молодые воины на руси

Воспитание воинов на Руси, от младенчиства до взрослой жизни

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники. Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град. Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и увы сравнение будет не в пользу нашего поколения. Все люди того времени были более устойчивы психологически и физически. Болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д. Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Такой обряд прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари. Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. И наврятли когда-то возвратиться в нашу жизнь. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, но совсем в ином виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются и это не правильно. Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» – плоть от плоти наследие предков.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Итог всего этого такой: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному – программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Воспитание воинов на Руси

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

На Руси воспитание детей было окружено большим количеством поверий, обрядов и традиций. Но, как и сейчас, родители делали все возможное, чтобы защитить своих детей, дать им хорошее воспитание и научить грамоте. Отличались и взгляды на дисциплину. Современному человеку они могут показаться странными, неуместными, и даже порой дикими, но все же вызывают большой интерес.

В древности на территории Приднепровья жили племена восточных славян, занимавшихся скотоводством, земледелием, ремеслами и охотой. Им на протяжении не одного столетия приходилось вести многочисленные войны против кочевников (аланов, гуннов, болгар и аваров).

Вполне очевидно, что условия, в которых жили эти племена, оказали немалое влияние и на развитие своеобразных форм воспитания.

Необходимо отметить, что на Руси все жители мужского пола от рождения считались мужчинами. Конечно, были и специально обученные витязи, которые всю свою жизнь посвящали войне, однако военными навыками владели также все представители мужского рода.

В древние времена взросление начиналось значительно раньше, нежели в современном мире. Уже в 15-16 лет юноша считался достаточно взрослым, чтобы начать самостоятельную жизнь и даже жениться. Если юноша происходил из среды землепашцев, ему всей общиной возводили дом, если он был боярином то шел на военную службу, а князь получал город, в котором жил боярин, в свое управление.

Отметим, что основу воспитания воина на Руси составляло воспитание Духа. А поскольку в те годы не существовало специальных школ, то их заменяла традиция, практика, ученичество.

Мальчиков с самого раннего детства приучали к оружию. Уже в 12 лет у каждого юноши было по 2 меча. Это значило, что за следующие девять лет они в совершенстве должны овладеть боевыми приемами и стать настоящими воинами и защитниками. Кроме того, до достижения определенного возраста, до тех пор, пока у юноши не вырастет борода, старшие вообще не воспринимали его в качестве советчика.

Большое распространение у славян получили те игры, которые в своей основе имели определенные элементы трудовой деятельности. Необходимо отметить, что у восточнославянских народов отмечались первые навыки целенаправленного обучения. В частности, родители обучали своих детей стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, метанию копья, борьбе и многим другим физическим упражнениями. Особое место в воспитании молодого поколения занимали игрища и охота. И тому было логическое объяснение. Дело в том, что в те времена охота была одной из основных отраслей хозяйства. И в процессе охоты юноши приобретали такие жизненно необходимые качества, как выносливость, сила, ловкость, решительность и смелость, ведь борьба велась практически на равных. А именно эти качества были необходимы молодому (да и взрослому) мужскому населению, которые формировали военные отряды. Кстати, настоящим воином считался только тот, кому удалось добыть медведя.

Кроме того, физическое воспитание будущих воинов осуществлялось в процессе игрищ, связанных с разного рода культовыми обрядами. Как правило, составляющими этих игрищ были не только песни и пляски, но и соревнования в прыжках, беге, борьбе, стрельбе из лука, метании дротика и копья, а также состязания в кулачном бою.

Эти упражнения несли большое воспитательное значение. Они способствовали вырабатыванию у молодого поколения сноровки, привычки к преодолению трудностей, воспитывали чувство коллективизма, смелость, самостоятельность.

Когда на рубеже восьмого-девятого столетий на территории восточных славян возникло первое государство – Киевская Русь – заинтересованность в физической подготовке только возросла, поскольку в те времена войны были обычным явлением, а войско набиралось из народного ополчения.

Если говорить о подготовке князей и знати, то необходимо отметить, что в некоторой степени она имела организованный характер. Ни князь, ни его дружина не могли представить своей жизни без военных походов. Именно поэтому, если у простого народа среди наиболее распространенных видов физической подготовки были борьба, кулачные бои, разного рода развлечения и игры «физкультурной» направленности, то у вельмож особое место занимали стрельба из лука, верховая езда и охота. Даже пиры феодалов сопровождались неким подобием рыцарских турниров – длительными потехами и скачками, стрельбой по мишеням из луков. Таким образом, проанализировав летописи и былины, можно сделать вывод о том, что потехи русских рыцарей-богатырей были похожи на тренировки и являлись составляющими элементами военно-физической подготовки.

Среди народных форм физических упражнений необходимо отметить кулачные бои, которые получили повсеместное распространение. Различали несколько видов кулачных боев: одиночные (один на один) и групповые (стенка на стенку). Уже в те времена существовали определенные неписанные правила кулачных боев, которые нашли свое отражение в пословицах и поговорках (к примеру, «лежачего не бьют»). А ареной для проведения кулачных боев очень часто становились озера или реки, покрытые льдом.

В то же время физическое воспитание феодалов состояло из множества игр и развлечений, которые способствовали закаливанию и физическому развитию. Наибольшее распространение получили игры с мячом, катание на лыжах и санях. Также широкое применение получили лыжи, которые часто использовались и в военном деле. В те далекие времена даже существовали специальные лыжные отряды, которые носили название «лыжная рать».

Большую роль в воспитании настоящих воинов играла и практика. В те времена Русь довольно часто воевала с соседними государствами, нередкими были и междоусобные войны. Поэтому те, кто выживал после них, получали действительно уникальный урок, какого ни в одной школе получить не могли.

Однако развитию и распространению народных форм физических упражнений препятствовала религия, которая рассматривала народные развлечения и физические упражнения, как проявление язычества. Поддерживали церковь и власти, которые налагали специальные запреты на игры и увеселения, грозя за нарушение этих запретов телесными наказаниями. Однако ни правительственные, ни церковные меры, которые были направлены против народных физических игр и упражнений, не смогли повлиять на стремление народа к здоровью и физическому совершенствованию.

Таким образом, мальчика в древней Руси воспитывали воином и защитником при помощи психических установок, традиций, народных игрищ и постоянной практики.

Источник

Воспитание воинов на Руси

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».

Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

Источники:
Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М., 1993.
Долгов В. В., Савинов М. Храбры Древней Руси. Русские дружины в бою. М., 2010.
Полное Собрание Русских Летописей.
Поучение Владимира Мономаха. СПб., 1997.

Источник

Путь русского воина. Идейные основы воспитания защитников Руси

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал — древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.

Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать — князь и его дружинники — считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии — это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны — Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители — митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям — той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с историей православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда — греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании — это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин — язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того — сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне — в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь — это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. — Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский — были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах — воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов — победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат — фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

Источник

Как воспитывали воинов на Руси

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Справедливости ради, стоит отметить, что на Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными навыками должны были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы или охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее чем сейчас. Мужчина в 14–16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет далеко не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически более здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении — действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ — алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т.д.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) — в 2–3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. В четыре года за воспитание ребенка брались «дядьки». «Дядьки» — определенная воинская структура попечительства, традиционная у русов. Им выпадала непростая доля ответственности за обучение, которое проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена сейчас. В современном мире мужчин в большинстве своём воспитывают женщины — дома, в садиках, школе, в вузах.

В Восточной Руси не было специальных военных школ (по крайней мере нет достоверных фактов, указывающих на их существование). Их заменяли практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических игрищах, развивающих координацию движений, ловкость и быстроту проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться — бесстрашие.

Обучение велось и на уровне учитель — ученик, сравните: на Руси до XVIII столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X–XIII века был существенно выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Игры в «царя горы» со временем перерастали в бои «стенка на стенку», а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство — княжеская дружина. Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, не редкостью были и междоусобицы. Недостатка в реальных боевых условиях тогда не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в меньшинстве. Поэтому дружине приходилось использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкали вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства — например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян Куденевич, выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов. Наверное, немало страха натерпелось половецкое войско, которое он отогнал от стен Переяславля с помощью шестерых братьев.

Что-то мне подсказывает, что при прохождении инициализации с медведем из 10 возвращался бы лишь один

на Руси все мужчины считались воинами

Как и везде в Средние века.

Практически все они были психически и физически более здоровы.

Люди того периода (не только на Руси) были намного ниже и слабее современного человека.

на Руси до XVIII столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X–XIII века был существенно выше европейского (как и уровень гигиены)

Можно подумать, что это на Руси построили Нотр-дам-де Пари, Тауэр и Кёльнский собор, не говоря уж о Колизее и Парфеноне. В той же Европе известно

средневековых книг просто на порядок, а то и на два больше чем на Руси.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) — в 2–3 года.

Обряд инициации был очень распространён во всех обществах, начиная с первобытных. В таком виде сохранился и у казаков. И у диких кочевых нароров тож.

Русь вела постоянные войны с соседними народами, не редкостью были и междоусобицы.

Как и все в то время

Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в меньшинстве.

Это не правда. Уже в середине I тысячелетия славяне были, пожалуй, самым многочисленным народом Европы. Но это славяне. Что же касается русов о них мы вообще ничего не знаем до середины IX века. Только в 830-х годах в западных хрониках начинают появляться русы с их хаканом.

Если же говорить от славянах, то византийские, например, источники говорят именно о многочисленности славян. Недаром они постоянно сравниваются с водой, которая затопляет всё.

Очередной популистический бред.

Какие-то медведи высосанные из пальца.

Абстрактный уровень гигиены и образования.

Смешанный в одну кучу 18 и 13 век.

Ну изучите материал настоящий, а не картинки фэнтезийные!

Есть же много интересного в Реальности, а не фантазиях на тему.

Есть раскопки воинских захоронений, интересные исследования ученых.

Почему вам Это не интересно!?

Вот например воинский амулет 12-13 вв. Связан с более поздними традициями присаживания ребёнка на топор. Посвящения в мужчины.

Войны боялись потерять этот символ, сохранились предметы со следами ремонта и переделанного подвеса (после утери оригинального). Топорики не передавались и уходили с владельцем в могилу.

Но да. лучше писать про чудо богатырей, в одиночку гонявших вражеские войска и постить картинки перекачанных мутантов, больше похожих на космодесантников.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Тег «мифы» все объясняет.

Фоменко и Носовский подпишутся под каждым словом.

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих).

Ох уж эти сказочки. Ох уж эти сказочники. (с)

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

В бой

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Спартанцы: как жили самые суровые воины древности

Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили. Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Ликург — древнеспартанский законодатель

С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины.

Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов.

Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Спарта. Реконструкция облика античного города

Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте

Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.

Казарма вместо семьи

В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.

Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что:

«Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями»

«Да, но ведь одни мы и рожаем мужей».

Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.

Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.

Лаконичность и черная похлебка

С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Спартанские воины. Современная реконструкция

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал:

«Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город».
Спартанцы ответили коротко:

Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал:
«Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».
Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Современные развалы когда-то великой Спарты

Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны.

Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.

P.S. БМ ругался на картинку с черной похлёбкой.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Добрыня Никитич — легенда и человек

С картиной художника Виктора Васнецова «Богатыри» (да, именно так, а не «Три богатыря») так или иначе знакомы все. На ней изображены три былинных богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. За каждым из богатырей стоит сформированный веками литературный тип героя. Илья Муромец — это воплощение могучей, почти стихийной силы, народный идеал героя-воина, героя-защитника. Алеша Попович — почти полная его противоположность. Он опирается не на силу, а на хитрость, эдакий Локи на минималках. Он лукав, увертлив, хвастлив, его проказы и шутки часто коварны и ведут к недобрым последствиям. Это классический герой-плут, так называемый «трикстер». А вот образ Добрыни Никитича собрал понемногу от двух этих крайностей и добавил в них нечто свое, уникальное.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Богатырь Добрыня Никитич в былинах состоит на службе у князя Владимира Красно Солнышко и часто отправляется выполнять различные его поручения, в том числе дипломатического характера. Помимо огромной физической силы Добрыня Никитич отличается природным «вежеством» (ученость, образованность). Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. В некоторых былинах он прямо называется дальним родичем князя. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Добрыня Никитич является главным героем шести былин. В них он сражается с многочисленными врагами, побеждает Змея, спасает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и добывает для князя невесту.

У каждого из богатырей есть реальный исторический прототип. У Алеши Поповича это ростовский боярин, отборный воин князя Всеволода Большое Гнездо. Он прошел долгий и славный ратный путь и погиб в битве при Калке в 1223 году. Илью Муромца чаще всего отожествляют с муромский воином и силачом Илейкой по прозвищу «Чоботок», который в конце жизни принял монашеский сан и позже был канонизирован, как преподобный Илия Печерский. А прообразом богатыря Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, родной дядя князя Владимира.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

«Скромный» памятник святому братоубийце, насильнику и многоженцу. Не, канонизировать правителей — это дохлый номер…

Незаконная любовная связь вызвала гнев Ольги, и Малуша была сослана в село Будутина под Псковом, где она вероятно вскоре и скончалась. Ребенком Владимир воспитывался в Киеве под присмотром самой княгини Ольги и своего дяди, воеводы Добрыни. По законам того времени незаконнорожденный сын мог наследовать отцу, однако у Святослава уже было два старших сына, Ярополк и Олег. В таких условиях «байстрюку» не приходилось рассчитывать на многое. Но именно тут в судьбу малолетнего Владимира вмешался его дядя. В 970 году, стремясь предотвратить междоусобицу, Святослав решил разделить свои земли между старшими сыновьями. Добрыня подговорил послов из Новгорода, чтобы они выпросили себе на княжение младшего сына, Владимира. Новоиспеченному князю новгородскому было около 10 лет и нетрудно догадаться, в чьи руках оказалась реальная власть.

Спустя два года Святослав умирает и вскоре между Ярополком и Олегом разгорается борьба за киевский престол. После битвы под Овручем погибает Олег. Согласно летописи он вместе с остатками войска пытался укрыться в городе, но в панике свалился с моста в ров, а уж как там было на деле… Во всяком случае, Владимир не стал строить иллюзий по поводу своей судьбы и с ближайшим окружением скрылся из Новгорода в варяжские земли. Но в 978 году он возвращается с сильным наемным войском, изгоняет из Новгорода посадника Ярополка и выступает на Киев. Собственно этот эпизод объясняет, почему недавний фильм про Владимира называется «Викинг», вот только сценаристами он был радостно профукан. Как и много чего еще. Владимиру 18 лет, в те времена это уже возраст не мальчика, но мужа. И все-таки за его действиями видна рука гораздо более опытного воина и дипломата. Одним из главных союзников Ярополка был Полоцк. Сначала Владимир использует дипломатический подход — засылает послов с предложением взять в жены Рогнеду, дочь владетеля Полоцка Рогвольда. Классический союз через родство. Вероятно именно этот эпизод позже станет основой былинного сюжета про то, как Добрыня Никитич сватает князю невесту.

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага.

После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.

Под покровом темноты через Волхов переправился небольшой отряд отборных воинов под командованием воеводы Путяты. Не поднимая шума, они направились прямо к усадьбе Угоняя и легко захватили его. Бунтовщики как раз проводили совет и все лидеры восстания оказались в руках Путяты. Их переправили обратно через Волхов в лагерь Добрыни, а сам Путята укрепился в доме Угоняя. Восстание разом осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. Такой «спецоперации» позавидовали бы многие современные армии. Новгородцы огромной толпой подошли в усадьбе «обступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». На стороне воинов Путяты были опыт и выучка, на стороне новгородцев — более чем десятикратное численное превосходство. В темноте, в ограниченном пространстве завязалась яростная резня. Воспользовавшись суматохой, через Волхов начала переправляться остальная армия Добрыни. Он приказал поджечь город, самому ему здесь терять было уже нечего. Оказавшись перед выбором — сражаться или тушить родные дома — новгородцы запросили мира. Добрыня принял предложение новгородцев, приказал прекратить поджигать дома и позволил жителям тушить подожжённые.

После было собрано вече, на котором обсудили условия мировой. Добрыни категорически потребовал от всех жителей Новгорода принять христианство. И всё равно многих новгородцев пришлось крестить насильно. «Идоша мнози (креститься), а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Века спустя новгородцам продолжали поминать это насильное крещение издевкой «А вас крестил Путята мечом, а Добрыня огнем». Для полного искоренения язычества были разрушены капища. С новгородским крещением связывают также обычай носить нательные кресты. Некоторые язычники стали выдавать себя за уже крещённых и проверить это было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все православные христиане. Тем же, у кого крестика не оказывалось, «не верити и крестити».

молодые воины на руси. Смотреть фото молодые воины на руси. Смотреть картинку молодые воины на руси. Картинка про молодые воины на руси. Фото молодые воины на руси

Воевода Свенельд из фильма «Викинг». Вобрал в себя все черты Добрыни, а вот имя поменяли, видать чтобы в зрителе квас не бурлил. Ну и эльфийский КДВ, по традиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *