опель омега история модели
Опель Омега Opel Omega
1 поколение, 1986–1993
Седан бизнес-класса Opel Omega, выпуск которого начался в Германии в 1986 году, пришел на смену модели Rekord. Покупателям предлагались версии с кузовами седан и универсал. В конструкции заднеприводной «Омеги» были применены новейшие на тот момент технологии: электронное управление двигателем, АБС, бортовой компьютер, электронная система диагностики.
Автомобиль оснащался бензиновыми рядными четырех- и шестицилиндровыми моторами объемом от 1,8 до 3 литров (83–230 л. с.) и турбодизелями объемом 2,3 литра (73–101 л. с.) У мощных версий с шильдиком Irmscher были двигатели 3.6 и 4.0, развивавшие от 199 до 272 сил. В 1991 году появился Opel Omega Lotus с 377-сильным турбомотором объемом 3,6 литра. В Великобритании эта модель называлась Vauxhall Carlton, а в Бразилии — Chevrolet Omega (седан) и Suprema (универсал).
Универсал Opel Omega Caravan первого поколения (1986–1993)
2 поколение, 1994–2003
В 1994 году появился совершенно новый Opel Omega B, сохранивший заднеприводную компоновку. В модельном ряду были версии с рядными двухлитровыми моторами (116–136 л. с.) и V-образными «шестерками» объемом 2,5 и 3 литра, развивающие 170 и 211 л. с. соответственно. Турбодизелей было два: 2.0 и 2.5 мощностью 101 и 133 л. с. соответственно.
В 1999 году Omega была модернизирована. Внешность обновилась несущественно, а вот гамма силовых агрегатов практически полностью изменилась. Вместо двухлитрового бензинового мотора на машину начали ставить 2,2-литровый (145 л. с.), прежние «шестерки» были заменены на V6 2.6 и V6 3.2 мощностью 180 и 218 л. с. Отдача турбодизелей выросла до 120 л. с. у двухлитрового и до 150 л. с. — у 2,5-литрового.
В 1997–2001 годах Opel Omega продавался на американском рынке под брендом Cadillac.
Девочка для битья: как Opel Omega конкурировала с BMW, почему провалилась, и при чём тут Corvette
История знает немало примеров провальных моделей – начиная от классического уже образца маркетинговой ошибки от Ford под названием Edsel и заканчивая «большими» моделями Fiat, которые «так и не взлетели». Действительно, не одного автомобильного производителя амбиции подстёгивали к тому, чтобы попытаться «откусить чужой кусок пирога» – несвойственный и нехарактерный для марки сегмент рынка. Особенно лакомым в этом смысле всегда был так называемый бизнес-класс, где кошелёк покупателя потолще, а каждая новая модель несёт имиджевую нагрузку, повышая (или наоборот) престиж марки. В восьмидесятые и девяностые годы прошлого века General Motors силами Opel дважды попыталась не просто выпустить новый бизнес-седан, но и отбить покупателей у самой BMW! Сегодня мы будем вспоминать, как это делали в Рюссельсхайме и почему попытка оказалась не самой удачной и даже последней для старейшей немецкой марки.
Начало: Omega A
Ещё в самом начале восьмидесятых годов руководство Opel AG задумалось о том, чтобы заменить модель Record новым седаном, который сможет составить достойную конкуренцию таким грандам, как среднеразмерные седаны BMW и Mercedes. В Штутгарте в то время активно трудились над будущим Е-классом W124, а в Мюнхене наводили финальный марафет конкурента в лице Е28. Ведь в этот момент стала меняться сама концепция среднеразмерных автомобилей (сегмент Е), в оснащении которых появлялись опции, ранее свойственные лишь автомобилям представительского класса вроде седьмой серии BMW или первого S-класса.
В Opel решили «замахнуться на святое», подкрепив амбиции двумя миллиардами дойчемарок. Компоновка и концепция автомобиля на платформе GM V с колёсной базой в 2 730 мм оставалась такой же классической, как у конкурентов: привод на задние колёса и продольное расположение силового агрегата.
Будущая Омега на ранних рисунках первой половины восьмидесятых смотрелась настоящей «гостьей из будущего»
Кузов будущего лимузина должен был получиться максимально обтекаемым, для чего макет провёл в аэродинамической трубе в Pininfarina в Италии и Техническом университете Штутгарта около 1 400 часов! В итоге коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх) Opel Omega A оказался равен 0,28 – один из лучших показателей для машины этого класса в то время.
Кроме обтекаемости, много внимания уделили и безопасности, для чего начиная с 1983 года были проведены десятки краш-тестов. В ходе испытаний установили, что для корректной работы ремней безопасности их верхняя точка должна регулироваться по высоте. Opel был одним из первых производителей, который внедрил эту регулировку на серийной машине – и это была именно Omega.
В октябре 1986 года Omega А дебютировала в качестве серийного автомобиля следующего модельного года. Конечно, начальное оснащение машины было весьма скромным, но длинный список опций включал не только электроприводы зеркал, стёкол и дверных замков, но и кондиционер! А уже в 1987-м Omega стала «Европейским автомобилем года», что сильно обнадёжило руководство компании.
Базовая комплектация LS (первое фото) была менее популярной, чем GL, в оснащение которой входили усилитель руля и регулировка поясничного подпора
Комплектация CD «стартовала» с двухлитрового двигателя C20NE. Другие навороты – бортовой компьютер и ABS
Двухлитровый мотор C20NE часто встречался на первых Омегах
Скудная базовая комплектация Omega A не была проблемой – конкуренты от «большой немецкой тройки» в «базе» были оснащены ничуть не лучше
Однако противостоять на равных конкурентам от Mercedes и BMW не получалось. Ведь, пока опелевцы догоняли Е28, на арену вышла E34. Причём, кроме моторов вполне традиционного для этого класса объёма (2,0–3,0 л) и у «пятёрки», и у «сто двадцать четвёртого» в начале девяностых годов появились восьмицилиндровые двигатели большего литража – четыре (BMW 540) и даже пять литров (Mercedes 500E – тот самый «волчок»!). Максимальная мощность «жирных» моторов при этом колебалась от 286 л.с. («пятьсот сороковая» BMW) до 326 л.с. («пятисотый» Mercedes).
Omega даже после рестайлинга могла предложить своему покупателю «всего лишь» 3 литра под капотом.
И пусть 24-клапанный двигатель модификации Opel Omega 3000 развивал вполне приличные 204 л.с., которые позволяли Омеге разгоняться до 240 км/ч и набирать первую «сотню» с места за 7,6 с., в Германии эта модель постепенно, но окончательно закрепилась в качестве автомобиля для пенсионеров, которым нужно «много автомобиля за свои деньги».
Рядная шестёрка под капотом – это неплохо, почти как у «баварцев». Но у BMW в 1992-м появились компактные и малошумные V8 объёмом 3,0 и 4,0 л
Ведь в 1992 году базовая Opel Omega GL 2.0i стоила 35 890 DM, cредняя версия СD с 2,6-литровым двигателем оценивалась в 40 940 DM, а топовая Omega 3000 – 57 325 DM. Для сравнения: за BMW 525 или Mercedes 260E нужно было отдать около 55 000 марок – то есть примерно на 15 тысяч больше, чем за Омегу с аналогичным по объёму мотором!
900 тысяч Omega A в общей сложности – это много или мало? С одной стороны, за семь лет такая цифра является успехом для среднеразмерного седана. С другой – Опель определённо не смог добиться того, что получилось у BMW. Ведь за восемь лет было выпущено 1 333 412 экземпляров «тридцать четвёртых».
Конечно, можно вспомнить про легендарный Lotus Omega с 3,6-литровым битурбодвигателем или «заряженную» версию от фирмы Irmscher c четырёхлитровым 272-сильным мотором, но для самого Opel оба эти варианта не были «крупносерийной» возможностью противостоять мощным (но заводским!) версиям седанов Mercedes и BMW на равных. Вдобавок Omega первого поколения стала стремительно устаревать, из-за чего в Рюссельсхайме приняли решение заменить её новым автомобилем под тем же названием.
Омега вторая и последняя
В апреле 1993 года на Северной петле Нюрбургринга появился универсал Opel Omega, будораживший очевидцев характерным звуком V-образной шестёрки.
Принципиально новый мотор V6 испытывали ещё в старом «теле» Омеги
И это был вовсе не результат доморощенного «свапа»: на легендарной трассе в старом кузове проходило испытание новое «секретное оружие» Opel – новый двигатель V6 с индексом X25XE. Ведь Opel захотел на равных противостоять «старым знакомым», предложив потенциальным покупателям при прежней заднеприводной компоновке гораздо больше, чем раньше.
Ранний ходовой макет выглядел немного несуразно, но тренд на округление кузова был задан изначально
Во-первых, куда более современную «леденцовую» внешность в стиле набиравшего тогда обороты биодизайна – заметим, и Mercedes, и BMW в то время ещё вовсю выпускали свои старые седаны, созданные в начале или середине восьмидесятых годов.
В 1994-м плавные обводы кузова Омеги смотрелись очень свежо
Редкий случай – колёсная база машины второго поколения осталась прежней!
В отличие от конкурентов, с рядной четвёркой или мотором V6 Omega B предлагалась только с приводом на задние колёса
Обе подвески Омеги второго поколения были смонтированы на мощных подрамниках
Во-вторых, 1,8-литровых «четвёрок», как на предшественнице, не предлагалось вообще, а венчала гамму моторов пара V-образных «шестёрок» объёмом 2,5 и 3,0 литра.
Благодаря V-образной компоновке шестицилиндровый мотор получился куда более компактным, чем прежняя рядная «шестёрка» на старой Omega
Конечно, ни 170, ни даже 211 «лошадок» не могли дать отпор четырёх- и более литровым «восьмёркам», но начало было весьма бодрым. Ведь неплохую энерговооружённость Omega B подкрепляла достойная комплектация: в стандартное оснащение входили гидроусилитель руля и пара подушек безопасности, а в качестве опций предлагался кожаный салон и автоматический двухзональный (!) климат-контроль.
Пара подушек безопасности – неплохой арсенал по меркам середины девяностых. В качестве опции предлагались и боковые «эйрбеги»
Любителям экономии предлагали 2,5-литровый дизель, причём ирония судьбы заключалась в том, что Opel пытался отбить покупателей у BMW с помощью… их же двигателя, который за неимением собственного пришлось закупать у конкурентов.
Версии с дизелем были довольно быстроходными и пользовались в Европе устойчивым спросом
Неудивительно, что новая модель была тепло принята на родном немецком рынке, ведь уже в первом для этой машины 1994 году было реализовано свыше 130 000 Омег, половина из которых осела в Германии! В 1995-м Omega В смогла занять третье место в конкурсе «Европейский автомобиль года», уступив только малолитражкам Fiat Punto и Volkswagen Polo.
В чёрном или тёмно-синем цвете седан смотрелся неплохо даже на фоне новой «пятёрки» BMW E39 или «двести десятой ешки» Mercedes
Современная внешность (Cх = 0,29), широкая линейка моторов, продуманная эргономика – да, на первых порах новый Opel выглядел явно интереснее, чем уже порядком устаревшие конкуренты от BMW и Mercedes! Тем более что Opel Omega 2,0 стоила в районе 40 000 марок – то есть ничуть не дороже Омеги первого поколения, а 211-сильный Opel Omega MV6 стартовал от 71 145 DM. То есть Опель теперь предлагал не просто много автомобиля за свои деньги, но ещё «положил в пакет» V-образные «шестёрки» и новый дизайн экстерьера и интерьера. Однако до выхода «глазастого» Mercedes W210 и новой «пятёрки» BMW E39 оставались считанные месяцы. Неудивительно, что уже в 1996-м продажи Омеги снизились на треть – до 103 629 шт., а после 1998-го и вовсе упали ниже отметки 100 000 экземпляров.
В чём же было дело? Светлый кожаный салон, раздельный «климат», сиденья с памятью, мощная «шестёрка» под капотом – всё это прекрасно. Но Omega B сохранила «родовое проклятье марки» – склонность к коррозии, что особенно быстро проявлялось в припортовых городах Германии и соседних европейских стран. А ещё в Рюссельсхайме понимали, что новой модели для по-настоящему аргументированного ответа нужен не просто большой, а очень большой двигатель. Тем более что к концу девяностых годов и «ешка», и «пятёрка» радикально обновились, но по-прежнему предлагали потенциальным покупателям варианты с моторами V8.
И в 1998 году в Opel решили пойти ва-банк и поставить под капот Омеги V-образную «восьмёрку»! Да не какую-нибудь – пользуясь «родственными связями», руководители компании дали добро на «ви-эйт» от самого Chevrolet Corvette. В проекте было задействовано несколько компаний-участников из разных уголков мира: GM (США) – силовой агрегат, Holden (Австралия) – главная передача, Opel (Рюссельсхайм) – общая координация проекта, Magna Steyr (Австрия) – внешний подрядчик.
Омега V8 подарила мне много седых волос. Я больше сидел в самолёте, чем в офисе. Многие трудности были очевидны с начала, другие проявились чуть позже. Времени было очень мало. А некоторые части передних структур Omega B, которая несла в себе наследие многих поколений Опеля Рекорд, на самом деле родом из ранних шестидесятых. V8 тогда не был предусмотрен.
Бизнес-класс, сто тысяч и успех: опыт владения Opel Omega B
Заднеприводный немецкий седан бизнес-класса с автоматом и кожаным салоном, но не Mercedes или BMW? Загадка не сложна, хотя о том, что классическая компоновка в бизнес-классе возможна в автомобиле с молнией на решетке радиатора, помнят далеко не все. Забытый герой корпоративных парковок и уже везде успевших любителей комфорта – Opel Omega B за 100 000 рублей. Живой, здоровый – правда, не очень быстрый.
Снаружи
С илуэт бюджетного конкурента немецкой тройки спустя двадцать три года ничуть не выглядит устаревшим. Вряд ли так было задумано, но поставьте мысленно рядом с Опелем Е39 и W210. Неужто потеряется Omega на фоне земляков? Говорят, на Московском автосалоне 1994 года, куда немцы привезли новинку, к стенду Опеля было не пробиться.
Отказ от грузной чемоданной эстетики предшественника определённо пошёл Omega на пользу. Спокойные плавные линии кузова, сохранившего приличествующие классу размеры — живое воплощение умело найденного баланса между солидностью и стремительностью. Отсутствие необходимости даже в минимальном обвесе – нет лучшей характеристики для экстерьера. Значит не зря трудился дизайнер, рисуя концепт Cadillac Aurora, что с барского плеча подарил свой стиль европейскому родственнику. Увы, услуга за услугу оказалась медвежьей. Перелицованная Omega под именем Cadillac Catera — не самая славная часть истории GM.
Внутри
После отставки Сенатора Omega получила должность флагмана Opel. Её первым указом было провозглашение нового дизайнерского языка марки, что особенно заметно в изрядно похорошевшем интерьере. Сохранив знакомые по предшественнику чётко выделенную водительскую зону и привычное расположение основных органов управления, включая дисплей бортового компьютера справа от приборки, салон округлился в нужных местах и зажил в полной гармонии с внешностью.
Впечатляющий внутренний простор, уровень отделки и внимание к деталям — Омеге есть чем прихвастнуть на тусовке седанов бизнес-класса. Обитые толстой кожей пухлые дверные карты продавливаются на добрых полсантиметра. Традиционная деревянная планка, примостившаяся внизу, ещё никогда не была более уместна. Сиденья с положенным набором электрорегулировок даже не пытаются привлечь хваткими объятиями боковой поддержки (для этого в списке опций были Recaro). Ты словно сидишь на любимом мягком диване, только вместо телевизора перед тобой — рождающая чувство защищенности массивная передняя панель, усеянная крупными кнопками.
Автомат, кондиционер, круиз-контроль, электролюк, охлаждаемый бардачок, штатный Bose c усилителем и сабвуфером — опциональный набор впечатляет даже сейчас, а двадцать два года назад это могло стать предметом черной зависти. Сюда же можно отнести и непомерных размеров багажник. Мягкий и просторный задний диван с широким подлокотником позволяет человеку среднего роста закинуть ногу на ногу, вызывая в памяти образы полноразмерных «американцев». Здесь можно усесться и втроём, но если хотите прочувствовать всю прелесть Опеля, сумевшего выбиться в Кадиллаки, избегайте таких предложений.
В движении
По характеристикам двухлитровый шестнадцатиклапанник, первенец семейства Ecotec, придерживается моторных традиций двадцатилетней давности: 136 л.с. и 185 Нм – скромно, зато всегда можно ткнуть пальцем в начальную версию премиального конкурента со словами «А у него так же!». Четырехступенчатый автомат 4L30E тоже в тренде и хорошо известен владельцам дорестайлинговых Е39.
Все эти оправдания не в силах скрыть главного – для динамичного движения такого мотора, особенно с такой коробкой, полуторатонной Омеге откровенно мало. Как ни напрягайся, топча педаль газа, как ни подстегивай автомат спортрежимом, а выехать при разгоне до сотни из одиннадцати секунд не получится. Летом — тем более. При включенном кондиционере явственно ощущается потеря и без того драгоценной мощности.
Если оставить на обочине бессмысленные в данном случае спортивные амбиции, то всё быстро придёт в норму. Двигаться нужно степенно — «я не опаздываю, а задерживаюсь» и размеренно — «без меня не начнут». При адекватном обращении с правой педалью разгон идет плавно, почти бесшовно. Автомат, перестав в спешке запинаться на каждом шагу, начинает спокойно и незаметно делать свою работу. Больше нет нужды морщиться от навязчивого звука надрывающегося мотора, слишком явно подающего голос после 3 000 об/мин — единственная претензия к безупречной в остальном шумоизоляции. Одним словом, классический вариант бизнес-класса с начальным мотором.
Жалеть об отсутствии V6 под капотом приходится в первом же вираже. Опель уверенно, без пугающих кренов, стоит на дуге, вплотную подбираясь к той грани, за которой начинается настоящее удовольствие от вождения. Глупо говорить всерьез о езде с заносом с такими мотором и коробкой, но большой потенциал шасси налицо. Понимаю разочарование поклонников марки, которым обещали, но так и не дали Omega с «восьмеркой» LS1 от Corvette. Подвеска жестковата ровно настолько, чтобы, не пасуя в поворотах, автомобиль умудрялся не вытряхивать из пассажиров всю душу на каждой кочке.
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Смешанный цикл, л |
---|---|---|
15 | 8 | 11,7 |
Опелевцы и в этом аспекте постарались сделать достойного соперника Mercedes и BMW.
Но рынок стремительно терял интерес к бюджетному бизнес-классу. Так что Omega с чистой совестью отправилась в автомобильную Вальгаллу, оставив наследие в виде целого выводка австралийских Holden и даже один Pontiac. Там же остались и попытки Opel приобщиться к элитному клубу. После неудачи попытки встряхнуть сегмент хэтчбеком Signum немцы решили, что с них хватит, дальше сегмента D ни ногой.
История покупки
Условия при покупке ежедневного авто у Вячеслава были весьма специфические – задний привод и бюджет в 100 000 рублей. Вариантов, естественно, было совсем немного. Посмотрев для порядка несколько BMW E34, находящихся в разной степени трупного разложения, Вячеслав вспомнил об Opel Omega B. Первые несколько экземпляров по состоянию несильно отличались от своих баварских земляков. Но седьмой Opel оказался счастливым. Двухлитровый седан с автоматом на фоне конкурентов просто сиял здоровьем, несмотря на 1995 год выпуска и пробег в 212 000 км.
Ремонт
Первые вложения пришлись на подвеску. Началось все с установки амортизаторов Bilstein B4 и замены всех сайлентблоков в передних рычагах. Вертикальные взяли из каталога Boge, а горизонтальные — от «семерки» BMW. Они жестче штатных, что, по мнению бывалых опелеводов, положительно сказывается на ресурсе. При замене задних сайлентблоков выбор пал на запчасти от Lemforder. От этого же поставщика взяты шаровые опоры. После того как просели новые задние пружины, были использованы усиленные 40-мм проставки от Chevrolet Lanos, идеально подходящие для Omega. Передние стойки стабилизатора Вячеслав поставил от TRW и заменил подвесной подшипник карданного вала.
В моторе заменены поршневые кольца и маслосъемные колпачки. Прямых показаний к этому не было, но памятуя о возрасте авто, Вячеслав решил не тянуть с этим. Также был установлен новый выпускной коллектор, заменены бензонасос и датчик распредвала, а также опоры двигателя и АКПП.
После того как коробка неожиданно ушла в аварийный режим, был диагностирован обрыв цепи соленоида 2-3 передачи. Оригинал от GM — на заказ и дорого, аналог с маркировкой BMW (коробка 4L30E была распространена на авто баварской марки) значительно дешевле, но тоже со сроком ожидания 7-21 дней. Выручил качественный заменитель от Alto.
Доработки
Изменения штатной комплектации начались с установки родной для Omega акустики Bose. Вячеслав, самостоятельно разобрав для этого половину салона, проложил соответствующую проводку, а затем установил динамики, сабвуфер и усилитель. Следующим этапом была дополнительная шумоизоляция дверей и новой задней полки с электрошторкой.
Изначально на Omega стоял темно-серый велюровый салон без подогрева сидений. После долгих поисков Вячеслав нашел свою мечту – черный кожаный салон от дорестайлинговой версии с электрическими регулировками и подогревом в комплекте с дверными картами. В компанию к ним установлен руль образца 1998 модельного года с заводской кожей в отличном состоянии. Также установлены дополнительный штатный стоп-сигнал, круиз-контроль, зеркало с автозатемнением и дворники с режимом регулировки паузы.
Эксплуатация
За четыре года владения Вячеслав проехал 60 000 км. Основные и самые масштабные вложения в автомобиль пришлись на первые два года. Причем многие детали еще несли на себе заводские маркировки. Из последнего — замена лобового стекла, ремня ГРМ вместе с роликами и помпой и вышедшего из стоя подшипника муфты кондиционера. Почти все работы Вячеслав делает сам. В запчастях он отдает предпочтение официальным поставщикам деталей для Opel вроде Lemforder и Boge, но предложений на дорестайлинговую Omega с каждым годом все меньше.
Расходы
Планы
В ближайшем будущем Вячеслав планирует установить штатный заводской ксенон и омыватель фар, заменить решетку радиатора и решетки противотуманных фар на тюнинговые варианты от Steinmetz. И самое главное, побороть болезнь всех Omega B – коррозию нижней части дверей.
История модели
Продолжатель дела Omega A дебютировал в 1994 году. Заднеприводный седан и универсал оснащались «четверками» 2,0 (116-136 л.с.), парой V6 (2,5 – 170 л.с., 3,0 – 211 л.с.) и двумя вариантами дизелей (2,0 – 101 л.с. и 2,5 – 131 л.с.). Коробки передач – пятиступенчатая механика и четырехступенчатая АКПП.