особенности социально политического развития киевской руси
ВОПРОС № 10: Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
882 год (9 век) – дата образования российского государства, Киевская Русь.
Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода:
II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.
III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.
Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами.
Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, на него выносились общественно-важные вопросы и проблемы.
Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в., и получившая окончательное закрепление в «Русской Правде»
· Правление Владимира (1) Святославовича (Красно Солнышко) – крещение Руси 988 год.
Происходит постепенный переход, перемещение политической жизни от центра — Киева — на окраины. Уже в начале XII в. формируются новые политические силы, которые могли обходиться без Киева. Сначала это Полоцкое княжество, издавна мало считавшееся с киевским князем. Затем Ростово-Суздальская, Черниговская, Галицко-Волынская, Смоленская, Новгородская и другие земли. Общественная и политическая жизнь дробится и замыкается на местных центрах. Это происходит прежде всего потому, что местные князья и их дружины прочно связывают свои интересы с отдельными княжествами.
Распаду Древнерусского государства способствовали и разделы земель, и бесконечные усобицы между князьями.
В обособившихся княжествах — новых политических и экономических центрах — быстрее развивались ремесла, интенсивнее шло строительство, процветала культура.
С распадом единого государства наступил период феодальной раздробленности. Иногда используется другое определение: удельный период. В самом деле, после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава (1132 год) Киевская земля стала распадаться на самостоятельные политические образования — уделы. К середине XII в. их насчитывалось 15. Спустя полвека — уже около 50.
Из большого числа суверенных земель, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Сложилась своеобразная федерация русских княжеств, способная иногда к совместным действиям. Однако в целом распад на уделы и усобицы пагубно отразился на военной мощи.
Вместе с тем сама раздробленность — результат восходящего развития феодализма (собственность на землю). С ней связано упрочение хозяйства, рост городов, развитие культуры.
ПОСЛЕДСТВИЯ | |
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
1.Расцвет городов в удельных землях. | 1.Постоянные княжеские усобицы. |
2.Складывание новых торговых путей. | 2.Дробление княжеств между наследниками. |
3. Ослабление обороноспособности и политического единства страны. |
Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны — в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.
ВОПРОС № 11: Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
В Европе средние века были, главным образом, периодом феодализма, который развился в результате распада Римской империи. Но была уничтожена только западная часть империи, на востоке она выстояла и просуществовала еще тысячу лет, как Византия.
Русь была тесно связана с Византией экономически и культурно, также русские с незапамятных времен жили рядом со степными кочевниками. Поэтому, построенная на другом фундаменте экономическая и социальная структура Руси раннего средневековья отличалась от европейской.
· Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны — в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.
· В России крестьяне были прикреплены к общинной земле, от князя зависели юридически (по сути рабы).
· В Европе крестьяне были прикреплены к экономически зависимой княжеской земле.
· В России крепостное право было более жестким и просуществовало намного дольше.
В любом случае, в Киевской Руси, как в Византии, монетарная экономика превалировала над натуральным хозяйством. И, в отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны.
Но в социальнополитическом развитии Руси и Западной Европы в средние века были также сходства.
· В Киевской Руси строй «торгового капитализма» был наложен на неразвитые родоплеменные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен была во многих отношениях сходной.
· Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян.
· Много общего было и в организации княжеских властных органов. На Руси, как на Западе, князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по управлению собственными имениями.
· «Правда» сыновей Ярослава имеет много общих черт с «Capitularia» Каролингов.
Особенности социально-политического строя Киевской Руси
На первом этапе развития Древнерусское государство было типично раннеклассовым. Основная часть его населения состояла из свободных земледельцев. Каждая земля представляла систему сельских общин, которые все больше попадали в зависимость от усиливающегося государства. Наряду со свободным населением существовали, хотя и в меньшем числе, различные категории зависимого населения, вплоть до рабов.
Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь, который именовался Великим, поскольку на местах (в землях) существовали и другие зависимые от него князья. Великий князь уже с конца I в., желая подчеркнуть свою силу, значение и независимость Киева, принял тюркский титул хакана (кагана), который по сути был эквивалентом славянского великий князь и европейского император.
Великий князь был верховным законодателем, военным предводителем, получателем дани от зависимых территорий, функции князя: владеть и судить по праву (т. е. по справедливости). Для Древнерусского государства, как и для всякого другого раннефеодального государство, была характерна неотделенность суда от администрации, отсутствие специальных судебных органов. В Х в., видимо, действовало обычное право, которым руководствовались великие князья и их дружина.
Утверждение христианства на Руси по византийскому (православному) обряду в качестве государственной религии оказало большое влияние на все сферы государственной и общественной жизни, хотя его последствия были противоречивы.
Выиграв от союза с Византией, Русь осложнила отношения с католическим Западом. Принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полной мере религиозному подчинению ей Руси. Хотя митрополиты всея Руси с резиденцией в Киеве и епископы (в первой половине XI. в. епархии возникли во всех крупных городах Руси), как правило, до Х1У в. были греками и назначались Константинополем, они полностью зависели от киевского князя.
Христианизация послужила мощным стимулом для ознакомления с византийской (а через нее и с античной) культурой и ее восприятия. Вместе с тем под предлогом борьбы с язычеством православная церковь уничтожала культурные ценности восточных славян.
Итак, установился принцип организации власти на Руси. Феодальная раздробленность победила. Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение (на первых пори) его в своеобразную конфедерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого стала номинальной. Отношения между князьями регулировались существовавшим тогда обычным правом и соглашениями между ними. В самостоятельных княжествах князья имели все права суверенного государя: решали с боярами вопросы внутреннего устройства и внешней политики.
§ 2. Социально-политическое развитие Киевской Руси
§ 2. Социально-политическое развитие Киевской Руси
Для того чтобы понять суть общественно-политической жизни Древней Руси надо обратить внимание на такое интереснейшее явление, как древнерусский город. Города возникают в VIII–IX вв. как центры племен и союзов племен, выполнявшие различные социальные функции, и, прежде всего редистрибутивные, т. е. сосредоточение и распределение прибавочного продукта.
Они были средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими были политическая и оборонительная функции, в них находились главные религиозные святыни и кладбища («капища» и «требища»). В основе социального устройства городов лежала община. Древнейшие города возникали в результате общинного синойкизма — слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города, о правительственных функциях русских городов — Киева, Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX–X вв. городская община была еще родовой, так как и само общество переживало высший этап развития родо-племенного строя.
Не случайно в летописях «город» древнейшей поры идентичен «роду». В конце X — начале XI в. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот был достаточно болезненным и сопровождался такими явлениями, как перенос городов; уничтожение старой родо-племенной знати — «старцев градских».
Городская община отныне основана на территориальных связях, проявлением чего было и развитие кончанской системы, которая как бы накладывалась сверху на древнюю сотенную, уходящую корнями в родо-племенное общество. Параллельно шел рост городской округи — растут и крепнут города-государства.
Что же собой представляли эти социальные организмы? Ядро города-государства XI–XII вв. составлял старейший город — прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия.
Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Новгородцы бо изначала и Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же старейшие сдумають на том же пригороди стануть».
На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы.
Вообще, и на вече, и вне его древнерусские люди, т. е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола».
Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности.
Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» — волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности.
Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь состоявшую из сотен — более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц. Главный город не мыслился без «области», «волости», т. е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т. п. Эти волости — города-государства имели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.
Христианская церковь, заменив языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном организме. Вполне соответствовали демократическому духу политической жизни Киевской Руси соборы — собрания священников городских церквей и клиросы — коллективные органы управления при соборах, включавшие в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей, считая их общинным земельным фондом.
Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече.
Волости, как отдельные государственные образования, в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.
Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые — более мелкие.
К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств, толкала сама социально-политическая организация древнерусского общества с присущей ей прямой демократией, выражавшейся в непосредственном участии народа в деятельности народных вечевых собраний — верховного органа власти города-государства. Города-государства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского нашествия.
Читайте также
10.5. Социально-политическое развитие СССР в 30-е гг
10.5. Социально-политическое развитие СССР в 30-е гг Тоталитарная системаВ итоге социально-экономических и политических преобразований советское общество к концу 30-х гг. стало социально однородным. «Эксплуататорские» классы и группы были ликвидированы. В 1937 г. 97,4 процента
2. Социально-политическое развитие неоккупированных районов
2. Социально-политическое развитие неоккупированных районов Начало национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков, фактическое создание единого фронта, общий патриотический подъем существенно изменили политическую атмосферу
10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России
10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура которой была архаична.Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на
14.1. Экономическое и социально-политическое развитие
14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится аграрно-индустриальной и по объему
15.1. Политическое и социально-экономическое развитие современной России
15.1. Политическое и социально-экономическое развитие современной России Стремление последних лидеров СССР во главе с М. Горбачевым сохранить социализм путем придания ему «человеческого лица» проявилось в мероприятиях по созданию регулируемой рыночной экономики,
44 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
44 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ Российская империя в начале XX в. представляла собой абсолютную самодержавную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала царю.В 1894 г. на русский престол взошел Николай II, сын
Тема 12 Социально-политическое развитие России в XVI в.
Тема 12 Социально-политическое развитие России в XVI в. ПЛАН1. Начало правления Ивана IV.1.1. Династический кризис.1.2. Правление Елены Глинской: Борьба за власть. – Реформы.1.3. Период боярского правления.1.4. Венчание Ивана IV на царство.1.5. Восстание 1547 г. и его
Тема 16 Социально-политическое развитие России в начале XVII в. (эпоха Смуты)
Тема 16 Социально-политическое развитие России в начале XVII в. (эпоха Смуты) ПЛАН1. Общая характеристика эпохи.1.1. Что такое Смута.1.2. Характер Смуты.2. Предпосылки Смуты.2.1. Хозяйственный кризис.2.2. Закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов.2.3. Обострение отношений
Тема 18 Социально-политическое развитие России в XVII в.
Тема 18 Социально-политическое развитие России в XVII в. ПЛАН1. Народные движения.1.1. Городские восстания: Предпосылки Соляного бунта 1648 г. – Соляной бунт. – Другие выступления.1.2. Восстание под руководством С. Разина: Общая характеристика и состав движения. – Предпосылки
Глава I Социально-экономическое и политическое развитие КНДР после окончания войны
Глава I Социально-экономическое и политическое развитие КНДР после окончания войны После окончания Корейской войны социально-экономическая обстановка в КНДР была очень сложной. Страна была практически разрушена. Перед северокорейским руководством стояла неотложная
Заря современной Америки (социально-политическое развитие США в 20-е – 30-е годы XX в.)
Заря современной Америки (социально-политическое развитие США в 20-е – 30-е годы XX в.) Из войны США вышли заметно усилившимися. Они занимали ведущие позиции в сфере экономики. Финансовый центр мира переместился в Америку. Соединенные Штаты превратились в основного мирового
Социально-политическое развитие Англии в межвоенный период
Социально-политическое развитие Англии в межвоенный период Англия вышла из Первой мировой войны победительницей, но, как и Франции, победа досталась ей очень дорогой ценой. Больше всего пострадали британские финансы. Внутренний долг вырос в 10 раз, внешний долг превысил 1
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ Сельское хозяйство. Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство, имевшее древние традиции и достигшее высокого уровня развития. Особенно успешно развивалось земледелие, уровень которого
§2. Особенности социально-политического развития Киевской Руси
Складывание государства у восточных славян. В течении VI — VIII вв. сложились основные предпосылки для образования Древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины.
Таким образом, при образовании Древнерусского государства сказалось норманское влияние, которое проявилось в большой роли варяжских дружин в торговле Руси с Востоком на пути «из варяг в греки» (линия Волхов —- Днепр, ставшая главной артерией Киевской Руси), в варяжском происхождении великокняжеской династии и, видимо, самом названии «Русь». Правда, по поводу термина «русы» идут научные споры. Одни полагают, что русы — это варяги. Другие настаивают на славянском происхождении этого названия.
Варяги — выходцы из Скандинавии.
Однако из этого не следует, что государственность была привнесена на Русь извне, поскольку еще до призвания варягов для нее уже имелись bc⅛ необходимые предпосылки.
zч (Процесс создания государства прошел через несколько этапов, содержание которых составили формирование ядра и контуров государства, а также укрепление его единства путем принятия христианства. |
На ранней стадии существовали два центра формирующегося государства — Новгород и Киев. Хотя истоки великокняжеской династии связаны с Новгородом,! государство возникло в Приднепровье со столицей в Киеве. Решающее значение имел геополитический фактор^ Киев стал центром формирующегося государства, поскольку находился на перекрестке торго* вых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом.)
Расцвет Древнерусского государства.
об обороне Руси, он укрепил границы «заставами богатырскими». Во- вторых, произошли изменения в государственном устройстве. Власть племенных князей была поколеблена. Они превратились в посадников великого князя, оказались в его подчинении. Государство представляло собой федерацию княжеств во главе с великим князем. В-третьих, и это самое главное, Русь приняла христианство, которое, превратившись в государственную религию, стало прочной основой молодого государства. ∕ /V
Крещение Руси (988 — 989 гг.) было своевременной и прогрессивной мерой большого исторического значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, укрепившей единое государство, позволило освоить высшие достижения мировой культуры, способствовало расширению связей с другими странами, росту международного авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт /— церковь. Во главе ее в масштабе государства стоял митрополит, в областях — епископы, в городах и селах — священники. В пользу церкви население платило налог — десятину (1/10 дохода).
У великого князя Владимира было 12 сыновей, которые после его смерти четыре года вели кровопролитную борьбу за княжеский престол, В 1019 г. великим князем стал Ярослав, которого затем назвали Мудрым. Он способствовал распространению и закреплению христианства, обеспечению самостоятельности Руси. Молодое государство, заимствовавшее религию у могущественной Византии, подвергалось угрозе зависимости от нее. В первое время церковь формально подчинялась византийской: митрополита на Руси назначал константинопольский патриарх.
Ярослав особенно заботился о том, чтобы Русь не нуждалась в привлечении из-за границы священнослужителей, ученых, писателей, строителей. При нем строились школы, распространялась грамотность, переводились книги, создавалась своя литература. Средоточием этой деятельности стали монастыри, которые появились во время княжения Ярослава.
При Ярославе на Руси впервые появились писаные законы, и создавалась «Русская правда» — первый русский юридический документ, содержащий нормы феодального права. Первую ее часть составляет «Правда Ярослава»(1015 — 1016 гг.); его сыновьям и внуку принадлежит «Правда Ярославичей»(1072 г.) и «Устав Владимира Мономаха»(1113 г.).
Киевская Русь превратилась в страну, государственное и политическое единство которой обеспечивалось несколькими законами и передовой религией. Она стала державой, ни в чем не уступающей другим. Свидетельством ее высокого авторитета являлись династические браки великого князя, его
детей и внуков. Образование Древнерусского государства органично вписа лось в европейский исторический процесс.
Общественный строй Киевской Руси. Киевская Русь имела свои особенности, вызванные конкретно-историческими условиями. Это было раннефеодальное государство, в котором феодальная тенденция, сословная структура общества, находились в стадии формирования.
Основное население страны составляли свободные общинники — лю
дины, или люди. Они объединялись в сельскую общину — вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные самостоятельные семьи.
Вторая большая группа населения — смерды. Это полусвободные данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество наследникам. Оно передавалось князю. Эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.
Рабство было двух видов — полное или неполное. Источники полного рабства: плен; продажа себя в рабство; женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу тиуном, ключником; заключение договора и т.д.
Неполные рабы — закупы, появились в XII в. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу) Он работал слугой в доме или в пахарем в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он мог выкупиться, вернуть долг.
Небольшую группу населения составляли рядовичи. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т.д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.
Другая небольшая группа — изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т.д.
Довольно большая группа населения — ремесленники. Города по мере развития общественного разделения труда становились ремесленно
торговыми центрами. С развитием городов связана и деятельность купече
\ ства. Договор 944 г. с Византией позволяет говорить о существований самостоятельной купеческой профессии на Руси. 1
Политической основой государства являлась великокняжеская власть.] Вся Русская земля считалась владением великокняжеского дома, а престо наследовался по старшинству в роде.
Главным органом управления была дружина князя, которая представляла собой сословный, а не родовой орган, что способствовало формированию слоя феодалов. Однако и здесь преобладала коллективная форма собственности. Наиболее приближенные дружинники составляли собой совет, «думу», и именовались боярами. Они имели свои села, дома, но только в качестве наместников. Низшая часть дружинников жила при дворе князя, яа его довольствии.
В политическом управлении еще сохранились племенные элементы. В ряде земель княжескую власть ограничивал вечевой строй, в управлении народа на местах наряду с посадниками участвовали старейшины. Об участии народа в политической жизни свидетельствуют народные восстания. Восстание киевлян в 1113 г, привело к призванию на киевский престол популярного в народе Владимира Мономаха, который пошел на ряд серьезных уступок в улучшении материального и правового положения низших слоев.
С развитием феодальных отношений родовой порядок занятия престола все чаще становился источником кризисов. После смерти Ярослава Мудрого около ста лет продолжалась борьба за престол, сначала между сыновьями, а затем его внуками. Она продемонстрировала невиданное падение нравов в княжеской среде, отказ от традиционной русской морали.
Лишь при Владимире Мономахе установилась относительная стабильность. По инициативе великого князя был созван в 1097 г. Любечский съезд русских князей с целью их примирения. Съезд принял решение, что «каждый да держит отчину свою». Русская земля, считавшаяся единым владением рода, была поделена на отчины. Это еще более обострило борьбу за власть. После смерти Владимира Мономаха его дети вступили в борьбу с внуками.
В XII в. центробежный процесс стал необратимым и в XIII в. Русь разделилась на несколько независимых государств — княжеств, просуществовавших до конца XV — начала XVI вв. Начался период феодальной раздробленност и.