назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Этот день в истории: 13 мая 1836 года началось строительство Царскосельской железной дороги

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Франц Герстнер.

Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил императору Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.

Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.

В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.

Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась 27 сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.

Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император, прошел это расстояние за 35 минут.

На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.

Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Поначалу она вообще воспринималась как забавный аттракцион, отчего многие называли ее «увеселительной». Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России. В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 2 января 1900 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм).

Источник

История строительства первой железной дороги в России

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

В тот день в газете «Ведомости» появилась заметка: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много‑много карет» впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург ‑ Царское Село».

Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт‑Петербурга, Царским Селом и Павловском.

1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села.

3 ноября 1836 года состоялась первая обкатка паровоза. Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, а оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена его сборка и проверка.
Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. В составе поезда были вагоны четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами»: это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. «Дилижансами» называли мягкие крытые вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками («линейками»): повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши ‑ «вагоны». Вагоны не имели отопления и освещения.
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.

В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам — паровая. Полный переход на «пар» произошёл в апреле 1838 года, а в мае движение поездов было открыто на участке Санкт‑Петербург — Павловск.

В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого ‑ 80 и 40 копеек.

В 1837 году для первой в России железной дороги между Санкт‑Петербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России — Витебский. В 1849‑1852 годах по проекту архитектора Константина Тона построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века.

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).

Источник

Царскосельская железная дорога

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года состоялось торжественное открытие первой российской железной дороги массового пользования. Она связала Санкт-Петербург с Царским Селом (в дальнейшем продолжена до Павловска) и стала единственной в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги) и шестой в мире.

Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. В 1835 году он подал записку на имя императора Николая I с предложением о строительстве сети железных дорог в России. Предложения Герстнера были рассмотрены особым комитетом под председательством императора. В декабре 1835 года Герстнер получил дозволение императора Николая І составить для сооружения железной дороги из Петербурга в Царское Село (с 1937 года — город Пушкин) и Павловск акционерную компанию.

15 апреля (3 апреля по старому стилю) 1836 года было принято решение о постройке первой в России пассажирской железной дороги, 28 апреля (16 апреля по старому стилю) был опубликован указ императора Сенату об утверждении «Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска». До 1917 года в Российской империи ежегодно 16 апреля отмечался День основания железнодорожного транспорта.

В образованное акционерное общество вошли 185 человек: представители русской знати, купцы и промышленники, известные сановники. Учредители внесли 750 тысяч рублей паевых взносов (из необходимых, по расчетам Герстнера, для начала работы трех миллионов рублей), выпустили и распространили 15 тысяч акций, которые приобрели 700 пайщиков (в том числе более 100 за рубежом). Кроме того, указом Николая I под дорогу бесплатно отводилась земля, общество на 10 лет освобождалось от сборов и налогов, могло свободно назначать тарифы за проезд и перевозку грузов.

Согласно проекту строительства Царскосельская железная дорога начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки в 370 метрах от Обуховского моста. Путь в одну колею должен был пройти вдоль Введенского до Обводного канала, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремиться к Царскому Селу и Павловску. Франц фон Герстнер выбрал для дороги колею шириной шесть футов (1829 миллиметров), а не 1435 миллиметров, как было принято на железных дорогах в Англии. Такое решение он обосновал необходимостью увеличения ширины подвижного состава и вместимости вагонов (чтобы перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты), а также для повышения мощности паровозов.

Герстнер лично произвел изыскания и нивелировку (измерение разницы высот между определенными точками участка), совершил поездку в Германию, Бельгию, Францию и Англию для осмотра там железных дорог и заказа всех необходимых принадлежностей для железной дороги.

Строительство дороги началось 13 мая (1 мая по старому стилю) 1836 года от Павловска. Оно велось одновременно на восьми участках. Первый участок дороги шел по району Павловского парка, где нужно было построить здание вокзала и поворотный круг для паровозов. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 22 сентября (10 сентября по старому стилю) заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе.

Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили пятикилометровый участок железнодорожного полотна. К 12 октября (30 сентября по старому стилю) рельсы уложили на расстояние 22 верст (около 23,5 километра) от Павловска. При строительстве дороги пришлось преодолевать овраги и речки, а также Обводный и Лиговский каналы. Для этого потребовалось построить 42 моста. Все мосты возвели только к июню 1837 года.

9 октября (27 сентября по старому стилю) 1836 года провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села, 15 ноября (3 ноября по старому стилю) состоялась первая обкатка паровоза. Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена сборка и проверка (первый паровоз был изготовлен в Ньюкасле на заводе Тимоти Хэкворта). 18 ноября (6 ноября по старому стилю) из Царского Села в Павловск отправился первый пробный поезд.

13 августа (1 августа по старому стилю) 1837 года началось строительство станции с вокзалом в Санкт-Петербурге. К 13 октября (1 октября по старому стилю) было завершено строительство станций в Санкт-Петербурге и Павловске. Деревянное здание первого вокзала в Санкт-Петербурге, получившего название Царскосельского (ныне Витебский), в 1852 году было заменено каменным, сооруженным по проекту архитектора Константина Тона и просуществовавшим до начала XX века. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).

В Павловске воксалом, а позже вокзалом, стали называть связанную с платформой крытой галереей гостиницу с большим залом, где стояли столы для желающих пообедать и где для них звучали музыка и пение.

Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. В 12.45 по звонку станционного колокола поезд, управляемый Францем фон Герстнером отошел от платформы в Санкт-Петербурге. Через 35 минут состав, состоящий из восьми вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии, прибыл в Царское Село. На обратном пути, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, Герстнер развил неслыханную для того времени скорость, покрыв расстояние в 23 километра от Царского Села до Петербурга за 27 минут со средней скоростью 51 километр в час. Временами скорость поезда превышала 63 километра в час.

В начале эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам — паровая. Полный переход на «пар» произошел в апреле 1838 года, а 3 июня (22 мая по старому стилю) 1938 года было открыто движение поездов на всем участке от Санкт-Петербурга до Павловска. Общая протяженность линии составила около 27 километров.

К открытию первой железной дороги в Россию поступили шесть паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных в Англии и Бельгии. Первые вагоны Царскосельской линии были двухосными, имели деревянные раму и кузов. Поезда для пассажиров состояли из вагонов четырех классов, наиболее комфортными из которых считались «берлины» (первый класс) и «дилижансы» (второй класс). В каждом отделении «берлинов», рассчитанном на восемь человек, располагались друг против друга по четыре мягких кресла с подлокотниками. В отделении «дилижансов» устанавливали мягкие сиденья без подлокотников на пять человек каждое, таким образом, в одном отделении помещалось 10 пассажиров. Вагоны третьего класса были открытыми и назывались «шарабанами». Они имели стенки до половины высоты кузова, в них на каждой жесткой скамейке размещалось по шесть человек, отделение рассчитывалось на 12 человек. В «вагонах» четвертого класса, которые не имели крыши и рессор, в целях получения большей прибыли с августа 1838 года для увеличения вместимости сняли скамейки, и пассажиры были вынуждены ездить стоя; тогда их «набивалось» до 100 человек.

Вагоны не отапливались и не освещались. В начале 1850-х годов сформировались новые типы вагонов, и прежние названия утратили свое значение. Вагоны четвертого класса упразднили, повысив их класс. Для провоза экипажей и крупногабаритных грузов использовались специальные платформы-линейки, а для перевозки лошадей и коров — специальные фуры.

В первую годовщину Царскосельской дороги, которую торжественно отметили 15 ноября (3 ноября по старому стилю) 1838 года в Павловске, все шесть паровозов получили свои имена: «Слон», «Богатырь», «Орел», «Лев», «Стрела» и «Проворный». Управление паровозами осуществлялось вначале английскими и бельгийскими машинистами, а с 1841 года только русскими.

Тарифы на Царскосельской железной дороге, установленные в 1838 году, существенно не менялись до второй половины 1870-х годов. Проезд от Санкт-Петербурга до Царского Села в вагоне первого класса стоил 75 копеек серебром, в вагоне второго класса — 50, третьего — 35 и четвертого — 20 копеек. Билеты для проезда изготовлялись из латуни, их называли «жестянками». Они многократно использовались, что не требовало от администрации затрат на их воспроизводство. С апреля 1860 года взамен «жестянок» дорога установила бумажные билеты разных цветов: для вагонов первого класса — белые, второго — розовые и третьего — зеленые.

Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в пять миллионов рублей, что в полтора раза превысило проектную сумму затрат. Первое время она служила главным образом для увеселительных поездок. С 1837 по 1841 год по ней было перевезено 2,5 миллиона пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога принесла казне чистый доход в размере 360 тысяч рублей.

На опыте строительства и эксплуатации Царскосельской железной дороги была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Царскосельская железная дорога дала существенный толчок развитию железнодорожного дела в стране.

В качестве самостоятельной Царскосельская железная дорога просуществовала до начала XX века. Ее первая часть от Санкт-Петербурга до станции Царское Село вошла в состав железной дороги, соединившей в 1904 году Санкт-Петербург и станцию Дно. Отсюда позже продолжили дорогу до Витебска. Ныне эта часть бывшей Царскосельской железной дороги является головным участком Санкт-Петербургско-Витебского направления Октябрьской железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны в Павловске фашисты уничтожили здание вокзала. В 1945-1949 годах были разобраны рельсовые пути в Павловском парке. Место, где был вокзал, расчистили и засадили деревьями.

В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне был установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из Санкт-Петербурга в Царское Село.

В 2013 году было возвращено историческое название железнодорожной станции Царское Село, которая с 1918 года называлась Детское Село.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Царскосельская чугунка

Приблизительное время чтения: 13 мин.

2 августа в России празднуется день железнодорожника. Этот профессиональный праздник работников был учрежден в России еще в 1896 году. Он приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ об истории российских железных дорог для детей, опубликованный в книжной серии «Настя и Никита».

В 1834 году появился в России австрийский инженер, чех по происхождению, Франц Антон фон Гёрстнер. Был он фантазёр каких мало! Он считал, что телеги с лошадьми уже отжили свой век и что скоро на всей земле будет совершенно другой вид транспорта — железные дороги. Они покроют всю планету и соединят города мира. По земле проложат чугунные рельсы, на них поставят повозки, связанные друг с другом, и потащит эти повозки не лошадь, а паровая машина! Разумеется, многие над ним посмеивались: вот чудак, чего придумал! А он отвечал, что построил уже такую железную дорогу в Австрии.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Но когда его спрашивали: «По ней и паровые машины уже ездят?», то он смущённо признавался, что рельсы-то чугунные он проложил, да вот таскают по ним повозки те же лошади. Вот смех-то!

Но неугомонный мечтатель не унимался и написал письмо самому российскому царю. В письме говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы столь выгодны и необходимы, потому что сократить большие расстояния России можно, только увеличив скорость передвижения по ним».

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Императору Николаю Первому идея понравилась. Дело в том, что в девятнадцатилетнем возрасте он побывал в Англии, где англичане его принимали очень радушно и показывали ему свои успехи. Показали и паровоз, который создал изобретатель Джордж Стефенсон. Говорят, будущий император попросил чумазого машиниста прокатить его царское высочество на этом пыхтящем чуде и даже собственноручно в топку лопату угля подсыпал. Он как никто понимал, что Герстнер рассказывает вовсе не небылицы. Одно Николаю Павловичу не нравилось в предложениях инженера: Герстнер просил, чтобы все построенные им дороги в течение двадцати лет были его собственностью, чего допустить было никак нельзя. Царь мыслил по-государственному и понимал, что такие пути сообщения не должны принадлежать иностранцу. Поэтому он решил прокладывать рельсы за казённый счёт. Однако император не ожидал, что вопрос о постройке железных дорог в России встретит яростное сопротивление не только у простого народа, но и у министров.

Железная дорога: за и против

Министр финансов граф Евгений Францевич Канкрин заявил: «Очень дорогая затея! Россия веками обходилась конным гужевым транспортом. И ещё лет триста-пятьсот обойдётся».

Один из лучших российских инженеров Павел Иванович Пали- бин сослался на национальный характер: «Да не поедет наш русский человек по этой железке! Характер не тот! Не чехи мы и не австрияки!»

Кстати, рассказывали, что изобретателя паровой машины англичанина Ричарда Тревитика чуть не побили до смерти, когда он утром на пустынной улице испытывал своё изобретение. Его дышащую огнём телегу приняли за демона, а самого перепачканного гарью изобретателя — за чёрта.

Каких только доводов не приводили противники железных дорог:

«Чугунные рельсы помешают коровам пастись».

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

«Куры в деревнях около этих дорог перестанут нести яйца. Отчего?

От испуга! Вы сами-то видели этот паровоз? Говорят, шипит и плюётся паром, железом скрежещет!»

«А воздух! Отравленный дымом, он непременно будет убивать пролетающих мимо птиц! Так мы всех птиц в нашей стране истребим!»

«На дома около железной дороги будут попадать искры пламени из паровозных труб.

Они же все погорят! Мало нам погорельцев!»

«Есть вероятность, что у пассажиров от столь быстрого передвижения поезда разовьётся болезнь мозга!»

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

А наш знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин видел опасность железной дороги в другом: «Занесут её снегом вьюги да метели. А кто будет снег расчищать? Простой мужик! И это станет одной из самых тягчайших повинностей для народа».

А ведь и правда было совсем неясно, как поведут себя куры, коровы и люди в результате введения этого новшества, ведь дело-то было небывалое. В журнале «Общеполезные сведения» появилась статья (написал её якобы русский крестьянин-извозчик, но всем было ясно, что крестьяне так не пишут): «Дошли до нас слухи, что наши богатые господа хотят завести чугунные колеи, по которым будут ходить экипажи, двигаемые невидимою силою, помощью паров. Мы люди тёмные, неучёные, да это неслыханное дело за сердце взяло: хочу с проста ума молвить, авось люди умные послушают моих мужицких речей. Русские вьюги не потерпят иноземных хитростей: занесут, матушки, снегом колеи, в шутку, пожалуй, заморозят и пары. Да и где взять такую тьму дров, чтобы вечно не угасал огонь под ходунами-самоварами? Али тратить ещё деньги на покупку заморского угля для того, чтобы отнять насущный хлеб у православных? Стыдно и грешно!»

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Министры, измучившись в сомнениях, направили в Австрию своего человека, профессора, чтобы посмотреть, не врёт ли Герстнер про построенную им рельсовую дорогу. Оказалось, всё верно: дорога и впрямь существовала.

Сторонниками же строительства железных дорог стали преподаватели Института Корпуса инженеров путей сообщения, а особенно инженер-строитель Павел Петрович Мельников. Однако он считал, что делать это надо силами русских инженеров, без иностранцев. Но, увы, никто из них никогда рельсы не прокладывал, не имел такого опыта. А дело-то было не простое.

Риск трудного решения взял на себя император Николай Первый. Выступив против единогласного мнения всех своих министров, он повелел: «Железной дороге быть!» В народе её стали называть просто «чугунка», потому что первые рельсы на железных дорогах делали из чугуна.

«Чугунный колесопровод» Черепановых

А ведь вообще-то в те времена железная дорога в России уже существовала, и даже не одна. Правда, никакая из этих дорог не удостоилась чести считаться первой российской железной дорогой. Потому что дороги эти были специальные, промышленные, и действовали они на заводах: это были дороги на конной тяге, созданные горными инженерами Никитой Ярцовым, Петром Фроловым.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Была даже дорога с паровозом, который тащил груз в три тонны со скоростью шестнадцать километров в час. Соорудили её мастеровые люди, демидовские крепостные отец и сын Черепановы,

Ефим и Мирон (демидовские — потому что принадлежали знаменитым уральским заводчикам Демидовым. А потом за их способности и достижения хозяин отпустил обоих на волю). К тому времени, как в правительстве началось обсуждение вопроса о железных дорогах, они уже построили в Нижнем Тагиле два своих паровоза — не хуже английских! И проложили чугунные рельсы от рудника до завода длиною около трёх километров. Возили по этой дороге в вагонетках железную руду, а называлась она — чугунный колесопровод. Только не знали тогда о Черепановых в Петербурге, а то бы позвали на обсуждение. И уж они со знанием дела рассказали бы про все «за» и «против».

Где строить?

Франц Герстнер предложил построить первую колею между Петербургом и Москвой, потом соединить Москву с Казанью и Нижним Новгородом. А для начала, если господа министры сомневаются в целесообразности этого проекта, можно проложить небольшую линию — опытный, так сказать, образец! Например, из Петербурга до императорской резиденции — Царского Села.

Многим эта идея понравилась. Ведь в Царском Селе жили придворные, чиновники и лица царской свиты, которые представляли себе новую дорогу как увеселительную затею: вот будет где покататься! Заманчиво было совершить прогулку в паровой карете — с песнями, плясками, цыганами, медведями и потешными огнями. Кстати, об этих господах неодобрительно отозвался статс-секретарь императора Николай Назарьевич Муравьёв: «Эти люди не думают о России! Дорога им нужна на потеху да на игрушки праздные!»

После долгих споров и колебаний всё же решили протянуть линию именно из Петербурга до Царского Села через дачный городок Павловск. Опытный образец — он и есть опытный образец, а там видно будет, что дальше.

Вот только денег государственных в казне не нашлось. Пришлось создавать акционерное общество из тех, кто был готов вложить средства в это предприятие. И нужная сумма вскоре была собрана.

Строительство

15 апреля 1836 года был обнародован указ Николая Первого о сооружении Царскосельской железной дороги. Император взял линейку и самолично наметил на карте будущую трассу — попросту прочертил прямую линию от столицы до Царского Села. А уже 1 мая работа закипела.

Весь участок длиной в двадцать шесть километров и триста метров поделили на небольшие отрезки. На каждый поставили бригаду из сорока человек. Прежде всего нужно было соорудить насыпь. Работали киркой да лопатой, щебёнку возили на тележках. Всего на строительство было привлечено 1800 крестьян и 1400 солдат.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Но насыпь — не самое трудное. На пути железной дороги вставали овраги, речушки, попалось и болото, которое пришлось осушить. А ещё нужно было построить целых сорок два моста на деревянных и каменных опорах.

Рельсы, крепления, стрелочные переводы покупались за границей. Первый паровоз был изготовлен в Англии. Его доставили морем в разобранном виде в Кронштадт, а оттуда привезли на лошадях в Царское Село на сборку. Водопроводные трубы, дорожные механизмы делались в Петербурге на Александровском чугунолитейном заводе.

Павловский вокзал

Теперь расскажем о Павловском вокзале Царскосельской дороги. Знаете ли вы, что слово «вокзал» раньше звучало несколько по-иному — «воксал»? И воксалами тогда назывались вовсе не здания на станциях, а общественные увеселительные учреждения. Само слово произошло от названия одного английского парка Vauxhall — с эстрадой и концертами для гуляющей публики, — принадлежащего госпоже Джейн Вокс. В своё время царю Петру Первому это слово так понравилось, что он повелел называть воксалами места для развлечений.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Вот таким местом для развлечений и замыслил Франц Герстнер сделать вокзал дачного городка Павловска. Ведь надо же было хоть чем-то привлечь людей, которые не очень-то хотели становиться пассажирами. Ходили слухи, что бабушка поэта Михаила Лермонтова взяла со своего внука честное слово, чтобы он не садился на проклятую машину: пусть, мол, другие себе на ней руки-ноги ломают!

Поэтому вокзал должен был поражать публику всевозможными концертами, зрелищами, фейерверками, фонтанами. Там устроили сцену и места для зрителей, поставили рояль. А в результате Павловский вокзал надолго стал самым лучшим концертным залом России. Чуть позже там дирижировал даже сам «король вальса» — композитор Иоганн Штраус.

Пароходы, паровозы, берлины и дилижансы

А вы знаете, что первые паровозы в России называли пароходами? Потому что к тому времени на реках уже ходили суда, движимые паровыми машинами, — пароходы. Поэт Нестор Васильевич Кукольник в своей песне, прославляющей первую железную дорогу, так и написал: «Дым столбом — кипит, дымится пароход. ». Песня называлась «Попутная», то есть сопровождающая в пути, а музыку к ней сочинил композитор Михаил Иванович Глинка. Сегодня нам смешно представить, как пароход «мчится в чистом поле». Но всё становится на свои места, если мы понимаем, что это — паровоз.

Кстати, и вагоны поезда тогда именовались не вагоны, а берлины, дилижансы и шарабаны. Впрочем, вагоны тоже были — четвёртого класса. Вагоном называлась открытая платформа без крыши, а предназначались такие платформы для очень неприхотливых пассажиров — крестьян, солдат, а также для домашних животных, например коров.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Самые важные гости железной дороги ездили в берлинах — роскошных крытых повозках, сиденья в них были обиты бархатом, на окнах висели занавески. Берлины считались вагонами первого класса. Вагоны второго класса назывались дилижансами. А третьего — шарабанами. У шарабанов крыша всё-таки существовала, а вот стены доходили только до половины кузова. Так что в мороз в них можно было и нос отморозить. Однако нос отморозить можно было и в дилижансах, и в берлинах, поскольку все вагоны тогда не имели ни отопления, ни освещения.

И ещё любопытно, что в то время перроны называли дебаркадерами, носильщиков — артельщиками, а тамбур — просто сенями, как в избе! Билеты для проезда изготовлялись из латуни, и именовали их жестянками.

Открытие дороги

Первую железную дорогу открывали несколько раз.

Сначала было объявлено, что торжественное открытие состоится в сентябре 1837 года. Да неувязочка вышла: не успели уложить все рельсы и ещё не доставили паровоз из Англии. Но не отменять же праздник! Тогда к составу припрягли лошадей, желающие разместились в вагонах, и прокатили их лошадки от Царского Села до Павловска — всего три с небольшим километра. Всё удовольствие заняло пятнадцать минут.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Через несколько дней проводили обкатку паровоза.

Официальное открытие произошло 30 октября в присутствии императора, императрицы и молодого наследника цесаревича, будущего императора Александра Второго.

Начался праздник, как и полагается, водосвятным молебном. А в 12 часов 30 минут из Петербурга отошёл состав из восьми вагонов. Поскольку любопытных оказалось очень много, то места, как рассказывают очевидцы, брались с боем. Даже женщины отважно боролись за своё право испробовать новый способ быстрой езды. Наконец раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые шипением локомотива и грохотом колёс, железное чудовище тронулось в путь, выпуская из чугунной трубы клубы чёрного дыма. Управлял паровозом сам инженер Франц Герстнер (в первые дни он проехал по дороге туда и обратно сто шестнадцать раз). Через тридцать минут — в пять-шесть раз быстрее, чем на лошадях, — поезд прибыл в Царское Село. Там его встречала толпа с громкими криками «ура!».

«Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят километров в час; страшно подумать. Какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».

Открытие железной дороги стало незабываемым событием того времени. На плакатах, в газетах и даже на конфетах появлялись изображения паровозов. На сцене Александрийского театра с небывалым успехом шёл водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главную роль играл. паровоз.

Надо добавить, что первые паровозы на Царскосельской дороге имели собственные имена. Они назывались «Богатырь», «Проворный», «Орёл», «Слон» и «Лев». И вскоре паровозы стали изготавливать уже в России, а не привозить из-за границы.

Памятная медаль

Чтобы увековечить открытие первой российской железной дороги, отчеканили памятную бронзовую медаль. На её лицевой стороне были изображены императоры Петр Первый и Николай Первый с подписью: «Николай I, достойный преемник Петра Великого, ввёл в России железные дороги».

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

На оборотной стороне изобразили паровоз с круговой надписью: «Строителем первой железной дороги был Франц Герстнер, родом чех, единоплеменный россиянам». По неизвестным причинам медаль не понравилась императору и не получила его одобрения. Поэтому отчеканили только несколько сотен образцов, один из которых сегодня хранится в музее Эрмитаж.

Звуковые сигналы паровозов

Создатели паровозов с самого начала беспокоились за безопасность на железных дорогах. А для этого нужно привлекать внимание зазевавшихся прохожих. Поэтому движение паровоза первоначально сопровождала громкая музыка духового оркестра. А затем придумали звуковые сигналы, которые подавал кондуктор специальной трубой.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

Вот они: один длинный гудок — вперёд; три коротких — стой; два длинных — назад; один короткий и один длинный — внимание; повторяющийся длинный и три коротких — тревога; повторяющийся длинный и два коротких — пожарная тревога.

Значение Царскосельской железной дороги

О первой железной дороге мнения были самые противоречивые даже тогда, когда она уже в полной мере функционировала. Многие пересказывали друг другу остроту, сказанную министром финансов Канкриным: «В других странах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в. трактир!» И верно: поездка по этой дороге поначалу многим казалась исключительно развлекательной.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

В действительности же она имела огромное значение для России. Здесь проводили испытания первых отечественных паровозов; здесь опытным путём рассчитали необходимую ширину колеи; здесь проходили практику первые путейщики и машинисты будущих российских поездов.

Изменил своё мнение о железной дороге и Александр Сергеевич Пушкин. В журнале «Современник» он писал: «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее».

Сегодня мы сами живём в этом будущем. Россия по количеству железных дорог занимает второе место в мире. Удобнее и комфортабельнее становятся вагоны: пассажиры в дороге могут пообедать в ресторане, принять душ, посмотреть фильм. Между городами строятся новые скоростные трассы.

назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Смотреть картинку назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Картинка про назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии. Фото назовите первого царя начавшего строить железные дороги в россии

И всем эти мы обязаны таким фантазёрам, как Герстнер, который говорил: «Мы покроем все страны железными путями. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Мы соединим Балтику с Каспийским морем. Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» И ведь он оказался совершенно прав. А в нашей стране начиналось всё с той самой первой Царскосельской чугунки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *