Чего не сделаешь на благо концессии

Концессия

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором.

Конце́ссия, концессио́нное соглашение — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Содержание

Понятие

Роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении XX века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

История

Откуп

Откуп — передача государством за определённую плату на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Система откупов — по существу прообраз концессий, форма договора государства с предпринимателями.

Изначально откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.).

В средние века откупы стали одним из важных источников первоначального накопления капитала.

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений [2] :

Концессионные соглашения в России

История

Новая экономическая политика (1920-е годы)

В эпоху НЭПа концессии получили широкое распространение в РСФСР. В апреле 1921 года в речи «О концессиях и о развитии капитализма» В. И. Ленин заявил [3] :

Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остаётся в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определённый срок, но не становится собственником. Собственность остаётся за государством.

Законодательное регулирование

Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер — индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, — вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и бо́льшую часть прибыли. Государство, со своей стороны, может принимать на себя часть расходов и гарантировать сохранность вложенного капитала.

Таким образом, из перечисленных типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только первый тип — BOT («Строительство — управление — передача»). Фактически используется второй тип — BTO («Строительство- передача — управление»). Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются настоящим законом. Например, частный случай концессионного соглашения- Контракт Жизненного Цикла.

Источник

Что такое концессия. Объясняем простыми словами

Государство (концедент) может отдавать в эксплуатацию частникам практически любое имущество. Объектами концессионного соглашения в первую очередь становятся социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.​

Частная компания (концессионер) обязуется построить/реконструировать/ /инвестировать в государственный объект, за что получает право пользоваться им и получать с него прибыль. Имущество при этом остается в государственной собственности.

Пример употребления на «Секрете»

«Откуда мы знаем о НЭПе? Основной источник для нас — «Золотой телёнок» и «12 стульев» Ильфа и Петрова. Напомню, там был концерн «Геркулес» — в нём легко узнать любую современную госкорпорацию. А ещё кроме «Рогов и копыт» там была концессия по строительству трамвая. О ней все забывают, хотя это в принципе то, что вполне соответствует концепции нацпроектов, только на местном уровне: строили этот несчастный трамвай в Старгороде, когда можно было купить ишака».

(Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о параллелях между современными реалиями в экономике и произведениями Ильфа и Петрова.)

Нюансы

Типы концессионных соглашений:

По законодательству РФ:

BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству.​

По факту чаще используется:​

BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнёрства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру.​

История

Практики, напоминающие концессию, восходят к Древней Греции и Древнему Риму — там был широко распространён откуп, разрешение государства взимать налоги от своего имени за определенную плату. Первой «классической» концессией, однако, считается договор между Кастилией и Христофором Колумбом, по которому он получал 10% от всех привезённых товаров и природных ресурсов, а также имел право взимать долги по налогам с горожан города Палоса.

Факты

Объекты исключительных прав не могут быть объектом концессионного соглашения.​

Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем и соединяющий Англию с континентальной Европой, был возведён по договору концессии компанией Getlink, которая управляет им и получает доход от перевозки пассажиров.

Коммерческой концессией (или франчайзингом) называют сделку между двумя частными компаниями / предпринимателями: одна разрешает другой за плату вести бизнес от своего имени, используя технологию, сырьё, бизнес-модель, товарный знак.

Практика

Крупнейший концессионный проект последних лет в Москве — строительство Северного дублёра Кутузовского проспекта стоимостью около 40 млрд рублей.

Источник

Чего не сделаешь для блага концессии

В России предпринимается попытка законодательно урегулировать модель концессионных соглашений. Если все правила будут четко прописаны, механизм может способствовать привлечению инвестиций в ЖКХ

Чего не сделаешь на благо концессии. Смотреть фото Чего не сделаешь на благо концессии. Смотреть картинку Чего не сделаешь на благо концессии. Картинка про Чего не сделаешь на благо концессии. Фото Чего не сделаешь на благо концессии

Это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остается в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством.

В.И. Ленин. «О концессиях и о развитии капитализма» (1921)

1 января 2014 года вступают в силу поправки к закону «О концессионных соглашениях». Основные изменения касаются объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры — теплоснабжения, централизованной системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Со следующего года муниципалитеты могут передавать инфраструктуру не старше пяти лет частным инвесторам по договору аренды, прочие объекты — только по концессионному соглашению. Учитывая возраст коммунальной сети в России, легко предположить, что все проекты будут управляться именно по этой модели. Между тем у муниципалитетов и бизнеса остается много вопросов к ее законодательному регулированию.

Концедент готов

Концессия — это одна из форм госу­дарственно-частного партнерства, договор, на основании которого права пользования муниципальным объектом передаются частной структуре. Таким способом государственные органы привлекают частный капитал для развития объектов инфраструктуры там, где у них самих недостаточно ресурсов или квалификации, а инвестор отбивает вложения за счет эксплуатации инфраструктуры.

В мировой практике эта форма применяется с ХIХ века. «В Европе так строили дороги, повышали качество коммунальных услуг, развивали сферу общественных перевозок. Особенно популярна концессия была во Франции и Англии», — рассказывает главный консультант OST-EURO GmbH Эмиль Маркварт. Классический пример удачного применения концессии в сфере ЖКХ был в Буэнос-Айресе. В 1992 году министерство экономики и общественных работ Аргентины передало право управления водоснабжением и канализацией консорциуму Aguas Argentinas (возглавляет французская компания Lyonnaise des Eaux-Dumez), который пообещал сократить тарифы на 27%. В течение шести лет компания ежегодно вкладывала в строительство и модернизацию по 200 млн долларов, за счет грамотного управления ей удалось в два раза повысить производительность труда. В итоге потребители получили снижение тарифов, улучшение качества водоснабжения и канализации, а сама компания до сих пор эксплуатирует объект и получает стабильный доход.

В теории для разваливающегося российского ЖКХ такой механизм представляет большой интерес, причем и для муниципалитетов, которым принадлежит эта инфраструктура, и для инвесторов, и для государства: по последним оценкам, на модернизацию отрасли необходимо минимум 9 трлн рублей, которых у него просто нет.

Правовые основы для применения этого инструмента в России созданы давно, закон «О концессионных соглашениях» принят еще в июле 2005 года. Обычно в качестве удачных кейсов приводят реконструкцию аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге и строительство платной дороги М1 «Беларусь» Москва — Минск. Примеров в сфере ЖКХ нет. Одна из основных причин — отсутствие гарантий для инвесторов.

Поправки, которые вступают в силу с 2014 года, направлены на то, чтобы устранить эти пробелы. Идет также работа над изменением Жилищного кодекса: цель — формирование правил долгосрочного регулирования тарифов в ЖКХ. Предполагается, что субъектам федерации будут спущены предельные индексы повышения тарифов на срок до пяти лет, а они в свою очередь будут задавать предельные параметры муниципалитетам.

Руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ Андрей Чибис перечисляет плюсы законодательных новаций:

— Для лиц, которые побеждают в конкурсе, подписывают соглашение и вкладывают средства, возврат инвестиций гарантирован. Компании изначально видят качество инфраструктуры, которой они будут управлять, целевые показатели, которых следует достичь, и необходимый объем инвестиций: все это должно быть заранее прописано в договоре. У инвестора появляется понимание того, как будет определяться цена на коммунальные услуги, какую доходность он получит. Муниципалитету концессионное соглашение позволяет застраховать интересы: если целевые показатели не будут выполняться, у него есть право в судебном порядке вернуть объект и провести новый конкурс.

В законодательстве прописаны и критерии отбора претендентов на право управления объектом ЖКХ по конкурсу: предельный размер расходов на каждый год соглашения, показатели энергосбережения и энергоэффективности, объем расходов, финансируемых за счет государства.

Концессионер в опасении

В теории все выглядит красиво, однако у потенциальных концессионеров возникает много практических вопросов.

Первый вопрос, который интересует и муниципальные власти, и бизнес — правила формирования тарифов. Как мы уже говорили, предполагается, что тарифы будут высчитывать на федеральном уровне и спускать сначала в регион, а потом в муниципалитеты с учетом конкретных местных условий. По замыслу разработчиков проекта изменений в ЖК, с января 2014 года на такой механизм перейдут муниципальные учреждения, а с 2016 года все управляющие компании (подробнее см. «Кто проставится за коммуналку», «Э-У» № 45 от 11.11.2013).

— Ответственность за имущество, инфраструктуру, снабжение водоотведением лежит на органах местного самоуправления, но при этом муниципалитет не имеет никакого влияния на формирование тарифа, — говорит исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. — Мы считаем, что для инвестора в этом заложен определенный риск, который может оттолкнуть представителей бизнеса от участия в таких проектах.

Заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев видит другую опасность, связанную с отсутствием культуры преемственности в российской власти: ушли одни руководители, пришли другие, и заявили, что предшественники ошиблись, заключив такое соглашение.

В законе заложена защита от такого рода ситуаций, успокаивает Андрей Чибис: «На момент проведения конкурса цены рассчитываются на основе параметров тарифного регулирования. Акт при подписании концессионного соглашения является приложением к документу. Если компания в ходе реализации программы недополучает оговоренный доход, деньги выплачиваются ей из бюджета».

Однако эксперт фонда «Институт экономики города» (Москва) Сергей Сиваев видит в такой модели изъяны: «Мы не знаем, что будет в 2016 году, мы сейчас даже инфляцию рассчитать не можем. Получается, что государство берет абсолютно все риски на себя. Но ответственность в таких проектах нужно делить поровну».

Чтобы снять эти ограничения, в законодательстве должны быть внятно проговорены сроки заключения концессионного соглашения. Сейчас эта норма прописана только для договора аренды, муниципалитет может заключить его на срок до десяти лет, в отношении же сроков концессии в законе не сказано ни слова. И это одна из серьезных недоработок. Сектор ЖКХ находится в очень тяжелом состоянии, чтобы модернизировать его, потребуются десятилетия. Сейчас идет много дискуссий на тему, пойдут ли сюда частные инвесторы, увидят ли они возможность получения дохода. Не вызывает возражений одно — инвестиции пойдут в эту отрасль только в том случае, если правила будут законодательно закреплены на долгосрочную перспективу.

Источник

Если компания в ходе реализации программы недополучает оговоренный доход, деньги выплачиваются ей из бюджета

Типы концессионных соглашений

В международной практике:

BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;

BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера;

ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;

BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

В России: в соответствии с законом «О концессионных соглашениях», одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением.

Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер — индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, — вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и бо?льшую часть прибыли. Государство, со своей стороны, может принимать на себя часть расходов и гарантировать сохранность вложенного капитала.

Таким образом, из перечисленных типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только первый — BOT («Строительство — управление — передача»). Фактически используется второй тип — BTO («Строительство — передача — управление»). Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются настоящим законом. Например, частный случай концессионного соглашения — контракт жизненного цикла.

Источник

Чего не сделаешь на благо концессии

Чего не сделаешь на благо концессии. Смотреть фото Чего не сделаешь на благо концессии. Смотреть картинку Чего не сделаешь на благо концессии. Картинка про Чего не сделаешь на благо концессии. Фото Чего не сделаешь на благо концессии

Так называемого частного партнера Тульская область очень щедро финансировала из своего бюджета

Victor T продолжает расследование обстоятельств «государственно-частного партнёрства» применительно к «Корпорации развития Тульской области»

На фото: Денис Тихонов (справа) и Владимир Груздев

Итак, «частным партнером», с которым в 2012 году наша область заключила концессионное соглашение на реконструкцию объекта культурного наследия, оказалось акционерное общество, полностью принадлежащее нашей области – АО «Корпорация развития Тульской области».

Но это еще не всё. Так называемого частного партнера наша область к тому же очень щедро финансировала из своего бюджета, в то время как основной целью концессий является привлечение частных инвестиций.

Главный груздевский экономист Денис Тихонов «гениально» объяснил необходимость этой псевдоконцессии:

Вот ведь сказочник, на восстановление объекта культурного наследия у областного бюджета денег якобы не было, но почему-то для Корпорации у областного бюджета денег было предостаточно. Так, в 2012 году Корпорация развития получила из областного бюджета в качестве взноса в уставный капитал 85 млн. руб., а в 2013 году – еще 500 млн. руб. Такие огромные деньги не могли быть эффективно использованы Корпорацией ни в 2012 году, ни в 2013 году. Неудивительно, что значительная часть этих средств попала в третьеразрядный банчок, откуда более 50 миллионов рублей (из выделенных для Корпорации из бюджета) уже никогда не вернутся.

Такое «эффективное» управление государственными финансами осуществлялось в нашей области при губернаторе Груздеве: на необходимые цели в бюджете денег не хватало, область даже увеличивала госдолг, привлекая коммерческие кредиты, и при этом сотни миллионов бюджетных рублей ушли в Корпорацию развития, где часть средств была потеряна в результате банкротства «Первого Экспресса».

Корпорация развития не смогла привлечь в 2012-2013 гг. ни одного частного инвестора для осуществления проектов ГЧП, в итоге область за этот период не заключила ни одного концессионного соглашения, если не принимать в расчет псевдоконцессию на реконструкцию исторического здания на улице Менделеевской. А ведь полное наименование Корпорации — акционерное общество «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства», и Корпорация обязана заниматься как раз внедрением механизмов государственно-частного партнерства.

Видимо поэтому и пошли на очковтирательство: реальных результатов привлечения частных инвесторов не было, а отчитаться хотелось, вот и имитировали концессию в 2012 году.

Интересно, что в открытом доступе не удалось найти ни одного официального документа за 2012-2013 годы, в котором упоминалось бы данное концессионное соглашение. Не удалось найти и упоминания в СМИ за 2012-2013 годы о том, что в нашей области осуществляется первое концессионное соглашение.

Может быть потому, что в 2012 году и не заключалось никакого концессионного соглашения?

А заключили концессионное соглашение гораздо позже, задним числом, чтобы как-то прикрыть отсутствие реальных результатов по привлечению частных инвесторов в проекты ГЧП?

Казалось бы, первое в области концессионное соглашение, причем заключено оно в 2012 году, когда концессионные соглашения были очень редки, тем более в отношении в отношении объекта культурного наследия, но никакой информации…

Впрочем, кое-что есть на просторах интернета:

«В 2012 году было заключено первое и пока единственное в РФ концессионное соглашение в отношении объекта культурного наследия.»

Это же наверняка про нашу область: совпадает даже год и то, что предметом соглашения является объект культурного наследия? Но вот дальше:

Оказывается, это про соседей-калужан, которые действительно заключили в 2012 году настоящее концессионное соглашение в отношении объекта культурного наследия.

По калужскому концессионному соглашению в открытом доступе имеется и Постановление Правительства Калужской области от 17.10.2011 № 566 «О концессионном соглашении в отношении объектов культурного наследия…», и много других официальных документов.

И концессионер у калужан по-настоящему частный инвестор, поэтому их бюджет не пострадал:Чего не сделаешь на благо концессии. Смотреть фото Чего не сделаешь на благо концессии. Смотреть картинку Чего не сделаешь на благо концессии. Картинка про Чего не сделаешь на благо концессии. Фото Чего не сделаешь на благо концессии

Более того, их объекты культурного наследия в результате реставрации по концессионному соглашению не только будут сохранены для потомков, но и будут приносить реальную пользу, привлекая туристов.

Опять же сравнение с тульским вариантом не в пользу последнего, когда, потратив 3 десятка миллионов бюджетных рублей, используют здание в качестве офисного для областной Корпорации развития. Сотрудники Корпорации могли бы и в менее дорогих хоромах заниматься своей деятельностью. Например, у калужан Корпорация развития занимает помещения на 1-ом этаже обыкновенного многоквартирного дома, однако эффективность ее деятельности намного выше, чем тульской Корпорации развития.

Правда, по очковтирательству у калужан по сравнению с нашими «профи» нет никаких шансов.

И возвращаясь к очковтирательству с первым в нашей области концессионным соглашением, как не вспомнить слова великого комбинатора Остапа Бендера: «Чего не сделаешь для блага концессии!».

Комментарии

Все мы знаем, что имеется множество доказательств преступных действий, вопрос почему он не сидит? Думаю имеется два ответа: 1. Очень много кому то занес, 2. Он обязательно будет сидеть, но это произойдет в нужное время.

Одних уж нет, а те далече. Но дело гоблинов живет!

Почему нет? На месте еще Андрианов, на месте Юдин, на месте Кошельников. С них и спросить нужно за одобрение этого концессионного соглашения.

Мазовские дятлодевки не дремлют. Стащили как всегда.

Все знают о липовой информатизациии медицины, об этом факте частного партнерства. А почему никто за это не отвечает? Почему долг области вырос до 18 млрд.рублей? Куда делись эти деньги? куда смотрит счетная палата вместе с Кошельниковым? Куда смотрит Андрианов?

Ага, много интересных деталей открылось. Вопросов к Груздеву теперь будет очень много. Видать, в ближайшем будущем придётся на них отвечать, хочет он этого или нет. На самом деле даже не представляю, как сложно сейчас приходится Дюмину. Долг области надо как-то снижать, да ещё и экономику в положительную динамику выводить. Ну а Груздь зато тем временем в Италии отдохнёт. Здорово устроился козел.

Об этом я писал ещё два года назад, что Груздев загоняет область в долговую яму и что самый эффективный губернатор в Тульской области с начала 90-х был Стародубцев. Сейчас как никогда области нужен не молодой и красивый, а хозяйственник старой школы, скажем так из разряда коммунистов, но их остались единицы, кругом одни либералы.

А чем вам Дюмин не хозяйственник? Да, это не та старая школа, не коммунист и уж тем более не либерал, но то, с каким рвением он решает проблемы, то как он поглощен идеей вывести область в лидеры – достойно уважения.

(«Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью» Ф.Г. Раневская)

Согласна с балбесом.Суки и есть. Хватит пытаться вешать на Груздева всех дохлых собак.Ничего из этого не получится, не тужтесь

ГВС хорошенький? Тогда не плачтесь, что у нас в Туле всё хреново — его наследие!

А разве эти дохлые собаки не его дель? Вы его как то сильно принижаете, словно он был в области куклой моргучей, которая недвижимо сидела несколько лет в кабинете под портретом Президента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *