певческие навыки характеристика приемы работы
Вокальные (певческие) навыки
Елена Фоменко
Вокальные (певческие) навыки
При пении дети стоят, держа голову прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется для ребенка искусственная поза – держать руки за спиной.
Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком. без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с мягким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёба с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к,г,х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Сочетание гласных о,а с согласными б,п,в,ф или переднеязычными д,т,л,з приближает звук к зубам. Диапазон голоса у детей неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно, два занятия (индивидуальные и подгруппами, диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.
Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок». Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например «Во поле береза стояла»).
Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дикция. При пении дети очень часто заменяют безударные гласные е,я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я,е. и. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают»исполняются : «о-го-ньки све-рка-ют».
Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:
В старших группах рекомендуется прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
Дыхание. Дыхание укрепляется во процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Чтобы помочь детям научится правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах одним из приемов может быть пение песни по фразам (цепочкой).
Частота интонации. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы. Для развития чистоты интонации надо выбрать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)
Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Такие дети должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. В каждой группе встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже. чем остальные. так как имеют небольшой объем голоса и и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое главное – научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Для расширения диапазона песни постепенно транспонируются в более высокие тональности.
Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту. губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и. т. д.
Дидактические игры «Развиваем навыки общения» Как научить детей общаться? Как развивать навыки общения? Как научить детей дружить, бережно относиться друг к другу? Эти вопросы очень.
Игры, развивающие навыки общения Год назад я набирала малышей. Все знают, что это очень трудный период в жизни малышей, и, конечно, для педагога. Чтобы поступление в детский.
Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенические навыки» Консультация для родителей «Формируем культурно — гигиенические навыки» Подготовила социальный педагог Елшанская Ю. Г. Для того, чтобы сформировать.
План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.
Лепбук «Навыки самообслуживания» Здравствуйте хочу предложить вам работу,которую я использую в работе с родителями. Вместо привычных всем консультаций в уголке для родителей,я.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста Научная статья «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.
Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно Для того, чтобы понять состояние ребенка, который учится одеваться самостоятельно, нужно вспомнить, как нам – взрослым – нелегко дается.
Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных.
Статья на тему «Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях»
Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, требующее известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.
Выработка вокально-хоровых навыков тесно связана с развитием музыкального слуха, так как слуховой контроль дает возможность установить соответствие воспроизводимого звука его предварительному представлению, его «внутреннему слышанию».
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:
Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца, связанная с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука – начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Однако целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом звонкое, активное пение не должно переходить в форсированное звучание. Очень важно соблюдать чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль.
4. Артикуляция является важнейшей частью вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. Текст доходит до слушателя только при хорошей артикуляции. А на качество исполнения влияет умение открывать рот при пении, правильное положение губ, языка, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти. При пении важны такие особенности произношения, как:
— умение их округлять;
— быстрое и четкое произношение согласных.
Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности происходит усовершенствование способов выполнения задания, его закрепление, уточнение. Упражнения подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и в процессе обучения постепенно усложняются.
На первоначальном этапе работы проводится работа над воспитанием элементарных основных навыков:
— правильное, естественное положение корпуса, головы, рук;
— глубокий вдох и постепенный экономный выдох;
— свободное открывание рта;
— одновременное начало и окончание пения, протяженность звучания.
В процессе дальнейшей работы происходит углубление и совершенствование полученных навыков:
— выработка нижнереберного диафрагматического дыхания;
— гибкость, подвижность голоса;
— тонкая, разнообразная нюансировка.
Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории.
Упражнения второй категории направлено на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам и не могут быть систематизированы с большей четкостью и последовательностью.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки, являющийся фундаментом русской вокальной школы. Требования, сформулированные М. И. Глинкой, эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными и с профессиональными певцами. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.
«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, разработанные М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
Работать надо постепенно, без торопливости.
Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям. Ведь основная задача преподавателя научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра.
Методы работы над основами певческих навыков на начальном этапе обучения
Анастасия Томских
Методы работы над основами певческих навыков на начальном этапе обучения
Введение
Обучение детей пению всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Педагоги вокала, а также руководители детских ансамблей и хоровых коллективов закономерно рассматривали начальный период обучения как основополагающий. Для его эффективной организации необходимо опираться на возрастные психологические особенности, специфику функционирования механизмов певческого звукообразования у детей, методики развития детского голоса и др.
Для того, чтобы дети захотели петь, педагогу необходимо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них, убедить детей в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании, настойчивости с их стороны. Исполняя различные вокальные произведения, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память чувство ритма. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому.
Объект исследования – певческое обучение младших школьников и детей дошкольного возраста
Предмет исследования – начальный этап певческого обучения младших школьников и детей дошкольного возраста
Объект и предмет определили цель работы: выявление методических особенностей обучения детей вокалу на начальном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть систему дыхательных упражнений в формировании вокальных навыков на начальном этапе.
2. Рассмотреть систему вокальных упражнений в формировании вокальных навыков на начальном этапе.
3. Рассмотреть систему артикуляционных упражнений в формировании вокальных навыков на начальном этапе.
Практическая значимость работы заключается в обобщении форм и приемов работы на начальном этапе певческого обучения.
Основная часть
Рассматривая данную тему, хотелось бы определить основные певческие навыки, а также подробней описать методы работы над ними.
К основным певческим навыкам относятся:
— звукообразование и звуковедение
Прежде, чем приступить к воспитанию того или иного певческого навыка, необходимо научить вокалистов принимать правильную певческую установку, следить, чтобы во время пения дети держались свободно, ненапряженно.
При пении стоя, или сидя корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, тат как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях.
О певческой установке я детям рассказывала довольно подробно, так как это очень важно. Теперь о пении стоя. Стоя петь удобнее. Дети, кстати, это понимают и часто сами просят разрешения попеть стоя. Стоять надо чуть расставив ноги для лучшей опоры, плечи свободные, мягкие, руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять дети могут 5-10 минут, затем лучше сесть или подвигаться.
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В налаживании дыхательной координации особая роль отводится мышечным и слуховым ощущениям вокалиста. Педагог должен показать детям, как напряженные, судорожные мышечные движения приводят к неправильному, некрасивому пению.
В начале каждого занятия я провожу дыхательную гимнастику по А. Н. Стрельниковой, которая помогает ребёнку правильно брать дыхание во время пения.
Вот основные упражнения которые связаны с голосовыми связками, включает 5 упражнений:
2. «Кошка» — 8 вдохов – приседаний делают 12 раз.
3. «Обними плечи» — 8 вдохов на сжатии грудной клетки выполняют 12 раз.
4. «Большой маятник» — 8 совмещенных движений «Насос» и «Обними плечи»— их проделывают 12 раз.
5. «Шаги» — рок-н-ролльное движение «А. Передний шаг» — 8 раз по 8 вдохов-движений.
Важным критерием проверки правильности дыхания служит и красота звука. Звук сильный, прерывистый, неровный – верный показатель неправильной мышечной работы.
В вокальной работе с детьми, начинающими, придерживаюсь еле дующих принципов:
1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, без торопливости расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2. Главным критерием в занятиях является качество Звука и свобода при пении.
3. На начальном этапе работы роль вокальных упражнений выполняют попевки, небольшие песенки. Здесь, конечно, не нужно торопиться, критерий не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены, и у них получаются.
4. На каждом занятии необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой стороны, позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие.
В своей работе с детьми я использую артикуляционную гимнастику (по В. В. Емельянову):
]1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка.
2. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными Зубами, как бы жуя его.
3. Почистить языком зубки, по часовой и против часовой стрелки.
4. Уколоть четыре раза языком то правую, то левую щеку.
5. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Сначала щелчки «на улыбке», потом низкие щелчки, опуская вниз челюсть. Выстроить унисон низкими и высокими щелчками.
7. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вправо-назад-влево-вперед.
Артикуляционной гимнастикой я занимаюсь с детьми в начале урока. У многих детей артикуляционный аппарат крайне неэластичен челюсть малоподвижна, язык и губы вялы и пассивны, лицевые мышцы напряжены. И вот для развития артикуляционного аппарата у ребенка я использую эту гимнастику.
Заключение
Использование здороровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста Вдовиченко И. В. музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка детский №12 Белгородской области г. Шебекино» Я, как музыкальный.
Консультация для воспитателей «А я советую читать сказки так! Интересные методы работы над сказкой» Консультация для воспитателей: «А я советую читать сказки так!» Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности.
Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков Важнейшим принципом социальной политики государства является приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формирование певческих навыков, как возможность творческой реализации детей дошкольного возраста Формирование певческих навыков, как возможность творческой реализации детей дошкольного возраста. Пением дети начинают заниматься с раннего.
Методические рекомендации «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Пение – один из ведущих видов детского исполнительства. Пение играет важную.
Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении» Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает.
Методика преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №39 Кировского района Санкт-Петербурга Методическая.
Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов Актуальность опыта Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги.
Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения «Музыкальный и художественный вкус-это не роскошь… это.
Формирование певческих навыков
Татьяна Дмитренко
Формирование певческих навыков
Н. Л.Гродзенская неоднократно высказывала свою точку зрения на значение обучение детей исполнению песни: ”Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения”.
Для исполнения музыки средствами певческого голоса, то есть для пения необходимо владение певческими навыками. Пение может быть сольным, ансамблевым, хоровым, с сопровождением и без него. Основным фактором в вокальном обучении и воспитании детей является охрана голоса, то есть поддержание в нём тех вокальных качеств, которые присущи разным возрастным группам. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. к вокальным навыкам принадлежат: певческая установка, дыхание, звукообразование, звуковедение, дикция, интонирование. Навыки строя и ансамбля, а так же понимание дирижерских жестов руководителя составляют хоровые навыки. певческая установка создает благоприятные условия для выразительного пения, обеспечивает удобное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения. От неё зависит дыхание и звукообразование, она дисциплинирует детей.
во время пения важное значение имеет дыхание. различают три вида певческого дыхания: грудное, диафрагмовое, грудно-диафрагмовое. Основное отличие певческого дыхания от разговорного состоит в овладении выдохом, что значит уметь петь на задержке дыхания.
Момент образования звука называют атакой.Различают три вида атаки: твердая мягкая и преддыхательная. В распевах и на простом песенном материале дети обучаются разным приёмам звуковедения: Staccato, Marcato, Legato, Portamento, которые помогают полнее передать содержание произведения, которое исполняется, раскрыть его художественный образ.
Формирование певческих навыков и умений проходит по этапам. На каждом этапе ставятся определённые практические задачи обучения и подбираются целенаправленные приёмы, при помощи которых эти задачи решаются.
В вокальной работе с детьми необходимо придерживаться принципов: развивать голос начиная с примарных тонов; показ и объяснение правильного звучания учителем; развитие музыкального слуха; повторение выученного на каждом занятии.
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Слово.
Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности Расскажи – и я забуду, Покажи – и я.
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.
Развитие певческих исполнительских навыков детей дошкольного возраста средствами специальных технологий обучения пению Накопленный опыт и желание детей старшего дошкольного возраста заниматься музыкально-исполнительской деятельностью (пением) способствовали.
Влияние художественного слова и игры на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения у детей Воспитатель 1 квалификационной категории Перелыгина Галина Семеновна. МБДОУ Детский сад № 3 г Орел. Вот уже несколько лет я работаю над.