музей истории государственности татарстана
Музей истории государственности Татарстана (Дворцовая церковь)
Музей истории государственности Татарстана — уникальное учреждение культуры, находится в Казанском Кремле.
Это единственный в Республике музей, где вся экспозиция направлена на отображение появления и формирования традиций татарского народа.
Режим работы Музея истории государственности Татарстана в 2021 году
Музей работает ежедневно. В пятницу — особый график. Билетные кассы, как правило, закрываются на 30 минут раньше.
Режим работы музея:
Стоимость билета в музей истории государственности Татарстана в 2021 году
На первом этаже музея проходят временные выставки, а на втором расположена постоянная экспозиция. Из-за этого стоимость билетов на первый и второй этажи разная. Можно приобрести единый билет, с которым доступен вход и на выставку, и в экспозиционный зал.
Билеты в выставочный зал (1 этаж):
Билеты в экспозиционный зал (2 этаж):
Единый билет (в выставочный и экспозиционный залы):
Вы можете попасть во все музеи Казанского Кремля бесплатно в такие дни:
Всегда проходят бесплатно:
Экспозиция и события в музее
Музей в здании бывшей Дворцовой церкви открыли в 2006 году. На первом этаже — выставки: они меняются каждые 2–3 месяца. Все выставки объединены общей темой — история и культура татарского народа. Например, в разное время здесь можно было узнать о появлении татарского театра, о жизни местного населения в годы революции и Великой Отечественной войны, о семейных традициях и многом другом.
На втором этаже музея находится постоянная экспозиция. Здесь вам расскажут о становлении татарского народа, чьи корни уходят в III век до н. э. Поведают о жизни в Средние века, при императорах, об укладе и быте во время революции, в военные годы и при советской власти. Расскажут о Республике в наши дни.
В музее есть свой небольшой кинозал, где посетителям демонстрируют фильм с уникальными документальными кадрами. В фильме рассказывается о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республике. Говорится о различных преобразованиях и исторических событиях, которые привели к созданию современной Республики Татарстан.
Еще в музее регулярно проходят различные мастер-классы для детей и взрослых. Например, по изготовлению кукол, вышиванию на ткани или росписи по стеклу.
История музея
Здание бывшей Дворцовой или Введенской церкви находится рядом с Президентским дворцом, Мавзолеем казанских ханов и башней Сююмбике.
О точной дате строительства церкви спорят до сих пор. Одни специалисты утверждают, что Дворцовую церковь возвели на месте мечети Нур-Али, которая существовала еще во времена Казанского ханства. Однако эта теория не подкреплена никакими весомыми аргументами. Только известно, что в 1565 году церковь уже существовала.
В XVIII веке ее перестроили. В 1749 году в церкви произошел первый пожар, ее восстановили. В 1815 году был второй пожар, после которого здание очень долго стояло полуразрушенным. В уцелевших постройках до 1849 года находился пороховой склад.
В 1836 году в этих местах побывал император Николай I. По его приказу церковь начали восстанавливать. В 1859 году ее открыли и освятили.
Как добраться
Адрес Музея истории государственности Татарстана: территория Казанского Кремля, 1А.
Метро
У Казанского Кремля находится станция «Кремлевская». В казанском метро довольно просто можно сориентироваться, так как ветка всего одна.
Станция «Кремлевская» на карте Казани
Автобусы и троллейбусы
Рядом с Кремлем три остановки: «Центральный стадион» (на площади Тысячелетия), «Улица Батурина», «Дворец спорта» (на улице Московской). До «Центрального стадиона» ходят автобусы № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75 и троллейбус № 2. До «Улицы Батурина» — автобусы № 22, 28, 89. До «Дворца спорта» — автобусы № 6, 35, 35а, 37, 47 и троллейбус № 7.
Остановки общественного транспорта на карте Казани
Такси
Если вы не хотите ждать нужный автобус или не очень любите ездить в общественном транспорте, то воспользуйтесь услугами Яндекс. Такси или Gett. Авто можно вызвать через мобильные приложения.
Музей истории государственности Татарстана на google-карте
Музей истории государственности Татарстана на видео
Музей истории государственности Татарстана
Музей истории государственности Татарстана — это единственный в Казани, Республике и России музейный центр, главной задачей которого является освещение ключевых моментов формирования традиций государственности татарского народа и Татарстана на разных исторических этапах.
Музей истории государственности Татарстана
Музей был открыт в ноябре 2006 года. Местом его размещения стало здание бывшей Дворцовой церкви, которая соседствует с резиденцией Президента РТ, башней Сююмбике и Мавзолеем казанских ханов. Это древнейшая часть Казанского Кремля, центр власти и мемориальная зона. В 2014–2015 годах в Музее была проведена реэкспозиция.
Музей делится на два не сообщающихся между собой этажа. На первом находится выставочный зал. Выставки сменяются каждые 2–3 месяца, но каждая из них посвящена истории и культуре татарского народа и Республики Татарстан.
На втором этаже музея освещается двухтысячелетний период истории татарского народа и его предков, от создания первого государственного образования до событий новейшей истории республики. Здесь представлены основные этапы тюрко-татарской истории с 3 века до нашей эры до сегодняшних дней: древнетюркский, булгарский, золотоордынский, период Казанского ханства, включение края в состав Российского государства, период ТАССР и современный этап развития Республики Татарстан. Основные экспонаты музея — предметы археологии, документы, карты, фотографии и архивные видеокадры.
Музей истории государственности Татарстана
Музей широко использует интерактивные технологии: проекционные инсталляции, сенсорные киоски, аудиоточки. Посетитель может услышать легенду о происхождении рода Ашина, слово золотоордынского хана, рассказ о становлении первой политической партии российских мусульман, может расшифровать послание тюркского правителя VIII в. и проследить становление Монгольской империи, а также за несколько минут познакомиться с историей ТАССР и Республики Татарстан в музейном мини-кинозале.
Режим работы:
Стоимость билетов:
Посещение выставочного зала (1 этаж)
Посещение экспозиции (2 этаж)
Посещение выставочного зала и экспозиции
Музей истории государственности Татарстана
Музей открылся в ноябре 2006 года. Он находится в древней части Казанского Кремля в здании бывшей Дворцовой церкви, рядом с резиденцией Президента РТ, башней Сююмбике и Мавзолеем казанских ханов.
На первом этаже музея расположен выставочный зал, где регулярно проходят интереснейшие выставки, связанные с историей и культурой татарского народа и Татарстана.
А на втором освещается двухтысячелетний период истории татарского народа и его предков, от создания первого государственного образования до событий новейшей истории Республики.
Основные экспонаты музея – это древние предметы археологии, уникальные документы, старинные карты, исторические фотографии и архивные видеокадры.
Экспозиция насыщена интерактивными зонами: проекционными инсталляциями, сенсорными киосками, аудиоточками. Здесь можно послушать старинную легенду о происхождении рода Ашина и речь золотоордынского хана, самостоятельно расшифровать послание тюркского правителя VIII в., и всего за несколько минут познакомиться с историей ТАССР и Республики Татарстан в настоящем музейном кинозале.
Посещение Музея истории государственности Татарстана будет интересно как в составе экскурсионной группы, так и при самостоятельном осмотре. А для тех, кто хочет получить максимум информации, в экспозиции имеются дополнительные материалы и хронологические шкалы.
Об экспонате
Перстень, вместе с мечом хана Кубрата, входил в состав знаменитого Перещепинского клада, который обнаружили в 1912 году на Украине, вблизи села Малая Перещепина Полтавской губернии. Находка включала в себя свыше 800 предметов, которые выполнили болгарские, византийские и иранские мастера. В общей сложности, археологи нашли 25 килограммов золота и 50 килограммов серебра.
Оригинал кольца был изготовлен из золота, а его диаметр составлял 2,7 сантиметра. На перстне мастер поместил монограмму из букв греческого алфавита, которая обозначала «Кубрат» и указывала на владельца украшения.
Хан Кубрат (605–665) был правителем болгарского племени уногундуров и, впоследствии стал основателем Великой Болгарии — древнего государства, которое находилось на территории современных Украины, России и Северного Кавказа.
Кубрат родился около 605 года, и в детстве жил при дворе византийского императора в Константинополе. В 632 году хан объединил под своей властью несколько болгарских племён, добился независимости от авар, и образовал государство Великая Болгария со столицей в городе Фанагория. В это же время он заключил дружественный союз с императором Византии Ираклием, и получил от него сан патриция. После смерти Кубрата в 660 году его сыновья развязали междоусобную борьбу, и на государство напали хазары. В результате этого Великая Болгария перестала существовать, а её жители бежали в другие регионы.
Часть болгар (барсилы, баланджары и часть кутригуров) откочевала на север и образовала там государство, известное под именем Волжская Болгария. Предводитель оногуров Аспарух повёл свой народ на запад. Именно болгары-оногуры явились впоследствии одной из составных элементов будущей болгарской народности. Они смешались со славянами и создали государство, известное сегодня под названием Болгария.
Перстень, вероятнее всего, был изготовлен в тот период, когда Кубрат, еще не ставший патрицием, жил в Константинополе при дворе Ираклия.
Оригиналы находок из Перещепинского клада, в том числе кольцо хана Кубрата, хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Музей Государственности Республики Татарстан
Мемориально — музейный комплекс «История государственности татар и Республики Татарстан»
Наследие — это то, что мы получаем из прошлого, с чем живем в настоящем и то, что мы передаем будущим поколениям, которые учатся у него, опираются на него и получают удовольствие от общения с ним.
Наследие татарского народа сохранившееся как опыт татарской национальной государственности выступает составной частью тюркской, российской и мировой истории.
Музей «История государственности татар и Республики Татарстан» призван стать собирателем и хранителем этого великого наследия, научным и просветительским центром передающим будущим поколениям наше историческое наследие.
Древнейший центр Казани, историческая территория ханского двора с сохранившимся некрополем, башня Сююмбике, с ее легендами и тайнами, определили выбор места для Музейно — мемориальный комплекс «История государственности татар и Республики Татарстан».
Государство гуннов.
История государственности татарского народа и его предков насчитывает более трех тысяч лет и прослеживается учеными с начала I тысячелетия.
В первом зале экспозиции представлен Древнетюркский период истории народа, охватывающий II в. до н.э. — IX в. н.э..
Главная ценность этой цивилизации заключается в умении организовать большие массы людей в развитое общество с большими познаниями об окружающем мире.
Широкое распространение этой культуры достигло и регионы Поволжья. Ценнейшим памятником этой исторической эпохи являются бронзовые гуннские казаны IV—V вв. обнаруженные на территории Татарстана.
Древнетюркские государства.
Памятник в честь Кюль-Тегина 732-734 гг. | Кюль-Тегин. 732-734гг. |
Поддержанные Византией болгарские племена Приазовья, объеденились в 635 году Великое Болгарское государство, во главе с Кубрат ханом, со столицей в Фаногории. В Преднепровье обнаружен знаменитый клад Кубрат хана в которую входят царственные перстни с тамгой Великого хана. «За время своего правления я усвоил, то что лишь единство обеспечивает мощь и долголетие государства. Я наказываю своим сыновьям никоим образом не отделять друг от друга жилья, и добрым расположением друг к другу охранять свою власть»,— говорил хан Кубрат. Но после его смерти сыновья разошлись по свету: двое сыновей ушли в Панонию.
Перстень с печатью Кубрат хана. |
Один из них перекочевал со своим народом в Поволжье, осталные вошли в состав Великого хазарского каганата.В Х в. Царь Иосиф в своем письме описывал страну Хазар как могущественное государство, которому подчинялись едва ли не все народы Восточной Европы. Хазары были жителями древних городов — Фаногории и Таматархи, Керчи. Столицей становится город Итиль расположенный недалеко от места, где Волга впадала в Каспийское море. На высоком уровне было здесь градостроительство. Хазары одними из первых в Восточной Европе стали выпускать свои металлические деньги. Начала государственного, этнического и конфессионального развития, которые были заложены хазарами, сохранились по сей день.
На рубеже X—XI столетий на Волге возникает торговый пункт и крепость Казань, которое позднее перерастает в столицу казанского ханства. Археологические памятники древней Казани показывают высокое экономическое и культурное развитие населения города.
Волжская Булгария
Фрагмент керамики с тамгой. 12-13 вв. из фондов БГИАМЗ. |
Традиции древнетюркских государств продолжили их предки переселившиеся в Поволжье. Как указывают древние письмена и легенды в «Болгар иле» правили потомки единого тюркского рода Ашин. Их родовой знак «А» можно увидеть во многих изделиях булгарских мастеров. Эльтебер являлся правителем в «вечном тюркском эле».
Наиболее почитаемыми лицами, руководившими мусульманской уммой страны, были шейхи (шейх уль-ислам). Народ занимался земледелием, ремеслом, торговлей.Величественно возвышалась столица государства Биляр. На центральной площади располагалась Соборная мечеть с высоким минаретом, находился дворец булгарского царя-эмира. В районе Соборной мечети был центральный базар Биляра.
Макет Соборной мечети в Биляре. 12-13вв. реконструкция. |
В крупных городах функционировали караван-сараи для приезжих купцов. Там находились жилые дома, складские помещения, постройки для содержания лошадей и верблюдов.
922 году в Булгар приезжает Великое посольство из Багдадского халифата в следствии чего царь Алмуш провозгласил ислам единой государственной религией.
Золотая Орда
Ханские ярлыки. Из фондов НА РТ. |
В государстве основу общественного строя определяла «Яса». «Великая Яса — свод законов и уставов, составленный по распоряжению основателя Монгольской империи Чингисхана. “Яса Чингисхана” — это Конституция государтсва.
Первая столица Улус Джучи-Сарай ал-Махруса (Сарай богохранимый), была основана Бату-ханом в начале XIII.в. Ал-Омар так описывал столицу Джучи Улус: «Место пребывания царя, там — большой дворец, на верхушке которого находится золотое новолуние… Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его».
В Сарае жили и творили великие писатели и ученые: Сайф Сараи, автор знаменитой поэмы «Гулистан бит-тюрки»; шейх Са‘ад-ат-дин ат-Тафтазани, написавший ряд книг по праву и риторике и многие другие.
После распада Золотой орды — Казанское ханство становится следующим важным этапом развития истории государственности татрского народа.
Татары в составе Российского государства
Колчан. Кожа 15-16 вв. |
С падением Казани в 1552 году военные действия на территории бывшего ханства не закончились. Татары и другие народы Казанского ханства не прекратили борьбу за свою независимость. До последней четверти XVШ в. татарский народ вел борьбу против насильственного слияния с другими народами, за сохранение своей духовной, религиозной культуры. Борьба велась и в движение войск Степана Разина, и в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева 1773 — 1775 гг.
Потеря государственности сопровождалось упразднением татарской городской материальной и духовной культуры. Жизнь татар сосредотачивалась в сельских общинах, где жизнь регулировалась нормами шариата. Как отмечал И. Гаспринский: «всякая община представляет собой миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма». Все же власть вынуждена была признать особое положение некоторой части татарской феодальной элиты, которая оказывали большие услуги России при отношениях с восточными государствами.
Екатерина II. |
Знаковым событием стал указ Екатерины II от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий…», который впервые провозгласил о веротерпимости к исламу в Российской империи.
Имам из Казанского уезда Абдульнасыр Курсави (1778—1828) провозгласил свободу разума и свободу мысли в религии. Он выступал за обучение детей на родном языке и издал один из первых толкований части Эл-Корана на татарском языке. Его идеи в середине XIX в. были развиты другим казанским ученым Шигабутдином Марджани.
Шигабутдин Марджани |
В 1890—е гг. начинается массовое движение “джадидизм”, выступавшее за модернизацию татарского общества в европейскую нацию, начавшее реформирование начального образования. Учеными богословами Р.Фахрутдиновым, М.Бигиевым, З.Камали, Г.Буби разрабатывались различные аспекты обновления ислама и просвещения насиления. Учреждение в 1804 г. в Казани университета сыграло огромное значение в развитие науки и просвещения в регионе в целом и татарской культуры в частности. Казань становится мировым центром изучения восточной цивилизации.
Габдулла Тукай с трепетом писал о Казани:
«Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань.
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг,
Здесь живет моя подруга, райский свет в ее очах».
В первой половине XIX в. по книгоизданию Казань, занимала третье место после столиц. В 1801 г. открывается «Азиатская типография», было издано 401 наименование татарских книг. Одна из первых татарских периодических изданий — газета «Нур» издавалась в г. Санкт-Петербург в 1905—1914 гг. Движение просветительства становится толчком к активизации политической деятельности татарской элиты.
Советский период.
Период 1917—1920 вошел в историю как время, когда татарский народ обретает свою национальную государственность.
22 июля 1917 г. на совместном заседании трех съездов: Второй мусульманский съезд, мусульманский военный съезд, и съезд мусульманского духовенство была провозглашена Национально-культурная автономия мусульман внутренней России и Сибири — татар и башкир. Милли меджлис приняло решение о создании национальной государственности татарского и башкирского народов в форме Урало-Волжского штата (Идель-Урал штаты). Это была бы территориальная автономия в составе РСФСР.
Конституция ТАССР | Программа коммунистов (большевиков) | 10 лет Татарстану |
Милли меджлис утвердил форму управления — Милли идарэ во главе с С. Максуди с тремя министерствами (назаратами). Была принята Конституция культурно-национальной автономии. В противовес проекту Урало-Волжского штата, а также созданной к тому времени Башкирской республике, В. Лениным, И. Сталиным и М. Вахитовым была выдвинута идея создания Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.
Первомайская демонстрация |
Но 27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании ТАССР что стало началом существования государственности татарского народа в форме автономной республики. Формирование тоталитарного режима, утверждение сталинской концепции национально-государственного строительства привели к тому, что к середине 1920—х гг. усиливается стремление коммунистической партии контролю над всей жизнью, решения по всем важным вопросам в республике принимались и утверждались обкомом партии.
В 1930—е гг. Татарской республике стали интенсивно развиваться новые отрасли промышленности, был построен первый и единственный в СССР кетгутный завод.
В период II Мировой войны, республика превратилась в важную тыловую базу страны. Татарскую АССР было эвакуировано более 70 предприятий, среди которых завод имени С.П. Горбунова — единственным поставщик на фронт бомбардировщиков Пе-2 и Пе-3. Здесь с 1956 г. производилось первый в мире реактивный пассажирский самолет ТУ-104.
В середине 1950-х гг. Татарстан стал бесспорным лидером по добыче “черного золота”.
Формирование Камского территориально-промышленного комплекса и выпуск автомобилей «КАМАЗ» существенно изменило индустриальный облик республики. В советский период структура промышленного потенциала республики была ориентирована на общесоюзный рынок. По своему производственному и научно-техническому потенциалу Татарская автономная республика превосходила ряд союзных республик.
Дважды сменившийся алфавит, политические влияние на изучение татарской истории, на творчество национальной интеллигенции определяли характер развития татарской культуры в советский период.
Перестройка
В конце 80-х годов в Татарстане начинается очередное движение за независимость. Одни из первых требования независимости выдвигаются Татарским Общественным Центром (ТОЦ), первым татарским национальным движением, организованным осенью 1988 года группой татарской интеллигенции.
12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принимает «Декларацию о государственном суверенитете».
12 июня 1991 года был избран первый президент Татарстана. Им стал М. Ш. Шаймиев. 15 февраля 1994 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».
Повышение государственного статуса Татарстана имело важное этнокультурное значение, прежде всего, для титульной нации республики — татар.
Зал Президента
В 1990-х гг. Татарстан прошел сложный этап по пути становления своей государственности. «Мы сильны духом. И это не только мечта и желание это подтверждает вся наша история. Мы не потерялись и в нынешнеие времена, когда начались крупные перемены. Наоборот, смогли сказать свое слово», — говорит М.Ш. Шаймиев. Огромный интерес мировой общественности к опыту развития Татарстана проявился во время поездки Президента М. Ш. Шаймиева в США в октябре 1994 года. Понятие «модель Татарстана» определяло проведение взвешенной толерантной политики в сфере межнациональных отношений, политики культурного плюрализма. Благодаря суверенитету у Татарстана сложилась новая система внутрифедеральных и международных отношений.
Диван ханэ
Дивное место увеселения в мире этот город Казань!
Нет во Вселенной подобного ему города – обители мира.
Не сыщется на свете такого светущего города, как Казань,
Скольким пищу дает она – город мира!
Так поэт Шариф Хаджи-Тархани писал о столице Казанского ханства.
Во многих исторических записях, воспоминаниях, в памяти народа облик древней Казани хранится как величественное, красивейшее место.
Зал “Диван ханэ” музея — это попытка исторически восстановить некоторые фрагменты этой великой татарской культуры.
В этом зале представлены предметы, костюмы, гравюры, воссоздающие царственное наследие народа, сохранившие традиционные элементы духовной и художественной культуры до наших дней.
Выставка офортов Е.М. Корнеева
Коллекция офортов начала XIX века, выполненная по рисункам действительного члена Российской Академии художеств Емельяна Михайловича Корнеева, в 1998 году передана Промышленно-финансовым центром «ЭкОйл» — фамильное дело братьев Хафизовых.
Листы раскрашены акварелью самим Е. М. Корнеевым и являются авторским оригиналом. Офорты выполнены гравером Е.О. Скотниковым в 1808 году в Петербурге.