Вспомните что такое антонимы и найдите их в тексте составьте и запишите
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
Прилагательные-антонимы
Глаголы-антонимы
Наречия-антонимы
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
2. пространственные
3. качественные
4. количественные
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Недосол на столе, пересол на спине.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
Видеоурок
Конспект урока по русскому языку «Что такое антонимы. Закрепление»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока «Что такое антонимы. Закрепление».
Тип урока: совершенствование способов действия.
Цель урока: совершенствовать способы действий учащихся в ходе изучения темы «Что такое антонимы. Закрепление».
1. Формировать представление об антонимах;
— определять антонимы по признакам;
— подбирать к словам антонимы;
— находить в тексте антонимы и употреблять их в речи
1. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение изученного; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
2. Формировать умения: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять контроль, коррекцию действия; осуществлять самооценку деятельности.
3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи.
— осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— осуществлять обобщение изученного;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
— планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
— осуществлять волевую саморегуляцию;
— осуществлять контроль, коррекцию действия;
— осуществлять самооценку деятельности.
— владеть диалогической формой речи.
1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работы
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем
И работать начинаем.
Р: волевая саморегуляция;
2. Актуализация опорных знаний и способов действия
Словесный (беседа, рассказ)
Проводит минутку чистописания:
— Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. Все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь лежит под наклоном, локоток не висит.
— Сейчас вам необходимо прописать в строчку заглавную и строчную буквы Пп, чередуя их, на следующей строчке слоги, и на следующей предложение.
Обратите внимание на показ.
— Сейчас я вам буду диктовать слова, а ваша задача молча, через запятую записать эти слова, также не забудьте выделить орфограммы и поставить ударение.
— Первое слово пишем с большой буквы, далее через запятую, в конце ставим точку.
— Сейчас посмотрите на доску и проверьте. Все ли правильно вы написали, если допущены ошибки, то исправьте их.
-Посмотрите на доску. Прочитайте предложения
-Переставьте предложения так, чтобы получился текст.
-В 1м предложении подчеркните основу предложения.
-Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
— Давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
-Что такое антонимы?
Записывают число, классная работа, следят за осанкой и наклоном.
-Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
Влетел в гнездо стриж и сел.
Ласточка строила гнездо.
— Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
-Влетел в гнездо стриж и сел.
-Что такое антонимы.
-Закреплять знания об антонимах
— Повторить знания об антонимах, подбирать к словам антонимы, находить их в тексте.
-Антонимы- это слова противоположные по значению.
К: владеть диалогической формой речи;
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
3. Усвоение новых знаний и способов действия по изученному материалу
Словесный (рассказ, беседа)
— Найдите в учебнике упр.75, с.57.
Прочитайте задание вслух. (1 ученик)
Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении? (1, 2, 3…)
-Подберите из слов для справок антонимы к словам мелкий,
-Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.
-Посмотрите на доску и проверьте у всех ли так выполнено.
-Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?
— Найдите в учебнике упр.76, с.57.
Прочитайте задание вслух. (1 ученик)
Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении? (1, 2, 3…)
-Почему лисички так названы?
-На что еще похожи лисички?
-Что обозначает выражение стайка лисичек?
-Сейчас напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно.
-Давайте посмотрим и проверим как вы ответили на вопросы.
-Прочитать, подобрать из слов для справок антонимы к словам мелкий, легкая, сладкое, списать, вставляя пропущенные буквы, доказать что правильно выполнили задание.
-Списывают предложения, вставляя пропущенные слова.
-У многозначных слов может быть несколько антонимов.
-Прочитать, озаглавить текст, записать заголовок и ответить на вопросы.
-Они похожи на зверя лисицу цветом.
-Лисички яркого цвета, как морковь.
-Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.
1. Лисички яркого цвета, как морковь.
2.В серединке дрожит росинка.
3.Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха.
подбирать к словам антонимы
П: осуществлять синтез как составление целого из частей.
К: владеть диалогической формой речи
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
К: владеть диалогической формой речи;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)
Словесный (беседа, рассказ)
Практический (самостоятельна работа)
-Посмотрите на доску. Прочитайте четверостишья. Из каждого четверостишья выпишите пару слов-антонимов.
1. Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.
2. Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев – забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев – весь мокрый, Глеб – сухой!
3. Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
4.Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
5.Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий – для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
6.«Ох, – вздыхает пес голодный, –
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»
-Сейчас обменяйтесь тетрадями и сверьте ответы соседа с доской.
находить в тексте антонимы и употреблять их в речи
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков;
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
5. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, вам необходимо продолжить одно из предложений. Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил себя за… Сегодня я сумел(а)… На уроке я работал(а)…
— Мы повторяли что такое антонимы.
— Антонимы- это слова противоположные по значению.
П: осуществлять обобщение изученного.
Р: осуществлять самооценку деятельности;
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание суффиксов и приставок» (3 класс)
Презентация по русскому языку на тему «О-Ё после шипящих в корне слова» (6 класс)
Презентация по русскому языку на тему «Одна и две буквы «Н» в именных прилагательных (6 класс)
Презентация по русскому языку на тему «Одна и две буквы «Н» в именных прилагательных (6 класс)
Методическая разработка «Предметная неделя русского языка и литературы»
Культура речи авторская программа
Рабочая тетрадь к интегрированному уроку
Технологическая карта урока русского языка (5 класс) на тему «Повторение по теме «Правописание корней с чередованием гласных»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5363200 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
Прилагательные-антонимы
Глаголы-антонимы
Наречия-антонимы
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
2. пространственные
3. качественные
4. количественные
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Недосол на столе, пересол на спине.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
Видеоурок
Вопрос
1. Запишите пары слов по группам: 1) синонимы: 2) антонимы; 3) слова, входящие в одну лексическую тематическую группу.
1) Мелкий — глубокий; 2) деревянный — алюминиевый; 3) съесть — слопать; 4) кресло — стул; 5) начало — конец; 6) учитель — преподаватель; 7) мама — бабушка; 8) тут — здесь; 9) тут — там.
Составьте словосочетания с этими словами чтобы «прояснить» их значение.
Подсказка
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
2. Выберите верные утверждения.
1) Лексикология изучает лексические значения слов.
2) У каждого слова может быть только одно лексическое значение.
3) Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.
4) Слова синоним и антоним не являются ни синонимами, ни антонимами.
5) По толковому словарю можно установить правильное написание слова.
6) Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.
7) В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.
8) Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.
9) Пометы — это условные обозначения в словаре.
10) Я знаю значение всех слов русского языка.
Подсказка
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
2. Выполните тестовые задания.
1. Значение «помещение между потолком и крышей» соответствует слову |
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении? |