Чухонец это кто почему так называется
Чухонцы — прибалтийско-финские народности России
Чухонцы — наименование группы этносов, принадлежащих к прибалтийско-финским этническим группам. К ним относятся следующие народности:
Впервые о них было упомянуто во второй Псковской летописи в 1444 году, где этнос упоминался как «чухно». Позже в Российской империи так называли карело-финское население, в основном ингерманландских финнов, проживающих в окрестностях Петербурга.
Где живут
Народность населяет территории Российской Федерации, области рядом с Санкт-Петербургом, Псковскую область, Прибалтику, Финляндию, Карелию, и район Уральских гор.
Название
Другие наименования этноса чудь, чухна, чухонь. Этноним «чухонцы» использовался в официальных документах Российской империи, при этом слово «чудь» обозначало разные группы народов, чудь и финны были синонимами. От термина произошло наименование местности, где живут чухонцы — «Чухляндия». Александр Сергеевич Пушкин в своей переписке с Дельвигом называл так Петербургскую губернию. В своем толковом словаре В.И. Даль определяет слово «чухна» как петербургское название пригородных финнов.
Религия
Часть этноса исповедует лютеранство, протестантизм. Водь, ижора, вепсы, карелы являются православными.
Народ говорит на прибалтийско-финских языках. Это одна из групп финно-волжских языков. Делится на две подветви: южную и северную. Южная включает в себя языки:
Языки северной подветви:
Кухня
В традиционных блюдах присутствуют элементы ижорской, водской, финской кухни. При этом она сильно подверглась влиянию и русской деревенской, в которой в пищу употребляется много грибов, квашеная капуста, соленые огурцы. Оставила свой отпечаток и городская кухня Петербурга, откуда народ перенял употребление кофе.
До середины 19 века основной пищей народа были капуста, картофель, которые считались даже важнее хлеба. По утрам пили кофе, заменитель из молотого цикория, прожаренных ржаных зерен с молоком. Во второй половине дня пили чай, в обеденное меню входил суп и каша. В домах у всех были самовары, в которых чаще готовили кофе, а не чай. Хлеб пекли из ржаной муки, делали лепешки, ели их с яичным маслом. Много в кухне чухонцев было молочных продуктов: сметана, простокваша, молоко, творог. Из овса варили кисель, ели его со сливками, молоком, вареньем, ягодами, растительным маслом.
Праздничным напитком у чухонцев было пиво, но существовали отличия в способе приготовления у вепсов, карелов, ижоров и води. В давние времена пиво обязательно присутствовало в различных ритуалах, его приносили в жертву при некоторых обрядах.
Внешность
Мужчины летом носили штаны из полотна, зимой надевали суконные. Рубахи шили из холщевых тканей, с разрезом в области груди, застегнутым на пуговицу. В холодное время года надевали овчинные шубы, поддевки, суконные длинные кафтаны. На голове носили войлочные шляпы с широкими полями, кепки, фуражки. Женщины носили рубахи, поверх них надевали сарафан, передник с орнаментом. Обувь шили из кожи, покупные сапоги обували на праздники, была такая обувь в основном у более зажиточных.
Жизнь
Главным занятием до 20 века было сельское хозяйство, животноводство. На собственных огородах выращивали для пропитания капусту, морковь, репу, лук, фасоль. Поля обустраивали на выжженных участках леса. Там, где больше преобладали песчаные почвы, народ выращивал картофель, постепенно урожайность выросла, чухонцы стали продавать картофель на рынке. Народ занимался поставками в Санкт-Петербург льна, гороха, ржи, овса, рыбы, ивовой коры. Распространен был «питомнический промысел», в хозяйствах всегда было большое количество животных.
Важное место занимал молочный промысел. Из деревень чухонцы поставляли в город молоко, масло, творог, сметану. Проживающие близко к морю ловили рыбу, охотились на тюленей, чей жир широко использовали.
В зимнее время многие уходили на работу в лесозаготовки, работали в Санкт-Петербурге извозчиками, занимались вывозом снега. Очень много у народа было ремесел, видов кустарных производств, которых в общем насчитывалось до 100.
Репрессии 1930-х годов и коллективизация в 20 веке подорвали традиционную систему хозяйства чухонцев. Многие были вынуждены в послевоенные годы покинуть свои деревни, кому не удалось вернуться домой, остались жить в городах.
У чухонцев преобладали малые семьи, в некоторых областях долго сохранялись большие. После свадьбы молодожены оставались жить в семье родителей мужа, у невестки было подчиненное положение. Особенно сложно приходилось молодой замужней женщине в большой семье, где свекровь была хозяйкой, приходилось уживаться с золовками, братьями мужа, их женами.
Жилище
Жилища чухонцев делились на 4 типа:
Строили срубные деревянные избы. Большое значение придавали форме и положению очага в доме. У кого жилища располагались на открытом месте, возвышенности, обносили их досками. Красили дома в основном в коричневый или красно-коричневый цвет. Обшивку углов, наличники, косяки — в белый. В пригородах встречались дома, крашеные в светлые цвета. Крыша в основном была двускатного типа. В качестве кровельного материала использовали дранку, щепу, хозяйственные постройки часто покрывали соломенными, дощатыми крышами.
Планировка домов обычно узкая, вытянутая. Помещения были большие и маленькие, подсобные, хозяйственные. У бедняков дома были более простой формы, часто двухкамерные, состоящие из холодных сеней и одного отапливаемого помещения.
Важная особенность чухонских деревень — сильная разбросанность поселков. Часто в одной деревне было 5-6 поселков, которые были раскиданы в пространстве на 15 верст. Все потому, что когда народ пришел осваивать земли, он был вынужден заселяться на разных пригорках из-за болотистой местности. Поэтому деревни так отличаются от русских, которые располагаются скученно. Другая особенность деревень чухонцев — обилие гранита. Часто ограды на кладбищах, стены построек выкладывали булыжником. Это говорит о том, что этого материала у чухонцев было в изобилии.
Культура
В фольклоре чухонцев есть много общих черт с культурой других прибалтийско-финских народов. В устном творчестве характерен жанр баллады, значительное влияние на фольклор оказали русские. Много присутствовало русских свадебных песен, формулировок, произносимых на свадьбе, при сватовстве.
Сохранились у народа древние традиции плача, причитаний, исполняли их женщины. Была распространена инструментальная музыка, оригинальные танцы.
Народное художественное творчество представлено декоративно-прикладным искусством:
Традиции
Несмотря на церковную форму погребения, долгое время сохранялись обычаи древнего культа предков, представления о плотной связи живых с миром умерших.
Свадьба до 1930-х годов сохраняла эгалитарный, семейно-родовой характер. Свадебный ритуал был однотипным, независимо от достатка в семье. Состоятельные тратили больше средств на приданое, угощение и подарки. При выборе невесты, принятии сватовства право слова имели не только родители, но и близкие родственники. Для участия в свадебной церемонии гостей приглашали не по социальному статусу, а по степени родства.
Главным зимним праздником у чухонцев было Рождество. Накануне топили баню, приносили в дом рождественскую солому, на которой спали в ночь на Рождество. Когда темнело, зажигали свечи, читали рождественские тексты, пели, потом ужинали. На Рождество готовили много еды, если она заканчивалась до окончания праздника, считалось что в дом придет бедность. Кололи свинью или теленка, варили заранее рождественское пиво, делали студень. На стол ставили различные соленья, мясные, рыбные блюда, пироги с различными начинками. Долгое время сохранялся обычай прихода рождественского козла. Человек одевался в овчинную шубу навыворот, меховую шапку, делал себе искусственную бороду, в руках держал шишковатый посох. Дети его боялись, но он приносил им подарки.
Тапани — второй рождественский день в честь Святого Стефана, почитаемого как покровитель лошадей. Рано утром чухонцы надевали чистую одежду, шли в конюшню поить лошадей. Заранее в питье для животных клали брошь или кольцо из серебра. Считалось, что серебро приносит удачу в разведении скота. Главным был этот праздник для молодых, с этого дня начинались гулянья. Люди старшего возраста проводили время в молитвах, молодые ходили по домам, колядовали, пели песни, восхваляющие хозяев, которые угощали их водкой, пивом.
Как чухонцы вдруг стали европейцами.
Но давайте об истории. А она говорит нам, что до XIII века на территории гордых прибалтийских «тривымиратов» жили балтские и финно-угорские племена. То есть, чтобы было совсем понятно – христианская Русь уже имела каменные города и успела своим богатством привлечь монголо-татар, а будущий оплот европейской демократии еще служил обиталищем для разрозненных племен не имевших даже зачатков государственности и исповедовавших язычество.
Я вам скажу больше! Эти племена даже не были коренным населением Прибалтики. Они пришли сюда с юга, а местное, финно-угорское население, тупо вытеснили на север современной Латвии. И современные латыши, эстонцы и литовцы, есть ни что иное, как продукт слияния балтских латгаллов, земгаллов, селов, курши, финно-угорских ливов и Бог знает, кого еще. Но это произошло уже значительно позднее XIII века… Все это очень неплохо иллюстрирует вот эта карта.
Племена, жившие на территории современной Прибалтики в XII веке. Фотография взята из открытого источника.
Племена, жившие на территории современной Прибалтики в XII веке. Фотография взята из открытого источника.
Кстати, именно отсутствие собственной государственности и явилось основной причиной, что эти, прятавшиеся в лесах и бегавшие от всех племена, стали активно завоевывать могущественные соседи. То есть не племена, конечно… Кому бы они были нужны? Землю! Именно земля стала причиной того, что активно растущее русское государство, захватывало эти земли с северо-востока, а многочисленные немецкие ордена, с юго-запада.
Вспомним, на этот счет, хотя бы эпопею славного князя Александра Ярославича Невского! Кто уже тогда бегал в лакеях у тевтонов и разбегался при первых звуках боевых рогов русских витязей? Ну конечно, чухонцы!
Карта Прибалтики в раннем Средневековье. Никаких Эстонии, Латвии и Литвы нет. Есть только орденские владения. Фотография взята из открытого источника.
Карта Прибалтики в раннем Средневековье. Никаких Эстонии, Латвии и Литвы нет. Есть только орденские владения. Фотография взята из открытого источника.
К слову, справедливости ради, следует сообщить «о, великим», что они вовсе не являются и наследниками гордого имени жителей княжества Литовского. Ибо те являлись «западными русскими», славянами, предками современных белорусов. Что подтверждается, кстати и тем, что говорили и писали они на русском языке, а не на местных наречиях.
Да и в Куликовской битве, как мы помним, в году 1380-м, участвовали славные дружины Литовского княжества. Именно их русские летописи называют «славными литвинами», а вовсе не трусоватых, прятавшихся по лесам, чухонцев. Откуда им взять дружины, равные русским и великих князей, Гедеминовичей? Просто взгляните на карту Великого княжества Литовского и все встанет на места.
Карта Великого княжества Литовского. Фотография взята из открытого источника.
В общем, время шло, чухонцев по-прежнему гнобили и нагибали все, кому не лень, пока их не забрали под свою руку… русские. Бить их конечно же перестали, ибо с русскими царями Европе спорить было не с руки, а на Руси и вовсе было не принято обижать сирых да убогих.
И стали эти гиганты мировой истории называться в Российской Империи Ковенской, Лифляндской и Курляндской губерниями. Посмотрите на карту современных Эстонии, Латвии и Литвы в конце статьи. Они, практически в точности повторяют границы этих губерний на карте Российской Империи 1914 года!
Карта Курляндской губернии 1914 года. Видны Ковенская и Лифляндская губернии. Фотографии взяты из открытого источника.
Правда, все основные рычаги управления и экономики находились в этих губерниях в руках остзейских немцев, потомков тех самых, многажды битых русским дружинами и осевших в России, немецких рыцарей. Ну, тут уж ничего не поделаешь! Так распорядилась история…
Русские, именно в то время прозвали эти народы «чухонцами», в отличие от горожан – немцев. Жили они бедно, в основном, на хуторках. Бюргеры просто не допускали их к прелестям цивилизации. И продолжалось это аж до середины XIX столетия, когда освобожденные почти на полвека раньше от крепостного права чухонцы, слегка ожили.
Кстати, миф о том, что чухонцев все время угнетали русские коммунисты, это тоже лишь только миф. Вспомните, чего и сколько построил СССР в Прибалтике, чтобы сделать ее витриной «советского образа жизни»!
Вспомните знаменитых «латышских стрелков» бывших чуть ли не самыми жестокими и идейными борцами за светлое будущее! Не они ли, кстати, в октябре охраняли Смольный? А не Карлис Гайлис, Янис Берзиньш, Генрих Штубис и другие стояли у истоков советской России?
А Юри Улуотс, Йоханнес Соодла и остальные? Гитлеровские прихлебатели, палачи… 3-ю добровольческую бригаду СС мы тоже не забыли! И «лесных братьев», и снос памятников нашим дедам и прадедам, с честью павшим в самой страшной войне, и многое другое… Так что кто еще тут кому должен в ноги кланяться, господа чухонцы?
Карта современных Эстонии, Латвии и Литвы. Сравните с картой Курляндской губернии. Фотография взята из открытого источника.
Полную свободу, результаты которой, мы с вами, сограждане, с удовлетворением наблюдаем в наши дни, «тривымираты» получили 6 сентября 1991 года.
Как оказалось, 30-ти лет им было вполне достаточно, чтобы угробить все, что было для них построено, подарено и куплено СССР. А потом они просто занялись тем, что является для них привычным и хорошо освоенным делом – чисткой немецких клозетов и оплевыванием всего русского.
И что бы там не говорила официальная толерантная политика, для меня, великоросса, смешно слышать, как те, кого еще вчера звали чухонцами и чьи страны видно на карте мира только при помощи лупы, пытаются тявкать на мою великую Родину!
Как там у дедушки Крылова: Ах, Моська, знать она сильна.
А что думаете по этому поводу вы, соотечественники?
Пишите свои комментарии внизу!
Надеюсь, вам понравился материал, и вы поддержите меня «лайком», а возможно, захотите подписаться на мой канал.
#чухонцы #российская;империя #эстония #латвия #литва
Не пропустите новые публикации
О России. С любовью!
история
россия
ссср
политика
прибалтика
чухонцы
ЧУХОНЕЦ
Смотреть что такое «ЧУХОНЕЦ» в других словарях:
чухонец — финик, эстонец, финн, чухна, турмолай, эсти, суомец Словарь русских синонимов. чухонец см. эстонец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЧУХОНЕЦ — ЧУХОНЕЦ, чухонка, петербуржское прозвание пригородных финнов (Наумов). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
чухонец — 1. [10/6] Фин. К нам тут Чухонец приехал! Городской сленг 2. [4/0] Так до революции называли прибалтов крестьян. Чаще эстонцев. Обозы пришли из эстонской чухны… Ксенофобия … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
Чухонец — м. устар. см. чухонцы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
чухонец — чухонец, чухонцы, чухонца, чухонцев, чухонцу, чухонцам, чухонца, чухонцев, чухонцем, чухонцами, чухонце, чухонцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Чухонец — Чудь собирательное название ряда финно угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову «леший» (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов). В зависимости исторической хронологии… … Википедия
чухонец — чух онец, нца, твор. п. нцем … Русский орфографический словарь
чухонец — (2 м), Р. чухо/нца, Тв. чухо/нцем; мн. чухо/нцы, Р. чухо/нцев … Орфографический словарь русского языка
чухонец — см. чухонцы; нца; м … Словарь многих выражений
чухонец — чухон/ец/ … Морфемно-орфографический словарь
ПРО ЧУХОНЬ
Происхождение не скроешь. Происхождение скажется. Мне довелось читать архивные документы о чухонцах СС. Немецкие. Обер-лейтенант СС писал в докладной своему начальству в Берлин из Смоленска, что латышские каратели из подразделений латышских СС зверствуют над местным населением так, что ему стыдно за всю Германскую Армию от таких братьев по оружию. Латышские каратели позорят немецкую армию своим кровавым беспредельным разгулом против мирного населения, латышские легионеры кладут несмываемое пятно позора на всех немцев. Обер-лейтенант просил у своего начальства найти управу на этих бандитов и убийц, убрать, куда подальше из Смоленска этих потрошителей-чухонцев. Докладную оберста мы опубликовали в «Военно-историческом журнале».
Кстати, сегодня вся Чухня на полную мощь занялась тем же подлым промыслом против России, только вместо полуприкрытых вражеских России контор 30-х годов, теперь там НАТОские открытые базы с радарами в небе, с радарами на земле и ракетами с подлетным временем до Москвы за считанные секунды. Этим и живут. Дудаев – выкормыш Чухны. Головорезы и мясники со всего мира, едущие на заработки в Чечню, попадают туда не только через Грузию, но через Чухну. Там их центры. Оттуда Чухна ведет войну против России со всех стволов – хороший бизнес!
После 1945 года в Чухню направлялись на работы выпускники самых лучших технических ВУЗов России. Строить и возводить, поднимать сельское хозяйство, открывать институты и университеты. Делали из Чухны Европу, а из грязных и темных чухонцев – европейцев. Но происхождение ничем не вытравишь, оно обязательно проявится.
Кстати, такая же картина была и в Югославии За много лет до распада Югославии, будущий президент Хорватии, а тогда еще — коммунистический функционер и генерал армии Франьо Туджман, опубликовал в самиздате книгу “На пустыре истории”. Посвящена она событиям Второй Мировой Войны. В книге той много чего наворочено, например, Туджман пытался опровергать исторический факт геноцида хорватских фашистов усташа, уничтоживших 800 000 сербов. А в следующем абзаце он корябал:
“Геноцид — это естественное явление, существующее в гармонии с мифологической и божественной природой. Геноцид не только дозволяется, геноцид есть исполнение воли Всевышнего всякий раз, когда он полезен для сохранения или восстановления Государства Избранной Нации, или для сохранения и распространения ее единственно истинной Веры.” – может, кто не знает, но Туджман цитирует один из законов Торы.
Наши чухонцы. Как у «людей с той стороны»: с жертв концлагерей на её территории требуют не то 6, не то все 10 млрд, естественно, долларов, за то, что узники тех концлагерей, своим пребыванием, нанесли ущерб экологии Эстонии, Латвии и Литве.
В каждой чухонской семье, где была женщина, жила непроходимая ненависть к русским, кипело страстное желание – выбросить из Чухни русских оккупантов с их женщинами, непобедимыми соперницами и разлучницами. Каждая чухонка искренне верила, что если русские уйдут все поголовно, то к ним, к чухонками сразу придет любовь их чухонцев, придут любовные радости и утехи. Ненависть одной женщины – страшна. Ненависть женщин всей нации – это катастрофа. Помните этот комонд по фамилии Прунскене? Это был танк и зенитка, 100 шахидок под одним поясом против русских в Чухонии.
«Караул! Наши мужики ушли к русским бабам.»
Чухонец
Чудь — собирательное название ряда финно-угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову «леший» (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).
В зависимости исторической хронологии и от территории использования значение слова несколько отличается:
«варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)»; здесь существует различие между меря и чудью; за 882 год, когда Олег «отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришёл к Смоленску и взял город»; здесь различие в том, что, в том числе, упоминается и весь; в 1030 Ярослав I Мудрый предпринял поход на чудь, «и победил их, и поставил город Юрьев»), здесь чудь вероятно — эсты;
В Прикамье бытуют легенды о чуди (чучкарях) — древнем народе: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди» [3]
Мифологический персонаж «Чудь» в фольклоре нередко представляется в образе скрывающихся в лесах от преследований со стороны «панов» — предков русских переселенцев. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным».
Интересные факты
В цикле книг популярного российского писателя Вадима Панова «Тайный город», чудами называют последних представителей давно исчезнувшей цивилизации, которые образовали Великий Дом Чудь.