного;

· выполнение творческих работ:

а) иллюстрирование (графическое, словесное, музыкальное);

б) творческий пересказ (от лица героев, с изменением лица рассказчика, изменение окончания или начала и др.);

в) драматизация (чтение по ролям, постановка «живых картин», инсценировка);

· работа над выразительностью чтения.

Работа над выразительностью чтения представляет собой соединение нескольких направлений:

технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи (основной мысли) произведения;

тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении текста после его анализа.

Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы:

— умение распределять дыхание;

— овладение навыками правильной артикуляции;

— владение нормами литературного произношения.

Работу над выразительностью учитель начинает с того, что учит детей управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр (эмоциональную окраску голоса). Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:

— соблюдение знаков препинания,

— соблюдение логических и психологических пауз;

— соблюдение логического ударения и интенсивности речи;

— умение менять темп и ритм чтения.

Соблюдение знаков препинания – элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. Надо учить связывать определенный знак с содержанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах, тире в бессоюзном сложном предложении, двоеточие перед перечислением и т.п.

Логические и психологические паузы не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения или текста. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением или эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха. Логическое ударение предполагает выделение в предложении или в сложном словосочетании слова с помощью большой силы выдыхания или изменением тона голоса.

Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д.

Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи: ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию.

Выразительность тесно связана с сознательностью. От того насколько понят текст, зависит его выразительное чтение. Выразительность – это главный показатель сознательности. Однако первоклассникам свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Имеет место и другая крайность, когда ребенок, хорошо понявший текст, читает его монотонно, тихо, не пользуясь интонацией как средством выразительности.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения;

2) составление «партитуры» чтения (разметка текста): проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

3) упражнение в чтении.

Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, чтобы предупредить «слепое» подражание. При этом учитель обращает внимание на характерные особенности своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия.

Выразительность зависит и от того, как дети подготовлены к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулирует учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывает интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Охарактеризуйте понятие «полноценный навык чтения».

2. Какие основные пути его развития предусматриваются?

3. Какие условия необходимы для качественного управления процессом формирования навыка чтения у первоклассников?

4. Назовите приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

5.Какими приемами можно пользоваться при выработке сознательности и выразительности чтения?

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте фрагмент урока обучения чтению, пользуясь приемами, представленными в данной лекции (тема урока по выбору)

2. Проанализируйте учебные книги по обучению грамоте и найдите материалы для формирования правильности и сознательности чтения.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Смотреть картинку В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Картинка про В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста. Фото В чем заключается смысл упражнения по многократному чтению текста

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *