Что такое человек с точки зрения философии

что такое человек с точки зрения философии?

Человек —это вселенная во Вселенной! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем человек — венец творчества природы. Загадочность этого феномена становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездна этой проблемы не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.

Человечество всегда стремилось к построению, целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о человеке? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т. п.
Проявления человеческой сущности крайне многообразны —. это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какой из них отличительный? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Платон в своих диалогах говорит: человек — это “двуногое животное без перьев”. Человек действительно, не имея перьев, имеет две ноги. Но в этом шуточном определении упущено из виду основное — сущность человека. Как заметил Б. Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда он теряет перья. А по словам Ф. М. Достоевского, “. самое лучшее определение человека — это: существо на двух ногах и неблагодарное”. Задумаемся над тем, какой признак самый отличительный для человека. Этим признаком является прежде всего труд. Труд — не просто отличительный, а сущностный признак, человека.

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Источник

Понятие человека в современной философии

Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии

Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии

Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии

Представление о человеке раскрывается через ряд близких понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

«Человек»:данная категория отображает общие черты, свойственные всему человеческому роду и включает биологическую и социальную характеристики человека. Она характеризует Homo sapiens с позиций его возникновения и как представителя социума.

Латинский термин “homo” восходит к понятию “гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке слово “человек” имеет корень “чело” – лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу

Человек— особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным началом (абстрактное мышление, членораздельная речь, высокая обучаемость и усвоение достижений культуры, сложная социальная жизнь).

Биологическая характеристика человека:

· часть природы, живое существо;

· род – человек; вид – разумный.

Каждый человек уникален и не похож на других благодаря неповторимой совокупности генов, наследуемых от родителей. Физические различия между людьми заключаются в половых признаках, цвете кожи, разрезе глаз, строении тела, темпераменте, особенностях психики. Современная антропология убедительно доказала, что ни одна раса, исходя из биологических признаков, не может считать себя высшей, в сравнении с другими. При этом до сих пор расисты в США утверждают, что у 6,5 млн. афро-американцев коэффициент умственного развития отстает на 15 пунктов от среднего белого американца.

Человек – это активный субъект своей истории, обладающий специфическими формами бытия (материальное и духовное производство), выраженных в культуре. Благодаря этим формам бытия, человек на всех этапах своего исторического развития, не зависимо от места проживания, остается тождественным самому себе.

Социальное в человеке – это

· коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами,

· сложная общественная жизнь.

Социальные факторы могут влиять на биологические характеристики человека. Так, при разностороннем воспитании и хорошем образовании, человек быстрее переходит из детского во взрослое состояние. От социальных условий зависит-

· рождаемость и репродуктивный период;

· в социальной сфере решаются вопросы искусственного продления жизни (трансплантация органов, генная инженерия, поддержание биологической жизни техническими средствами);

Социальное и биологическое проявляется в человеке в единстве. Человек рождается с полным набором биологических характеристик, но при этом в него заложена важнейшая способность – развивать собственно человеческие особенности – язык, мышление, способность к труду, познанию.

Человек – это всегда отдельно взятая реальность, не сводимая к ни коллективу, ни к безличной силе, но при этом, человек не замкнут в себе самом, он находится в постоянных отношениях с миром – природой и людьми. Человек проявляется в многочисленных отношениях, которые вытекают из его потребностей – жизненных, духовных, моральных.

Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых духовных качеств. «Где есть любовь к людям – там есть любовь к врачебному искусству» (Парацельс).

Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии

Для того, что бы ответить на вопрос, почему люди одной и той же этнической принадлежности отличаются друг от друга, почему одни известны все стране, а о существовании других знает ограниченный круг. С целью качественной характеристики людей используют понятия «индивидуальность» и «личность».

Категория «индивидуальность»отражает уникальность, особенность человеческого существа.

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Эта категория раскрывает возрастные и половые характеристики, физические и психические особенности человека, его культурные запросы, суждения, темперамент, целостность его «Я». Можно сказать, что понятие «индивидуальность» выявляет своеобразие и непохожесть конкретного представителя человеческого рода.

Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность.
К слову “индивидуальность” мы прилагаем такие эпитеты, как “яркая”, “оригинальная”. О личности нам хочется сказать “сильная”, “энергичная”, “независимая”. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности – скорее самостоятельность, или, как писал советский психолог С.Л. Рубенштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств”. Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он не теряет лица.
Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том, особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не просто внешний облик человека, а прежде всего комплекс его социально значимых качеств. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразия социальных качеств, сообщаемых человеку подлинную неповторимость.

Источник

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разнородных и противоречивых элементов, что это служит почти непреодолимой преградой на пути выработки какого-либо краткого, нетривиального и в то же время общепринятого определения таких понятий, как «человек», «природа человека», «сущность человека» и т.п. Можно разграничить по меньшей мере четыре подхода к определению того, что такое человек: 1) человек в естественной систематике животных, 2) человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему, 3) человек в смысле «человеческий род» и, наконец, 4) человек как индивид, личность [ЛИЧНОСТЬ]. Как показывает многовековой опыт, возможны по крайней мере три способа ответа на вопрос о том, что такое человек, каковы его отличительные особенности, его differentia specifica. Условно эти способы можно обозначить как 1) дескриптивный, 2) атрибутивный и 3) сущностный.

В первом случае исследователи концентрируют внимание на тщательном выделении и описании всех тех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов, в т.ч. и от ближайших в таксономическом ряду. Этот подход с особой строгостью реализуется именно в естественно-научной («физической») антропологии, где перечисление признаков, отличающих homo sapiens от всех других представителей рода homo, занимает порой несколько страниц и включает в себя все – от формы черепа до морфологии зубов и строения нижних и верхних конечностей. Но иногда как в исследовательских, так и в популяризаторских целях, особенно в работах по общим вопросам антропогенеза, делаются попытки выделения кластерных признаков, таких, как прямохождение, большой объем и сложное строение головного мозга, использование и изготовление орудий труда и защиты, развитая речь и общительность, необычайная пластичность индивидуального поведения и др. Но уже в наше время, столкнувшись с реальной проблемой необходимости регулирования экспериментов с человеком (как в чисто научных, так и в медицинских целях), даже ученые-естественники вынуждены констатировать в качестве признаков, определяющих человека, и такие, как его уникальность во Вселенной, способность мыслить и осуществлять свободный выбор, выносить моральные суждения и тем самым брать ответственность за свои действия.

Дескриптивный подход к определению человека, свойственный также и философам, включает, напр., такие признаки, как биологическая неприспособленность человека, неспециализированность его органов для какого-то определенного чисто животного существования; особое анатомическое строение, необычайная пластичность его поведения; способность производить орудия труда, добывать огонь, пользоваться языком. Лишь человек обладает традицией, памятью, высшими эмоциями, способностью думать, утверждать, отрицать, считать, планировать, рисовать, фантазировать. Только он может знать о своей смертности, любить в подлинном смысле этого слова, лгать, обещать, удивляться, молиться, грустить, презирать, быть надменным, зазнаваться, плакать и смеяться, обладать юмором, быть ироничным, играть роль, познавать, опредмечивать свои замыслы и идеи, воспроизводить существующее и создавать нечто новое.

При атрибутивном подходе исследователи стараются выйти за рамки чистого описания признаков человека и выделить среди них такой, который был бы главным, определяющим в его отличии от животных, а возможно, и детерминировал бы в конечном счете все остальные. Наиболее известный и широко принятый из таких атрибутов – «разумность», определение как человека мыслящего, разумного (homo sapiens). Другое, не менее известное и популярное атрибутивное определение человека – homo faber – как существа по преимуществу действующего, производящего. Третье, заслуживающее быть отмеченным в этом ряду – понимание человека как существа символического (homo symbolicus), созидающего символы, наиболее важным из которых является слово (Э.Кассирер [КАССИРЕР]). С помощью слова он может общаться с другими людьми и тем самым делать значительно более эффективными процессы мысленного и практического освоения действительности. Можно отметить еще определение человека как существа общественного, на чем настаивал в свое время Аристотель. Существуют и другие определения, во всех них схвачены, безусловно, какие-то очень важные, сущностные свойства человека, но ни одно из них не оказалось всеохватывающим и в силу этого так и не закрепилось в качестве основания развитой и общепринятой концепции природы человека. Сущностное определение человека – это и есть попытка создания такой концепции. Вся история философской мысли и есть в значительной мере поиск такого определения природы человека и смысла его существования в мире, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой – высвечивало бы в будущем перспективы его развития. Одна из древнейших интуиций – истолкование человека как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума. Эта идея получила отражение в восточной и западной мифологии, в античной философии. Человек на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы, ощущая свою неразрывную связь со всем органическим миром. Это находит свое выражение в антропоморфизме – бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. В древней мифологии и философии человек выступает как малый мир – микрокосмос, а «большой» мир – как макрокосмос. Представление об их параллелизме и изоморфности – одна из древнейших натурфилософских концепций (космогоническая мифологема «вселенского человека» – пуруша [ПУРУША]в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Пань-Гу).

Философы античности усматривают уникальность человека в том, что он обладает разумом. В христианстве рождается представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем свободой в выборе добра и зла, – о человеке как личности. «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности» (Н.А.Бердяев). Возрожденческий идеал человека сопряжен с поиском его своеобразия, с утверждением его самобытной индивидуальности. В европейском сознании возникает идея гуманизма [ГУМАНИЗМ], прославления человека как высшей ценности. Трагизм человеческого существования находит выражение в формуле провозвестника постренессансной эпохи Б.Паскаля«человек – мыслящий тростник». В эпоху Просвещения господствуют представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека – развитие персоналистской линии европейского сознания. В центре немецкой классической философии – проблема свободы человека как духовного существа, 19 век вошел в историю философии как антропологический век. В трудах И.Канта родилась идея создания философской антропологии [ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ]. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биологической природы человека. В романтизме возникло обостренное внимание к тончайшим нюансам человеческих переживаний, осознание неисчерпаемого богатства мира личности. Человек осмысляется не только как мыслящее, но и прежде всего как водящее и чувствующее существо (А.Шопенгауэр [ШОПЕНГАУЭР], С.Кьеркегор). Ф.Ницше называет человека «еще не установившимся животным». К.Маркс связывает понимание сущности человека с общественно-историческими условиями его функционирования и развития, с его сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека. в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксисты не отрицают специфических качеств личности, наделенной характером, волей, способностями и страстями, равно как учитывают сложные взаимодействия социальных и биологических факторов. Индивидуальное и историческое развитие человека – процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества. Марксово понимание человека получило дальнейшую разработку в 20 в. в трудах представителей Франкфуртской школы [ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА], отечественных философов. Они раскрыли особенности философско-антропологической концепции Маркса, показав, что для него развитие человека одновременно есть процесс растущего отчуждения [ОТЧУЖДЕНИЕ]:человек становится пленником тех социальных институтов, которые он сам и создал.

Русская религиозная философия 19–20 вв. характеризуется персоналистическим пафосом в понимании человека (см.: Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993). Как «символическое животное» трактует человека неокантианец Кассирер. Труды М.Шелера [ШЕЛЕР],X.Плеснера, А.Гелена кладут начало философской антропологии как специальной дисциплины. Понятие бессознательного [БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ]определяет понимание человека в психоанализе З.Фрейда, аналитической психологии К.Г.Юнга. В центре внимания экзистенциализма – вопросы смысла жизни (вина и ответственность, решение и выбор, отношение человека к своему призванию и к смерти). В персонализме [ПЕРСОНАЛИЗМ]личность предстает как фундаментальная онтологическая категория, в структурализме – как отложение в глубинных структурах сознания прошедших веков. В.Брюнинг в работе «Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние» (1960; см. в кн.: Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург–Бишкек, 1997) выделил основные группы философско-антропологических концепций, созданных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли: 1) концепции, ставящие человека (его сущность, природу) в зависимость от наперед заданных объективных порядков – будь то «сущностей» или «норм» (как в традиционных метафизических и религиозных учениях) либо законов «разума» или «природы» (как в рационализме и натурализме); 2) концепции человека как автономной личности, разделенных субъектов (в индивидуализме, персонализме и спиритуализме, в дальнейшем – в философии экзистенциализма); 3) иррационалистические учения о человеке, растворяющие его в конечном счете в бессознательном потоке жизни (философия жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]и др.); 4) восстановление форм и норм, вначале – только как субъективных и интерсубъективных (трансцендентальных) установлений, затем – опять-таки как объективных структур (прагматизм, трансцендентализм, объективный идеализм).

Собственно научное в строгом смысле слова исследование человека начинается со 2-й половины 19 в. В 1870 И.Тэн писал: «Наука наконец дошла до человека. Вооружившись точными и всепроникающими инструментами, доказавшими свою изумительную силу на протяжении трех столетий, она направила свой опыт именно на душу человека. Человеческое мышление в процессе развития своей структуры и содержания, его корни, бесконечно углубленные в историю и его внутренние вершины, вздымающиеся над полнотой бытия, – вот что стало ее предметом». Этот процесс необычайно стимулировала теория естественного отбора Ч.Дарвина (1859), оказавшая большое влияние на развитие не только учения о происхождении человека (антропогенез), но и таких разделов человековедения, как этнография, археология, психология и др. На сегодня не существует ни одной стороны или свойства человека, характеризующих его как автономного индивида (или автономную личность) или вытекающих из его отношения к природному миру и миру культуры, которые не были бы охвачены специальными научными исследованиями. Накоплен огромный массив знаний, касающийся всех сторон жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа. Достаточно сказать, что все связанное с генетикой человека – целиком детище 20 в. Характерно появление многих наук, в названии которых присутствует само слово «антропология», – культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, поэтическая антропология и др. Все это сделало обоснованным и постановку вопроса о создании единой науки о человеке, предметом которой был бы человек во всех свойствах и отношениях, во всех своих связях с внешним (как природным, так и социальным) миром. В качестве рабочего определения человека, выработанного в отечественной литературе, такая единая наука могла бы исходить из того, что человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. В процессе создания единой науки о человеке предстоит огромная работа не только по переосмыслению богатого опыта философских антропологий, но и поисков сопряжения этих исследований с результатами конкретных наук в 20 в. Однако даже в перспективе своего развития наука вынуждена останавливаться перед рядом загадок духовного мира человека, постигаемых иными средствами, в частности с помощью искусства. Ввиду угрожающего человечеству напора глобальных проблем и реальной антропологической катастрофы создание единой науки о человеке предстает сегодня не только теоретически актуальной, но и практически важнейшей задачей. Именно она должна выявить возможность реализации подлинно гуманистического идеала развития человеческого общества.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977;

2. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. M., 1986;

3. Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М., 1988;

4. Современная наука: познание человека. М., 1988;

5. Агацци Э. Человек как предмет философии. – «ВФ», 1989, № 6;

6. Биологическая эволюция и человек. М., 1989;

7. Биология в познании человека. М., 1989;

8. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989;

9. Человек в системе наук. М., 1989;

10. О человеческом в человеке. М., 1991;

11. Бубер М. Философия человека. М., 1992;

Источник

Философия: конспект лекций

Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое человек с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое человек с точки зрения философии. Картинка про Что такое человек с точки зрения философии. Фото Что такое человек с точки зрения философии

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 14. Общие понятия о человеке

Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).

Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель давал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души.

Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром — свободной волей, одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, свободу, достоинство, могущество разума.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум, человек стал познающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.

Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

Русские философы XIX в. рассматривали человека в концепциях «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы. Крестьянская община выступала у них как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала. Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, на личностное начало, критиковали православие.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными условиями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Представители антропологической философии, особенно экзистенциалисты, выступали против «диктата» философских абстракций и материальных вещей. Основной темой их размышлений стала существование и духовный мир человека.

Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *