переписывание истории в частности искажение фактов о великой
Как сохранить историческую правду о войне и не допустить ее искажения — мнения
Эксперты отметили, что в борьбе за историческую правду необходимы активная работа с молодежью, открытые архивные данные и исследовательская инициатива.
БИШКЕК, 10 мая — Sputnik. Способы противостояния фальсификации истории Великой Отечественной войны обсудили в рамках онлайн-конференции «Фальсификация истории ВОВ на постсоветском пространстве в разрезе геополитики: позиции, источники, масштабы распространения».
Организаторами мероприятия выступили клуб региональных экспертов КР «Пикир» и Кемеровский государственный медицинский университет.
Сохранить историческую правду способны открытые архивные данные о войне, уверен советник посольства Кыргызстана в России Мирлан Тургунбеков.
«К сожалению, правда о войне подвергается давлению, дело доходит до переписывания истории. Однако всем стоит помнить о решении трибунала в Нюрнберге, которое не имеет срока давности. Мы должны акцентировать больше внимания на продолжении работы по раскрытию архивных данных. Открытость и прозрачность истинных фактов о войне естественным образом сохранят историческую правду», — поделился мнением он.
Одну из ключевых ролей в борьбе с фальсификацией истории Великой Отечественной войны должны играть исследователи, считает кандидат исторических наук, доцент КНУ им. Ж. Баласагына Нарынбек Алымкулов.
Работа по сохранению исторической правды о войне должна быть организована с упором на молодежь, иначе все усилия будут неэффективны, считает президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба.
«У современной молодежи размыты вопросы о войны. Все, что мы делаем без упора на молодое поколение, бесполезно. Мероприятия не должны носить дежурный характер и проводиться только в преддверии 9 Мая. Отвечать фальсификаторам нужно не агрессией, а четкой железной аргументацией, основанной на фактах и цифрах. Большое внимание нужно уделить школьным и университетским программам», — подчеркнул он.
«У нас в университете есть проект «Моя семья в годы войны», в рамках которого студенты исследуют историю своих предков. По итогам работы молодые люди выясняют, что нет семей, которых бы обошла война: в каждой кто-то воевал. Такой проект буквально раскрывает студентам глаза. На мой взгляд, это отличный пример возвращения исторической памяти и профилактики реабилитации нацизма», — рассказал Шиллер.
Другим фактором историк назвал новую реальность, которую диктуют социальные сети.
«В соцсетях нет института модерирования, редактирования, рецензирования. В таких условиях фейки могут распространяться беспрепятственно и овладевать умами молодежи. Понятно, что ложные материалы создаются не частными лицами, за ними стоят серьезные структуры», — подчеркнул он.
Шиллер также отметил, что молодое поколение воспринимает войну через призму голливудских картин, где роль Советского Союза во Второй мировой часто нивелируется. Этот фактор, по мнению историка, также способствует искажению истории в сознании молодежи.
Кто, как и зачем сегодня пытается переписать историю Великой Отечественной войны
Война фактов и домыслов
О лицемерной политике
Так, 19 сентября 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой назвал германо-советский договор о ненападении от 23 августа 1939 года причиной начала Второй мировой войны. Тем самым фальсификация истории на Западе выведена на принципиально новый уровень.
Если раньше откровенные фейки озвучивались публицистами или отдельными политиками, то теперь ложь начинают открыто легализировать на межгосударственном уровне. На локальном уровне — польским сеймом — СССР уже признан ответственным за развязывание Второй мировой войны в сентябре 1939 года: якобы договор о ненападении, заключенный между Германией и СССР, развязал Гитлеру руки для нападения на Польшу и предоставил возможность масштабных боевых действий в Европе. В Европарламенте ведутся дискуссии по теме «Искажение европейской истории и память о Второй мировой войне», где искажением считается как раз непризнание СССР союзником рейха! В результате в ряде стран Европы и некоторых бывших советских республиках сегодня рушат памятники советским солдатам-освободителям.
Более того, что особенно должно настораживать нас, белорусов, — предпринимаются шаги, чтобы признать вступление Красной армии на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины в сентябре 1939 года актом агрессии. Это очень опасная тенденция. Признание этого исторического события не воссоединением, не восстановлением исторической справедливости в отношении белорусского и украинского народов, а вступлением СССР во Вторую мировую войну на стороне Германии может привести к пересмотру Ялтинских и Нюрнбергских договоров, нарушению послевоенных границ.
На международной арене сегодня мы очень часто видим со стороны стран Запада политику двойных стандартов, когда на словах они против нацизма, а на деле закрывают глаза и фактически дают добро на героизацию нацистов в Прибалтике и Украине. В результате уже дошло до того, что США и Украина голосовали против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с героизацией нацизма, принятой по инициативе России 16 декабря 2020 г.
Д. Федоров: Хотелось бы напомнить, что в этой войне мы не только смогли выстоять и сохраниться как этнос, но и спасли человечество от нацизма. За это весь мир перед нами в неоплатном долгу.
Растворяя Великую Отечественную войну в истории Второй мировой войны, фальсифицируя факты и создавая новый исторический нарратив, ничего общего не имеющий с прошлым, Запад пытается стереть нашу историческую память о Великой Победе и сломать коллективную ментальность народа.
Корректировать память о войне в нужную для себя сторону для европейцев означает возможность обелить себя, оправдать пассивность до определенного момента в годы борьбы с фашизмом. Переписывание истории войны выгодно самой Германии. Ведь при условии, что Третий рейх и СССР несут равную ответственность за начало войны, историческая вина немцев становится уже не такой абсолютной. Это выгодно союзникам гитлеровской Германии: в таком случае они воевали не на стороне абсолютного зла, а в составе одного из геополитических блоков. Пересмотр истории Второй мировой войны выгоден сотрудничавшим с фашистами коллаборационистам, ведь в этом случае они не участвовали в геноциде собственного народа, а боролись на стороне одного из геополитических блоков за свои «национальные» идеалы. Конечная цель организаторов фальсификации истории Второй мировой войны ровно та же, что и у создателей Третьего рейха, — мировое господство. Ведь за разрушением исторического сознания следуют государственные перевороты и уничтожение государственности.
А. Курчак: Уже не нужно вооруженное вторжение. Методы агрессии используются другие, а цель все та же.
Д. Федоров: В фальсификации Второй мировой войны можно выделить фактологический уровень и более опасный для менталитета нации — уровень системной смысловой фальсификации истории Великой Отечественной войны. Наиболее значимой фактологической фальсификацией является, например, попытка западных ревизионистов, в том числе политических деятелей, убедить общественность в равной ответственности Советского Союза и Германии за развязывание войны, навешивая стране-победителю ярлык «государства-агрессора». Фальсификаторы пытаются скрыть подлинные причины нападения Германии на СССР, изображая захватническую войну против Советского Союза как «превентивную» со стороны Германии. Причины же развязывания Второй мировой войны обусловлены борьбой западных стран за доминирование в Европе, по сути, колониальной экспансией. В этой связи уместно напомнить, что если в отношении западных стран Гитлер вел политику подчинения, то в отношении СССР цель преследовалась одна — уничтожение населения.
Важнейшее направление фальсификации истории Второй мировой войны — отрицание решающего вклада Советского Союза в победу и навязывание мифа о «доминирующей» роли США и Англии в разгроме фашистских агрессоров. Искажается также и трактовка содержания и сущности коренного перелома в ее ходе.
Западные фальсификаторы Второй мировой войны сконструировали теорию так называемых решающих битв, приписывая их тем фронтам, где боевые действия велись англо-американскими войсками.
Предпочтения отдаются Тихоокеанскому и Североафриканскому театрам военных действий. А вот Московская, Сталинградская, Курская и другие битвы, на самом деле определившие коренной перелом во Второй мировой войне и ее конечный исход, ими преподносятся либо как явления «локального порядка», имевшие значение лишь для хода и исхода Великой Отечественной войны, либо вовсе не упоминаются.
Пытаются также исказить сущность освободительной миссии СССР во Второй мировой войне. Освобождение Советским Союзом Европы они преподносят не иначе как стремление ее завоевать и расширить сферу своего влияния. Некоторые западные авторы, не утруждая себя изучением фактов, предъявляют Красной армии обвинения в «жестокости», в совершении «насилий и грабежей» на освобождаемых ею территориях, «особенно в Германии». Но никто не упоминает о приказах советского командования, которыми пресекались насильственные действия в отношении местного населения, о подвигах советских солдат, совершенных при спасении мирных граждан. И уж, конечно же, ничего не говорится о материально-технической помощи советского командования населению Берлина, других городов Германии.
Еще одно направление — предвзятое толкование сущности, истоков и характера партизанского движения на территории, оккупированной врагом. Искажению подвергаются истоки и всенародный характер партизанского движения, его роль в годы войны, боевые действия партизан.
Голословно утверждается, что будто бы Красная армия воевать не умела, талантливых полководцев не имела. Правда состоит в том, что победа, одержанная в Великой Отечественной войне, явилась ярким свидетельством превосходства советской военной науки и военного искусства, она продемонстрировала высокий уровень стратегического руководства и боевого мастерства советских военачальников.
Вооруженные силы СССР провели более 50 операций групп фронтов, около 250 фронтовых операций, тысячи сражений и боев, в ходе которых военная теория и практика обогатились выдающимися образцами стратегии, оперативного искусства и тактики.
При этом Беларусь фактически остается последней реально суверенной страной Европы, которая при всех имеющихся недостатках проводит внутреннюю и внешнюю политику в интересах большинства своего народа, а не в угоду сильным мира сего.
Это вызывает раздражение, особенно у наших соседей с запада и юга, которые по факту уже давно перестали быть суверенными и являются проводниками навязанной им лидерами Запада политики.
Д. Федоров: Плоды такой фальсификации проявились на улицах белорусских городов в виде протестующих, окутанных бчб-символикой. Часть этих людей, у которых деды и прадеды сражались с фашизмом, предавались коллаборационистами и погибали от рук фашистских палачей, оказалась под символикой коллаборационистов, не поняв, что использована Западом в его геополитических интересах и является инструментом гибридной войны против Беларуси и России.
А. Курчак: Соглашусь. Все знают, но не все понимают масштаб происходящего с прошлого года в Беларуси. Заметьте, посредством одномоментно возникших новых интернет-ресурсов и неких граждан, ранее мало известных и не замеченных в достижениях на благо других, оказывается влияние на эмоциональную сферу людей. Нас призывают якобы к демократии, свободе и прогрессу. Поддавшихся воздействию называют «невероятными», вооружают атрибутикой, лозунгами и не только, о чем мы знаем из материалов уголовных дел. При этом белорусскому обществу предлагаются санкции, забастовки, выезд из страны активного населения. Что это, если не разрушение общественной, экономической и политической стабильности, разделение, ослабление и уничтожение нас как единой нации.
Сталинград. Февраль 1943-го.
О восстановлении исторической справедливости
В. Данилович: Безусловно, возбуждение уголовного дела по факту геноцида белорусского народа — правильное решение. Оккупанты совершали беспрецедентные по своей жестокости, бесчеловечности и массовости преступления. И наша священная обязанность — не допустить забвения той страшной трагедии, отнявшей у советского народа 27 миллионов жизней, а у Беларуси — жизнь почти каждого третьего жителя.
А. Курчак: Этому процессу предшествовала кропотливая работа группы прокурорских работников с документами в Национальном архиве, а также с уголовными делами прошлых лет в отношении немецких военных преступников и их пособников. Генеральный прокурор Андрей Швед, рассмотрев полученные в ходе прокурорской проверки материалы, возбудил уголовное дело по статье 127 Уголовного кодекса — геноцид. Скептики, а скорее, противники уголовного производства полагают, что за давностью времени невозможно установить истину. Не открою тайну, если скажу, что факты злодеяний немецко-фашистских захватчиков документировались.
Следственной группе Генпрокуратуры предстоит большой объем работы с архивными документами, а также с живыми свидетелями, которые, как показывает следствие, хорошо помнят обстоятельства преступных действий, имена и фамилии как жертв, так и полицаев.
Неоценимую помощь прокурорам оказывают участники патриотических общественных объединений, краеведы, которыми накоплен определенный массив сведений. Поисковые мероприятия по установлению ранее неизвестных мест захоронения проводятся во взаимодействии со специализированным поисковым батальоном Министерства обороны. На многие вопросы получим ответы по результатам проведения экспертных исследований — судебно-медицинских, медико-криминалистических, баллистических и генетических экспертиз.
События последнего времени показали, что общественность, особенно молодое поколение, недостаточно осведомлена о фактах геноцида, совершенных также националистическими бандформированиями сообщников фашистов. В то же время мы видим, что юные граждане не знают о примерах мужества и стойкости военного времени, имен защитников Родины. Это способствует героизации нацизма и попыткам разрушить ценности, на которых строятся патриотизм и белорусская государственность.
Принятый Парламентом Закон «О недопущении реабилитации нацизма» устанавливает правовые и организационные основы деятельности по недопущению реабилитации нацизма, определяет принципы и механизмы противодействия героизации нацистских преступников и их пособников, профилактические меры по недопущению таких действий.
Согласно закону существенно расширен список государственных органов, осуществляющих противодействие реабилитации нацизма, а также их полномочия. Координация деятельности субъектов противодействия реабилитации нацизма и других государственных органов, организаций возложена на Министерство внутренних дел.
Нюрнбергский процесс. Одно из заседаний Международного военного трибунала.
Как противостоять фейкам
В. Данилович: Уверен, что идеологии нацизма и коллаборационизма, их пропаганда и героизация должны быть запрещены. Вместе с тем для успешного социально-экономического и духовно-культурного развития нашей страны очень важно не только раскрывать трагедию войны и человеконенавистническую суть идеологии нацизма, но и хранить в сердцах и душах людей историческую память о славных ратных делах, трудовых свершениях, достижениях в развитии науки и культуры.
В обществе должен быть сформирован иммунитет против попыток искажения и фальсификации исторического прошлого. Сделать это можно только через целенаправленную системную работу и взаимодействие семьи, учреждений образования, государственных органов, ученых, общественных организаций, СМИ по сохранению и трансляции объективных исторических знаний, а также воспитанию (начиная уже с семьи, детских дошкольных учреждений) высокодуховной и творческой личности, настоящего патриота, любящего и уважающего своих предков, заинтересованного в гармоничном развитии общества и государства.
Д. Федоров: Наша историческая память, память о победе советского народа в Великой Отечественной войне — это основа нашей гордости, объединяющая поколения. И наша священная обязанность — защитить память о той войне. Надо насыщать СМИ соответствующими материалами, активно вовлекая в дискуссию экспертное сообщество и современную молодежь, тем самым через диалог поколений укреплять наше историческое самосознание.
А. Курчак: Считаю, что сегодня особенно важно на языке молодежи и доступными к пониманию способами донести исторические факты о геноциде жителей Беларуси в военный период, чтобы не допустить на современном витке истории превалирования внешнего влияния и разрушения нашего молодого государства.
Д. Федоров: Сохранив историческую память, мы сохранимся как нация, как единый народ, который сможет самостоятельно определять ориентиры своего развития.
Переписывание истории в частности искажение фактов о великой
Решение 5757. Какой информации нет в тексте? Укажите номера ответов. 1) Переписывание истории, в частности искажение фактов о Великой Отечественной войне, недопустимо. 2) Задача тех, кто связан с литературой, с искусством
(1)В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая ещё женщина. (2)У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (3)Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.
(4)Шли годы, ребятишки учились, взрослели и расходились из лесного пристанища по своим неизведанным дорогам. (5)И вот настала минута, когда она распрощалась с последним из младших и осталась в этом доме одна. (6)Она не жалеет о своей нелёгкой судьбе, которую во многом определила её доброта, проявившаяся в трудный час.
(7)Всё дальше уходит война в невозвратное прошлое, эта самая большая война, но шрамы от её страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. (8)Минуло столько лет, а память о ней жива в сознании народа, в сердцах и душах людей. (9)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, понесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом! (10)Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием.
(11)Но память человека ограничена в своих возможностях. (12)То, что недавно ещё было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения, и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боёв, названия сёл и урочищ, которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. (13)К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям.
(14)Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, прошедшего всю войну от первого её дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. (15)Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц. (16)Это искренний и правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайшей из войн, увиденной глазами её рядового участника, но пока ещё не нашедший своего издателя.
(17)Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме. (18)Мы, литераторы, а также издатели, журналисты должны помочь тем, кто не имеет достаточных для того возможностей. (19)И старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом ими в лихую годину.
(20)Но всё необозримое многообразие народного подвига в огневые годы войны, героизм сражавшихся миллионов, полная не меньшего героизма и самоотверженности работа советского тыла таят в себе немало неосвещённых, а то и забытых страниц. (21)В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа. (22)Нужно как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств об этой небывалой в истории войне, рассказанных по радио и телевидению, написанных воспоминаний, очерков, статей.
Задание 22. Какой информации нет в тексте? Укажите номера ответов.
1) Переписывание истории, в частности искажение фактов о Великой Отечественной войне, недопустимо.
2) Задача тех, кто связан с литературой, с искусством, — помочь людям, пережившим войну, поведать о ней другим.
3) Воспоминания Ивана Григорьевича Ущаповского о том, что он видел и пережил на войне, составляют более тысячи пока ещё не опубликованных страниц.
4) Точных данных о количестве погибших в годы Великой Отечественной войны нет, однако в документах говорится о десятках миллионов советских граждан.
5) Безвестная женщина, воспитавшая в годы Великой Отечественной войны шестерых сирот, не жалеет о своей трудной судьбе.
Переписывание истории в частности искажение фактов о великой
Источник задания: Решение 2556. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
(1)В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая ещё женщина. (2)У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (3)Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.
(4)Шли годы, ребятишки учились, взрослели и расходились из лесного пристанища по своим неизведанным дорогам. (5)И вот настала минута, когда она распрощалась с последним из младших и осталась в этом доме одна. (6)Она не жалеет о своей нелёгкой судьбе, которую во многом определила её доброта, проявившаяся в трудный час.
(7)Всё дальше уходит война в невозвратное прошлое, эта самая большая война, но шрамы от её страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. (8)Минуло столько лет, а память о ней жива в сознании народа, в сердцах и душах людей. (9)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, понесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом! (10)Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием.
(11)Но память человека ограничена в своих возможностях. (12)То, что недавно ещё было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения, и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боёв, названия сёл и урочищ, которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. (13)К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям.
(14)Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, прошедшего всю войну от первого её дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. (15)Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц. (16)Это искренний и правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайшей из войн, увиденной глазами её рядового участника, но пока ещё не нашедший своего издателя.
(17)Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме. (18)Мы, литераторы, а также издатели, журналисты должны помочь тем, кто не имеет достаточных для того возможностей. (19)И старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом ими в лихую годину.
(20)Но всё необозримое многообразие народного подвига в огневые годы войны, героизм сражавшихся миллионов, полная не меньшего героизма и самоотверженности работа советского тыла таят в себе немало неосвещённых, а то и забытых страниц. (21)В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа. (22)Нужно как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств об этой небывалой в истории войне, рассказанных по радио и телевидению, написанных воспоминаний, очерков, статей.
Какой информации нет в тексте? Укажите номера ответов.
1) Переписывание истории, в частности искажение фактов о Великой Отечественной войне, недопустимо.
2) Задача тех, кто связан с литературой, с искусством, — помочь людям, пережившим войну, поведать о ней другим.
3) Воспоминания Ивана Григорьевича Ущаповского о том, что он видел и пережил на войне, составляют более тысячи пока ещё не опубликованных страниц.
4) Точных данных о количестве погибших в годы Великой Отечественной войны нет, однако в документах говорится о десятках миллионов советских граждан.
5) Безвестная женщина, воспитавшая в годы Великой Отечественной войны шестерых сирот, не жалеет о своей трудной судьбе.
Высказывание соответствует содержанию текста, если без искажений передает фактическую или смысловую информацию одного или нескольких предложений.
Чтобы выполнить это задание без ошибок, найдём в тексте подтверждение предложенным тезисам.
1) Переписывание истории, в частности искажение фактов о Великой Отечественной войне, недопустимо. – В тексте не говорится об этом.
2) Задача тех, кто связан с литературой, с искусством, — помочь людям, пережившим войну, поведать о ней другим. – Информация передана в предложениях 20-22.
3) Воспоминания Ивана Григорьевича Ущаповского о том, что он видел и пережил на войне, составляют более тысячи пока ещё не опубликованных страниц. – Информация передана в предложениях 14-15.
4) Точных данных о количестве погибших в годы Великой Отечественной войны нет, однако в документах говорится о десятках миллионов советских граждан. – В тексте не говорится об этом.
5) Безвестная женщина, воспитавшая в годы Великой Отечественной войны шестерых сирот, не жалеет о своей трудной судьбе. – Информация передана в предложении 6.
Выбираем цифры, под которыми содержатся неверные высказывания.
В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.