орский иверский женский монастырь история
Секреты и чудеса орского монастыря
Увидеть такое повезет не каждому
В России идет Великий пост. Мы решили навестить тех, кто ограничивает себя не только во время четыредесятницы, но и каждый день. Корреспондент Orsk.ru Светлана Станкевич навестила насельниц орского женского монастыря во имя Иверской иконы Божией Матери. Все секреты и чудеса смотрите в этом видео.
Всего в монастыре живут 11 послушниц. Случается, что на ночлег остаются и трудницы. Это женщины, пришедшие в общину для выполнения тех или иных работ. А заняться здесь есть чем. У монастыря, к примеру, свои швейная, ювелирная, свечная и иконописная мастерские.
Своего хозяйства в монастыре пока нет. Разве что два сенбернара: Мира и Герда. Не так давно на территории высадили плодовые деревья. По весне появится огород. Планируется, что в основном выращивать послушницы будут целебные травы для производства лечебного чая. А еще очень скоро орчане смогут отведать хлебобулочных изделий из монастырской пекарни.
Всего орский женский монастырь рассчитан на 20 келей. Нередко с визитами сюда приходят и паломники. Не так давно, к примеру, свое восхищение обителью высказывали гости из Ясного. Пережить недельку-другую сюда пустят любого хорошего человека. За это время, пояснили нам, люди успевают отделить физическое от духовного.
Фото Павла Сагайдака.
Светлана Станкевич.
Служба информации ТРК «Евразия».
Сбежать из жизни, чтобы включить «полный свет»
Они никогда не рассказывали об этом
В Орске полным ходом идет строительство женского монастыря. Мы решили узнать, где и как в данный момент живут послушницы, ведь впереди зима. Для этого мы посетили временное пристанище верующих.
Старшую монахиню орского женского монастыря зовут Ксения. Ей 38 лет. В постриге женщина всего полгода. До этого момента она вела вполне мирскую жизнь. Получила два светских образования и служила в театре актрисой. Путь осознанного воцерковления Ксения начала в 2006 году, после посещения монастыря в Дивеево. Однако для близких решение женщины все равно стало неожиданностью.
— Мама сначала изумилась, — рассказывает старшая сестра орского женского монастыря во имя Иверской иконы Божией Матери монахиня Ксения. — Но потом я объяснила ей, что ты же видишь, как я живу. И сколько лет я иду к этому. Что это не что-то неожиданное, а мое служение в православном театре уже было дорожкой к вере. Только теперь это более глубокое служение.
День монахини, улыбается Ксения, начинается с молитвы и заканчивается ею же. В промежутке работа в храме. Вопреки мирским представлениям, жизнь послушников — это не полное затворничество. С разрешения батюшки и при необходимости они могут пользоваться интернетом, звонить по телефону и даже выйти за пределы монастыря. Блага цивилизации им также не чужды.
— Телевизор мы не смотрим, — откровенно говорит Ксения, — да и некогда. Пользуемся стиральными машинами. И фенами. Потому что на улице холодно. В общем, как обычные люди.
Сейчас орские монахини — их 4 человека — живут в деревянном храме Георгия Победоносца. Пространство внутри перестроено и рассчитано на 10 келий. В святая святых нас не пустили. По церковному этикету, пояснил нам духовник общины протоиерей Сергий, даже сами послушницы не могут входить в чужую комнату.
— Апостол Петр сказал: «Все мне можно, не все полезно», — цитирует Священное писание духовник общины протоиерей Сергий Баранов. — Это сделано с точки зрения полезности. Люди пришли достичь какого-то результата. И, если мы будем постоянно нарушать режим, то ничего не выйдет. По правилам хорошего тона, монахиня к монахине даже в келью не заходит. Это может сделать только игуменья. Потому что все эти переходы и беседы лишние. Они потом переходят в обсуждение и пустословье. Они лишают монахинь сосредоточенности, которая должна быть во время молитвы. Главное дело монаха — беседы с богом, а не с человеком.
Некоторые женщины из числа монахинь имеют детей и внуков. Родные могут их навещать. Если захотят. Но это, впрочем, как и в обычной жизни, случается не часто. «Все мы живем одинокими, замечает Ксения. И лишь немногим удается выйти из-под однобокого луча и зажечь вокруг себя полный свет. Открывшаяся послушницам благодать выше всего земного.»
— Ты видишь впереди себя дерево, — объясняет нам Ксения, — а потом вдруг видишь, что за деревом река. Огромная, бесконечная. И ты уже на дерево не смотришь. Так и здесь.
К постригу готовятся еще 4 сестры. Они надеются, что следующую зиму проведут в новой обители. В строящемся монастыре уже покрыли крышу. Внутреннюю отделку решили проводить по теплу, так что работы остановятся до весны.
В целом, женский монастырь во имя Иверской иконы Божией Матери сможет вместить 20 келий. Больше можно, но не нужно, считает отец Сергий. «Хочется в Орске иметь тихую обитель, отметил он. Неуравновешенные человеческие отношения в большом коллективе помешают глубокому познанию себя и Бога. А ведь именно в этом и есть смысл монашества.»
Светлана Станкевич.
Служба информации ТРК «Евразия».
По святым местам. Орский Иверский монастырь. Часть 2
Аудио
Сердцу православного паломника всегда были близки такие названия, как «Сергиев Посад» и «Дивеево». Надеемся, что Орск пополнит этот список. Ведь здесь в женском монастыре есть копия Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, Богородичная дорожка и, главное, большая любовь, которой делятся со всем миром.
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)
Программа «По святым местам» продолжает свой рассказ о монастыре в честь Иверской иконы Божией Матери. Сердцу православного паломника всегда были близки такие названия, как Троице-Сергиева лавра, Дивеево. Надеемся, что и у монастыря города Орска есть шанс пополнить этот список. Тем более что количество паломников, что приезжает в обитель, увеличивается с каждым годом. Важным моментом служебной жизни здесь является литургия, которая начинается в 12 часов ночи.
Протоиерей Сергий Баранов, духовник Орского Иверского монастыря:
– Кто едет в монастырь, знает это, их трудности не пугают; наоборот, они вырвались из расслабленного, расхоложенного мира, чтобы хотя бы на короткое время мобилизоваться. Но кто-то говорит, что это даже какая-то экзальтированность. Я сразу могу встречный вопрос задать: значит, весь Афон в состоянии нездорового разгорячения? Но Афон живет этим тысячу лет, там всегда службы проходят ночью. И святые отцы всегда отмечали ночную молитву, они обратили внимание, что и психосоматически человеку лучше сосредоточиться, когда природа спит. Ты за день немножко подустал, и это хорошо, потому что твоя эмоциональность чуть-чуть понижена.
Опять же это произошло не в подражание Афону, а естественно, и я очень хорошо теперь понимаю слова преподобного Паисия Афонского, который сказал: «Я ни в чем не могу так отдохнуть и восстановиться, как в молитве». Наверное, если бы не было ночной литургии, меня бы уже не было. Мы поняли, что это наш образ жизни, который нас устраивает, мы опытно познали его пользу и не захотели ничего менять.
Усердная ночная молитва – cущественная составляющая жизни монаха. Так, святой Серафим Саровский, живя в глухом лесу, ночью восходил на камень на молитву. В честь преподобного в обители освящен храм.
Игумения Ксения (Пашкова), настоятельница монастыря во имя иконы Божией Матери «Иверская»:
– Этот храм посвящен его подвигу стояния на камне 1000 дней и ночей, и можно заметить, что это неким образом отражено в оформлении этого храма. Плитка, на которой мы стоим, также напоминает камень. Каждое утро сестры начинают здесь с молитвенного правила. И удивительно, в нашей общине собрались сестры, которые так или иначе связаны с батюшкой Серафимом Саровским. Каждая сестра здесь и отец Сергий любят и почитают батюшку Серафима. Его основной принцип христианской жизни – стяжание благодати Духа Святого – нам очень близок.
Летом прошлого года в монастыре появился еще один объект, который роднит Иверскую обитель с Дивеевской. «У меня здесь и Афон, и Иерусалим, и Киев» – так говорил святой Серафим Саровский о Богородичной канавке. Все, кто бывал в Дивеево, знают об этой знаменитой святыне монастыря. В Орске есть не Богородичная канавка, а Богородичная дорожка; 880 метров паломникам предлагают пройти с молитвой к Матери Божией.
Протоиерей Сергий Баранов:
– Любого православного останови и скажи «преподобный Серафим» – это будет знаковое слово, чтобы он улыбнулся. Настолько это почитаемый светлый святой, тем более в контрасте с современным непростым временем.
Еще один подвижник православия, которого почитают в монастыре, это святой Сергий Радонежский. В 2016 году здесь появился храм в его честь. Царские врата в церкви изготовлены в столярной мастерской святой обители. Специалисты деревообработки трудятся здесь с начала создания монастыря, а другая мастерская – иконописная – появилась в Орске в 1997 году.
– На сегодняшний день приходит много заказов за границу, наши иконы есть и в больших монастырях России (Дивеево, Шамордино). Помимо иконописной мастерской работают столяры, плотники; и царские врата изготавливаются для оформления храмов не только нашего монастыря, но и по всей епархии. В монастыре также работает швейная мастерская, в ней шьется все облачение для сестер и священства епархии.
Шесть лет назад здесь начала работать пекарня, где делают бездрожжевой постный хлеб по старорусскому рецепту. Булочки, печенье, пироги также производятся в монастырских стенах, где днем и ночью не прекращается молитвенный разговор с Богом, а само тесто замешивается с молитвой и любовью. Любовь – это, наверное, главный труд и достижение.
Протоиерей Сергий Баранов:
– В отношениях у каждого свой характер, мировоззрение, привычки, интонации – все это начинает сталкиваться. В этом смысл общежительного монастыря – переломаться друг об друга, перетесаться, чтобы острые углы скатались и ты стал более мягким. Мы не ставим себе идеала, хотя к нему стремимся, но не фантазируем, что у нас через месяц все получится. Мы понимаем, что это стабильный и долгий труд на всю жизнь.
Паломники увидят здесь почти точную копию Троицкого собора, построенного в XV веке в Троице-Сергиевой лавре.
Протоиерей Сергий Баранов:
– Три года назад я стоял в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры со своим другом- священником из Киева. Я стоял в этой атмосфере древнего храма, в котором иконостас Андрея Рублева, росписи Даниила Черного, в котором лежат мощи Сергия Радонежского, и вдруг сказал: «Если бы я еще в этой жизни что-то построил (а я уже много чего построил), я бы построил такой собор». И вдруг через три года у нас этот собор стоит (как мы его сделали, я не знаю). Господь подслушал, наверное, что я там мямлил… Я шучу. Очень красивый собор. Мы попросили в Троице-Сергиевой лавре в архиве чертежи проекта, старые обмеры, и наш архитектор спроектировал этот собор. Мы не ставили себе задачи делать копию один в один; может, это и невозможно. Но вообще, я думаю, он получился.
В прошлом году здесь появилась и водосвятная часовня-купальня. Здесь можно и окунуться в освященную воду, и набрать питьевую из источника.
Протоиерей Сергий Баранов:
– Мы принимаем всех, кого Бог приведет. Не то что это наша цель, будто мы создали монастырь, чтобы принимать паломников. Будут паломники – слава Богу, никто не приедет – мы живем, у нас идет служба. Приедут паломники – уделим им внимание, часть души, кто-то потом остается уже и монахинями нашего монастыря, кто-то изменяет свою жизнь.
Совсем недавно для приема гостей и для жизни монахинь здесь возвели еще один корпус.
– Мы этот центр строили не потому, что нам просто захотелось, а потому, что насельницы монастыря увеличиваются с каждым днем, прибывают новые сестры и люди, которые просто хотят прикоснуться к нашему монашескому правилу, к нашей жизни, и нужно создать определенные условия, чтобы они пожили, попробовали себя.
В новом корпусе есть своя домовая церковь. Храм святителя Иоанна Шанхайского находится внутри корпуса для паломников и монахов. Строительство этой церкви, как и самого комплекса, началось всего два года назад.
– Этот святой может быть примером для нашей жизни, нашей общины – очень любим его. Когда наш батюшка был в Америке в монастыре, который был создан Ефремом Аризонским, возможно, увидел эту духовную близость с этим святым.
Иконостас храма выполнен под яшму, потому что добыча этого камня когда-то прославила Орск.
– Особенность этого храма еще и в том, что здесь иконы святых – имена, которые носят сестры-насельницы нашего монастыря. Батюшка так задумал, мы с ним хотели, чтобы каждая сестра могла прийти в этот храм и почествовать свою святую покровительницу.
Буквально на глазах в Орске преображается окружающее пространство.
– Надеемся, что очень многим людям радостно от такой красоты, особенно тем, что рядышком здесь живут и теперь уже стали постоянными прихожанами нашего монастыря; и просто выходят сюда с семьями, гуляют по этой территории. Может быть, они еще и не знают Бога, но Бог-то их знает.
Здесь считают, что самые правильные отношения между людьми – отношения ассиметричные, когда ты даешь окружающим больше, чем они тебе, и не ждешь от них ответной реакции.
Протоиерей Сергий Баранов:
– Отношение людей нужно заслужить. Когда человек просто требует отношения к себе по факту своего бытия, мне кажется, это неправильно. Со временем тех, кто положительно относится, становится больше, они видят наши искренние труды, территорию, которую мы делаем для них.
Один из навыков, который приобретается в монастыре, это привычка просить прощения. Сестры совершают чин прощения ежедневно.
Протоиерей Сергий Баранов:
– Собрались падшие люди, грешные, чтобы спасти себя. Мы собрались не потому, что кучка достойных отделилась от этого общества, чтобы не испачкаться об них, мы собрались, чтобы общество не запачкать своими привычками и грехами. Любая ссора, даже объективная, никогда не приносила человеку радости, даже когда ты тысячу раз прав. Ссоры, во-первых, печалят нас; во-вторых, сестры иногда видят мое переутомление, мои печали, но самое главное, что мы печалим Бога, Который для нас и так столько сделал, что выше Его не бывает, и мы продолжаем Его оскорблять. Когда Бог для нас становится живой Личностью, не просто какой-то исторической, размытой идеей, Он ныне и присно и во веки веков один и Тот же, Он не там, 2000 лет назад, Он здесь и сейчас.
Сейчас в монастыре строится пещерный храм в честь Николая Чудотворца и преподобной Арсении Усть-Медведицкой. Наверное, если ездить сюда каждый год, то здесь всегда будет что-то новое.
– Не по нашим заслугам, а просто по милости Божией произошло чудо, что здесь вырос такой монастырь, комплекс, который уже включает в себя два больших комплекса. Люди удивляются, и мы сами не перестаем удивляться каждый день тому, что происходит, и верим, что это покровительство Богородицы, в первую очередь Ее расположение к нам, материнская забота обо всех нас.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
«Сердешный» монастырь
Храм-башня
Храмов в Иверском монастыре на самом деле шесть, но этот – самый заметный. Напоминает башню царя Мириама в Сантавро, где провёл последние годы жизни известный каждому грузину святой.
На двери в келью монастырского духовника наклеены пуговицы. Во дворике висят ёлочные игрушки.
«Вот, казалось бы, зачем? А чтобы сердце радовалось и становилось мягче. Тогда в такое сердце сможет зайти живой Бог», – считает игумения Иверской обители Ксения (Пашкова).
Из Греции с улыбкой
Женское сестричество в оренбургском Орске при кафедральном соборе города организовал десять лет назад часто бывавший в Греции и влюблённый в Грузию протоиерей Сергий Баранов. Монастырь вдвое моложе сестричества, но за короткий срок, по словам насельниц, собрал всё лучшее из монашеских традиций трёх стран.
«По духу мы, наверное, ближе к Греции или к Грузии. Там монастырь – это в первую очередь духовная семья, а игуменья в ней мать. Не администратор, не «директор завода». И я стараюсь расти до неё как могу», – рассказывает мать Ксения. Пробегающие мимо сёстры с улыбкой поздравляют меня с Пасхой.
«Улыбки – это у нас, видимо, греческое. Все удивляются, – смеётся настоятельница. – Но Христос же победил! Конечно, мы всегда будем помнить о своих грехах, только ковыряться в них не хотим».
Сейчас в Иверском монастыре почти двадцать сестёр и порядка десяти послушниц. С постригом никого не торопят: лучше помочь человеку жить в миру, чем принудить к подвигу. Потому что монашество – это тяжёлый труд каждодневной любви.
Куда уходит любовь
В обитель многие заглядывают просто за советом в сложной ситуации. «В других местах уже шум бы подняли до небес: как посмела – во двор да не в юбке! А у неё беда. Такое отношение убивает живую веру. Я хочу, чтобы наш монастырь был не «святым» и не образцово-показательным, а «сердешным», – поясняет игумения.
«Я чувствую, как уходит любовь. Просто из-за недомытой тарелки, которая тебя возмутила. Ну и зачем она была мне нужна?» – продолжает она.
По древней традиции главное богослужение суточного круга – Литургия – здесь совершается ночью. Служат её каждый день, и, несмотря на удалённость от городского центра, в храме всегда есть люди. Иногда служат четыре литургии одновременно, в том числе в похожем на русскую печь храме Марии Египетской. У алтаря там стоит огромный старинный деревянный крест, привезённый отцом Сергием из одной из поездок.
С лёгким заскоком
Самой старой монахине Иверского монастыря матери Силуане – девяносто. Помогать друг другу тут считается главным подвигом.
«Хочешь не хочешь, а тебе с этим человеком быть в монастыре до конца жизни. Он твой родной. Он может быть плохим, хорошим, но ты должен его терпеть и любить, как бы он ни ошибался! В миру мы всегда можем поменять место работы, многие и семьи меняют, можно не видеть старость и немощь родителей. Мы всё время ищем комфорта – и с каждым годом становимся всё несчастнее в этом комфорте. Потому что Бог даёт другой комфорт – когда твоя тягота (подвиг. – Прим. ред.) и есть счастье. Здесь всё, что дал тебе Бог, – меняй себя, а не дом и не семью. Можно назвать это жёсткими рамками, но такая несвобода даёт свободу», – убеждена игумения.
И тогда становится видна дорога к Богу. «Тропинка. Радостная и немного вприпрыжку. С подскоком. Или с заскоком», – улыбается она.
Храмы и церкви Орска: самые интересные факты
Спецпроект Урал56.Ру
Наверняка не каждый житель Орска знает, сколько всего в городе храмов, их правильные названия, а также историю их появления. Урал56.Ру подготовил для вас спецпроект, в котором мы собрали всю самую интересную информацию.
История храма Преображения Господня
Храм Преображения Господня в Орске
Первая орская церковь находилась на месте нынешнего индустриального колледжа, где в XIX веке был построен Спасо-Преображенский собор, не сохранившийся до настоящего времени. В 1743 году после большого наводнения церковь была перенесена ближе к горе Преображенской (на место, где в настоящее время расположена типография).
Храм Преображения Господня в Орске
Через 6 лет в городе снова было наводнение, от которого пострадали церковь и вся крепость. Летом этого года на снятую вершину горы Преображенской в третий раз перенесли церковь, которая потом получила название Преображения Господня.
Такой запомнилась жителям Орска в 70-х годах «Башня». Фото из книги С.В.Носкова
В 1891 году Орск посетил Николай II. В 1894 году вновь началось строительство каменной церкви. Новый храм должен был служить как память о посещении цесаревича Николая Александровича. По документам храм достроили к 1903 году.
— В годы репрессий в Орске были закрыты и разрушены все церкви. В 1934 году церковь указали разобрать. Оставшаяся после разборки колокольня долгое время использовалась для установки флажковой сигнализации пожарной команды, а внутри был установлен резервуар для воды. Современная история возрождения порушенного храма начинается в 90-х годах ХХ века. 63 года на горе стояла лишь уцелевшая колокольня, – сообщается на сайте Орской Епархии.
Храм Преображения Господня в Орске. Фото: Орская Епархия
2 мая 1992 состоялось торжественное богослужение и закладка первого камня в основание будущего храма. Через год в колокольне завершили ремонт. С того времени в храм было вложено еще немало сил.
Адрес храма: г. Орск, ул. Степана Разина, 100 А
Храм Покрова Пресвятой Богородицы архиерейского подворья
При церквях с 1885 года в Оренбургской епархии стали создаваться церковно-приходские школы. В Орске большой популярностью пользовалась Михайло-Архангельская церковно-приходская школа, известная в городе как «матушкина».
Покровский женский монастырь, преобразованный из женской общины в 1898 году, представлял собой ряд помещений, построенных в разные годы. Здесь размещались Параскевинская деревянная церковь 1890 года постройки и каменная церковь (1901–1908 гг.), дом священника из дикого камня, дом диакона, каменный корпус, корпус для общежития, 2-этажный корпус — рукодельня, просвирня, трапезная с кухней, деревянный флигель, церковно-приходская монастырская школа с 1914 года и служебные постройки.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы архиерейского подворья, 1916 год
Проживало постоянно на территории монастыря до 120 монахинь, а в некоторые годы и больше. В 1926 году монастырь был закрыт и использовался для размещения воинских частей. По настоящее время сохранилось здание каменной церкви, дом священника и др. Старая деревянная церковь монастыря сгорела в начале 1910-х годов.
— В 1991 году решением правительства по стране начали передавать Русской православной церкви отнятые монастыри и храмы. Орскому благочинию, Оренбургской епархии были переданы два здания бывшего монастыря и часть территории. Первая служба в восстановленном храме Покрова Пресвятой Богородицы состоялась в 1995 году. С 2003 года силами прихожан, учеников воскресной школы ведется поиск исторических сведений о судьбе монастыря и его насельниц, а также о судьбе священнослужителей.
Начало восстановительных работ храма Покровского женского монастыря
Кстати, ходит легенда, что в существует некий тайный подземный ход между женским монастырем и старым кладбищем. Однако сотрудники Орского краеведческого музея категорически отрицают эту информацию, пояснив, что документов о существовании этого хода нет.
Адрес храма: г. Орск, ул. Соколова, 85 А
Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона
Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона
В 2000 году в городе объявили сбор подписей для выделения места под строительство храма в Северном районе. Тогда группой православных медиков было собрано пять тысяч подписей в поддержку данного места.
Крест на территории храма. Фото: Орская Епархия
— Также на территории установили крест, у которого люди молились. На средства, собранные во время крестного хода, была приобретена офицерская палатка, в которой разместился временный храм. Весной 2003 года началось строительство на средства завода «Орскнефтеоргсинтез». В 2004 году были установлены купола с крестами на новом строящемся храме. В этом же году храм был освящен, а затем там состоялась первая литургия.
Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона
После этого орское предприятие пожертвовало строительный вагончик, в котором разместилась церковная лавка и начала работать библиотека, а по городу в магазинах и на заводской проходной были установлены ящики для пожертвований.
Адрес храма: г. Орск, ул. Добровольского, 18
История храма Казанской иконы Богородицы
Храм Казанской иконы Богородицы
В 2002 году в поселке ОЗТП стали собирать подписи верующих для создания нового православного прихода. В этом же году администрация города передала в безвозмездное пользование нежилое муниципальное помещение на Западном проспекте (бывший магазин «Детский мир»), и именно здесь открыли временную церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Первые богослужения стали совершаться с февраля 2003 года. Позже в храме открылась воскресная школа.
Адрес храма: г. Орск, пр-т, Западный, 5
История храма святого Архангела Михаила
Храм святого Архангела Михаила
1 июля 1880 года в Орске начала действовать Михайло-Архангельская церковь, площадь вокруг этой церкви получила название Михайло-Архангельской площади (ныне сад Малишевского). Летом 1885 года церковь сгорела и была вновь отстроена через три года. Вторая каменная церковь на Михайло-Архангельской площади была построена в 1916 году и просуществовала 14 лет. В 1930-е гг. церковь была полностью разобрана.
Михайло-Архангельская церковь. Единственный сохранившийся снимок, сделанный во время паводка в 1928 года
— В 2002 году было отведено место под строительство храма в поселке Гудрон в микрорайоне Степном, был проведен Крестный ход и установлен Поклонный Крест на месте будущего храма, тогда же был подготовлен проект храма. Было решено установить и приспособить два железнодорожных вагона пассажирского типа под временный храм. К 2008 года были заложены фундамент и цокольная часть строящегося храма на улице Краснофлотской на пожертвования прихожан, разных организаций, а также при помощи городских властей с участием руководителя аэропорта «Орск» Сергея Сухарева. К 2011 году закончены работы по строительству подвала, возведены кирпичные стены под кровлю.
Адрес храма: г. Орск, ул. Краснофлотская, 1 Г
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница»
Идея строительства храма в поселке Никель появилась у местных жителей еще в начале 2000-х годов. Когда начались работы, на территории будущего храма нашли икону Божьей Матери «Избавительница». Она лежала в земле, в листьях. Святой лик восстановили, и теперь он украшает алтарь в часовне.
Построили новый храм в 2014 году. Отметим, что возвели его всего за год. В строительство церкви вклад внесли и сотрудники Южно-Уральского никелевого комбината.
Адрес храма: г. Орск, ул. Казалинская, 12
Кафедральный собор святого великомученика и Победоносца Георгия
Кафедральный собор Святого Великомученика и Победоносца Георгия первоначально представлял собой деревянный храм. В связи с нехваткой средств на его строительство отец Сергий решил продать свой автомобиль. А меценат Виктор Васильевич принял решение продать свою коллекцию монет. Именно на эти средства и началось строительство второго придела. Причем, продали коллекцию аж в Москве.
Деревянный храм был заложен осенью 2001 года, а уже 6 мая 2002 года, в престольный праздник, была совершена первая Божественная литургия. Деревянное здание освящено в 2005 году. С 2010 года строится каменное здание. В 2014 году освящено каменное здание собора.
9 сентября 2012 года на территории кафедрального собора во имя святого великомученика и Победоносца Георгия открылся Православный центр для детей и молодежи.
С 1 августа 2009 года в приходе действует детско-юношеский конноспортивный клуб Святого Георгия. Также на территории храма открылся зоопарк, который могут посетить все желающие.
Адрес храма: г. Орск, ул. Ленинского Комсомола, 2
Храм Покрова Пресвятой Богородицы архиерейского подворья
В 1946 году на средства прихожан был куплен бывший дом врача Пермитина на улице Кирова, 18 и реконструирован под молитвенный дом, освященный в честь Святителя и Чудотворца Николая. Так как купленный дом был мал для большого количества верующих, то его площадь была увеличена за счет примыкающего к заднему торцу здания сарая.
Установка колокола на вновь выстроенную звонницу Никольского (ныне Покровского) молитвенного дома на улице Кирова, 18 (1947 год).
Фото из книги С.В. Носкова «Православные храмы Орска»
После объединения сверху на коньке крыши устанавливается луковка большого купола и малого на вальме крыши, а затем надстраивается деревянная башенка-звонница.
Ледяной крест у Покровского молитвенного дома
Отметим, что она вызвала немало споров, так как боялись, что крыша может не выдержать такой конструкции. Спустя некоторое время был куплен соседний дом Рукавицыных, где разместилась контора общины, и жил священник. Оборудовался храм полностью усилиями общины.
Адрес храма: г. Орск, ул. Кирова, 18
Иверский женский монастырь
История монастыря началась задолго до строительства, когда в Орске организовалась община женщин. Она существовала 5 лет в поселке Херсон, за городом. Жили сестры по-монашески. Потом эта община переросла в монашескую, совершились первые постриги.
В Орске начали строительство женского монастыря, 2013 год
Благодетель прихода Олег Кривко для строительства женского монастыря во имя Иверской иконы Божией Матери пожертвовал земельный участок площадью 0,75 гектара в поселке ОЗТП, неподалеку от храма. Он расстался с последним своим капиталом перед уходом в монашество. А самую первую крупную сумму – на заливку фундамента – пожертвовал пенсионер дядя Ваня. Это был миллион, собранный им специально для храма за очень много лет. Собирая эти деньги, он отказывал себе в самом необходимом, даже в продуктах. К сожалению, он уже скончался.
Адрес храма: просп. Западный, 20.
* При подготовке материала использовалась информация и фотографии с сайта Орской Епархии, из книги С.В. Носкова «Православные храмы Орска. Прошлое и настоящее».
Всего на сегодняшний день в Орске насчитывается 26 православных объектов.