ленинградский рок клуб история
«Свободные люди в несвободной стране»: 40 лет с основания легендарного Ленинградского рок-клуба
Ровно 40 лет назад, 7 марта 1981 года, открылся легендарный Ленинградский рок-клуб, с которого официально началась эпоха русского рока. Музыка, конечно, была и раньше, но звучала она на квартирниках и редко выходила за пределы «кухонь».
А 7 марта, в небольшом зале по адресу Рубинштейна, 13, состоялся первый легальный концерт «Ленинградского Клуба Любителей Музыки» (да, тогда он так и назывался), в котором приняли участие группы «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало».
Позднее там играли свои песни «Кино» (тогда, кстати, легендарная группа называлась «Гарин и гиперболоиды»), «Аквариум», «ДДТ», «Мануфактура», Егор Летов, «АлисА», «АукцЫон», «Зоопарк» и другие. За всю 10-летнюю историю в стенах клуба выступило больше 100 групп.
Кстати, попасть туда было не так просто. Членом клуба можно было стать, только если у тебя есть песни, ты умеешь играть на музыкальных инструментах и прошел прослушивание. Для последнего был создан специальный рок-комитет, который решал, допускать ту или иную группу до сцены или нет.
То же самое касалось и песен. Перед тем, как выступать на публике, ее нужно было «залитовать» (то есть она должна была пройти проверку и получить печать так называемого допуска). Существует забавная история с песней Майка Науменко (основателя группы «Зоопарк») «Дрянь». В оригинальной версии Науменко пел: «Ты хочешь, чтоб все было по первому сорту, но готова ли ты к 502-му аборту», но эти строчки не допустили, поэтому пришлось переделать на «Прости, дорогая, но ты бьешь все рекорды».
Так зачем же всё-таки в такой стране, как СССР, создали место, где собирались главные бунтари Петербурга? Ведь их образ жизни полностью противоречил всем канонам законопослушного советского гражданина. Ответ прост: чтобы присматривать за ними. Другими словами: «Уж лучше пусть они играют тут, чем на улице».
«Никто не признается, чья идея была собрать в одном месте рок-музыкантов, чтобы присматривать за ними. Был ли вообще вопрос так поставлен, не знаю. Просто в центре города открылся клуб, где можно выступать. Поэтому сюда ринулись музыканты, без всяких дополнительных указаний», – рассказывает Эдмунд Шклярский (группа «Пикник») в интервью «Известиям».
Тем, кто ничего не знает о русском роке, сейчас может показаться, что речь идёт о том клубе, в котором сотни подростков отрываются под любимые песни. Но это было не так. Никто не танцевал, гости сидели на своих местах (прямо как в театре). Правда, в последние года существования клуба ситуация изменилась, но не кардинально.
Клуб просуществовал вплоть до самого распада СССР — 1991 года. А потом в нем просто не было нужды. Рокеры стали давать большие концерты на многотысячных стадионах. Но без Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, 13 это было бы просто невозможно.
Это было «поколение дворников и сторожей», у них не было денег, роскошных квартир и даже банальной возможности записывать свои же песни. Но зато была невероятная внутренняя свобода, которой нам порой так сильно не хватает. Это было что-то настоящее в эпоху потерянного поколения 80-х. То, что они делали, было честно и искренне. Наверное, именно поэтому они навсегда вошли в историю, а их песни до сих пор знают наизусть и все также поют на квартирниках в 4 утра.
По случаю 40-летия Ленинградского рок-клуба мы собрали наши любимые песни, которые играли в его стенах.
Ленинградский рок клуб история
Выступление группы «Аквариум» в Ленинградском рок-клубе, 1987 год. Фото: Иван Куртов / Фотохроника ТАСС
Большая часть архивов советских органов госбезопасности остаются засекреченными. Но в некоторых странах бывшего СССР оставшиеся документы постепенно публикуются и анализируются. В очередной порции рассекреченных методичек КГБ, сохранившихся на территории Литвы, украинский историк Эдуард Андрющенко обнаружил статью, автор которой прямо утверждает — Ленинградский рок-клуб, где играли главные группы русского рока, в том числе «Кино» и «Аквариум», создавался под прямым контролем спецслужбы.
Методичка чекиста
В 1986 году Комитет госбезопасности СССР издал очередной сборник статей « Труды Высшей школы », предназначенный для закрытого круга читателей. 444-страничный том носит гриф «Совершенно секретно», отпечатанный прямо на обложке. Все экземпляры были пронумерованы. Отсканированный и выложенный (pdf) на сайте KGB Documents сборник предназначался для спецбиблиотеки КГБ Литовской ССР.
Один из материалов «Трудов» под заголовком «Некоторые вопросы профилактики негативных процессов, осуществляемой советской контрразведкой в сфере борьбы с идеологической диверсией противника» написал майор КГБ В. Г. Веселов.
«Негативные процессы», о которых идет речь в статье — это любые настроения и действия граждан, в которых органы госбезопасности видели угрозу советскому строю. К этой категории относили в том числе увлечение рок-музыкой и возникновение молодежных субкультур.
Одна из идей, которыми делится Веселов — эффективность «перевода неофициально возникающих группирований на официальную основу, направления негативного процесса в политически выгодное русло». В качестве примеров таких проектов КГБ упоминает два ленинградских творческих объединения — литературный «Клуб-81» и «рок-клуб».
Веселов, по данным историка Никиты Петрова, в середине 1980-х работал в Первом отделе Пятого управления центрального аппарата КГБ, то есть сферой его деятельности были творческие союзы.
«Клуб-81» объединял около 70 авторов самиздата, проводил литературные мероприятия, выпускал сборник «Круг». Ленинградский рок-клуб (в первый год существования — «ЛенКлуб любителей музыки» организовывал концерты и фестивали, открыв такие группы, как «Кино», «Алиса», «Аквариум» и десятки других, фактически сформировавших русский рок как культурное явление.
Веселов в статье утверждает, что на позиции руководителей клубов Комитет «продвинул» своих агентов, имеющих авторитет в творческих кругах.
Склейка 203 и 204 страниц издания КГБ «Труды Высшей школы» 1986 года
Контроль или видимость
Эти несколько абзацев в «Трудах Высшей школы» — первое документальное подтверждение причастности КГБ к созданию Ленинградского рок-клуба. Тем более, что материал носил гриф «Совершенно секретно». В интервью и мемуарах об этом говорилось с начала 1990-х.
«Вопреки ожиданиям обкома, Пятая служба высказалась не за ужесточение санкций против поклонников Запада, а всего лишь за объединение всех неформальных писателей, музыкантов и художников под одной крышей, с тем чтобы облегчить КГБ и соответственно обкому управление процессами, проходящими в среде неформалов. В результате этой инициативы через агентуру Управления был сколочен первый в Ленинграде «рок-клуб», затем отдельным сборником «Круг» в государственном издательстве опубликована художественная проза и стихи «непризнанных» писателей, состоялось несколько выставок самодеятельных живописцев».
Среди состоявших в рок-клубе музыкантов эту версию не раз поддерживал Борис Гребенщиков.
«Напомню: петербургский рок-клуб был основан КГБ. Идея была собрать всех подозрительных в одно место, чтобы за ними было легче присматривать. Она обернулась тем, что все подозрительные начали дружно играть, к ним еще подтянулись, и эта штука совершенно вышла из-под контроля. А главное, что люди получили сцену. И любой парень в городе Петрозаводске знал, что он может приехать сюда и будет принят. Рок-клуб существовал довольно долго, около пяти лет. Он исчез по вполне понятным причинам — потому что КГБ распался», — говорил он в 2005 году в интервью «Известиям».
Секретарь Ленинградского рок-клуба Ольга Слободская уверена в обратном: чекисты лишь приписывали себе заслугу создания этого объединения. Местные рок-музыканты трижды пытались объединиться в клуб начиная с 1970-х — и лишь четвертая попытка оказалась успешной. Она уверена, что процесс изначально был стихийным. К 1981 году в КГБ поняли, что поклонников рока стало слишком много, и тогда на очередную попытку создать клуб дали «добро». Уверенность властей, что так они смогут контролировать рокеров, оказалась обманчивой.
«»Мы создали» — это им так нравилось говорить. Конечно, они получали за это «звездочки» — за то, что провели такую «спецоперацию». А на самом деле они просто зафиксировали то, что и так уже происходило», — уверена Слободская.
По ее словам, повышенный интерес КГБ к рок-клубу в те годы ни для кого не был секретом. «Люди в штатском» обязательно приходили на каждый концерт в зале клуба на Рубинштейна, 13 вплоть до 1988 года.
Во время концерта в Ленинградском рок-клубе. Фото: Иван Куртов / Фотохроника ТАСС
Схожей позиции придерживается и второй президент рок-клуба Николай Михайлов. В интервью «Радио Свобода» он говорил, что сотрудники КГБ появились в рок-клубе лишь через два года после его создания.
«С моей точки зрения, никакая силовая, идеологическая структура никогда не могла бы создать Ленинградский рок-клуб только по одной причине: это было народное движение снизу, которое началось еще в конце шестидесятых, продолжилось в семидесятых и окончательно оформилось к 1981 году», — считает Михайлов.
По его мнению, роль КГБ в работе рок-клуба была положительной. В отличие от милиции чекисты передавали в обком партии вполне объективную информацию о музыкантах.
Литературные агенты
Роль КГБ в возникновении литературного «Клуба-81» изучена лучше — ее, в частности, описал в своей книге основатель объединения Борис Иванов. В конце 1980 года к неформальному ленинградскому поэту Виктору Кривулину подошел сотрудник госбезопасности с требованием прекратить выпуск самиздатовского журнала.
«Взамен гэбист предложил компенсацию: разрешение создать клуб поэтов, в котором Кривулин мог бы играть главную роль», — рассказывает Иванов.
Кривулин отказался, а вот Иванов и его соратники, узнав о такой инициативе КГБ, сами назначили встречу оперативнику и начали переговоры о создании творческого союза. Так вскоре и появился «Клуб-81». Слухи о таком сотрудничестве Иванова и компании с «органами» поползли по литературной среде Ленинграда моментально.
«Медиазона» пообщалась с одним из членов «Клуба-81» — поэтом, переводчиком, главным редактором сайта «Радио Свобода» Дмитрием Волчеком. Он подтвердил, что о контроле клуба со стороны КГБ все хорошо знали.
«Не сомневаюсь, что среди членов Клуба было немало сексотов, мы кое-кого подозревали, но покаялся лишь один — критик Юрий Новиков, постоянный автор нелегального литературного журнала «Часы». Пытались завербовать и меня: в конспиративном кабинете, почему-то в здании консерватории», — вспоминает Волчек.
Встречи сотрудников КГБ с представителями «Клуба-81» были и приватными, и официальными.
Среди кураторов «Клуба-81» Дмитрий Волчек упоминает Виктора Черкесова — приятеля Путина по службе в КГБ.
«Как Виктор Цой, Сергей Курехин и литераторы-диссиденты, ненавидевшие советскую власть, могли участвовать в мероприятиях, так или иначе санкционированных КГБ? Почему не сопротивлялись? Это вопрос из сегодняшнего дня. А в ту пору участие тайной полиции во всех сферах жизни было данностью», — объясняет Волчек.
Редактор: Дмитрий Трещанин
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
История Ленинградского Рок-клуба
Здесь можно сделать некое историко-идеологическое отступление. Вместе с семидесятыми годами закончилась эпоха относительно вольного разгула неофициальных деятелей культуры. Их становилось все больше, и они своим хаотичным движением по жизни, искусству и умам молодежи начали всерьез тревожить партийно-комсомольских товарищей, отвечавших в нашей стране за умонастроение. К 1981 году было решено создать в Ленинграде несколько творческих резерваций: отдельно для художников, писателей и музыкантов и наблюдать, как молодые деятели культуры будут в них развиваться, имея возможность, если что, направлять это развитие в нужную сторону или попросту его приостановить. Для эксперимента был выбран Ленинград, как негласная культурная столица страны, где в отличие от официальной столицы эксперимент такой был менее опасен и более показателен. Почти одновременно появились ТЭИИ (Товарищество экспериментального изобразительного искусства), писательский «Клуб-21» и рок-клуб. Как теперь понятно, музыкантам повезло больше других.
Поскольку для их «разведения» требовалась определенная материально- техническая база (музыку надо играть где-то и на чем-то), то рок-клуб «повесили» на городские профсоюзы. Тем более, что формально именно они и так занимались непрофессиональными группами (у каждого профсоюза, профсоюзного Дворца или дома культуры, завода или фабрики был собственный штатный самодеятельный коллектив, подтверждавший окультуренность нашего пролетариата и прочих представителей негуманитарной сферы), многие из городских групп считались коллективами того или иного ДК. У профсоюзов кроме того были концертные залы (в тех же ДК и клубах), а иногда и кое-какой аппарат. Наконец, именно профсоюзы имели законное право организовывать на своих площадках публичные выступления самодеятельности, в разряд которой попадали рок-группы. Рокерам с профсоюзами тоже повезло. И не только потому, что у самодеятельности были залы и прочая, но и потому, что хоть демократией в нашей стране и не пахло, и профсоюзы были очень эфемерной самостоятельной силой в стране, но по своему положению они были очень обособлены и напрямую не находились в подчинении и управлении ни партийными, ни комсомольскими органами, ни КГБ. Поэтому в определенных ситуациях, при собственном благожелательном подходе к проблеме, могли довольно успешно противостоять идеологическому напору.
Именно поэтому сейчас довольно смешно слышать периодические разговоры о рок- клубе, созданном КГБ. КГБ, конечно, неустанно с первого дня следил за деятельностью новой организации, но не он, а идеологические структуры партии и комсомола были заинтересованы в его появлении. КГБ же выполнял классические наблюдательно-контролирующие функции, как и во всех остальных процессах, происходивших в нашей стране в те годы. Кстати, чтобы не возвращаться к теме КГБ, скажем о его участии в жизни клуба несколько фраз.
Самый распространенный вопрос, который последние лет десять слышит президент рок-клуба Николай Михайлов: «Кто в клубе был стукачом?» По утверждению Михайлова, никто из членов клуба (без всяких исключений!) не избежал контактов с КГБ. А вот степень этих контактов была разная.
За первые восемь лет существования клуба у него сменилось три куратора от КГБ. Фамилий их никто не знал, а вот имена сохранились для истории. Первого звали Владимир Валентинович. Он был старше музыкантов и имел ортодоксальные взгляды. Впоследствии он женился на кураторе рок-клуба от ЛМДСТ Надежде Афанасьевой. Следующего куратора звали Володя, он был мягче, а впоследствии стал резидентом. Последний куратор, Леша, тоже особо не давил. Говорят, несколько лет назад он имел отношение к гастрольной деятельности Мариинского театра.
Вернемся к истории клуба. После того первого собрания у директора ЛМДСТ по городу был пущен вполне официальный слух, что создается рок-клуб, желающие могут вступить в него и как-то поучаствовать в его создании. 7 февраля 1981 года в ЛМДСТ состоялось первое общее собрание, в котором приняли участие музыканты 14 групп: «Россияне», «Зеркало», «Техническая помощь», «Мифы», «Аргонавты», «Аквариум», «Пикник», «День рождения, «Джонатан Ливингстон», «Гулливер», «Апрель», «Патриархальная выставка», «Орнамент», «Дилижанс». Сохранился протокол этого заседания, на котором, по всем законам существования общественных организаций в СССР, (а статус рок-клуба был именно такой) разрабатывалась структура клуба, выбирался первый состав совета, предлагались варианты выработки устава, решалось, чем клуб будет заниматься и кто сможет быть его членом. В первый состав совета клуба вошла уже указанная инициативная группа, плюс представители групп, выбранные, как и полагается, большинством голосов.
Дальше началась обычная работа. Группа подавала заявку на прослушивание в члены клуба. Совет выезжал на ее «точку», прослушивал программу, потом выносил на общее собрание свое предложение о приеме в члены клуба. Если предложение проходило, то группа представляла в репертуарный отдел ЛМДСТ свою программу. Репертуарный отдел ее литовал (то есть давал разрешение на публичное исполнение песен), после чего клуб включал группу в концертный план. По крайней мере так должно было происходить.
На самом деле проблем было очень много. В основном они были связаны с нечастыми концертами, распределением обязанностей и чисто техническими проблемами со звуком во время выступлений. При этом практически с санкции вышестоящих рок-клубовцы сразу принялись нарушать закон. Для проведения концертов требовалась аппаратура. У ЛМДСТ и клуба ее не было. Она была у некоторых групп, которые, естественно, предпочитали давать ее в пользования при условии своего участия в концертах. В результате для «безаппаратурных групп» (а такими были все группы новой формации, не прошедшие закалку 70-х) с появлением клуба мало что изменилось. Но даже когда удавалось заполучить аппарат, его нужно было доставить до места проведения концерта, что уж никак нельзя было сделать на халяву. Между тем членских взносов первоначально не было, профсоюзы денег не выделяли. В качестве универсального расчетного средства стали использоваться билеты на рок-клубовские мероприятия. Иногда они фигурировали в качестве вознаграждения, иногда продавались страждущим (а таких всегда было в избытке), а вырученные средства шли на оплату сторонней рабочей и транспортной силы.
Вместе со всеми этими «потом» на задний план уходил ленинградский рок-клуб. Сначала он помогал музыкантам, потом, решив стать самостоятельным и самоокупаемым, столкнулся с заорганизованностью профсоюзных инструкций и людей и пока через них пробивался, его уже обскакали свеже появившиеся концертные кооперативы.
Когда все стало можно рок-клуб стал не нужен. Свободой и деньгами каждый хотел наслаждаться самостоятельно.
На границе 90-х клуб проводит две крупные акции.
Эта выставка и фестиваль к 10-летию рок-клуба в последний раз собрали всех вместе. Они похоронили героическое время коллективного выживания. …А рок-клуб и теперь живет в знаменитом доме на Рубинштейна, 13. Теперь это один из небольших петербургских рок-н-ролльных клубов. И как живая легенда во главе его стоит бессменный президент Николай Михайлов.
«Кино», «Зоопарк», «АУ»: дети Ленинградского рок-клуба
Петербург – это не только город музеев и театров. В нем прошла свое становление иная культура. Без лишних вступлений предлагаем вам материал о том, как культурная столица стала еще и столицей русского рока, о некоторых культовых Питерских рок-группах и об истории именитого Ленинградского рок-клуба.
Ленинградский рок-клуб
80-е в Ленинграде прошли под рев гитар и грохот барабанов. В марте 81-го года на улице Рубинштейна, 13 появилась общественная и концертная организация под названием Ленинградский рок-клуб. Внешне это скорее был Дом культуры, а структурно – Союз композиторов. Бар и танцпол в клубе заменял зрительный зал мест так на 200, а во главе стоял президент и избранный музыкантами совет.
Зародиться клуб пытался еще в 70-х, но по различным причинам попытки терпели крах. В начале 80-х государство решает установить контроль над творчеством молодежи, найти точки влияния на неокрепшие умы и их искусство. Рождается идея создать несколько творческих организаций: для художников, для писателей и для музыкантов. Для такого эксперимента был выбран Ленинград, как культурная столица страны. Так город стал еще и столицей русского рока.
По городу распространялся слух, что создается рок-клуб, любой желающий может подать заявку и вступить в него. Но в СССР все было не так просто, нельзя записать всех подряд и выпустить на сцену. У Ленинградского рок-клуба, как и у любой другой организации тех лет, были строгие правила. На собраниях обсуждалась структура клуба, выбирался первый состав совета, предлагались варианты устава, решалось, чем клуб будет заниматься, и кто сможет быть его членом.
И уже в феврале состоялся первый концерт. Естественно, что выступать на нем дали только старейшим, популярнейшим и уважаемым группам. Открывали клуб «Пикник», «Мифы», «Зеркало» и «Россияне».
О плюсах и минусах
С появлением клуба для всех ленинградских рок-групп появилось место для репетиций, концертная площадка, которая обеспечит зрителями.
Набор в члены клуба происходил так. Группа подавала заявку на прослушивание. Совет выезжал, прослушивал программу, потом выносил на общее собрание предложение о приеме группы в члены клуба. Если предложение одобряли, то группа представляла в репертуарный отдел свою программу. Отдел давал разрешение на публичное исполнение песен, после чего клуб включал группу в концертный план.
Но не все было так радужно, как может показаться. Большой проблемой стала аппаратура, точнее ее отсутствие. У клуба аппаратуры просто не было, профсоюзы не выделяли средств, членский взнос не ввели. Зато аппаратура была у некоторых рок-групп. Но кто же станет просто так делиться дорогостоящим оборудованием! Они предпочитали давать ее взамен на участие группы в концертах.
Основными стали споры идеологического характера. Одни администраторы хотели превратить клуб в аналог Ленконцерта, другие хотели, чтобы клуб был отделен от государства. Все эти распри чуть не привели к развалу организации, но в 82 году появляется новый состав совета, а с ним и секции: художественно-оформительская, техническая, рок-журналистики, административная, а также поэтическая студия.
В 1983 году было решено провести рок-клубовский фестиваль под названием «Первый городской смотр-конкурс любительских групп». Событие знаковое, ведь это был первый официально разрешенный рок-фестиваль в стране.
С потеплением в политической ситуации в стране многие запреты стали рушиться. Заниматься рок-музыкой стало проще. Теперь можно было не утверждать тексты песен, появилась возможность записывать пластинки и даже ездить на гастроли и заключать контракты с западными студиями. Ленинградский рок-клуб потерял свою актуальность и к началу 90-х загнулся. На его место пришли концертные кооперативы. Музыканты больше не хотели зависеть от кого-то. Каждый получил возможность наслаждаться свободой и личными деньгами.
Но тем не менее, по примеру ЛРК подобные организации открывались в других городах страны: например, Московская рок-лаборатория, Ростовский и Свердловский рок-клубы.
И пусть это был не самый крутой клуб в современном понимании, но именно он дал многим тогда неизвестным группам билет в успешную жизнь, дал возможность стать знаменитыми и культовыми.
«Кино» (1982-1990)
Начнем с самой известной и невероятно популярной по сей день группы «Кино». Образовалась она в 1981 году из участников двух ленинградских групп «Палата № 6» и «Пилигрим». В первой на бас-гитаре играл Виктор Цой, а во второй барабанщиком был Олег Валинский, а гитаристом Алексей Рыбин. Отдыхая в Крыму, ребята решили создать свою группу и назвать ее «Гарин и гиперболоиды». Осенью Валинского забирают в армию, он покидает коллектив, а остальные музыканты подают заявку на членство в Ленинградский рок-клуб. Парни сразу же завоевали признание Бориса Гребенщикова, влиятельного представителя рок-индустрии, лидера группы «Аквариум» – одной из старейших советских рок-групп. Он предлагает сотрудничество со своей студией.
В 1982 название группы сменили на «Кино». Прежнее было слишком длинным и незапоминающимся. Шла запись первого альбома, на обложку которого хотелось поместить одно емкое слово. Идею подкинула вывеска кинотеатра «Космонавт» близь станции метро «Технологический институт». Ребята как раз возвращались домой после собрания, посвященного поиску нового названия. Они так и не смогли ни о чем договориться, но вывеска помогла решить вопрос.
На пике популярности «Кино» играли на концертах в Дании, во Франции, в Италии, в США. При этом были горячо любимы на родине. Пластинки выходили миллионными тиражами, а билеты на концерты раскупали в первые дни продаж. Виктор Цой начал сниматься в кино. Юрий Каспарян играл в нескольких группах сразу.
За время существования группы состав постоянно менялся. Помогать записывать альбомы приходили участники «Аквариума» и знакомые Гребенщикова. Но последним и самым известным был такой состав:
«Кино» записали такие культовые альбомы, как «Начальник Камчатки», «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце».
Стиль группы можно отнести к жанрам постпанка и новой волны. Тексты песен чаще всего затрагивают проблемы человека, его борьбу с внешним миром и окружающими обстоятельствами. За это музыкантов прозвали «новыми романтиками».
15 августа 1990-го года Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35-м километре шоссе «Слока—Талси». После его смерти группа выпустила последний альбом «Кино», более известный как «Черный альбом» и прекратила существование.
«Зоопарк» (1981-1991)
Лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко, как и Виктор Цой, начал свой творческий путь со знакомства с Борисом Гребенщиковым в 1976. Вместе с ним и участниками группы «Аквариум» Науменко участвует в рок-н-ролльных концертах, сейшнах и мини-фестивалях.
Только осенью 1980 года Майк собирает первый состав собственной группы и называет её «Зоопарком». В члены группы были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, чёрный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны) и басист Илья Куликов из группы «Маки».
ЭНазвание «Зоопарк» имеет довольно глубокий метафоричный смысл. Еще до появления группы Науменко подписывал свои записи как «зоопарковая музыка». Он ощущал себя несвободным, будто запертым в клетке. Этой клеткой были запреты на музыку, творчество, книги, учеба в институте и работа.
Весной 1981 года «Зоопарк» вступает в Ленинградский рок-клуб. Вскоре на одном из концертов клуба группа сыграла собственную программу, целиком состоящую из песен Науменко. В этом же году Науменко знакомиться с музыкантами «Кино». С тех пор они помогали друг другу в записи альбомов и просто дружили.
За время существования группы «Зоопарк» принимала участие в четырех фестивалях Ленинградского рок-клуба и каждый раз удивляла членов жюри и привлекала новых фанатов, получала призы зрительских симпатий.
Бессменными участниками «Зоопарка» на протяжении всей истории группы были только Майк и лидер-гитарист Александр Храбунов, остальные музыканты постоянно менялись.
Стиль «Зоопарка» с самого начала и до конца оставался единым: это были рок-н-ролл и ритм-энд-блюз.
Одними из значимых альбомов группы считаются «Уездный город N» и «Белая полоса». Именно они принесли широкую славу Науменко и остаются популярными в наше время.
«Автоматические удовлетворители» (1979-1998)
Стоит сказать, что не каждая группа могла пройти отбор в членство Ленинградского рок-клуба. Строгие правила не позволили бы взять в организацию первых представителей отечественного панк-рока, коими и были «Автоматические удовлетворители». Но им все-таки удалось стать частью истории ЛРК, хоть и не сразу.
Группа образована летом 1979 года Андреем Пановым, известным как Свин. Он собрал вокруг себя компанию молодых людей, которых тоже не устраивала скучная обыденная жизнь и банальность нынешней музыки. В то время квартира Свина превратилась в своего рода панк-клуб. В ней же и записывали свои первые песни.
В составе группы царила полная анархия, кто только не был ее участником. Бессменным оставался лишь Свин. Первые концерты «АУ» давали в Москве. Причем вместе с музыкантами «Пилигрима» и «Палаты №6» – будущими участниками «Кино».
В 80-х, если группа не была участником Ленинградского рок-клуба, то она могла считаться несуществующей. Из-за панковской направленности «АУ» стал интересоваться КГБ. Все эти сложности фактически лишали музыкантов права на творчество.
Только осенью 1986 в стране началось ослабление идеологического давления на pок-сцену. Это позволило группе выйти из подполья. «АУ» вступают в Ленинградский рок-клуб, выступают на фестивалях и дают концерты.
Благодаря этому, группа обретает популярность. К началу 90-х жанр панк-рока охватывает страну. «Автоматические удовлетворители» становятся живой легендой. Рок-клуб прекращает свое существование, а «АУ» выступают на фестивалях «Новая Музыка» (1990), «Рок не за…» (1991), «Рандеву-92» и др. А в середине 90-х парни принимали участие в Питеpском Рок-фестивале Театра DDT и Панк-фестивале в ДК Горбунова.
Культовыми стали альбомы «Дураки и гастроли» (1980) и «Рейган—провокатор» (1987). Песня «Комиссар» конкурировала с модными эстрадными хитами тех лет.
Но судьба «Автоматических удовлетворителей» схожа с судьбой двух других групп. 20 августа 1998-го Андрей Панов умирает от перитонита, вызванного запущенным аппендицитом. После смерти лидера группа почти не выступала, а скоро и вовсе прекратила деятельность.
Ленинградский рок-клуб, несомненно, оставил яркий след в истории отечественной рок-музыки. Группы, которые считались его членами, обрели невероятную популярность и стали иконами своего жанра. Больше информации о членах Ленинградского рок-клуба и о других знаковых рок-музыкантах нашего города можно узнать из энциклопедии Андрея Бурлаки, музыкального журналиста и историка отечественной рок-музыки.