либерия ивана грозного история
Либерия ивана грозного история
Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.
Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».
При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.
Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.
Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.
В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.
Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.
Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.
Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.
Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».
При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.
Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.
Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.
В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.
Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.
Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.
Проклятие библиотеки Ивана Грозного
Либерия – библиотека Ивана Грозного, его главное сокровище. Так гласит древняя легенда. Даже при жизни царя ее никто не видел. Рукописи в золотых переплетах, щедро усыпанные каменьями. Свитки, принадлежавшие римским императорам, египетские папирусы. По оценкам специалистов, сегодня стоимость Либерии хорошо бы превышала миллиард долларов.
Вот уже четыре столетия искатели сокровищ обыскивают все уголки России в поисках загадочной Либерии, но каждый раз на их пути встает неодолимая мистическая сила. Где только ее не искали. В Вологде и Александрове, Рязани и Кирилло-Белозерском монастыре, и все без толку.
Дорогие рукописные фолианты появились в России благодаря бабушке Ивана Грозного – византийской принцессе Софье Палеолог. Библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого Софьи Палеолог. Возможно, что переводом некоторых из них занимался Максим Грек.
По легенде, опасаясь пожаров, Софья прячет рукописи в подземельях тогда еще деревянного Кремля. Иван Грозный получает книги в наследство от своего деда, и тоже скрывает бесценные фолианты в подземных тайниках. Однако за четыре столетия все попытки найти библиотеку заканчиваются бесславно. Поэтому некоторые специалисты считают Либерию выдумкой.
Главным местом поиска была Александровская слобода. Это древнерусская крепость, которую Грозный сделал своей резиденцией. Иван Васильевич переезжает сюда в середине 16-го века, скрываясь от боярских интриг. Историки уверены – первое, что берет с собой полуграмотный царь, это книги.
По мнению специалистов, книги могут быть замурованы в каменных лабиринтах под фундаментом крепости. Специальные приборы, георадары, показали наличие подземелий в неожиданных местах, но в подземельях оказалось только ржавое железо. Подобные неудачи ставили под сомнение существование Либерии.
И все же в одном документе 16-го века о ней говорится напрямую. Историки находят письмо немецкого пастора Иоганна Веттермана, которому довелось увидеть Либерию своими глазами. Пастора попросили перевести на русский язык книги из библиотеки, и открыли перед ним двери царского подвала. От увиденного Веттерман теряет дар речи.
Пастор пишет восторженное письмо, где указывает, что Либерия содержит около 800 книг, утверждает, что многие из рукописей еще не знакомы просвещенному миру. Якобы, там есть откровения Иисуса Христа, которые никто не читал. В списке упоминаются: «История» Тита Ливия, «Энеида» Вергилия, «Комедии» Аристофана, сочинения Цицерона и ныне совершенно неизвестных авторов — Вафиаса, Гелиотропа, Кедра, Замолея.
После смерти Ивана Грозного все его имущество официально описывают. И в этих документах явно говорится о книгах. Археограф Борис Морозов, многие годы посвятивший поискам Либерии, нашел книгу, принадлежавшую Софье Палеолог, так называемый травник. Видимо, страдавший в последние годы всякими недугами царь забрал эту книгу из библиотеки к себе поближе.
Книга пропала из царской библиотеки при Петре I и попала в частную коллекцию, а оттуда уже в 20-м веке в библиотеку харьковского института. Эксперты уверены, что травник – это книга из загадочной Либерии.
Но историки считают, что вряд ли библиотеку прятали из-за ее особой ценности. В царской сокровищнице действительно есть книги в золотых переплетах, украшенные драгоценностями, но их, напротив, демонстрируют при каждой возможности. Зачем скрывать то, что подчеркивает статус государя? Впрочем, не исключено, что у Софьи Палеолог в запасе было нечто посерьезнее травников. Византийскую принцессу почитали ведьмой, возможно, оттого она и прятала свои книги по подвалам.
Говорят даже, что Софья наложила на хранилище проклятие фараонов, а узнала она его из пергамента, хранящегося в той же библиотеке. И похоже, что на Либерии действительно лежит могущественное заклятие, ведь многие, кто пытался ее найти, погибали при загадочных обстоятельствах, например, Борис Годунов, Лжедмитрий и Наполеон. Да и сам Иван Грозный, по преданию, перед смертью странно распух.
По другим слухам, Либерия содержала книги по черной магии. Иван Грозный поделил свою библиотеку на «светлую» и «черную». Светлую держал открыто. А вот книги из «черной» велел замуровать в подземелье. На всех, кто будет искать его сокровища, наслал он «сохлую болезнь» и наложил «замок неухватный».
Где только не велись поиски. В первой половине 20-го столетия поисками Либерии занимается и археолог Игнатий Селлецкий. В 1914 году он получает от царского правительства разрешение на осмотр кремлевских башен, но приступить к работам не успевает, начинается Первая мировая война, и ученый добровольцем отправляется на фронт. В начале 30-ых он решает возобновить свои поиски. Селлецкий пишет письмо Сталину с просьбой разрешить раскопки под Угловой Арсенальной башней Кремля, и неожиданно получает разрешение.
Всю свою жизнь Стеллецкий собирает легенды, предания и слухи о московских подземельях. И, наконец, получает шанс проверить их на практике. Раскопки под Арсенальной башней начинаются в декабре 1933 года. Но обнаружить библиотеку Стеллецкому не удается, говорят, как только он начал приближаться к разгадке, его выдворяют из Кремля, а все дальнейшие раскопки запрещают по распоряжению НКВД.
Кроме того, незадолго до войны церковный сторож Предтеченской церкви заприметил в храмовой стене небольшую дверцу. Подобрав ключи, он спустился по потайной лестнице вниз. Упершись в конце хода в запертые железные двери и истлевший скелет перед ними, перепуганный кладоискатель вернулся наверх. После этого дверцу внутри храма заложили кирпичом, исследования запретили.
По некоторым сведениям, во время строительства станции метро «Библиотека им. В. И. Ленина» строители наткнулись на старинную подземную галерею. В 1993 году по заказу «Центра археологических исследований» на территории Дома Пашковых проводились геофизические исследования, которые выявили наличие подземного колодца диаметром 8 метров и глубиной около 25 метров. По непонятным причинам исследования были свернуты.
Искали и в селе Остров. В XV-XVII веках село использовалось как загородная резиденция великих князей и царей и очень любили здесь отдыхать Иван Грозный и Алексей Тишайший. Отмечается, что здесь находились государев двор, сад и конюшенный двор. Бытует мнение, что легендарная библиотека Ивана Грозного находится как раз в недрах островского холма, поскольку русские цари бывали на Угреше сотни раз.
Эксцентричный миллионер Герман Стерлигов тоже искал пропавшую библиотеку, пока не догадался, какие именно книги он рискует поднять на поверхность. Чего доброго могла привезти Софья от Папы Римского, кроме чернокнижия? Однако в 1997 году Стерлигов еще об этом не думает, он зачарован поисками, создает штаб, находит финансирование.
Нанятые им историки изучают документы эпохи Грозного, пытаясь найти упоминание о книгах. И начинаются поиски – в столице, Подмосковье, Вологде. Наконец, историки обращаются к главной рукописи 16-го века – «Лицевому летописному своду». Написанный по приказу Грозного 10-томник открывает поразительные сведения, значительная часть сокровищ царя погибла во время пожара, среди сгоревших реликвий могла быть и Либерия.
Однако тогда же, в конце 90-ых, в московской мэрии появляется странный слепой старик. Он просит официального разрешения на спуск в кремлевские подземелья, и утверждает, что знает, где находится Либерия. Она может быть только под Кремлем, потому что все остальные места энтузиасты обследовали до сантиметра.
В декабре 19931 года начинаются работы по сносу Храма Христа Спасителя, на его месте хотят возвести Дворец Советов. Над этим проектом работает архитектор Аполлос Иванов. В фундаменте храма после сноса он обнаруживает ход, залитый бетонном. Несмотря на преграду, он проникает в это подземелье и оказывается в тоннеле, ведущем к Кремлю. В конце пути архитектор обнаруживает келью, в которой замечает кованые сундуки. Не Либерия ли?
Архитектор не верит своей удаче, но внезапно прямо в подземелье Иванов начинает терять зрение. Буквально на ощупь он возвращается домой, оставив сокровище там, где его нашел. Долгие годы он не может вернуться в подземелье из-за слепоты, и только в конце 90-х годов он снова идет по тайному ходу вместе с московскими диггерами, исследователями подземелий.
Искатели приключений повторяют маршрут Иванова, и тоже находят загадочную келью. Однако подойти к сундукам вплотную им не удается. Диггер Вадим Михайлов говорит, что тайники были созданы таким образом, что находясь в одном, нельзя просмотреть, что находится в другом, мешают упавшие своды подземного хода, лежащие на огромной дубовой двери, а мощности фонарей не хватило. То ли сундуки, то ли гробы, не понятно.
Целая неделя уходит у диггеров, чтобы подготовиться к новому спуску и пригласить специалистов-спасателей, умеющих работать с завалами. Но когда они возвращаются, их встречает новое препятствие. Какие-то неведомые силы замуровали проход. Кто и зачем мог это сделать, никому не ведомо.
По конспирологической версии, с давних пор существует Орден хранителей библиотеки, не допускающий к Либерии никого. Возможно, они боятся, что содержащиеся в Либерии знания попадут не в те руки. Так это или нет, диггер Вадим Михайлов продолжает поиски, сейчас на Берсеневской набережной, где обнаружена сеть подземных тайников, идущих от древних палат купца Аверкия Кириллова.
Удивительно, в заброшенном старом гараже сохранились рельсы от маленькой вагонетки, с помощью которой поднимали на поверхность щебень и крошку, но затем вход в подземелье наскоро заложили кирпичами. Историк Андрей Гребенюк тоже мечтал обнаружить след Либерии. Его поиски в корне изменили направление, когда он узнал о строительстве одного из самых секретных объектов Москвы.
В 1977 году, в 60-летие Октября ему довелось пообщаться за столом с ветеранами метростроевцами. Московское метро изначально проектировали немцы по заказу Кагановича. И первая ветка метро была проложена от Кремля до Киевской, и дальше в Кунцево к даче Сталина, а совсем не от Сокольников до Парка. Видимо, это было легендарное «Метро два». Легенды говорят и о золотых запасах, спрятанных в старых шахтах, и о строителях, заживо замурованных в тоннелях, чтобы сохранить секретность.
В шкафах государственных библиотек СССР Гребенюк обнаружил пять книг большого формата в старинных кожаных переплетах из личного собрания Ивана Грозного. Историк пытается выяснить, откуда и как они попали в государственное хранилище, но вопреки обыкновению, нет никаких учетных записей, как будто фолианты материализовались сами собой. Историк пришел к выводу, что эти книги были обнаружены во время строительства сверхсекретного «Метро два» где-то в подземельях. Но рассказать об этом метростроители не смогли, чтобы не выдать их место нахождения, и книги просто рассовали по библиотекам.
Гребенюк считает, что при строительстве тайного метро библиотека Ивана Грозного была обнаружена. Но вскоре начинается Великая Отечественная война, стране надо вооружаться, и тогда бесценные фолианты продают на Запад в частные коллекции. Самой ценной книгой в библиотеке, о которой было известно, историк считает книгу великого христианского философа Блаженного Августина «О Граде Божьем».
Материал взят из десятка разных источников, в основном, из цикла передач «Нераскрытые тайны». Картинки без моих логотипов взяты из Сети.
Библиотека Ивана Грозного (Либерия). Мифы. Реальность
Таинственная Либерия — книгохранилище московских царей, вошедшее в историю как библиотека Ивана Грозного. Принято считать, что она была утрачена или спрятана Иваном IV Грозным.
Не раз высказывались сомнения в самом факте существования библиотеки. Поиски царского книгохранилища с перерывами безрезультатно велись несколько веков. По широко распространенному мнению, она сокрыта где-то в московских подземельях.
Тайна Либерии Грозного
Иван IV очень дорожил своей Библиотекой, в первые годы царствования он проводил за чтением много времени, но после на государя нашло некое помрачение, которое было не объяснимо ни для его современников, ни для ученых нашего времени.
Страна захлебнулась в крови: поход на Новгород, Ливонская война, бегство государя в Александровскую слободу, опричнина, перенос столицы в Вологду, казни вчерашних сподвижников, оргии, переходящие в побоища.
Согласно предания, незадолго до своей смерти Иван Грозный велел спрятать Библиотеку так, чтобы никто больше не мог ею воспользоваться.
Считается, что, будучи человеком начитанным и образованным, Грозный не только знал о ценности древних фолиантов, но и об опасности тех знаний, которые запечатлены на их страницах: еретические тексты, магические заклинания, христианские апокрифы и т.
Еще по одной версии, заклятие наложили только на книги, содержавшие самые тайные и опасные знания. До какой степени это верно, никто не знает, потому как нет никаких доказательств, что кто-то видел тайник с книгами после их захоронения.
Государь скончался внезапно, за игрой в шахматы, и с этого времени Либерию окутало облаком тайны. В скором времени распространился слух о том, что после его смерти Библиотека исчезла.
Смутное время
Унаследовавший царский престол Федор Иоаннович был слаб здоровьем. Процарствовав 14 лет, он скончался. Если отталкиваться от версии, что царская библиотека все-же исчезла, то это могло произойти во времена царствования Федора Иоанновича. Мог ли сын приложить руку к пропаже отцовской библиотеки? На этот вопрос нет ответа. Может быть, что такое все же произошло, к примеру, царь Федор решил перепрятать Библиотеку понадежней, полностью засекретив ее местонахождение, или вовсе избавиться от книг по магии, сжечь, как еретическую литературу. Как бы там ни было но, Борису Федоровичу Годунову, венчавшемуся на царство после него, библиотека не досталась…
И искать Библиотеку начали при Годунове. При этом интерес к ней проявляли, в большинстве своем, представители папы римского. Так, в столице на протяжении нескольких лет жил Петр Акудий – эмиссар Ватикана, основной целью которого были поиски царского книгохранилища. Искал Библиотеку и канцлер княжества Литовского Лев Сапега, и митрополит Паисий Лигарид, и хорватский книжник Юрий Крижанич…
Существовала ли Библиотека?
Проблема Либерии распадается на несколько вопросов, первый из которых, как это ни странно, существовала ли Библиотека вообще? О существовании значительной библиотеки русских и греческих рукописных книг, принадлежавшей московским царям XV–XVI веков, есть довольно незначительное число прямых указаний источников.
Свидетельства существования Либерии
В одном из самых ранних упоминаний («Сказание» о выдающемся просветителе и философе Максиме Греке) прямо говорится, что великий князь московский Василий III (правление 1505–1530 гг.), нашел в княжеских хоромах «бесчисленное множество греческих книг», для перевода которых и был призван Максим Грек.
Ядро этого собрания, по мнению исследователей, составляли остатки библиотеки византийских императоров, которые были привезены на Русь греческой царевной Софьей Палеолог, ставшей в 1472 году женой великого князя Ивана III (матерью Василия III).
Еще одно указание имеется в хронике ливонского (прибалтийского) пастора Ниеншанца, который писал, что пастору И. Веттерману, который был взят в плен во время войны Ивана Грозного за Ливонию, в 1556 году в Москве показывали книги на латинском, греческом и еврейском языках, вынутые из замурованных подвалов.
Наконец, последнее прямое свидетельство о Библиотеке, может также относится к пастору И. Веттерману, или лицу, видевшему Библиотеку при подобных обстоятельствах.
1822 год — профессор Дерптского университета Х. Дабелов сообщает, что видел в архиве г. Пярну опись латинских и греческих книг Либерии Ивана Грозного, насчитывавшую 800 наименований (!), но списал из нее только часть названий, а впоследствии ни Х. Дабелов, ни кто-либо другой из исследователей не смогли найти эту опись, из-за чего это сообщение воспринимается с недоверием. Вот, собственно, и все свидетельства о существовании Библиотеки Ивана Грозного.
Косвенные свидетельства
Имеются еще косвенные свидетельства существования библиотеки – упоминания о книгах царской библиотеки, разосланных Иваном IV по монастырям или наоборот, присланных в дар государю. В 30-е годы XX века, знаток древнерусской письменности Н. Зарубин, после обработки этих свидетельств, составил список книг, входивших в Библиотеку и насчитал 154 книги, что по меркам XVI века уже довольно много.
Следующие исследования добавили новые названия к этому списку. Среди книг царской Библиотеки значительную часть, конечно, занимали церковные книги: Евангелие, Библия, Псалтырь, жития святых; однако были и другие – «История иудейской войны» И. Флавия, «Травник» (лечебник), «Космография» (книга о строении мира), какие-то «сербские», «татарские», «латинские» книги. Список Х. Дабелова указывает на сочинения Цицерона, Светония, Тита Ливия, Юлия Цезаря и других античных авторов.
Манускрипты из Либерии видело несколько иностранцев, и в их числе был дерптский пастор Иоганн Веттерман. Об этом стало известно к середине XIX столетия из «Хроники Франца Ниенштедта», умершего в глубокой старости в 1622 г. и лично знавшего пастора.
Пастор Веттерман, который знал несколько языков, был поражен богатством собрания, в котором находились «Записки о галльской войне» Цезаря, кодексы императоров Феодосия и Юстиниана, «Итхифалеика» и «Энеида» Вергилия, поэмы и оратории Кальвуса и многие другие манускрипты, сохранившиеся в единственном экземпляре. Дальше в списке рядом с Полибием, Аристофаном и Пиндаром упоминаются имена уже вовсе утраченных авторов – Гелиотропа, Зомарета, Замолея и других.
Рукописи не горят?
Многие из исследователей полагают, что книги из Библиотеки Ивана Грозного могли погибнуть во время московского пожара в 1571 г., когда столица выгорела почти дотла. Правда, другие историки считают, что Либерия исчезла позднее – во времена польского нашествия в 1612 г. Осажденные в Кремле поляки голодали и в поисках еды они обыскали все кремлевские подземелья. Может быть, что в одном из тайников шляхтичи обнаружили хранилище древних рукописей и…
В 1626 и 1730 годах огонь небывалой силы бушевал в самом центре столицы – в Кремле и Китай-городе. Если из-за этих пожарищ до наших дней дошло не больше 10% документов государственного архива XVI века, то что говорить о Либерии? И здесь на помощь сторонникам существования Библиотеки приходит свидетельство о замурованных подвалах…
Царевна Софья и тайна подземелья
Историк Иван Забелин, из архивных записей извлек один весьма любопытный документ. 1682 год — (почти спустя 100 лет после смерти царя и через 70 лет после польского нашествия) государьев дьяк Василий Макарьев, исполняя секретное поручение правительницы Софьи Андреевны (знавшей о Библиотеке), спустился в подземелье под Тайницкой башней. Продвигаясь через многие переходы, он добрался до Троицкой башни, рядом с которой оказался подземный ход (3 х 3 метра), в котором была закрытая дверь с тяжелыми замками, а над дверью было 2 окошка с железными решетками. Осветив через окошко внутреннюю часть камеры фонарем, дьяк увидал, что она до самых кирпичных сводов заставлена коваными сундуками.
Василий Макарьев был убежден, что отыскал пропавшую Либерию, и, выбравшись наверх, обо всем сообщил царевне Софье. Она с вниманием выслушала его и велела ему молчать и хранить тайну до самой смерти.
Перед смертью дьяк В. Макарьев поведал о сундуках с книгами пономарю Конону Осипову, и тот также решил заняться розыском библиотеки. 1718 год — он отыскал лаз в подземелье, но тот уже был завален землей. Когда землю удалось расчистить, открылся вход в туннель, но продвижение внутрь его грозило обвалом и дальнейшие исследования подземелья прекратили.
1724 год — упрямый пономарь добрался из Москвы в Петербург и сообщил о тайном подземелье и находке дьяка В. Макарьева Петру I: «Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, а в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками… А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперек чепи, в кольце проемные, замки вислые превеликие, печати на проволоке свинцовые, и у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов». Петр I велел найти кремлевские тайники, и опять Конон Осипов искал усердно, но подземный ход, исследованный В. Макарьевым, был затоплен водой, а поиски другого входа в туннель оказались безуспешными.
Продолжение поисков
Поиски возобновили лишь в 1894 году под руководством директора Оружейной палаты князя Н. С. Щербатова, однако они были недолгими и никаких определенных результатов не дали. Тогда же возникла научная дискуссия о судьбе Библиотеки Ивана Грозного, продолжающаяся и сегодня. Скептиками было выдвинуто несколько вполне заслуживающих доверия версий о судьбе Либерии.Кроме того, что царское книгохранилище могло сгореть в пожаре, оно могло попросту раствориться в позднейших книжных собраниях или быть расхищенной во времена польской оккупации Москвы в 1610–1612 годах.
Одним из ярых сторонников существования Либерии Ивана Грозного в подземельях Москвы был археолог И. Я. Стеллецкий. На протяжении долгих лет он самоотверженно исследовал московские (и не только московские) подземелья, а в 1933 году получил от самого Сталина разрешение на проведение раскопок, которые были начаты по предполагаемому маршруту В. Макарьева от Арсенальной башни. Ход раскопок, по мнению Стеллецкого, доказывал правоту его взглядов. Однако меньше чем через год работы прекратили и Стеллецкий, как он считал, остановился на пороге открытия.
Вопрос поисков Библиотеки, как ни странно, не столько научный, сколько политический. Библиотеку Ивана Грозного искали не только в Москве, а в других городах. Исследования с использованием сложной аппаратуры проводились в Александровской слободе общественным объединением «Штаб поисков Библиотеки Ивана Грозного» под руководством Г. Л. Стерлигова, одного из первых послеперестроечных магнатов. И опять книги не найдены, хотя результат исследований любопытен – найдены значительные пустоты под соборами слободы и широкий подземный тоннель, идущий от бывшей опричной резиденции Ивана Грозного.
Интерес к Либерии время от времени вновь возникает в прессе. Появляются новые планы поисков, некие общественные группы, самозванцы, достоверно знающие, где сокрыта Библиотека. Однако Либерия Грозного по-прежнему оберегает свою тайну…