Чухонка кто это такая
Значение слова «чухонка»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
чухо́нка
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: контратака — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «чухонка»
Предложения со словом «чухонка»
Цитаты из русской классики со словом «чухонка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «чухонка»
Юноша и муж, но муж бросил армию и бежал, прятался от шведов под кроватью рожающей чухонки.
Затем, скинул на руки мальчонке волчий ушубок, шапку соболью с непотребным орнаментом вышитым распутными чухонками, поясок плетёный с серебряными колечками, ещё кой-чего по мелочишке, да и рванул ворот рубахи.
Именно о них сказала мне сегодня старая чухонка, с которой мы встретились днём.
чухонка
Смотреть что такое «чухонка» в других словарях:
чухонка — финка, эстонка, чухоночка Словарь русских синонимов. чухонка см. эстонка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЧУХОНКА — ЧУХОНКА, чухонки (дорев.). женск. к чухонец. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Чухонка — река, пересекавшая Крестовский остров с севера на юг. Частично засыпана в 1952 при сооружении Приморского парка Победы. Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Чухонка — Чухонка, река, пересекавшая Крестовский остров с севера на юг. Частично засыпана в 1952 при сооружении Приморского парка Победы … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Чухонка — ж. устар. см. чухонцы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
чухонка — чух онка, и, род. п. мн. ч. нок … Русский орфографический словарь
ЧУХОНКА — 1. То же, что ЧУХЛЯНДИЯ1. 2. Река Ижора … Словарь Петербуржца
чухонка — див. чухонці … Український тлумачний словник
чухонка — см. чухонцы; и; мн. род. нок, дат. нкам; ж … Словарь многих выражений
чухонка — іменник жіночого роду, істота про представницю одного з прибалтійсько фінських народів зневажл … Орфографічний словник української мови
ЧУХОНКА
Смотреть что такое «ЧУХОНКА» в других словарях:
чухонка — финка, эстонка, чухоночка Словарь русских синонимов. чухонка см. эстонка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
чухонка — ЧУХОН Ы, ев, ед. онец, нца, м. Прежнее название эстонцев, а также карело финского населения окрестностей Петербурга. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Чухонка — река, пересекавшая Крестовский остров с севера на юг. Частично засыпана в 1952 при сооружении Приморского парка Победы. Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Чухонка — Чухонка, река, пересекавшая Крестовский остров с севера на юг. Частично засыпана в 1952 при сооружении Приморского парка Победы … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Чухонка — ж. устар. см. чухонцы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
чухонка — чух онка, и, род. п. мн. ч. нок … Русский орфографический словарь
ЧУХОНКА — 1. То же, что ЧУХЛЯНДИЯ1. 2. Река Ижора … Словарь Петербуржца
чухонка — див. чухонці … Український тлумачний словник
чухонка — см. чухонцы; и; мн. род. нок, дат. нкам; ж … Словарь многих выражений
чухонка — іменник жіночого роду, істота про представницю одного з прибалтійсько фінських народів зневажл … Орфографічний словник української мови
Чухонцы — прибалтийско-финские народности России
Чухонцы — наименование группы этносов, принадлежащих к прибалтийско-финским этническим группам. К ним относятся следующие народности:
Впервые о них было упомянуто во второй Псковской летописи в 1444 году, где этнос упоминался как «чухно». Позже в Российской империи так называли карело-финское население, в основном ингерманландских финнов, проживающих в окрестностях Петербурга.
Где живут
Народность населяет территории Российской Федерации, области рядом с Санкт-Петербургом, Псковскую область, Прибалтику, Финляндию, Карелию, и район Уральских гор.
Название
Другие наименования этноса чудь, чухна, чухонь. Этноним «чухонцы» использовался в официальных документах Российской империи, при этом слово «чудь» обозначало разные группы народов, чудь и финны были синонимами. От термина произошло наименование местности, где живут чухонцы — «Чухляндия». Александр Сергеевич Пушкин в своей переписке с Дельвигом называл так Петербургскую губернию. В своем толковом словаре В.И. Даль определяет слово «чухна» как петербургское название пригородных финнов.
Религия
Часть этноса исповедует лютеранство, протестантизм. Водь, ижора, вепсы, карелы являются православными.
Народ говорит на прибалтийско-финских языках. Это одна из групп финно-волжских языков. Делится на две подветви: южную и северную. Южная включает в себя языки:
Языки северной подветви:
Кухня
В традиционных блюдах присутствуют элементы ижорской, водской, финской кухни. При этом она сильно подверглась влиянию и русской деревенской, в которой в пищу употребляется много грибов, квашеная капуста, соленые огурцы. Оставила свой отпечаток и городская кухня Петербурга, откуда народ перенял употребление кофе.
До середины 19 века основной пищей народа были капуста, картофель, которые считались даже важнее хлеба. По утрам пили кофе, заменитель из молотого цикория, прожаренных ржаных зерен с молоком. Во второй половине дня пили чай, в обеденное меню входил суп и каша. В домах у всех были самовары, в которых чаще готовили кофе, а не чай. Хлеб пекли из ржаной муки, делали лепешки, ели их с яичным маслом. Много в кухне чухонцев было молочных продуктов: сметана, простокваша, молоко, творог. Из овса варили кисель, ели его со сливками, молоком, вареньем, ягодами, растительным маслом.
Праздничным напитком у чухонцев было пиво, но существовали отличия в способе приготовления у вепсов, карелов, ижоров и води. В давние времена пиво обязательно присутствовало в различных ритуалах, его приносили в жертву при некоторых обрядах.
Внешность
Мужчины летом носили штаны из полотна, зимой надевали суконные. Рубахи шили из холщевых тканей, с разрезом в области груди, застегнутым на пуговицу. В холодное время года надевали овчинные шубы, поддевки, суконные длинные кафтаны. На голове носили войлочные шляпы с широкими полями, кепки, фуражки. Женщины носили рубахи, поверх них надевали сарафан, передник с орнаментом. Обувь шили из кожи, покупные сапоги обували на праздники, была такая обувь в основном у более зажиточных.
Жизнь
Главным занятием до 20 века было сельское хозяйство, животноводство. На собственных огородах выращивали для пропитания капусту, морковь, репу, лук, фасоль. Поля обустраивали на выжженных участках леса. Там, где больше преобладали песчаные почвы, народ выращивал картофель, постепенно урожайность выросла, чухонцы стали продавать картофель на рынке. Народ занимался поставками в Санкт-Петербург льна, гороха, ржи, овса, рыбы, ивовой коры. Распространен был «питомнический промысел», в хозяйствах всегда было большое количество животных.
Важное место занимал молочный промысел. Из деревень чухонцы поставляли в город молоко, масло, творог, сметану. Проживающие близко к морю ловили рыбу, охотились на тюленей, чей жир широко использовали.
В зимнее время многие уходили на работу в лесозаготовки, работали в Санкт-Петербурге извозчиками, занимались вывозом снега. Очень много у народа было ремесел, видов кустарных производств, которых в общем насчитывалось до 100.
Репрессии 1930-х годов и коллективизация в 20 веке подорвали традиционную систему хозяйства чухонцев. Многие были вынуждены в послевоенные годы покинуть свои деревни, кому не удалось вернуться домой, остались жить в городах.
У чухонцев преобладали малые семьи, в некоторых областях долго сохранялись большие. После свадьбы молодожены оставались жить в семье родителей мужа, у невестки было подчиненное положение. Особенно сложно приходилось молодой замужней женщине в большой семье, где свекровь была хозяйкой, приходилось уживаться с золовками, братьями мужа, их женами.
Жилище
Жилища чухонцев делились на 4 типа:
Строили срубные деревянные избы. Большое значение придавали форме и положению очага в доме. У кого жилища располагались на открытом месте, возвышенности, обносили их досками. Красили дома в основном в коричневый или красно-коричневый цвет. Обшивку углов, наличники, косяки — в белый. В пригородах встречались дома, крашеные в светлые цвета. Крыша в основном была двускатного типа. В качестве кровельного материала использовали дранку, щепу, хозяйственные постройки часто покрывали соломенными, дощатыми крышами.
Планировка домов обычно узкая, вытянутая. Помещения были большие и маленькие, подсобные, хозяйственные. У бедняков дома были более простой формы, часто двухкамерные, состоящие из холодных сеней и одного отапливаемого помещения.
Важная особенность чухонских деревень — сильная разбросанность поселков. Часто в одной деревне было 5-6 поселков, которые были раскиданы в пространстве на 15 верст. Все потому, что когда народ пришел осваивать земли, он был вынужден заселяться на разных пригорках из-за болотистой местности. Поэтому деревни так отличаются от русских, которые располагаются скученно. Другая особенность деревень чухонцев — обилие гранита. Часто ограды на кладбищах, стены построек выкладывали булыжником. Это говорит о том, что этого материала у чухонцев было в изобилии.
Культура
В фольклоре чухонцев есть много общих черт с культурой других прибалтийско-финских народов. В устном творчестве характерен жанр баллады, значительное влияние на фольклор оказали русские. Много присутствовало русских свадебных песен, формулировок, произносимых на свадьбе, при сватовстве.
Сохранились у народа древние традиции плача, причитаний, исполняли их женщины. Была распространена инструментальная музыка, оригинальные танцы.
Народное художественное творчество представлено декоративно-прикладным искусством:
Традиции
Несмотря на церковную форму погребения, долгое время сохранялись обычаи древнего культа предков, представления о плотной связи живых с миром умерших.
Свадьба до 1930-х годов сохраняла эгалитарный, семейно-родовой характер. Свадебный ритуал был однотипным, независимо от достатка в семье. Состоятельные тратили больше средств на приданое, угощение и подарки. При выборе невесты, принятии сватовства право слова имели не только родители, но и близкие родственники. Для участия в свадебной церемонии гостей приглашали не по социальному статусу, а по степени родства.
Главным зимним праздником у чухонцев было Рождество. Накануне топили баню, приносили в дом рождественскую солому, на которой спали в ночь на Рождество. Когда темнело, зажигали свечи, читали рождественские тексты, пели, потом ужинали. На Рождество готовили много еды, если она заканчивалась до окончания праздника, считалось что в дом придет бедность. Кололи свинью или теленка, варили заранее рождественское пиво, делали студень. На стол ставили различные соленья, мясные, рыбные блюда, пироги с различными начинками. Долгое время сохранялся обычай прихода рождественского козла. Человек одевался в овчинную шубу навыворот, меховую шапку, делал себе искусственную бороду, в руках держал шишковатый посох. Дети его боялись, но он приносил им подарки.
Тапани — второй рождественский день в честь Святого Стефана, почитаемого как покровитель лошадей. Рано утром чухонцы надевали чистую одежду, шли в конюшню поить лошадей. Заранее в питье для животных клали брошь или кольцо из серебра. Считалось, что серебро приносит удачу в разведении скота. Главным был этот праздник для молодых, с этого дня начинались гулянья. Люди старшего возраста проводили время в молитвах, молодые ходили по домам, колядовали, пели песни, восхваляющие хозяев, которые угощали их водкой, пивом.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Кто такие чухари, чем они отличались от чухонцев,
и по какому признаку определяли чухну (не по национальности)
На днях я написала статью о чухарях, а мне несколько читателей сделало замечания, что, мол, я перепутала. Якобы нет такого слова — «чухари», а людей, о которых я пишу, на самом деле называли чухонцами (или чухной).
Давайте разберемся, кто такие чухари, и кто такие чухонцы.
Итак, чухарями раньше звали вепсов. Вепсы — один из малочисленных финно-угорских народов, издревле проживающих на территории нынешней Карелии, Вологодской и Ленинградской области.
Это не ругательство! Этот народ так называли даже ученые, в своих научных работах. Вот, к примеру, несколько публикаций о вепсах, где они названы чухарями:
Более того, вообще слово вепсы появилось только в ХХ веке. Советская власть многим малочисленным народам дала новые названия.
Например, название «энцы» предложено советским этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы и образовано им от «эннэчэ», что буквально означает человек. А вот сами тундровые энцы называли себя «сомату»; лесные энцы — «пэ-бай», или по названию родов.
Или эвенков до ХХ века звали «тунгусами» или «ороченами». Этноним «эвенки» стал официально использоваться в качестве общепринятого лишь с начала 1930-х годов.
Что касается вепсов, то сами себя северные вепсы раньше называли людикелед, средние — вепсляйжет, а южные вепсы — чухарид.
Можно предположить, что » чухари » как раз и произошло от » чухарид «. А в 20-30 годах ХХ века чухари уже официально стали называться вепсами, и так это название везде закрепилось.