Что такое эффект первичности и эффект новизны

Что такое эффект первичности и эффект новизны

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция

Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект)

Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности

С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация

Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — надзиратели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция

При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Источник

Эффект первичности и новизны (недавности)

Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект первичности – увеличение вероятности припоминания первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Эффект новизны (недавности) – увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда.

Если совместить эти два эффекта в один, то получится «эффект края». Суть эффекта – лучше запоминается сказанное в начале и в конце. Возникают вопросы: «Зачем эффект края разделили?», «Какое отношение этот эффект имеет к социальной психологии?». В социальной психологии «эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек, а «эффект новизны» – по отношению к знакомому человеку.

Эксперимент: Четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (эффект первичности).

Примеры: Когда в вашу группу приходит новенький, вам интересно все: как говорит и учится, во что одевается, с кем дружит. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку – первая информация оказывается сильнее последующей. Об одногруппниках, с которыми вы уже ни один год учитесь вместе, как вам кажется, вы знаете все. Поэтому изменить отношение к ним может только новая, внезапная информация. Известный «ботаник» вашей группы вдруг придет с ирокезом на голове – разговоров будет на целую неделю.

6. Эффект бумеранга–при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому.

Иногда слишком активное общение приводит к обратному результату. Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора.

Эффект бумеранга возникает, если:

–подорвано доверие к источнику информации;

–передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер;

–субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию.

7. Эффект средней ошибки–тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут черные мысли: «В тихом омуте черти водятся».

Стереотипизация.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г.

Стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Стереотипизация–восприятие, классификация и оценка объектов на основе определенных представлений.

Стереотипы в общении, возникающие, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Затем проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.

С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.

Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности. Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов(Реан А.А.).

1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика: блондинка – глупая; очкарик – умный; юноши берут умом, девушки – усидчивостью.

2. Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации («немец-педант», «темпераментный южанин» и т.п.). Именно эти стереотипы часто ведут к формированию предубеждения, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы

3. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является).

Эксперимент: Психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп одного и того же мужчину, которого он называл «Мистер Инглэнд». В одной группе его представлял как студента, во второй – как лаборанта, в третьей – как преподавателя, в четвертой – как доцента, а в пятой – как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не менялся, а рост «мистера Инглэнда» увеличивался с повышением социального статуса.

4. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (военный – дисциплинированный, жесткий, ограниченный человек; профессор – умный, рассеянный и т.п.).

У педагогов достаточно часто под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств.

Еще один частый стереотип педагогов: «неблагополучными» детьми, склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как «благополучные».

5. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).

6. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

Источник

Эффект первичности и новизны – почему первое мнение бывает ошибочным

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Знаменитая Коко Шанель сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Несомненно, эта гениальная женщина была права. Бессознательное в первые 30 секунд считывает основную информацию и создаёт первое впечатление о человеке. Всё остальное будет накладываться на этот фундамент из первого впечатления. Полученная первая информация уходит в «ящик» долговременной памяти, а вся остальная в кратковременную.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Поэтому какая-то информация о человеке забывается, ты не можешь точно вспомнить детали разговора. А вот первая встреча и первые фразы могут западать в память очень на долго. Этот механизм осложняет дело, когда первое впечатление о человеке складывается ложно положительное.

Подруги потом удивляются, как же ты терпишь его поведение и выходки, как же ты не видишь, что это за человек?! А в памяти то яркое первое свидание, когда он был вежлив, красив и галантен, как никогда. Действительно, он особо никогда таким и не был. Но производить впечатление умеет. Кто-то делает это осознанно, понимая слова Коко Шанель и используя этот шанс.

Ловушки мозга

В психологии эффект первичности описан давно. Сначала что-то подобное открыл малоизвестный американский психолог М. Лундт в 1025 году. Он назвал это законом предшествования. Однако этот факт практически не упоминается в психологической литературе и все лавры открытия принадлежат польско-американскому психологу Соломону Ашу.

В 1946 году он описал эффект первичности в одной из своих статей. Соломон Аш провёл эксперимент, в котором двум группам людей предоставили список личностных качеств, и попросили оценить человека. Группе А достался список, начинающийся с позитивных качеств, таких как трудолюбие и ум. Группе Б достался список, начинающийся с отрицательных качеств, таких как зависть и упрямство. В целом оба списка содержали одни и те же качества, только в разной последовательности.

Таким образом, эксперимент Аша наглядно показывает, как сильно действует на человека первое впечатление. Эффект первичности относят к ошибкам восприятия и когнитивным искажениям.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Пример

Самый яркий пример – это впечатление о человеке. Например, ты приходишь на собеседование и начальник кажется тебе человеком суровым и властным. В дальнейшем твоё впечатление не оправдывает себя. Его взгляд, кажущийся тебе суровым, был просто сосредоточенным и серьёзным. Начальник казался тебе властным, но он вполне оказался способен к диалогу, сотрудничеству. Именно в этом проявляется его сила. Однако твои первые страхи живут долго, и ты всё равно побаиваешься этого человека. Эффект первичности действует долго.

Тоже самое бывает и с цифрами: ты лучше запомнишь из числового ряда те, что будут в начале.

Эффект новизны

Эффект новизны – это противоположность эффекта первичности. Эффект новизны часто бывает у тех, кто открыт новым впечатлениям, ощущениям, событиям. Когда что-то новое перекрывает всё старое. Эффект новизны вряд ли проявится у консерватора, любящего традиции, порядок и стабильность. Такой человек меньше подвержен эффекту новизны, его мышлению больше «нравится» эффект первичности.

Если привести самые яркие примеры, то действие эффекта первичности – это человек однолюб. Встретил девушку, полюбил. И она остаётся навсегда для него самой любимой, желанной, самой необыкновенной. Все остальные девушки, женщины блёкнут на её фоне. Первое впечатление о возлюбленной очень сильное и хранится в сердце долгие годы.

Действие эффекта новизны – это Дон Жуан. Каждая новая дама сердца краше предыдущей. И такой мужчина порхает от одного прекрасного цветочка к другому. И сначала каждая женщина кажется ему невероятной, такой, какой он не видел до этого момента. Она просто затмевает всех и вся. И голос её кажется необычным, словно мелодия, и волосы мягкие, как шёлк, и кожа необыкновенная. И сама она будто светом наполнена.

Увы, со временем, эффект новизны сглаживается. Принцесса очеловечивается и кажется обычной. Её светом озарённый образ тускнеет, и она встаёт в один ряд со всеми предыдущими. А Дон Жуан грустит об очередном разочаровании. Пока ему не встретится очередная единственная и неповторимая.

Две противоположности

Эффект первичности и эффект новизны имеют свои плюсы. На эффект первичности можно опираться, если тебе важно создать впечатление. Главное, правильно создать образ и вести себя. Особенно если это человек стабильный, мало подверженный сменам настроения и эффекту новизны.

Эффект новизны, в свою очередь, тоже имеет преимущества – он открывает человеку много нового, позволяет развиваться и двигаться дальше, получать яркие впечатления и расширять кругозор.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизныImage by inna mikitas from Pixabay

Минусы эффекта первичности в том, что человек слишком зависим от этого первого впечатления. А оно часто оказывается ложным. Тогда он – заложник своего восприятия. И ему сложнее двигаться к чему-то новому. Минус эффекта новизны в обратном. Человеку слишком трудно удерживаться в отношении к чему-либо долго и стабильно. У него возникает потребность в новизне, в ощущениях и удивлении.

Самая золотая середина в том, чтобы иметь и стабильность, и стремление к новине – всего в балансе. В чём-то опираться на старое, знакомое и понятное. А в каких-то сферах двигаться и расширять собственные горизонты.

Эффект ореола

Существует ещё одна ловушка мозга – эффект ореола. Он заключается в том, что общее впечатление о чём-либо или о ком-то сильнее, чем остальные детали. Это очень похоже на то, как большинство мужчин описывают, что им нравится в женщинах. Самое частое, на что обращают внимание мужчины, это глаза, взгляд. На втором месте у кого-то руки (красивые, тонкие запястья и пальцы), у кого-то стройные ноги, у кого-то волосы.

Но в целом кроме одной-двух деталей мужчина оценивает образ женщины целиком. Он просто смотрит и слушает свои ощущения – нравится ему то, что он видит, или нет. Возможно, он увидит что-то яркое, если это бросается в глаза. Но в целом, останется именно общее впечатление. Ты будешь продумывать до мелочей маникюр, макияж, аксессуары, одежду, причёску. А он увидит это целиком и ему либо понравится, либо нет.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизныImage by my best in collections — see and press 👍🔖 from Pixabay

Или другой пример. Женщина знакомится с мужчинами, выбирает того, кто будет ей близок. И эффект ореола может сыграть огромную роль. Если первый кандидат приехал на свидание на собственной машине, в ней чисто и хорошо пахнет, а на свидании он угостил тебя чем-то вкусным, то твоё впечатление будет складываться лучше. Не важно, что он позволял себе не очень приятные фразы, или в его биографии есть сомнительные факты. Главное, что тебе было комфортно, вкусно и приятно.

В сравнении с мужчиной, у которого, например, нет машины. Или ты встретилась с ним после работы, была голодная или уставшая. Возможно второй кандидат лучше первого, по человеческим качествам. Но эффект таких важных деталей, как комфорт и ресурсность будут сильнее. Первый тебе будет даже казаться симпатичнее второго.

Итак, каждый человек подвержен тем или иным когнитивным искажениям, от них нельзя быть свободным. Но принимая важные решения, помни о их действии. Здесь как никогда верна поговорка, что знание – это сила. Проверяй ощущения, впечатления, будь внимательна и к деталям, и к общему восприятию. Обращай внимание и на первые эмоции, и на послевкусие от общения или события.

Но и в свою очередь, не пренебрегай использовать эти знания, чтобы произвести впечатление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *