особенности эффективного выполнения двигательных умений и навыков
Особенности эффективного выполнения двигательных умений и навыков
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон — физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л. П. Матвеев, 1983).
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.
Характерными признаками двигательного умения являются:
– Управление движениями происходит неавтоматизировано.
– Сознание ученика загружено контролем каждого движения.
– Невысокая быстрота выполнения действия.
– Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
– Неустойчивостью к действию сбивающих факторов.
– Нестабильность результатов действия.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре может быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением.
Двигательный навык — это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).
При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия: восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах — на изменении рельефа.
Рис. 2.4. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения в навык (Мазниченко, 1984).
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким видам деятельности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 08.11.2020 2020-11-08
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Байбиков, Д. А. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры / Д. А. Байбиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 278-279. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74884/ (дата обращения: 15.11.2021).
В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Ключевые слова: физическая культура, двигательные умения, двигательные навыки, практика преподавания
На протяжении всей жизни человека, под влиянием многих факторов, формируются двигательные действия, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения: последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, после — от умения к навыку.
Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательный навык — это освоенные и упроченные действия, осуществляющиеся автоматически, обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи [2].
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры строится с учетом общенаучных принципов методологии педагогики [1]:
− Принцип систематичности и последовательности — это регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, постепенное увеличение физической нагрузки (переход от простых упражнений к более сложным упражнениям). Т. е. данный принцип обеспечивает непрерывность образовательного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха, последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в практики преподавания и как следствие совершенствование функциональных систем организма.
− Принцип наглядности — это формирование представлений у обучающихся образа двигательного элемента перед попыткой выполнить посредством совокупности ощущений, поступающих от органов чувств: зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Данный принцип реализуется через: демонстрацию изучаемых двигательных действий педагогом или наиболее подготовленным обучающимся; использование схем, видео с образцами техники изучаемых двигательных действий; использование звуковых сигналов и др.
− Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
− Принцип сознательности и активности — формирование у обучающихся устойчивого познавательно интереса, стимулирования стремления к самопознанию. Осуществляется посредством применения на занятиях различных технологий, форм и методов обучения, способствующие активизации внимания и знаний обучающихся.
− Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, отражающие современное состояние науки или направление творческой деятельности.
− Принцип доступности — соответствие объема изучаемого материала, средств, форм и методов обучения с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и уровнем их подготовленности. В практике преподавания данный принцип обеспечивает, прежде всего, соответствие объема движений и степени трудности в процессе обучения с возрастными и индивидуальными особенностями занимающихся и уровнем их подготовленности. Реализация принципа осуществляется путем анализа уровня знаний, умений и навыков обучающихся и на основании полученных данных составления рабочей программы, ориентируясь при этом на утвержденные программные и нормативные требования.
− Принцип динамичности — постепенное повышение требований к обучающимся, применение новых, более сложных упражнений. Например, увеличение физической нагрузки и координационной сложности двигательных действий, т. е. разучивание новых упражнений или совершенствование техники.
− Принцип связи теории с практикой — закрепление теоретических основ в практической деятельности. Например, изначально изучается теория техники двигательных действий, а после происходит ее освоение на практике.
Обобщая все выше сказанное, следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и не могут реализоваться в отдельности.
Анализируя научно-методическую литературу и опыт ведущих педагогов по физической культуре можно отметить, что в настоящее время уделяется повышенное внимание к развитию и совершенствованию двигательных умений и двигательных навыков, есть множество методов и приемов в организации обучения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и круговой методы, это лишь небольшая их часть.
На уроках физической культуры, изучая технику выполнения отдельных движений, комплексов или комбинаций физических упражнений важно акцентировать внимание обучающихся на теоретические знания формирования двигательных умений.
Совершенствование двигательного навыка осуществляется за счет многократного повторения движения, делая приобретенные навыки более прочными.
Вашему вниманию предоставляю ряд нестандартных заданий для теоретического ознакомления детей с двигательными движениями с их последующим освоением:
Задание 1. Пройдите по ссылке и просмотрите фрагмент футбольного матча (URL: https://www.youtube.com/watch?v=7GsaScSto04), разработайте комбинацию, чтобы предотвратить ситуацию и обыграть соперника. Можно продумать несколько комбинаций, а не одну. Придуманную комбинацию нужно записать и быть готовым показать на практике.
При выполнение обучающимися подобных заданий развивается также креативность как ключевая компетентность обучающихся.
Задание 2. Прочитайте текст и подчерните одной чертой знакомую информацию и двумя чертами — новую информацию. Опишите трудности, которые могут возникнуть при выполнении данного броска.
Бросок крюком — эффективный, но сложный вид броска, выполняемый круговым движением руки снизу-вверх на близких и средних расстояниях при плотной опеке противником (рис. 1). Обычно применяется упрощенный вариант этого броска — полукрюк. При полукрюке бросок выполняется из положения полубоком к кольцу, бросок используется на близких расстояниях. В прыжке игрок совершает круговое движение рукой с мячом от плеча вверх, направляя его в корзину [3].
Данное задание направлено на изучение навыков броска, опираясь на уже имеющие знания и навыки обучающихся, развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Проанализировав полученный результат, учитель строит траекторию формирования и развития двигательных умений и навыков обучающихся.
Для обучающихся начальной школы эффективно применение игрового метода, как для комплексного совершенствования движений, так и при их первоначальном разучивании.
К игровому методу относятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся [4].
Несмотря на специфические отличия двигательных умений и навыков, вытекающие из характера управления движениями и различной степенью владения действием, способствуют успешной социализации в современном мире.
Формирование двигательных умений и навыков
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Бюджетное учреждение Орловской области
«Спортивная школа олимпийского резерва №10»
по теме самообразования
«Формирование двигательных умений
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Ведущей задачей физического воспитания является формирование системы двигательных умений и навыков.
Особенности осваиваемых двигательных действий, а также закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом определяют дидактические подходы в процессе физического воспитания.
Обучая двигательным действиям, решают следующие конкретные задачи:
1. Формировать «начальную школу движений», т. е. «научить управлять движения, выполняемыми основными звеньями двигательного аппарата͵ на основе чего будет создана база для более сложных форм двигательной деятельности.
2. Обучить тем действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения или как средства подготовительные, избирательно действующие на развитие физических качеств.
3. Сформировать, а также довести до определенной степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Учитывая зависимость от особенностей изучаемых двигательных действий и характера вышеприведенных задач для процесса обучения характерны следующие особенности:
– неодинаковые затраты на освоение техники;
– зависимость методов и особенностей построения процесса обучения от структурной сложности формируемых действий. Так, при разучивании простых действий избирается метод разучивания в целом; при разучивании сложных – по частям. Иногда разучивание движений идет с основной фазы (отталкивание в прыжках в высоту), в других с подготовительной, иногда с завершающей фазы – обучение приземлению в прыжках детей младшего возраста.
Особенности обучения движениям зависят и от специфики проявляемых в них физических качеств (если предмет обучения – движение, не требует высокого проявления двигательных качеств, то ему обучают с помощью метода стандартно-повторного упражнения, доводя двигательные навыки до автоматизма).
Двигательное действие возникает на основе самого крайне важного минимума знаний о технике, имеющегося двигательного опыта и общей физической подготовленности. При этом происходит постоянный поиск рационального способа выполнения действия, который осуществляется при ведущей роли создания в управлении движениями. Все это определяет сущность двигательного умения. Двигательное умение характеризуется таким уровнем овладения двигательным действием, при котором управление движением осуществляется сознательно с повышенной концентрацией внимания на составные операции и проявляется нестабильными способами решения двигательной задачи. (Л. П. Матвеев и др.). При многократном повторении двигательного действия, координационные механизмы, обеспечивающие его, постепенно автоматизируются – двигательное умение переходит в двигательный навык. Главной чертой навыка является автоматизированное управление движениями. Двигательный навык можно охарактеризовать как такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движением происходит автоматизировано и действие отличается высокой надежностью.
Схема перехода умения в навык.
Неавтоматизированное управление движениями
Концентрация внимания на самом действии
Стереотипное повторение движений
Автоматизированное управление движениями
Концентрация внимания на цели и условиях действия
Устойчивость, надежность действия
Двигательные умения являются переходными ступенями, стадиями формирования двигательного навыка в тех случаях, когда нужно добиться прочного совершенного владения техникой какого-либо двигательного действия. Иногда двигательные умения играют вспомогательную роль, служат подводящими упражнениями при обучении двигательным действиям. В таком случае их не нужно доводить до навыков. Двигательные умения имеют образовательную ценность, так как в их основе лежит активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Значение двигательных навыков определяется следующими особенностями.
результат и условия действия. Но автоматизированное управление движениями в двигательном навыке все-таки происходит сознательно. Человек приказывает себе в нужный момент выполнить действие, контролирует ход его выполнения и результат, может изменить движение или прекратить его.
2. Слитное выполнение движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности двигательного действия.
По концепции И. П. Павлова, его последователей, в основе становления двигательного навыка лежит динамический стереотип, т. е. образование стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий. Это такое состояние функциональной системы, когда она, закрепляясь в результате многократных повторений действий, приобретает стационарный характер. Динамический стереотип обусловливает такие основные черты двигательного навыка, как автоматизированное управление движениями, их слитность, надежность двигательного действия. Совершенствование двигательного навыка связано с его вариативностью. Варианты, вероятно, возникают в результате формирования дополнительных функциональных систем, которые, закрепляясь, тоже переходят в стационарное состояние, т. е. в динамические стереотипы. К закономерностям формирования двигательного навыка относят: фазовость, волнообразность (неравномерность), перенос.
1. Стадия формирования первоначального умения короткая по времени. На этой стадии дети знакомятся с новыми движениями. Она характеризуется иррадиацией процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. У детей на этой стадии наблюдаются неточность и неуверенность в движениях, наличие лишних движений, общей напряженности мускулатуры. Внешне формирование навыка на этой стадии выражается в создании общей картины двигательного действия.
2. Стадия упрочения навыка, более продолжительная во времени. На этой стадии у детей путем повторения упражнений улучшается выполнение движений. Οʜᴎ становятся более правильными. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы. На этой стадии постепенно развивается внутреннее дифференцируемое торможение, ограничивающие процессы возбуждения. На этой же стадии формирования двигательного навыка наблюдается волнообразность, т. е. двигательные действия то улучшаются, то ухудшаются. В основном на этой стадии формируется стереотип – сложная система временных связей в коре головного мозга.
З. Стадия стабилизации характеризуется завершением динамического стереотипа, соответствующего основному варианту двигательного действия, навык приобретает все свои черты, сформированные движения делаются точными, правильными, выполняются свободно, экономно. Происходит автоматизация движений. На этой стадии формируются различные варианты двигательного действия. Эти стадии формирования двигательного навыка являются физиологическими фазами, т. е. это биологические процессы, проходящие в организме, в результате воздействия двигательных действий.
Волнообразность, неравномерность формирования двигательного навыка выражается в различной степени качественного его прироста. Она имеет 4 разновидности.
1. Формирование навыка с «отрицательным ускорением». На первых этапах обучения происходит довольно быстрое овладение двигательными действиями. Затем качественное улучшение навыка замедляется. Так формируется двигательный навык в легких двигательных действиях. Обучаемый быстро осваивает основу действия и долго осваивает ого детали.
2. Формирование навыка с «положительным ускорением». В этом случае в начале обучения качественное улучшение незначительно. Затем оно резко возрастает. Такой вид формирования навыка характерен для обучения сложным двигательным действиям. Так происходит, когда незаметные внешне качественные накопления только по прошествии определенного времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения двигательными действиями.
3. Замедление в развитии навыка может происходить в том и другом видах ускорений, на определенной степени совершенства двигательного навыка. Чем совершеннее навык, тем нужно больше усилий педагога, тем более высокой должна быть степень его педагогического мастерства, чтобы добиться дальнейшего улучшения навыка.
4. Задержка в развитии навыка «плато». Здесь бывают две причины: внутренние, когда происходят незаметные приспособительные изменения в организме, которые лишь со временем дают качественные улучшения навыка.
Внешняя, обусловливается неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем развития двигательных качеств. В таком случае следует правильно определить причину задержки в развитии навыка. В случае если это вызвано внутренними причинами, то для преодоления задержки требуется только время. В случае если это влияние внешней причины, то требуется изменение методов. Еще одна закономерность – перенос двигательных навыков. Важнейшей образовательной задачей физического воспитания является формирование систем двигательных навыков. При этом, формируясь одновременно или последовательно, двигательные навыки оказывают друг на друга влияние. Уже сформированные двигательные навыки тоже оказывают влияние на вновь формируемые. Такое взаимодействие двигательных навыков называют переносом. Положительным переносом принято называть такое взаимодействие двигательных навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования нового навыка (навык – метание мяча, способствует навыку метания гранаты), т. е. формирование нового двигательного навыка должно опираться на уже приобретенные в результате жизненного опыта и обучения. При этом каждый последующий навык опирается на структурные элементы сформированных навыков, сходные с соответствующими элементами навыка, формируемого вновь. Явление положительного переноса навыков широко используется при обучении двигательным действиям. Последовательность обучения движениям определяется с учетом закономерностей переноса, чтобы освоение одних движений создавало предпосылки к освоению других. При этом большие возможности появляются тогда, когда больше объем и разнообразие учебного материала. Двигательные действия систематизируются по группам на основе сходства структур и, кроме того, каждая группа движений разбивается по сложности. В таком случае каждое освоенное движение будет являться подготовительным для последующего. Положительный перенос навыков используется в разработке систем подводящих упражнений.
Отрицательным переносом (интерференцией) принято называть такое взаимодействие навыков, при котором сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Здесь сходство структур упражнения наблюдается в подготовительной фазе и различие в главной.
Причинами интерференции являются:
1. Прочность временных связей, образованных ранее.
2. Сохранение в новых действиях таких компонентов, которые мешают установлению своеобразия нового двигательного действия.
3. Врожденные автоматизмы (левша).
Чтобы избежать влияния отрицательного переноса навыков, желательно при планировании учебного процесса исключать одновременное формирование «конкурирующих» навыков. С позиции физиологии перенос навыков объясняется тем, что при формировании новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации, соответствующие крайне важной структуре двигательного акта. Разрушение навыка. Двигательный навык как условный рефлекс может разрушаться, если отсутствует подкрепление. Разрушение происходит в обратном порядке, постепенно. В начале регрессирования не заметны качественные изменения. Обучаемый начинает лишь испытывать неуверенность в своих силах, при этом могут происходить срывы в выполнении двигательного действия. Далее теряется способность к точной дифференциации движений, исчезает индивидуальность в технике исполнения, т. е. двигательное действие качественно ухудшается и, наконец, может потеряться способность выполнять сложные двигательные действия. При этом основа навыка сохраняется довольно долго. Двигательный навык может ухудшиться и при снижении уровня двигательных качеств.
На формирование двигательных действий большое влияние оказывает сознательное отношение детей к выполнению упражнений. Это способствует более точному и успешному овладению движениями. Мыслительные действия, возникающие при обучении движениям способствуют лучшему восприятию движений и лучшему их выполнению. Подключая сознание ребенка к процессу формирования двигательных умений и навыков, детей как бы подводят к умению видеть, мышечно чувствовать движения, определять качество физических упражнений. Большое значение в обучении движениям имеют положительные эмоции и интерес. Испытываемые ребенком удовольствие и радость при выполнении физических упражнений вызывают желание добиться лучшего результата. Обучая детей движениям, следует ставить перед ними посильные задачи. Важно создать надлежащие условия для обучения, чтобы ничто не мешало ребенку воспринимать изучаемый материал. Вместе с тем, обстановка способствует созданию определенного эмоционального состояния (к примеру, положительные эмоции вызывает музыка; музыкальное сопровождение при выполнении упражнений влияет на характер их исполнения). В построении процесса обучения упражнениям можно выделить относительно завершенные этапы, соответствующие определенным стадиям формирования двигательных умений и навыков. Эти этапы отличаются как педагогическими задачами, так и по методике обучения.