оптимальные параметры речевого навыка включают в себя
Оптимальные параметры речевого навыка включают в себя
Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л. С. Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А. А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.
Оптимальные параметры речевого навыка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Речевой навык — это речевая операция (действие), которая осуществляется в соответствии с оптимальными параметрами, к числу которых относятся: устойчивость, бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения.
Понятие и особенности речевого навыка
Сформированный речевой навык предполагает, что по всем параметрам речевое действие или операция способны удовлетворять потребностям речевой коммуникации. Это значит, что обучающийся субъект выполняет ее правильно.
Категорию «навык» можно соотнести с действием и операцией. Она предопределяет относительно высокий уровень их выполнения. Понятие «умение» соотносится с деятельностью в целом.
И. А. Зимняя писала, что в процессе усвоения речевых единиц и правил их использования, человек приобретает речевую способность. Последняя создается и совершенствуется под воздействием речевого общения. Данная способность и именуется речевым умением.
В качестве целостной системы речевое умение включает в свой состав 4 подсистемы:
Каждая подсистема содержит в свою очередь ряд связанных между собой навыков и «частных» умений, а также образов-представлений, соответствующих им и включающих образы-эталоны.
Реализация речевой способности человека происходит при выборе, отборе необходимых слов (единицы языка, которые обозначают предметы и явления, а также их отношения), составлении из них сообщения по определенным правилам используемого языка.
В соответствии со своей природой речевые навыки являются достаточно стереотипными, «механическими» действиями. Наряду с этим коммуникативно-речевые умения обладают творческим характером, так как условия общения почти никогда не могут повторяться полностью. Человек каждый раз должен снова заниматься подбором необходимых языковых средств, используя соответствующие речевые навыки.
Готовые работы на аналогичную тему
Приемы обучения коммуникативным (речевым) умениям должны отличаться от приемов, используемых для обучения речевым навыкам.
Речевое умение и речевой навык
Речевое умение представляет собой обязательный фактор речевой деятельности, который определяется с помощью взаимодействия трех критериев:
Предметное содержание базовых подсистем речевого умения включает несколько подсистем. Лексическая подсистема отвечает за усвоение основ лексических знаком языка. Для этого необходим достаточный словарный запас.
Для грамматической подсистемы характерно усвоение основных грамматических средств языка, включая, в первую очередь, синтаксические и морфологические средства.
Произносительная подсистема отвечает за сформированные базовые рече-произносительные навыки, включая навыки продуцирования фонем, навыки темпо-ритмической организации речи, слогопроизносительные навыки и др.
Рассмотрев внутреннюю структуру речевого умения, можно сделать вывод, что для лексической и грамматической подсистем речевого умения характерно самое непосредственное отношение к языковой способности людей. Произносительная же система может рассматриваться в качестве компонента собственно речевой способности.
Оптимальные параметры речевого навыка
Система взаимосвязанных между собой навыков, которая составляет внутреннее содержание каждой из подсистем речевого умения, способна отражать общее содержание речевой работы (коррекционной, логопедической работы). Здесь каждой подсистеме соответствует отдельное, самостоятельное направление действий в области формированию речевой деятельности.
Коррекционные педагоги (в первую очередь, логопеды-практики) должны всегда учитывать, что речевая способность представлена не каким-либо одним, пусть и достаточно сложным организованным умением. В ее состав входит целый комплекс различных навыков и частных умений.
Частное умение отличается от общего речевого умения, определяемого в качестве речевой способности (способности к осуществлению РД). Его необходимо рассматривать как способность к нормативной реализации определенной законченной стадии или составного элемента деятельности (например, умение составить план и программу развернутых речевых высказываний, умение вести диалог с собеседником и др.). Формирование последних и представляет собой основной предмет «речевой работы».
Все вышесказанное играет большую роль по причине того, что в пределах общественного сознания практическая логопедия чаще всего относится к коррекции недостатков произносительной стороны речи. Большая часть логопедов-практиков видит основную цель своей работы в том, чтобы формировать речепроизносительные навыки. Наряду с этим основное предназначение коррекционной логопедической деятельности заключается в создании у каждого ребенка с нарушениями речи комплексного речевого умения и способности адекватно осуществлять речевую деятельность во всех формах ее проявления.
А. А. Леонтьев писал, что сформировать оптимальные параметры речевого навыка – значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания со стороны обучающегося. При этом для полноценного общения необходимо, чтобы человек мог и умел использовать речевые навыки с целью самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний. В противном случае речевую деятельность можно считать сформированной только частично, в звене ее реализации.
Обучающийся должен произвольно и осознанно осуществлять выбор и сочетать речевые операции (навыки) в соответствии с тем, для какой цели, в какой ситуации, с какими собеседниками происходит общение. Если индивид овладел этими действиями достаточно хорошо, то можно говорить о том, что у него сформировано соответствующее коммуникативно-речевое умение.
Оптимальные параметры речевого навыка включают в себя
В. А. Ковшиков, В. П. Пухов
Психолингвистика. Теория речевой деятельности
Данное учебное пособие адресовано педагогам и психологам, чья деятельность связана с развитием речи у детей и подростков, и в первую очередь педагогам-дефектологам, занимающимся формированием речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза (нарушенного, отклоняющегося развития). Настоящее пособие посвящено одному из важнейших разделов новой области научного знания – психолингвистике, а именно – теории речевой деятельности. Знание основ теории речевой деятельности, по нашему глубокому убеждению, является обязательным условием профессиональной подготовки всех специалистов, на практике осуществляющих решение одной из главных задач образования и воспитания – формирование речи как специфически человеческого вида психической деятельности в ходе личностного и социального развития человека.
Идея создания учебного пособия по психолингвистике сложилась у каждого из его авторов достаточно давно, во всяком случае с тех пор, когда в вузовскую профессиональную подготовку педагогов-дефектологов был включен учебный курс «Основы теории речевой деятельности» (в университетской практике сразу же обозначенный запоминающейся аббревиатурой «ОТРД»). В конце 90-х прошедшего столетия по предложению В.А. Ковшикова авторы решили объединить свои усилия в этом направлении, и через несколько лет был готов первоначальный вариант (рукопись) учебного пособия – первого в отечественной учебной литературе пособия по психолингвистике для студентов-дефектологов. К сожалению, внезапная кончина Валерия Анатольевича не позволила довести эту работу до конца, поскольку ее завершающий этап – окончательная «стыковка» глав и разделов книги, написанных каждым из авторов, их объединение в общий текст пособия, – не была выполнена. И все же эта книга смогла увидеть свет благодаря помощи Издательства «ACT – Астрель» и, в первую очередь ведущего редактора отдела «Образовательные проекты», Е.Е. Шевцовой, которой хотим выразить особую признательность и благодарность. Издание этой книги – это дань памяти и глубокого уважения В. А. Ковшикову – коллеге и старшему товарищу, одному из видных отечественных специалистов в области теории и практики логопедии. Валерий Анатольевич был личностью яркой и неординарной; весь свой большой творческий потенциал и неуемную энергию он направил на разрешение насущных проблем и потребностей практической логопедии, оставаясь до самых последних своих дней ее преданным Рыцарем и слугой. Личный вклад В.А Ковшикова в теорию и методику отечественной логопедии признается всеми ведущими специалистами этой области коррекционной педагогики.
Авторы данного пособия являются «воспитанниками» и представителями разных «школ» отечественной логопедии – санкт-петербургской (ленинградской) и московской. Эти два ведущих «научно-методических центра» отечественной логопедии на протяжении нескольких десятилетий своего существования находились в известной «оппозиции» друг другу, что нашло свое выражение в различиях концептуальных подходов ко многим проблемам теории и практики логопедии. Естественно было ожидать и отсутствия «полного взаимопонимания» во взглядах на психолингвистическую интерпретацию речевой деятельности у авторов настоящего пособия, что на начальном этапе совместной работы действительно имело место. Следует отметить, что некоторые «различия во взглядах» у авторов этой книги были успешно преодолены, а достаточно продолжительные «научные дискуссии» привели к удовлетворившему обоих авторов «консенсууму». Главным обстоятельством, определившим это, являлось весьма заинтересованное отношение авторов к психолингвистике и единство во взгляде на ее роль в профессиональном становлении педагога-дефектолога.
Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув «на стыке» двух «старейших» отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» и языковедческих наук. Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека (А.А Леонтьев, 2003, и др.). Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания психологов и лингвистов. Благодаря проведению целого ряда теоретических и экспериментальных исследований в «недрах» этих наук был накоплен и обобщен достаточно большой гносеологический и фактологический материал, характеризующий специфические – психологические и лингвистические – закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуникации в человеческом обществе. Несмотря на достигнутый в психологии и языкознании значительный прогресс в изучении речи и процесса использования языка в речевом общении, к середине XX столетия специалистам, занимающимся данными проблемами, стало очевидно, что психологам и лингвистам необходимо объединить свои усилия в решении указанных проблем. Возникла настоятельная потребность в создании «универсальной» научной теории, объективно отражающей диалектическое единство языка и речи в процессах речевой коммуникации, объясняющей все многообразие проявлений речевой деятельности и ее связь с процессами мыслительной, аналитико-синтетической деятельности человека. Важным вопросом явилась также разработка новой методологии научного исследования, объединяющей в себе самые современные и перспективные методы теоретического и экспериментального исследования явлений языка и речи. Впервые такая методология научного познания речевой деятельности и изучения природы знаков языка была разработана выдающимся отечественным ученым Львом Семеновичем Выготским, одним из основоположников психолингвистики (42, 45 и др.). Научные открытия Л.С. Выготского, его перспективные и глубокие научные концепции о природе явлений языка и речи, о диалектическом единстве процессов мышления и речи, закономерностях формирования речи и усвоения языка в ходе онтогенеза послужили научно-теоретической основой для возникновения психолингвистики как самостоятельной области научного знания. Без всякого преувеличения можно сказать, что труды Л.С. Выготского и других представителей отечественной психологической и лингвистической школ (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.) явились важнейшей научной предпосылкой для возникновения психолингвистики. Вместе с тем нельзя не признать, что ведущая роль в возникновении психолингвистики как самостоятельной науки принадлежит американским ученым – психологам и лингвистам, прежде всего Ч. Осгуду, Дж. Кэроллу и Т. Сибеоку.
Несмотря на то что признание психолингвистики как серьезной науки в отечественной научной среде состоялось только в начале 60-х гг. XX столетия, отечественная психолингвистическая школа развивалась достаточно интенсивно и вскоре выдвинулась на ведущие позиции. Достижения отечественной психолингвистики получили признание во всем мире. Это произошло во многом благодаря тому, что отечественная психолингвистика черпала истоки для своего развития в огромном научном потенциале отечественной психологической и лингвистической школы, делегировавшей в эту науку лучших своих представителей (А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, Е.Ф. Тарасов, P.M. Фрумкина, АК. Маркова и др.).
Накопленный психолингвистикой за полувековой период ее существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процессов речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речевого развития). Особое значение эти знания имеют для коррекционного педагога (в первую очередь – логопеда), главной целью профессиональной деятельности которого является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Знание психолингвистических закономерностей осуществления речевой деятельности, ее формирования в ходе онтогенеза составляют, по нашему мнению, основу «базовой» теоретической подготовки логопеда. На необходимость активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и методику логопедической работы, а также значение усвоения этих знаний студентами-дефектологами неоднократно указывали в своих трудах ведущие теоретики и методисты отечественной логопедии – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, О.С. Орлова, С.Н. Шаховская и др. Под руководством Р.И. Лалаевой и при участии вышеназванных специалистов была подготовлена хрестоматия по психолингвистике – первое учебное пособие такого плана для коррекционных педагогов. Ряд интересных методических материалов, связанных с внедрением психолингвистических знаний в практику логопедической работы, содержится в пособии, подготовленном под руководством Л.Б. Халиловой на дефектологическом факультете МПГУ (179).
Оптимальные параметры речевого навыка включают в себя
Не менее важным для коррекционного педагога является и знание параметров оценки сформированное™ навыка, которая пока еще не получила достаточного распространения в практике «речевой» (в т. ч. логопедической) работы. В этой связи важным является рассмотрение основных критериев сформированности навыка. К их числу относятся:
§ правильность и качество выполнения действия или операции (применительно к речевому действию — соответствие содержания речевого высказывания целям РД, а его языкового оформления — нормам данного языка, т. е. языковой норме); отсутствие ошибок;
§ оптимальная скорость (темп) выполнения действия и отдельных составляющих его операций;
§ отсутствие направленности сознания на форму («техническую» сторону) выполнения действия;
§ отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;
§ исключение промежуточных операций;
§ устойчивость — качество и время выполнения действий (операций) должно оставаться неизменным в условиях усложнения (до определенного предела) деятельности, составной частью которой они являются.
Следует особо подчеркнуть роль речевой практики в формировании речевых навыков. Все навыки (как языковые, так и собственно речевые) формируются при выполнении речевых действий. Осуществление речевой деятельности предполагает при этом, что речевые действия должны быть доведены до такого уровня совершенства их выполнения как «навык» (И. А. Зимняя [95, 98]).
Таким образом, речевой навык — это речевое действие или операция, осуществляемые по оптимальным параметрам. «Такими параметрами являются бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения, устойчивость. » (139, с. 221). Если по этим параметрам речевое действие или операция удовлетворяет потребностям речевой коммуникации, значит, обучающийся выполняет ее правильно, следовательно, речевой навык сформирован.
Если понятие «навык» соотносится с действием и операцией и определяет достаточно высокий уровень их выполнения, то «умение» можно соотнести с деятельностью в целом. «При усвоении речевых единиц и правил их использования, — указывает И. А. Зимняя, — у человека появляется речевая способность, которая формируется, совершенствуется под влиянием речевого общения. Эта способность и есть речевое умение» (95, с. 39). Речевое умение как целостная система включает четыре составляющие ее подсистемы: лексическую, грамматическую, произносительную и семантическую. Каждая из подсистем содержит комплекс взаимосвязанных навыков и «частных» умений, а также соответствующих им образов-представлений, включая образы-эталоны. Речевая способность человека «реализуется в процессе выбора, отбора необходимых слов (единиц языка, обозначающих как предметы и явления, так и их отношения) и составления из них сообщения по соответствующим правилам данного языка» (96, с. 43).
Оптимальные параметры речевого навыка включают в себя
ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
1. Отметьте какие фазы входят в горизонтальную структуру акта деятельности?
+ планирование деятельности
• ориентировочное бездействие
+ мотивация
+ реализация плана
2. По характеру общения речевая деятельность подразделяется на:
• эмоциональная (неосознанная) речь
+ устная речь
• осознанная речь
+ письменная речь
3. К какой подсистеме речевого умения относят наличие достаточного словарного запаса?
• СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
• ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
• ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
• ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
6. Какие выделяют виды речевой деятельности по направленности на прием или выдачу речевого сообщения?
• инициальные
• реактивные
+ продуктивные
+ рецептивные
7. Оптимальные параметры речевого навыка включают в себя:
• сознательность
+ устойчивость
+ соответствие норме языка
+ полная автоматичность
8. Важнейшим положением психолингвистики какого поколения является идея универсальных врожденных правил оперирования языком, сформулированная на основе того, что, во-первых, эти правила не содержатся в языковом материале в эксплицитной форме, а во-вторых, что ребенок может одинаково свободно овладеть любым национальным языком?
+ второго
• четвертого
• певрого
• третьего
9. Какая система отображает закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний?
• графическая система
• семантическая система
• парадигматическая система
+ синтагматическая система
10. По характеру выполняемой в процессе общения роли, речевая деятельность подразделяется на:
• рецептивная речевая деятельность
+ реактивная речевая деятельность
+ инициальная речевая деятельность
• продуктивная речевая деятельность
11. Единицы психолингвистического анализа являются:
+ речевая операция
+ элементарное речевое действие
• сенсорное восприятие
• визуальные знаки
12. К инициальным процессам речевого общения относятся:
• слушание
+ говорение
• чтение
+ письмо
14. Единицы психолингвистического анализа речи должны нести в себе все основные признаки деятельности. Уточните какие:
+ фазная организация
+ предметность
+ целенаправленность
• линейная организация
15. На каком уровне речевого поведения человека речевые стимулы перекодируются в нервные импульсы?
• интеграции
• самостимуляции
+ рецепции
• моторного кодирования
16. Укажите рецептивные видов речевой деятельности:
• говорение
+ слушание
• письмо
+ чтение
17. Отметьте формы речи по способу ее формирования:
+ внутренняя письменная
+ внешняя устная
+ внутренняя устная
+ внешняя письменная
18. Речевая деятельность включает в себя:
• речевые реакции и речевые акты
• речевые реакции
• речевые реакции, речевые акты, жесты
? речевые акты
19. Отметьте продуктивные видов речевой деятельности:
+ говорение
• чтение
• слушание
+ письмо
20. Укажите, какие правила включает в себя модель «трансформационной грамматики» Н.Хомского?
+ прагматические
+ фонологические
+ семантические
? грамматические
21. Какая область психолингвистики, изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной знаками языка?
• когнитивная психолингвистика
+ психосемантика
• практическая психолингвистика
• психосенсетивистика