Что такое экономический суверенитет
Суверенитет Экономический
Смотреть что такое «Суверенитет Экономический» в других словарях:
СУВЕРЕНИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — высшая степень самостоятельности государства или отдельного региона в сфере хозяйственной деятельности … Большой экономический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики, установлении режима использования природных ресурсов, богатств в морской исключительной экономической зоне, воздушного пространства над территорией страны,… … Внешнеэкономический толковый словарь
суверенитет (экономический) — (от франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов … Словарь экономических терминов
СУВЕРЕНИТЕТ — экономический (франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (consumer sovereignty) Предположение о том, что именно вкусы потребителей, а не предпочтения производителей определяют, какие из товаров должны производиться. Данное предположение противоречит теории доминирования производителей, согласно которой … Экономический словарь
Экономический либерализм — это идеология, являющаяся составной частью классического либерализма.[1] В экономической философии экономический либерализм поддерживает и пропагандирует экономику laissez faire. Последователи экономического либерализма верят, что политическая… … Википедия
Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность — Экономический очерк. Обрабатывающая промышленностьНа Латинскую Америку (без Кубы) приходится 5,4% (1975) производства продукции обрабатывающей промышленности развитых капиталистических и развивающихся стран; она сосредоточивает 40% продукции… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия
Суверенитет — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях; совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимоть … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое «СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» в других словарях:
Суверенитет Экономический — суверенитет государства в экономической области. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СУВЕРЕНИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — высшая степень самостоятельности государства или отдельного региона в сфере хозяйственной деятельности … Большой экономический словарь
суверенитет (экономический) — (от франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов … Словарь экономических терминов
СУВЕРЕНИТЕТ — экономический (франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (consumer sovereignty) Предположение о том, что именно вкусы потребителей, а не предпочтения производителей определяют, какие из товаров должны производиться. Данное предположение противоречит теории доминирования производителей, согласно которой … Экономический словарь
Экономический либерализм — это идеология, являющаяся составной частью классического либерализма.[1] В экономической философии экономический либерализм поддерживает и пропагандирует экономику laissez faire. Последователи экономического либерализма верят, что политическая… … Википедия
Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность — Экономический очерк. Обрабатывающая промышленностьНа Латинскую Америку (без Кубы) приходится 5,4% (1975) производства продукции обрабатывающей промышленности развитых капиталистических и развивающихся стран; она сосредоточивает 40% продукции… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия
Суверенитет — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях; совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимоть … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Экономический суверенитет
Тем не менее на интуитивном уровне его содержание понятно.
Если исходить из такого понимания, то очевидным становится и содержание понятия «экономический суверенитет». В данном случае речь идет о способности самостоятельного принятия решений в экономической сфере.
Существенным нюансом здесь, однако, является то, что в условиях рыночных отношений основной массив решений принимается не государством, а корпорациями и частными лицами. Поэтому уместно говорить не просто о «способности государства», но о «способности государства и общества».
Безусловно, экономический суверенитет не является непременным атрибутом любого государства. Очень многие общества им, по существу, не обладают. В их экономиках господствующие высоты занимает иностранный капитал.
Можно привести примеры государств, полностью разоренных такими корпорациями. С другой стороны, можно упомянуть и о странах (например, из Восточной Европы), с готовностью отказавшихся от экономического суверенитета, практически свободно впустившие к себе иностранный капитал, вступившие в Европейский Союз и получившие в ответ заметный рост экономики.
На этом фоне потерю экономического суверенитета, по-видимому, нельзя оценивать абсолютно однозначно.
Это не означает, что такая страна обязательно будет бедной. Но, во- первых, в своем хозяйственном развитии она всегда останется, как минимум, на шаг позади лидеров. А во-вторых, и право «идти всего в шаге от лидеров» достанется немногим.
Таким образом, государство, претендующее на право быть одним из подлинных лидеров мировой экономики (и мира в целом), должно обладать экономическим суверенитетом.
Из лекции заместителя руководителя Администрации Президента РФ Владислава Суркова
«Иосиф Бродский, работа «Взгляд с карусели», 1990 год: «Подлинным эквивалентом третьей мировой войны представляется перспектива войны экономической.
Быть самостоятельной нацией для начала просто выгодно. Если мы не будем управлять собой сами, а передоверим это все, так сказать, транснациональным компаниям, мощным неправительственным благотворительным организациям, которые спят и видят, как бы нас похитрее благотворить и подороже облагодетельствовать, делать им больше нечего. Мне кажется, что в такой ситуации нам будут оставлять на жизнь столько, сколько считают нужным они, а не столько, сколько бы хотели оставить у себя мы. Один известный политолог удачно сказал, что из нас хотели бы сделать службу безопасности по охране их трубопровода, проходящего по нашей территории. Думаю, в целом, это так. Это не значит, что они враги. Нет, они конкуренты. Вот тут, я вижу, бизнесмены есть, они знают, что это такое. Ничего личного. Просто разденут до последних ботинок, политкорректно, при всем уважении.
В условиях глобализации абсолютный национальный контроль над всеми без исключения экономическими решениями в принципе невозможен. Предприятия разных стран связаны между собой тысячами «невидимых нитей» и, безусловно, взаимозависимы.
Это означает, что реальный экономический суверенитет ни в коем случае не должен рассматриваться как тотальный контроль над всеми экономическими решениями и их «национальностью». Если итальянец хочет открыть ресторан в Москве, такое желание можно только приветствовать и следует, безусловно, освободить его (как и любого другого инвестора) от чрезмерной «административной опеки» со стороны чиновничества.
Таким образом, ключевым вопросом является определение тех решений (а соответственно, и тех активов), которые должны находиться под национальным контролем для обеспечения экономического суверенитета.
Академик Андрей Кокошин в своей книге[25] выделяет ряд необходимых признаков реального суверенитета, относящихся практически ко всем сферам общественной жизни. Некоторые из них носят ярко выраженный экономический характер. В их числе: национальный контроль над аэродромной сетью и управлением воздушным движением, над нефте- и газопроводами и соответствующими терминалами, железнодорожной отраслью; наличие собственной, устойчивой к внешним воздействиям банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом; независимость от иностранного капитала важнейших каналов эфирного телевидения; развитие фундаментальной науки; развитие в стране собственных конкурентоспособных стратегических отраслей, национальный контроль над оборонно-промышленным комплексом и тесно связанными с ним отраслями гражданской наукоемкой промышленности.
Следует отметить, что список отраслей последнего пункта для каждой конкретной страны может быть свой. Дело, в частности, в том, что в зависимости от ее реальной позиции в мировом разделении труда стратегическое значение для экономики государства могут играть разные сектора.
Например, во многих государствах с развитой нефтедобычей существует полный государственный контроль над соответствующими активами. Это объясняется тем, что они обеспечивают значительную часть национальных и бюджетных доходов, гарантирующих исполнение государством своих обязательств перед обществом.
В целом понятие «национального контроля» над соответствующими секторами не обязательно связано с наличием «стопроцентной» собственности. Присутствие иностранцев во всех перечисленных секторах может допускаться и в определенных пределах даже приветствоваться (например, в виде миноритарных пакетов акций, либо приобретения отдельных объектов). Однако если общество преследует цель обеспечить собственный экономический суверенитет, оно будет стремиться ограничить рамки такого участия, оставив основной контроль над стратегическими активами за национальными игроками.
Практика запретов на приобретение стратегических активов в США
«Идея оградить американскую экономику от иностранцев овладела умами конгрессменов и чиновников администрации Джорджа Буша после того, как контроль за грузовыми терминалами в шести американских портах получила гос- компания Dubai Ports World из Объединенных Арабских Эмиратов. Она приобрела британского портового оператора Peninsular and Oriental Steam Navigation, обслуживающего портовые терминалы в 29 портах 18 стран мира. Буш не усмотрел в деятельности компании из ОАЭ угрозы национальной безопасности, но против передачи контроля за портами арабскому государству, граждане которого были причастны к терактам 11 сентября, выступили конгрессмены. DP World была вынуждена согласиться продать свое подразделение в США американской компании.
В конгресс уже внесены не меньше 15 законопроектов, ужесточающих получение процедуры покупки американских компаний иностранцами, еще несколько законопроектов находятся в работе»[26].
В современном мире многие глобальные решения принимаются наднациональными организациями. Предполагается (хотя на практике так происходит далеко не всегда), что это делается по согласию государств, и на основе норм международного права.
Реально влиять на принимаемые этими органами решения могут далеко не все страны. Однако такое влияние, безусловно, необходимо для обеспечения национального суверенитета. В противном случае неизбежно появление решений, наносящих ущерб экономическим интересам общества: «Если Россия уйдет из глобальной политики, перестанет влиять на мировые решения, то скорее всего эти решения будут приниматься ей в ущерб. Это почти очевидно. Что думать о том, кто не может тебе возразить? Его интересы в последнюю очередь»[27]. Это правило носит и более общий характер: непременным атрибутом подлинного экономического суверенитета является способность если не определять, то, по крайней мере, влиять на важнейшие экономические решения, касающиеся государства, но принимаемые за его пределами; иными словами, способность проводить активную «внешнюю экономическую политику». Без этого обеспечить защиту национальных интересов невозможно.
Не во всех случаях государство способно обеспечить собственный экономический суверенитет. Однако там, где такие возможности есть, их, несомненно, имеет смысл использовать. В противном случае «иностранные управляющие» совместно со своими партнерами из теряющей самостоятельность в принятии решений страны отведут ей такое место в мировой хозяйственной системе, которое надолго закрепит ее подчиненное положение. С большой вероятностью это будет означать ее отсталость и бедность значительной части населения.