маракулин павел павлович биография
Павел Павлович Маракулин (20.05.1937 – 09.01.2017)
Маракулин Павел Павлович – поэт и прозаик, член союза писателей России, лауреат Всероссийской премии им. Н. Заболоцкого. Родился 20 мая 1937 года. Детство его пришлось на тяжелые военные годы, но именно в детстве он начал писать первые стихи. Любовь же к литературе и поэзии привила бабушка, которая знала много стихов и очень их любила.
П. Маракулина называют «Вятский робинзон» или «Вятский Пришвин». Интересное сравнение и приятное, не правда ли? И не каждый его заслужит. А Павел Маракулин заслужил за множество рассказов о природе и животных. Один из таких рассказов так и называется «Записки вятского робинзона». Эта энциклопедия вятской природы понятна как взрослому, так и ребёнку.
В его стихах и рассказах о природе «оживают» птицы, животные и природа, в них целый мир человеческих переживаний и чувств.
Обычно писатель работает не за письменным столом, а прямо в лесу, сидя на пеньке, описывает нашу прекрасную вятскую природу. Он учит любить и беречь ее.
«Всей своей душой я – вятский, – говорит П. Маракулин. – И вятская природа помогает, она дает и бодрость, и силу, и чистоту. Как будто возвращаешься в детство, и как будто жить будешь на этом свете вечно. Такое радостное чувство. И писать о нем, и сообщать его людям – счастье».
У нас зимой сугробы серебра,
А осенью по золоту мы ходим:
Не потому ли в сказках мы находим
Такой запас душевного добра?!
Увидев раз, до смерти не забыть
Места, где на увалах дремлют совы,
Где начинали братья Васнецовы
И рисовать, и родину любить.
Л.Н. Чупрова, библиотекарь 1 категории библиотеки № 2.
Маракулин павел павлович биография
Родился 20 мая 1937 года в г. Горьком в семье рабочего автозавода. Вскоре родители переехали в Коми-республику, на реку Летку. Почти нетронутая человеком природа, красота ее поразили будущего поэта на всю жизнь. Он увлекся охотой, рыбалкой.
Окончил семилетку на станции Староверческая, Мурашинского района Кировской области. Работал в леспромхозе, учился в Кирове в ремесленном училище, работал на заводе электромонтером, посвящая вечера учебе в школе рабочей молодежи. После службы в армии вернулся на завод. В это время пришло серьезное увлечение поэзией, которая и в детстве влекла к себе юного Павла Маракулина.
Большое влияние на формирование поэта оказали занятия в литературном клубе «Молодость», которым в то время руководил Владилен Иванович Кожемякин. Маракулин выступает со стихами в газете «Комсомольское племя». Ищет себя в поэзии и в жизни. Работает на телевидении, в газете, поступает в литературный институт им. Горького, где занимается в творческом семинаре известного поэта Ильи Сельвинского.
Стихи Павла Маракулина появляются в сборниках, журналах, а в 1966 году вышла первая книга стихов «Снегири» с напутственным словом Сельвинского, который высоко оценивает поэтический дар поэта. От книги к книге усиливается голос поэта. Он обрел способность ощутить поэзию обыденного, еще тоньше чувствует природу.
За книгу «Дом на реке детства» Павлу Маракулину присвоена Всероссийская премия имени Николая Заболоцкого.
Член Союза писателей России с 1971 года.
Произведения
Весна и осень так похожи:
не потому, что мы их ждём,
что вдруг становимся моложе
под ослепительным дождём.
За соловьиными лесами,
где камыши качает плёс,
утята щучьими носами
клюют медлительней стрекоз.
Когда в лотке у водослива
дрожит и ахает гроза,
мы замечаем, что у ивы
продолговатые глаза.
Мы замечаем, замечаем –
теплу и свету кто не рад?
А сами вновь души не чаем,
когда нагрянет листопад.
Пожар в долине междуречий
так восхитительно велик,
что с губ срываются не речи,
а только шёпот или крик.
Весна и осень так похожи:
не потому, что мы их ждём,
что вдруг становимся моложе
под ослепительным дождём.
Дожди прошли
и красота осела,
трава легла
и роща порусела.
Лишь свёрнутый в спираль
последний лист
один поёт,
как маленький горнист,
о том, что вся
берёзовая рать
совсем не собиралась
умирать.
Меня преследуют тревоги,
и часто кажется в тоске:
моя уверенность повисла
на самом тонком волоске.
Меня преследует забота
в ночной безбрежной тишине
о начинающих поэтах,
об умирающих – вдвойне.
Ещё за родину болею,
за светлый мир её лесов:
боюсь, что больше не услышу
весёлых, птичьих голосов.
Но, даже это понимая,
я всё равно благодарю
грядущий день за счастье в мае
увидеть лучшую зарю!
Я не гадал, что это будет,
когда обид не перечесть –
и бывший друг мой позабудет
о том, что есть на свете честь.
Он гнал меня с улыбкой лисьей,
Бежал по следу, как вода,
и, распечатывая письма,
не обжигался от стыда.
Но я, конечно, не сдавался
и тоже лез права качать,
и каблуками отбивался,
а надо было бы смолчать.
Но я не строю незабудку
и из себя – не в этом цель:
мне обратить бы злое в шутку,
а я рванулся на дуэль.
Вражда не разбирает ранга,
когда наметился излом:
имеет принцип бумеранга
лишь зло, отплаченное злом.
Целуясь у всех на виду,
бульвар перепутав с постелью,
они накликают беду,
избрав безобразное целью.
Я раненой птицей мечусь
над хамством высокого класса:
идёт девальвация чувств,
недорогих, как пластмасса.
Взята откровенно за таз,
прилипнув, как лист прилипает,
не видя стыдящихся нас,
она в его лапищах тает.
И корчится сердце моё,
крича христианские гимны:
теперь уже мы и зверьё
бесстыдны, как в прошлом, взаимно.
О, небо святое, прости,
тебя не обрадую вестью:
осталось и нам обрасти
одной с обезьянами шерстью.
Но мстит за глумление крах
итогом развинченной моды:
как мины в афганских горах –
разводы, разводы, разводы.
Дневник переживаний теребя,
я вспомнил вдруг не радостно, а грустно
прославленное письменно и устно
умение сражаться за себя.
Я говорю простейшим языком,
и вряд ли кто не знает этот запах
звериных игр, где кровь блестит на лапах
и горло холодеет под клыком.
Одной победной доблестью звеня,
любви других, герои, не ищите!
Ребячий дар – брать слабых под защиту –
Не покидай, не оставляй меня!
Под полом бабка шарит кочергой
в сарае пыльном и себя торопит:
мы сердобольны – и никто другой
слепых котят в корыте не утопит.
Старуха знает – только дай им рост,
бедою сразу это обернётся:
через неделю ветреный мороз
над горем белозубо посмеётся.
Но кошка по-звериному права,
хотя и помнит прежние потери,
котят убрав далёко за дрова,
она, как мать, в беду опять не верит.
Ни молнии, ни горестного грома –
я одного отчаянно боюсь:
боюсь – друзей моих не будет дома,
когда я к ним однажды постучу.
Откроют мне – и это как награда
за годы одинокого труда.
Друзья, от вас мне ничего не надо,
но вы не умирайте никогда!
Вы приезжайте к нам по сентябрю,
когда в лесах светло от паутины:
я всем своим товарищам дарю
букеты красной северной рябины.
Уже неделю и два дня подряд
по берегам, где залегли овраги,
похожие на праздничные флаги,
рябиновые заросли горят.
Мне нравится отважная игра:
собаки, лодки, спиннинги и ружья,
рябиновых озёр полуокружья –
и мамин крик: «Ни пуха ни пера!»
И Родину не так бы я любил,
когда б не эта красота до боли,
когда б по водяной широкой воле
крылом осенний селезень не бил.
Маракулин павел павлович биография
Павел Павлович Маракулин (1937- 2017)
Член Союза писателей СССР (1971)
Поэт, прозаик, журналист.
Признанный мастер очерка, рассказа и миниатюры.
«Основная линия моего творчества — выражение
чувства любви к Родине через природу и человека»
Павел Павлович Маракулин родился 20 мая 1937 года в Горьком (Нижний Новогород) в семье рабочего автозавода. О своих родителях в рассказе «Поэзия российских водоёмов» он написал так:
«Родители мои — мать, Александра Илларионовна, и отец, Павел Дмитриевич, выходцы из двух соседних деревень, примыкающих к старинному живописному селу Верходворье на севере Вятского края. Село стоит в километре от реки Великой, на высоком увале. Белокаменная церковь видна издалека проезжающим мимо: железная дорога на Волгу, Котлас и Воркуту проходит внизу увала, у подножья села, основанного новгородскими переселенцами. Население этого региона отличается особенной любовью к охоте и рыбной ловле: таким образом, страсть свою я получил по наследству».
Детство будущего писателя прошло в деревне Петрени Юрьянского района Кировской области, а во время войны он жил у бабушки в селе Верходворье, рядышком с той самой деревней. Будучи уже известным поэтом, Павел Павлович напишет: « в моё духовное воспитание много сил вложила мама моей мамы — бабушка Евсеевна. Её изрытое оспой лицо словно излучало свет. Она помнила поразительное количество стихов на старославянском языке. Любила шутить. Знала множество пословиц, поговорок, частушек. Всем нам она подарила в наследство свой рост, улыбку, открытость души».
Милые сердцу места — и деревня, и село — оставили след не только в душе, но и в его прозе и стихах.
меня опять преследуют они:
Великая река и Верходворье,
а рядышком — деревня Петрени.
Казалось бы, ну что же могут значить
и этот бор, и эта вот вода?
Так почему же все свои удачи
и неудачи я несу сюда!»
По воспоминаниям поэта свои первые стихи он написал лет в 10, когда учился в школе на станции Староверческой.
Мне с каждым днём всё это ближе,
переживаю, как могу:
шёл первый снег — украли лыжи,
я горько плакал на снегу.
Была большая перемена
большого солнечного дня,
прошлась по сердцу у меня.
Тогда впервые — на вокзале,
среди окурков и газет,
мне чьи-то губы подсказали,
что я не лыжник, а поэт.
В четырнадцать лет, после окончания школы, будущий поэт пошёл работать в леспромхоз разнорабочим, но учёбу не бросил: в дальнейшем учился в Кировском ремесленное училище.
стоит кувшин на одеяле.
На деревенском сеновале
свежо, душисто и легко.
учусь на электромонтёра,
кругом, насколько хватит взора,
безлюдье, лето и простор.
Затем была работа на заводе и учёба в школе рабочей молодёжи. Отслужив в армии, вернулся на завод. Увлечение поэзией и поиски своего жизненного пути привели Павла Маракулина в литературный клуб «Молодость». Его стихи стали появляться в газете «Комсомольское племя». Поработав на телевидении и в газете, он поступает в Литературный институт им. Горького. Занимается на курсе у поэта Ильи Львовича Сельвинского.
В сборнике «Дом на реке детства» есть воспоминание Маракулина о том, как он учился в Литературном институте, как искал свой путь в поэзии:
« он постоянно недоумевал, что я — сельский парень из глухого медвежьего угла не подражаю Есенину. В то же самое время он своим опытным взглядом Учителя Поэзии не видел в моих стихах и другой закономерной крайности — я совершенно не тяготел к «авангарду» тех лет, олицетворением которого был Андрей Вознесенский. Влюбившись в 14 лет от роду в пленительную прозу аляскинского золотоискателя и каюра Джека Лондона, я по этому пути и шёл, то есть сочинял в голове рассказ вроде «Белого клыка», а потом его зарифмовывал. И лишь на втором курсе, как луч в тёмном лесу, открылся мне свет большого русского поэта Николая Заболоцкого, да и то, видимо, потому, что последний вышел из ранних футуристических опытов Велемира Хлебникова — новатора и творца милостью Божьей».
После нескольких публикаций в сборниках и журналах, в 1966 году вышла первая книга стихов Павла Маракулина «Снегири». Вступительное слово к книге написал Илья Сельвинский.
Сразу обратила на себя внимание книга с символичным названием «Записки вятского робинзона» (Киров, 1997). На титульном листе издания в качестве подзаголовка поэт даёт перечень своих «профессий», заключённых в слове «робинзон»:
птицевод, грибник, рыбак,
банщик, плотник, огородник
и за травами охотник,
Так получилось, что Маракулин не писал специально для детей, но дети охотно читали и читают его книги, не случайно его рассказы с успехом публиковались в детском журнале «Муравейник». В библиотеках города Кирова и области всегда интересно проходили встречи с писателем Павлом Маракулиным. И здесь будет уместно вспомнить сборник «Дом на реке детства : лирическая проза и книга стихов» (Киров, 2001). Во вступительной статье к книге читаем:
«Предлагаемая благотворительная книга создана по заявке детских библиотек, её пронизывает мысль любви ко всему живому, она созвучна идеям движения «Гринпис».
А вот что пишет сам писатель:
«Эта книга написана для тех, кто устал от людей. Потому что можно уйти от себе подобных, как в больницу или санаторий, в книгу о лесе и его обитателях». Нет, автор не предлагает обиженным на людей читателям спрятаться в лесу, он предлагает наблюдать, дружить, помогать и изучать: «Человечество за тьму веков хорошо изучило главный объект искусства — себя, то есть человека! Но если все наши поступки предсказуемы, то поступки животных, их ум — остаются загадкой для нас, не менее интересной, чем детектив!»
Работал Павел Павлович обычно не за письменным столом, а прямо в лесу, сидя на пеньке, потому всегда ходил с записной книжкой в кармане и, как фотограф или художник, с натуры записывал всё, что его могло заинтересовать. Потому всё им написанное так близко к действительности и воспринимается как картина или кадр из фильма. С подкупающей простотой и ясностью рисует он своих героев, будь то зверь, домашнее животное или человек. В рассказе «Лисица» читаем:
«Зверь, как и человек, бывает разным: смелым, робким, бдительным, рассеянным, весёлым, печальным, агрессивным, беззащитным».
Вот эти строчки о беззащитных:
когда наступают морозы:
их лапы, как нежные розы,
оттаять не могут никак.
Писатель уверен, что наблюдение за обитателями леса (оказанная им помощь) приносит человеку неоценимую пользу в жизни: в общении с людьми такой человек будет более внимателен, потому что он способен понимать других людей без слов. Эта тема возникает в его произведениях подчас совершенно неожиданно:
по городу больной Сергей Есенин,
обидно, что в туманном Ленинграде
в то время вовсе не было меня!
Мне удалось бы, думаю, понять
его беду по жестам, по походке:
ведь я не раз подраненную птицу
определял по шороху крыла.
Казалось бы, все его книги о том, как надо дружить с природой, любить её, быть с ней одним целым, однако, в его произведениях вы не найдёте прямой агитации, любить зверей, домашних животных, беречь лес. Каждый его рассказ — удивительная история, забыть которую невозможно. Вот, например, миниатюра «Лось в реке».
« Сначала на противоположном берегу раздался шум, на который мы тотчас обратили внимание, а затем увидели: в реку бросился лось. Он плыл в нашу сторону: каменные, широкие паруса рогов делали его похожим на корабль. Грозная горбоносая голова с раструбами мощно вылепленных ноздрей была вытянута вперёд. Пловец оглушительно фыркал. У берега, где дно круто поднимается, лось заскользил и даже съехал назад. Но справился и выскочил! И тут рыбак, ловивший неподалёку, закричал, указывая на то место, откуда приплыл к нам лось: на песчаной косе, в лучах закатного солнца стояли… три волка. Увидев людей, звери отпрянули и скрылись в луговой траве. Легко было догадаться, что лось выбрал наш берег не случайно, а сознательно. Он с самого начала отвёл нам роль своих спасителей. Рыболов приехал ко мне на остров, мы закурили, обменялись впечатлениями. И только тогда до наших ушей донёсся вой: волки проиграли охоту и теперь жаловались».
Вряд ли у кого-то поднимется рука выстрелить в журавля, если он прочитает стихотворение Павла Маракулина «Журавлиное Эльдорадо».
под огнём деревенской луны,
журавли на луга прилетают,
тонконогие, как скакуны.
Я их вижу из нашего дома,
я опять сосчитать не могу:
вдоль полей, где намокла солома,
они ходят на том берегу.
В дождевую кристальную воду
глубоко окуная носы,
ждут они золотую погоду,
золотую, как мех у лисы.
Чтобы снова прощально и чисто
уронить между наших лесов
с высоты белокрылого свиста
переборы своих голосов.
Я ружьё на солому откину:
Это вроде как выстрелить в спину
или Родину вдруг разлюбить.
Рассказы (зачастую и стихи) Маракулина отличаются не только краткостью, интересными наблюдениями, образными сравнениями, необычными историями, но ещё и информативностью, полезными советами на разные темы: охота, дикие и домашние животные, грибы, ягоды и многое другое, вплоть до рецептов в стихах, например, как приготовить суп из опят:
прилежно вымыть шляпки, изрубить,
в кастрюлю бросить, полчаса варить,
затем в грибы крупу засыпать — гречку,
добавить лук и соль, подкинуть в печку
полено дров на огненный алтарь:
суп желтизной напомнит вам янтарь.
Есть в арсенале поэта целая серия стихов о деревьях и растениях, где можно найти не только описание растения, но и советы практического применения, или страницы истории, как, например в стихотворении «Чертополох»:
с него решил начать «Хаджи Мурата»:
оно зажгло сиреневой звездой
сорняк, известный как татарник, он
ордынцами на Русь был завезён
в мешках с овсом для конницы Батыя
(так говорят предания святые).
В перечне лирических произведений поэта немало стихов о природе нашего края.
а осеню по золоту мы ходим:
не потому ли в сказках мы находим
такой запас душевного добра?!
Увидев раз, до смерти не забыть
места, где на увалах дремлют совы,
где начинали братья Васнецовы
и рисовать и родину любить».
как индейцы — римляны лесов,
снизила на время ностальгия
громкость их природных голосов.
Неуклюжесть, стыд косноязычья
и патриархальности изъян:
что-то недосказанное птичье
есть в глазах у северных крестьян.
Может быть, о прошлом беспокоясь,
не осовременились они:
их никак не покидает совесть,
что немодно в нынешние дни.
в простоте открытых, как вода,
на вокзалах вижу деревенских,
узнаю их всюду и всегда.
Заключаю в мысленную раму
каждую особенность лица:
женщины напоминают маму,
они, как лай, пугающе громки!
А, может, в недоверии великом
мы понимаем, что письмо — улика?
Кто вытеснил небесные чернила
(хватило беспощадного ума):
ушла от нас таинственная сила
и где теперь ушедшие в поверья,
наивные, но трепетные перья!
И всё ж напротив каменного храма,
в квартире деревянной, небольшой
нам письма пишет старенькая мама
с избыточной, как у детей, душой.
и вот они летят к сестре и брату!
И все мои учёные стихи,
когда читаю простенькие строчки
её творений, кажутся плохи,
как танки в поле против одиночки,
бегущего навстречу, через лес,
с единственным ружьём наперевес.
В сборнике «За окнами Дымково» в краткой справке «Об авторе» читаем:
«Похвально отзывались о лирической прозе нашего певца природы такие мэтры большой литературы, как рассказчик Юрий Казаков и Георгий Семёнов, Анатолий Онегов, поэт Юнна Мориц, а известный критик и переводчик Николай Банников посвятил его очеркам о флоре и фауне России статью «Служение Слову и Природе», опубликованную в журнале Охота» за 1992 год».
Добавим, что Павел Павлович Маракулин неоднократно был победителем журналистских и литературных конкурсов. В 2001 году за книгу «Дом на реке детства» ему была присуждена Всероссийская премия имени Николая Заболоцкого.
В заключение можно только выразить сожаление, что произведения Павла Павловича Маракулина не издаются для детей так, как должна издаваться детская книга. Мы можем отметить интересный подбор произведений в сборнике «Дом на реке детства», но, к сожалению, бедное издание книги не привлекает современных читателей. Такой мелкий шрифт, каким набрана книга, годится разве что для шпаргалок. Во вступительной статье к сборнику «За окнами Дымково» написано:
«В новой книге, адресованной для взрослых и подростков, он ещё раз предстаёт перед читательской аудиторией как детский писатель, автор множества рассказов о домашних животных ».
Не будем спорить, книга хороша, но разве так издаются книги для детей?
Произведения П. П. Маракулина:
Есть ли у вас какие-нибудь воспоминания, связанные с вашим отцом и его писательской деятельностью, которые запомнились вам лучше всех?
Пр. Строителей, 44, Киров, 610021 т. 62-06-19, 62-25-35
Поэт Павел Маракулин
Выпонили: Костина Магдалена,
Ефремова София,
Учащиеся 8 класса А
Руководитель: Колбина Ольга Викторона
Г.Киров
В работе использованы материалы документального фильма ГТРК «Вятка».
Благодарим МаракулинуЛ.П., дочь поэта и Мельчакову Г.В.за помощь и предоставленные фото.
Биография
Павел Павлович Маракулин родился 20 мая 1937 года в городе Горьком в семье рабочего автозавода. Вскоре родители переехали в Коми-республику, на реку Летку. Почти нетронутая человеком природа, красота ее поразили будущего поэта на всю жизнь. Он увлекся охотой, рыбалкой.
Окончил семилетку на станции Староверческая, Мурашинского района Кировской области. Работал в леспромхозе, учился в Кирове в ремесленном училище, работал на заводе электромонтером, посвящая вечера учебе в школе рабочей молодежи. После службы в армии вернулся на завод. В это время пришло серьезное увлечение поэзией, которая и в детстве влекла к себе юного Павла Маракулина.
Большое влияние на формирование поэта оказали занятия в литературном клубе «Молодость», которым в то время руководил Владилен Иванович Кожемякин. Маракулин выступает со стихами в газете «Комсомольское племя». Ищет себя в поэзии и в жизни. Работает на телевидении, в газете, поступает в литературный институт им. Горького, где занимается в творческом семинаре известного поэта Ильи Сельвинского. Павел Павлович считал Сельвинского своим учитилем не только в литературе. А сам поэт надписал фото, сделанное на даче в Переделкино»Будущие классики».
Закончил Московский Литературный институт имени А. М. Горького.
Дружил со многими кировскими художниками, писателями и поэтами, в числе которых: Николай Поликарпов, Валерий Фокин, Татьяна Дедова, Елена Наумова, Владимиром Ситниковым и другие.
Писательская деятельность
Серьезно начал писать стихи довольно поздно. Стихи Павла Маракулина появляются в сборниках, журналах. В 1966 году вышла первая книга стихов «Снегири» с напутственным словом Сельвинского, который высоко оценивает поэтический дар поэта.
В 70-е и 80-е годы книги Павла Маракулина выходят в Горьком, Москве в издательстве «Современник» («Дом под звездами»). Поэт был принят в союз писателей России. В это же время Павел Маракулин обращается к лирической прозе (сборник «Тихая родина», посвященный миру природы и человека). В 1992 году вышла книга о грибах «У медведя во бору» и другие.
За книгу «Дом на реке детства» Павлу Маракулину присвоена Всероссийская премия Николая Заболоцкого.
В 33 года его приняли в союз писателей России (1971 г.).
Павел Маракулин писал о природе и родине, не касался политики. В последние годы много писал о нравственности («Любовь на показ»).
Всего у автора вышло 17 книг стихов и лирической прозы, 5 из которых вышли за пределами края. Печатались они в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге.
Жена, Людмила Васильевна, работала в Кировском речном параходстве главным бухгалтером. Дочери: Лариса Павловна – учитель изобразительного искусства в школе №52 г.Кирова, Юлия Павловна – продавец.
Внуки: Анна, закончила Кировский педагогический институт факультет филологии, затем Московскую юридическую академию, работала юристом, в настоящее время живет в Италии;
Милена, ученица 2- класса, Федор.
Скончался Павел Павлович в феврале 2017 г. после продолжительной болезни.
Интервью с дочерью поэта Ларисой Павловной Маракулиной.
Как вы относились к его работе?
Папа работает- это была фраза, по которой строилась вся жизнь в нашем доме.
Есть ли произведения, основанные на реальных событиях его и вашей жизни?
Есть ли у вас какие-нибудь воспоминания, связанные с вашим отцом и его писательской деятельностью, которые запомнились вам лучше всех?
Практически все время: с ранней весны до поздней осени жил в деревне (деревня Лаптевы недалеко от реки Великой).
Он любил животных, всегда заботился о них. У него было две собаки Травки. «…назвав ее Травкой в честь уважения к замечательным детским рассказам Михаила Пришвина…»
Хорошо знал природу, любил охоту и рыбалку, был грибником и охотником. Но охотился только на пернатую дичь.