методика 4 персонажа интерпретация рисунка

Четыре персонажа

методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть картинку методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Картинка про методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка

Как увидеть и услышать то, что взрослый или ребенок бессознательно скрывает не только от вас, но и от самого себя?

Можно воспользоваться проективной методикой «Четыре персонажа» в целях психодиагностики и оказания дальнейшей психологической помощи самостоятельно. Возможно, что поняв свои проблемы, вы сможете без труда избавиться от них, изучив и проанализировав особенности своей собственной личности.

Методика «Четыре персонажа» может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки по принципу «я — в своих глазах» и «он — моими глазами».

Инструкция: «Изобразите себя в образах четырех персонажей — растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом — Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное — чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности».

При обсуждении задания необходимо задать вопросы «Что это такое?» и «Что общего между Вами и этими персонажами?».

Напоминаем, что самое значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам, усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных деталей рисунка.

Краткая интерпретация основных типов рисунков, которые чаще всего встречаются в нашей практике. В качестве наиболее существенных признаков самого себя люди обычно выделяют:

1) Особенности личности, черты характера;

2) Пристрастия и интересы («люблю спорт», «ненавижу жадность»);

3) Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. Д.);

4) Описание ситуаций, в которых человек оказался («меня все бросили», «обманули», «это несправедливо»).

Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, «какой я», а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

Самовосприятие людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником препятствий на пути к самопознанию, поскольку такие люди отказываются от из-менений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них «пройдет». Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени («время — лучший лекарь»), не хотят видеть связь между собственными переживаниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них «особенности организма».

1. Домашние животные.

Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию. «Собака»— тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

«Кошка»— потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

«Птицы в клетках» и «рыбы в аквариумах»— тенденции к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования.

«Корова»и другие «полезные» животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью «кормильца» или «кормилицы», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).

«Вьючные животные»— при негативном отношении к персонажу — «на мне все ездят».

Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.

2. Дикие животные.

Их образы могут быть выбраны по разным основаниям.

Выбор конформного** образа.Например, «голубь — символ мира, а я очень добрый человек».

Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.

Выбор «презираемых», подземных и ночных животных— представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.).

Опасные животные (скорпионы, волки и др.),символизирующие угрозу жизни для человека, — восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Тенденции к самоподавлению.

Животные, символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.)— восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные — сказочные героии нтерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у человека.

3. Стилизованные и фантастические животные

— персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей витальности.

4. Изображение конкретных животных, принадлежащих человеку.

Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

В общем случае этот персонаж отражает отношение человека к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное).

1. Выбор конформного символа(«береза — символ женственности», «мимоза — мой любимый праздник — Восьмое марта»). Отказ от анализа проблем своего развития и личной истории.

2. Комнатные растения в горшках — отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего — детскородительской, ситуации.

3. «Полезные» растения (овощи, фрукты, продукты питания)— идентификация с ролью «кормильца» или «кормилицы».

4. Букет в вазе — интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому («бедные растения, сорвали, скоро они увянут» или «прекрасный букет, который принесли мне в подарок»). Может отражать отношение человека к перемене ситуации («отрыву от корней»), выходу из детско-родительских отношений.

5. Деревья с висящими плодами — отождествление с родительской ролью и желание «остановить» процесс отделения своих детей.

6. «Колючие» растения (кактус, чертополох и др.)— агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира.

7. Растение без верхушки — чувство неопределенности будущего.

В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения человека, «не может умереть», выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может «бросить» владельца по своей воле.

Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.

Напомним, что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений рисунков.

методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть картинку методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Картинка про методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка

Понять своего ребёнка, решить сложные вопросы и выработать верную тактику воспитания вам поможет консультация детского психолога нашего центра.

Источник

Методика 4 персонажа интерпретация рисунка

методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть картинку методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Картинка про методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка

методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть картинку методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Картинка про методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка

Эта методика отличается от других рисуночных методик. В ходе работы по стандартной методике, например, “Рисунок человека”, выводы о проблемах и личностных особенностях базируются на допущении, что, рисуя “человека вообще”, испытуемый неосознанно приписывает ему свои особенности, отождествляя его с собой.

В методике “Четыре персонажа” инструкции прямо говорят: “Изобразите себя в образах четырех персонажей — растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом — Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное — чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности”.

Такая инструкция позволяет исследовать самопредъявление и самопознание человека, поскольку он вынужден выделять наиболее существенные для него самого черты.

При обсуждении задания необходимо задать вопросы: “Что это такое?” и “Что общего между Вами и этими персонажами?”.

Напоминаем, что самое значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам, усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных деталей рисунка.Перейдем к краткой интерпретации основных типов рисунков, которые чаще всего встречаются в нашей практике. В качестве наиболее существенных признаков самого себя люди обычно выделяют:

1) особенности личности, черты характера;

2) пристрастия и интересы (“люблю спорт”, “ненавижу жадность”);

3) психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);

4) описание ситуаций, в которых человек оказался(“меня все бросили”, “обманули”, “это несправедливо”).

Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, “какой я”, а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

Источник

Проективная методика по психологии: «4 персонажа»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проективная методика « 4 ПЕРСОНАЖА»

Данная методика является вводной в психокоррекционную работу.

В рисунках люди выделяют такие признаки:

1. Особенности (черты ) личности

2. Пристрастия и интересы

3. Психические состояния

4. Описание ситуации, в которой они оказались

1 и 3 – результат обращения к себе

2 и 4 – смещение себя и перенесение во вне

Нарисуйте, пожалуйста, себя в виде человека, неодушевленного предмета, животного и растения.

Все печальные образы (сломанные, избитые, грязные) говорят о серьёзной проблематике.

«Светлые» рисунки говорят о благополучной ситуации в целом.

Объединенный рисунок говорит о высокой рефлексии.

1.Домашние животные отражают тенденцию приручить свою витальность (жизненность)

Собака – тенденция к зависимости, подчинению. Отождествление с верностью и служением.

Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляция, предпочтение невербального воздействия.

Птицы в клетках, рыбы в аквариуме – тенденция к подавлению сигналов своего тела, ауторепрессивные тенденции, стремление к подчинению себя своей витальности, нередко самолюбование.

Корова и др. полезные животные – отождествление себя с ролью кормильца, стремление больше отдавать, чем получать, окружающие ощущают себя виноватым, должником.

2. Вьючные животные

Интерпретация зависит от отношения самого человека.

Негативное – обвинение окружающих, маскирующее неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим обвинением за это.

Положительное – тенденция, характеризующая восприятие своей витальности и телесности, как источника жизни.

Конформные образы (голубка мира, олимпийский мишка и т.п.).

За этим стоит свидетельство об отказе от исследования проблемы.

Выбор «презираемых» животных (мерзость) – представление о витальности как о средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.

Опасные животные (кусаются, ядовитые).

Восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей; ауторепрессивные тенденции.

Животные, символизирующие власть, силу, особые способности – позитивные/негативные (в зависимости от отношения испытуемого) энергия, особые ресурсы и сила.

Интерпретация связывается с той ролью, которую животное исполняет в сказке.

Фантастические, стилизованные животные (чебурашка, лунтик и т.п.) – отказ от анализа проблемы.

Изображение конкретных животных (которые живут у человека) интерпретируется по предназначению животного в доме: собака Тузик, которая меня понимает, т.е. то, чего человек не добирает в жизни от людей.

Символизирует отношение к личностному росту, процессу развития. Дает возможность оценить динамику роста, использование ресурсов без изменения ситуации, степень привязанности к своему прошлому.

Конформные образы (клише – белая березка, цветы к 8марта и т.п.) – отказ от анализа ситуации.

Полезные растения (овощи, фрукты) – идентификация с ролью кормильца, осознание своей полезности.

Букет в вазе – в зависимости от отношения самого человека. Оценка своего роста в нынешний момент.

Либо: букет – это растения без корней – отрыв от детско-родительских отношений, стремление к независимости.

Если букет с корнями – инфантилизм либо актуальность детско-родительских отношений.

Деревья с плодами – отождествление с родительской ролью, желание остановить процесс отдаления своих детей.

Либо высокая продуктивность.

Колючие растения – агрессивность, оборона от окружающего мира.

Растения без верхушки – у человека нет представления о будущем.

Это то, что выражает стабильность для человека. Интерпретируется, опять же, по отношению самого человека к рисунку. Может быть символом постоянства, верности, ритма и т.д. В любом случае выясняется предназначение предмета.

Экзотические вещи, блюда (еда) говорят об усталости от обыденности, монотонности, либо о выпячивании своей неповторимости.

Источник

Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка семьи

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка семьи

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть картинку методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Картинка про методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Смотреть картинку методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Картинка про методика 4 персонажа интерпретация рисунка. Фото методика 4 персонажа интерпретация рисунка

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *