очерки истории исламской цивилизации

Очерки истории распространения исламской цивилизации. В 2-х тт.

Очерки истории распространения исламской цивилизации. В 2-х тт Т.1: От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания. Т.2: Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (Середина XIII — середина XVI в.).Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова РОССПЭН, 2002г.

История того, каким образом завоёвывала свои позиции «религия Полумесяца» во времена своего расцвета — это отдельная тема, для которой не хватит даже серии отдельных исследований. Огромные массы людей постепенно воспринимали ислам, его обычаи и образ мышления, причём – далеко не всегда – при помощи насаждения. Попытка разобраться в истории возникновения привычной нам исламской экумены была предпринята Юрием Кобищановым…

Человек, между прочим, экзотический – медиевист-африканист. Причём – специалист по Тропической Африке, автор нескольких, весьма обстоятельных книг о истории этого региона с VI по XV века. В своё время молодой Кобищанов прославился, бросив вызов концепции рабовладельческой экономической формации, одним из первых воспринявший модель А. И. Неусыхина и его дуализм «дофеодальное общество – феодальное общество». Обратившись к Марксу, Кобищанов стал автором новаторской, в своё время, теориии Большой Феодальной Формации, которая объединяет все докапиталистические отношения в единую закономерность эксплуатации класса классом.

Те времена остались в прошлом, однако историк взял на себя определённую, весьма полезную задачу. Он стал редактором и автором нескольких коллективных монографий, на разные темы. Скажем, вышедшая в 2009 году работа «Полюдье» разбирает подобные явления в разных странах и регионах мира. Это была достаточно интересная и небесполезная монография, кратко упоминающая все известные формы взаимоотношений государства и общества, напоминающих полюдье.

Другое дело – этот двухтомник. Главной задачей было поставлено изучение того, насколько далеко ислам запускал свои корни за пределы классических границ Халифата, как образовалась та нынешняя география Веры Полумесяца, и как распространялось это учение по Евразии-Африке. Хронологические рамки – Золотой Век ислама, с VII по XVI век, время наибольшей активности религиозных деятелей учения, время наибольших достижений и побед. Задача сложнейшая, можно сказать, неподъёмная… Она оказалась неподъёмна и для Кобищанова сотоварищи.

Конечно, автор собрал довольно представительную команду. Он и сам принял активное участие – написал большие главы об исламе в Тропической Африке (которая, как оказалась, никогда не была скопищем первобытных племён) и островах Индийского океана, описал нелёгкую судьбинушку учения в Хазарии, Булгаре, на Кавказе, и, отдельно – в Золотой Орде. Его же перу принадлежат и теоретические главы монографии – о развитии дальней торговли, социально-экономическом развитии и вообще – об особенностях ислама на периферии. Китаист А. А. Маслов написал пару разделов о «хуэйцху» — китайских почитателей Пророка, индолог Е. Ю. Ванина описала их интеграцию в индийскую цивилизацию, специалист по Малайзии Т. А. Денисова – об индонезийских мусульманских государствах, Н. М. Емельянова – об исламе в Афганистане. Разделы о татарских постордынских ханствах писал казанский историк Ш. Ф. Мухамедьяров, А. Б. Юнусова – о башкирах, А. Л. Сафронова – о Шри-Ланке. Специалист по колонизации Хазанов написал раздел о жестоких воинах, которые вела Португалия за гегемонию на древних торговых путях мусульманских купцов.

Впрочем, это разноголосье впечатляет только по отдельности. Редактору не мешало бы определить какие-нибудь ограничивающие рамки для монографии, но он не стал этого делать. В результате – мы получаем книгу с весьма размытой общей концепцией. Да, авторы описывают периферийные регионы. Ладно. Но тогда для чего в книге раздел о сельджукском искусстве, которое расцвело как раз на Ближнем Востоке? Это непонятно. Во вторых: достаточно смутное определение о чём именно писать. Многие главы попросту описывают политическую историю, отводя тему распространения ислама на второй план – в особенности этим грешит сам Кобищанов. Многие авторы монографии вполне грамотно описывают интеграцию ислама в цивилизации с иной структурой мировоззрения, однако и здесь мало уделяется места тому, как росли мусульманские общины в разных странах. Например, главы об Индонезии описывают чисто политические процессы, никак не культурные.

К теоретическим главам вопросов тоже хватает. Конечно, Кобищанов написал неплохую главу по торговле, а вот главы по специфике ислама на окраинах, о социально-экономических особенностях в частности, оставляют желать лучшего. Концепция экономики у Кобищанова жёстко привязана к его теории БФФ, и это её достаточно большой недостаток – слишком разные регионы он описывает, со своими структурами хозяйства, и рассуждения оказываются слишком схематичными. Также, личная претензия к автору – его главе о Золотой Орде не хватает профессионализма – всё таки у Кобищанова совсем другая специальность. Я уже не говорю, что основой для неё стала «Древняя Русь и Великая Степь» Льва Гумилёва.

Есть главы об архитектуре Булгарии и Афганистана, кое-что о Средней Азии, и всё на этом – ни специфики мусульманской культуры Китая, Индии, Африки, Кавказа, Нижнего Поволжья. Есть отличная глава о каллиграфии – но нет подробного описания распространения и восприятия коранического текста. Кобищанов старается описать распространение развития мазхабов – но не говорит об особенностях фикха в них. Видимо, надеется на то, что читателю эта информация уже известна.

В целом, двухтомник – неплох. В нём очень много редкой и ценной информации по истории Евразии-Африки, а также – отдельные концептуальные размышления авторов. Но – книга с большим трудом, слишком фрагментарно следует выбранной концепции. Многие моменты недоработаны и попросту упущены. Так что, этот двухтомник скорее большой сборник очерков политической, культурной и – немного – экономической истории самых разных регионов Восточного полушария. Но своему названию работа отвечает мало.

Источник

Очерки истории исламской цивилизации. В 2-х т. Т. 2

Предлагаемая читателям коллективная монография «Очерки истории исламской цивилизации» является плодом многолетнего труда большого международного коллектива авторов. Книга посвящена средневековой истории великой исламской цивилизации от Казани и Тюмени на севере до Мозамбика и Индонезии на юге, от берегов Атлантического океана до Китайских морей. Среди 30 авторов книги — как мусульмане, так и немусульмане, мужчины и женщины двенадцати национальностей, граждане шести государств. Любовь и научный интерес к исламской цивилизации в целом и к отдельным ее ответвлениям сочетаются с не меньшей любовью и глубоким интересом к другим цивилизациям и всемирному процессу цивилизационного развития.

Вам также может быть интересно

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

В четырехтомном собрании впервые публикуются документы, раскрывающие историю сложных взаимоотнош..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Книгу составили все содержательные ленинские документы, не публиковавшиеся в советский период истори..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Настоящий том содержит информационные материалы ОГПУ за 1923–1929 гг., охватывающие два весьма р..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Взгляд на юридический быт Древней РоссииВзгляд на русскую сельскую общинуДворянство и освобождение к..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Русский вариант Воспоминаний профессора, барона М. А. Таубе, известного историка, юриста-междуна..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

В коллективной монографии, написанной историками Пермского государственного технического универси..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

В монографии исследуются основные тенденции развития советского государства и общества, проанализиро..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Очередной, двенадцатый, выпуск серии сборников архивных документов Российск..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Джеймс Биллинггон, директор Библиотеки конгресса США, в своей книге «Россия в поисках себя» утвержда..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Известный политолог-международник, доктор политических наук, автор монографии «Азиатско-тихоокеански..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Монография посвящается истории советской молодежи в 1930–1940-е годы, когда ей открывались возможнос..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Главный вопрос книги не столько «Куда идет Россия», вопрос, на который трудно найти рациональный..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Книга посвящена анализу хозяйственно-этического учения Фомы Аквинского (1225/1226–1274) — одного..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

В сборнике представлены документы за период с 1945 по 1959 г., связанные с созданием советского р..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Немецкий историк и публицист Герд Кёнен на основе интереснейшего документального материала рассма..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Т. 2 : Общественная мысль России XVIII – первой четверти XIX вВ четырехтомной монографии представлен..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Сборник посвящен малоисследованной проблеме влияния глобализации на религию. Авторы статей рассма..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Предстоит еще многое сделать, чтобы Великая война 1914–1918 годов перестала быть «белым пятном» отеч..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Настоящее издание является продолжением тематической публикации документов А..

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Российская империя — одна из самых обширных и долговечных в истории. Она единственная после своей..

Источник

Очерки истории исламской цивилизации

В 2-х томах. Под общей редакцией Ю. М. Кобищанова. М. РОССПЭН. 2008. 1712 с.

Рецензируемая монография представляет собой результат многолетнего труда большого международного коллектива авторов. Она охватывает историю исламской цивилизации от Казани и Тюмени на севере до Мадагаскара, Мозамбика и Маврикия на юге, от африканского побережья Атлантики на западе до Индонезии и Китая на востоке. Хронологические рамки исследований охватывают период с VIII в. до первой половиной XVI столетия.

Своими корнями исламская цивилизация уходит к эпохе возникновения ислама как религии, на основе которой в относительно неразвитом регионе средневекового мира сложилась эта цивилизация. Формирование исламского вероучения в Аравии и его становление как образа мысли и жизни связывается с воздействием высокоразвитых цивилизаций, начиная с Месопотамии, Ассирии, Вавилона, Персии, Набатейского царства, Римской империи.

Ислам своеобразно впитал в себя религиозные учения соседей, в результате чего явил миру собственную систему духовно-религиозных взглядов, включая политическую идеологию, право, систему бытовых норм, этические заповеди, философские учения и т.д. Об эффективности этой религии свидетельствует то, что она сохранилась в почти неизменном виде вплоть до наших дней. Более того, исламская цивилизация продолжает расширять сферу своего влияния не только на Востоке, но и во всем мире.

На основе культуры народов, переживших периоды древней цивилизации, например, Ирака, Северной Африки, Египта, Индии, возникали архитектура, ремесла, законодательная сфера, распространились новые виды продовольственных культур и животноводства. Известны достижения арабских, персидско-таджикских ученых в области математики, астрономии, химии, медицины, филологии и других наук. Там, где ислам стал господствующей религией, возникали сходные принципы мировоззренческого, бытового, политического характера, которые распространялись по всей территории этих стран, делая понятными символы ислама. При всех этно-культурных и этно-социальных различиях (порой весьма разительных) можно говорить о цивилизационном единстве Индонезии и Судана, Персии и Волжской Булгарии. Унификация социокультурной жизни, преемственность образцов поведения, культуры, образа жизни на протяжении многих поколений служат важными аргументами в пользу утверждения о долгом историческом пути, который еще предстоит пройти этой цивилизации.

Читателя, очевидно, заинтересует описание религиозно-мистических практик в исламе, возникших, по мнению Ю. М. Кобищанова, под воздействием древних восточных культов и восточной ветви христианства.

Большое внимание в работе уделено положению и деятельности духовных служителей ислама. Их роль в мусульманском обществе является более весомой, чем роль христианских священников среди своих единоверцев. В исследовании подробно освещается вопрос о положении судей (кадиев), которые являлись не только важными фигурами в системе исламского судопроизводства, но и нотариусами, хранителями вкладов, невостребованного наследства, руководителями медресе и т.д. В организации городского управления важную роль играл мухтасиб, который, по существу управлял всем горо-

В работе подробно описывается постоянная борьба за сохранение незыблемости принципов, которые проповедовал пророк Мухаммад. Политический строй, законы, выработанные на основе шариата, в исламе рассматриваются в целом как дарованные Аллахом и переданные людям Пророком Мухаммедом.

К сожалению, основополагающих разделов, которые отвечали бы на ряд важнейших вопросов ислама (если не считать введения), недостаточно для такого солидного исследования, заслуженно претендующего на энциклопедичность. В работе немало интересных глав, написанных такими известными учеными, как ЮМ Кобищанов, Е. Ю. Ванина, М. С. Мейер, Д. М. Насилов, М. Г. Добродомов, А. И. Чайковская и др., в которых просматривается тенденция, отражающая лингвистические и географические идеи, принадлежащие знаменитым арабским, тюркским, персидским и другим исследователям мира ислама. Такие научные взгляды встраиваются в исламскую картину мира.

Читатель данного научного исследования получает возможность ознакомиться с высоким уровнем исламских лингвистических изысканий. При этом его не может не удивить широта и разнообразие открытий мусульманских ученых средневековья, особенно результаты путешествий географов-мусульман. Тогдашний мир обретал свое лицо под влиянием сочинений арабоязычных путешественников и историков. Однако какими были основные философские положения об обществе, о взаимоотношенях между жизнью и смертью, этого в работе нет. Как и отсутствует специальная глава, в которой анализировались бы религиозные взгляды Мухаммеда об обществе, организации хозяйственной и социальной жизни, узаконивавшие социальный строй в соответствии с религиозными заповедями. Именно из этих мыслей и высказываний зародились основы исламской цивилизации, закрепившие принципы ее организации и существования.

И еще одно замечание: строго говоря, авторы повествуют о распространении ислама, что не всегда означало распространение исламской цивилизации, как совокупности идей и отношений, касающихся всех отраслей жизни человека, общества и государства. К сожалению, в работе встречаются ошибки технического характера, что недопустимо в столь серьезном труде.

Тем не менее, оформление томов, выполненное с использованием арабско-персидских орнаментов и графики, соответствует содержанию, духу и высоким научным требованиям двухтомника, который дает ясное представление о единстве религиозного и художественного начал в исламской цивилизации. Черно-белые фотоиллюстрации добавляют изданию большую художественную выразительность, повышая его уровень, как научный, так и полиграфический. Основательность монографии придают именной и географический указатели, столь необходимые для работы, а также подробнейшие списки источников и литературы.

Достоинства издания очевидны. Это исследование послужит хорошим стимулом для глубокого исследования ислама в нашей стране и за ее пределами.

Источник

Очерки истории исламской цивилизации

Автор: А. Д. САВАТЕЕВ, Л. В. ГРЕКОВА

В 2-х томах. Под общей редакцией Ю. М. Кобищанова. М. РОССПЭН. 2008. 1712 с.

Рецензируемая монография представляет собой результат многолетнего труда большого международного коллектива авторов. Она охватывает историю исламской цивилизации от Казани и Тюмени на севере до Мадагаскара, Мозамбика и Маврикия на юге, от африканского побережья Атлантики на западе до Индонезии и Китая на востоке. Хронологические рамки исследований охватывают период с VIII в. до первой половиной XVI столетия.

Своими корнями исламская цивилизация уходит к эпохе возникновения ислама как религии, на основе которой в относительно неразвитом регионе средневекового мира сложилась эта цивилизация. Формирование исламского вероучения в Аравии и его становление как образа мысли и жизни связывается с воздействием высокоразвитых цивилизаций, начиная с Месопотамии, Ассирии, Вавилона, Персии, Набатейского царства, Римской империи.

Ислам своеобразно впитал в себя религиозные учения соседей, в результате чего явил миру собственную систему духовно-религиозных взглядов, включая политическую идеологию, право, систему бытовых норм, этические заповеди, философские учения и т.д. Об эффективности этой религии свидетельствует то, что она сохранилась в почти неизменном виде вплоть до наших дней. Более того, исламская цивилизация продолжает расширять сферу своего влияния не только на Востоке, но и во всем мире.

Источник

Очерки истории исламской цивилизации

очерки истории исламской цивилизации. Смотреть фото очерки истории исламской цивилизации. Смотреть картинку очерки истории исламской цивилизации. Картинка про очерки истории исламской цивилизации. Фото очерки истории исламской цивилизации

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *