Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Существительные-антонимы

Прилагательные-антонимы

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Глаголы-антонимы

Наречия-антонимы

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

2. про­стран­ствен­ные

3. каче­ствен­ные

4. коли­че­ствен­ные

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

Видеоурок


Источник

Конспект урока по русскому языку «Что такое антонимы. Закрепление»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока «Что такое антонимы. Закрепление».

Тип урока: совершенствование способов действия.

Цель урока: совершенствовать способы действий учащихся в ходе изучения темы «Что такое антонимы. Закрепление».

1. Формировать представление об антонимах;

— определять антонимы по признакам;

— подбирать к словам антонимы;

— находить в тексте антонимы и употреблять их в речи

1. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение изученного; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

2. Формировать умения: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять контроль, коррекцию действия; осуществлять самооценку деятельности.

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи.

— осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— осуществлять обобщение изученного;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

— планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

— осуществлять волевую саморегуляцию;

— осуществлять контроль, коррекцию действия;

— осуществлять самооценку деятельности.

— владеть диалогической формой речи.

1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы работы

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем
И работать начинаем.

Р: волевая саморегуляция;

2. Актуализация опорных знаний и способов действия

Словесный (беседа, рассказ)

Проводит минутку чистописания:

— Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. Все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь лежит под наклоном, локоток не висит.

— Сейчас вам необходимо прописать в строчку заглавную и строчную буквы Пп, чередуя их, на следующей строчке слоги, и на следующей предложение.

Обратите внимание на показ.

— Сейчас я вам буду диктовать слова, а ваша задача молча, через запятую записать эти слова, также не забудьте выделить орфограммы и поставить ударение.

— Первое слово пишем с большой буквы, далее через запятую, в конце ставим точку.

— Сейчас посмотрите на доску и проверьте. Все ли правильно вы написали, если допущены ошибки, то исправьте их.

-Посмотрите на доску. Прочитайте предложения

-Переставьте предложения так, чтобы получился текст.

-В 1м предложении подчеркните основу предложения.

-Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

— Давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Что такое антонимы?

Записывают число, классная работа, следят за осанкой и наклоном.

-Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
Влетел в гнездо стриж и сел.
Ласточка строила гнездо.

— Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

-Влетел в гнездо стриж и сел.

-Что такое антонимы.

-Закреплять знания об антонимах

— Повторить знания об антонимах, подбирать к словам антонимы, находить их в тексте.

-Антонимы- это слова противоположные по значению.

К: владеть диалогической формой речи;

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3. Усвоение новых знаний и способов действия по изученному материалу

Словесный (рассказ, беседа)

Найдите в учебнике упр.75, с.57.

Прочитайте задание вслух. (1 ученик)

Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении? (1, 2, 3…)

-Подберите из слов для справок антонимы к словам мелкий,

-Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.

-Посмотрите на доску и проверьте у всех ли так выполнено.

-Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

Найдите в учебнике упр.76, с.57.

Прочитайте задание вслух. (1 ученик)

Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении? (1, 2, 3…)

-Почему лисички так названы?

-На что еще похожи лисички?

-Что обозначает выражение стайка лисичек?

-Сейчас напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно.

-Давайте посмотрим и проверим как вы ответили на вопросы.

-Прочитать, подобрать из слов для справок антонимы к словам мелкий, легкая, сладкое, списать, вставляя пропущенные буквы, доказать что правильно выполнили задание.

-Списывают предложения, вставляя пропущенные слова.

-У многозначных слов может быть несколько антонимов.

-Прочитать, озаглавить текст, записать заголовок и ответить на вопросы.

-Они похожи на зверя лисицу цветом.

-Лисички яркого цвета, как морковь.

-Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.

1. Лисички яркого цвета, как морковь.

2.В серединке дрожит росинка.

3.Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха.

подбирать к словам антонимы

П: осуществлять синтез как составление целого из частей.

К: владеть диалогической формой речи

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

К: владеть диалогической формой речи;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)

Словесный (беседа, рассказ)

Практический (самостоятельна работа)

-Посмотрите на доску. Прочитайте четверостишья. Из каждого четверостишья выпишите пару слов-антонимов.
1. Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

2. Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев – забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев – весь мокрый, Глеб – сухой!

3. Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
4.Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
5.Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий – для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
6.«Ох, – вздыхает пес голодный, –
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

-Сейчас обменяйтесь тетрадями и сверьте ответы соседа с доской.

находить в тексте антонимы и употреблять их в речи

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков;

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

5. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вам необходимо продолжить одно из предложений. Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил себя за… Сегодня я сумел(а)… На уроке я работал(а)…

— Мы повторяли что такое антонимы.

— Антонимы- это слова противоположные по значению.

П: осуществлять обобщение изученного.

Р: осуществлять самооценку деятельности;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание суффиксов и приставок» (3 класс)

Презентация по русскому языку на тему «О-Ё после шипящих в корне слова» (6 класс)

Презентация по русскому языку на тему «Одна и две буквы «Н» в именных прилагательных (6 класс)

Презентация по русскому языку на тему «Одна и две буквы «Н» в именных прилагательных (6 класс)

Методическая разработка «Предметная неделя русского языка и литературы»

Культура речи авторская программа

Рабочая тетрадь к интегрированному уроку

Технологическая карта урока русского языка (5 класс) на тему «Повторение по теме «Правописание корней с чередованием гласных»»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5363200 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников

Время чтения: 2 минуты

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го термина.

Определение

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское значение:

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Существительные-антонимы

Прилагательные-антонимы

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Глаголы-антонимы

Наречия-антонимы

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отношения:

1. вре­мен­ные

2. про­стран­ствен­ные

3. каче­ствен­ные

4. коли­че­ствен­ные

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию приставками:

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писателей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу видно.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родится.

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изображаемого.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся антонимами.

Примеры

Видеоурок

Источник

Вопрос

1. Запишите пары слов по группам: 1) синонимы: 2) антонимы; 3) слова, входящие в одну лексическую тематическую группу.

1) Мелкий — глубокий; 2) деревянный — алюминиевый; 3) съесть — слопать; 4) кресло — стул; 5) начало — конец; 6) учитель — преподаватель; 7) мама — бабушка; 8) тут — здесь; 9) тут — там.

Составьте словосочетания с этими словами чтобы «прояснить» их значение.

Подсказка

Ответ

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выберите верные утверждения.

1) Лексикология изучает лексические значения слов.

2) У каждого слова может быть только одно лексическое значение.

3) Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.

4) Слова синоним и антоним не являются ни синонимами, ни антонимами.

5) По толковому словарю можно установить правильное написание слова.

6) Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.

7) В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

8) Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.

9) Пометы — это условные обозначения в словаре.

10) Я знаю значение всех слов русского языка.

Подсказка

Ответ

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выполните тестовые задания.

1)чердак
2) чулан
3)балкон

1)доблесть
2) вояка
3) потолок

1) лес
2)бедствие
3) запарка

1) огонь
2)баловник
3)недуг

1) стена
2) лук
3) морковь

1) чёрствая булка
2) серебряная ложка
3) золотые руки

1) бросать — кидать
2) конец — финал
3) атмосфера — осадки

8. В какой из приведённых пар слов представлены антонимы?

1) добрый — сильный
2) ложь — правда
3) прыгать — бежать

1) песчаная коса — русая коса
2) длинные корни — исторические корни
3) марка машины — почтовая марка

1) бить баклуши — бездельничать
2) водить за нос — обижаться
3) сломя голову — быстро

Подсказка

Ответ

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

3. Составьте фразеологизмы, выбрав нужное слово. Перепишите.

Подсказка

Ответ

Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Смотреть картинку Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Картинка про Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите. Фото Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

4. Прочитайте фрагменты текста. Расположите их так, чтобы получился связный рассказ.

I. Вся тысячелетняя история государства Российского запечатлена в этом отлитом из бронзы монументе. 129 фигур изображено на нём: русские князья, летописцы, государственные деятели, священнослужители, полководцы, народные герои, учёные, артисты, писатели, художники и музыканты. Все они внесли существенный вклад в российскую историю.
II. Памятник производит неизгладимое впечатление, потому что помогает увидеть древнюю историю нашего государства в лицах. И сегодня у колокола собираются люди — молодые и пожилые, группами и в одиночку. Они неспешно обходят монумент и пристально, внимательно рассматривают возвышающиеся на постаменте фигуры.
III. В центре новгородского Кремля, или как его называли новгородцы, Детинца, высится необычный памятник, общими чертами напоминающий колокол. Это памятник «Тысячелетие России». Памятник построен в 1862 году по проекту молодого скульптора Михаила Микещина. Высота памятника составляет 15,7 м, диаметр — 9 метров. Вес бронзового литья — 65,5 тонны.

1. Используя информацию, сопровождающую текст:

2. Письменно составьте план текста в форме вопросов.

3. Какие исторические памятники есть в вашем крае, области, городе? Расскажите об одном из них, используя составленный вами план прочитанного текста.

4. Найдите фотографию памятника «Тысячелетие России» в энциклопедическом словаре или используйте возможности Интернета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1. Значение «помещение между потолком и крышей» соответствует слову
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?