Прочитайте текст в чем видит автор удивительную точность поэтических определений какие
Русский язык
Учебник для 9 класса
1. Международное значение русского языка 3
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения 4
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3. Основные виды сложных предложений 6
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения
4. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 8
Сложноподчинённые предложения
5. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём 14
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению
6. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 19
7. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 24
8. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 30
Придаточные предложения образа действия и степени 32
Придаточные предложения места 36
Придаточные предложения времени 37
Придаточные предложения условные 41
Придаточные предложения причины42
Придаточные предложения целн 43
Придаточные предложения сравнительные 44
Придаточные предложения уступительные 46
Придаточные предложения следствия 49
Сложноподчинённые предложении с несколькими придаточными
9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 53
Бессоюзные сложные предложения
10. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 59
11. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 60
12. Тире в бессоюзном сложном предложении 63
Сложные предложения с различными видами связи
13. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них 67
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
14. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление 73
15. Русский язык язык межнационального общения народов СССР. Место русского языка среди языков мира 76
16. Русский литературный язык и его стили 79
ПОВТОРЕНИЕ
Фонетика. Графика. Орфография 83
Лексика. Фразеология. Орфография 91
Состав слова и словообразование. Орфография 97
Морфология. Орфография 101
Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение
Глагол 107
Наречие 110
Предлог. Союз. Частица 111
Синтаксис. Пунктуация 114
Употребление знаков препинания
Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 124
Запятая 125
Точка с запятой 130
Двоеточие
Тире
Скобки 132
Кавычки
Приложение
Порядок фонетического разбора 134
Порядок разбора слов по составу
Порядок словообразовательного разбора
Порядок морфологического разбора
Порядок синтаксического разбора 135
Пишите правильно! 139
Условные сокращения 140
PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.
1. Международное значение русского языка.
1. Прочитайте. Какой общей мыслью объединены приведённые ниже тексты? Какие черты русского языка отмечаются в них? Расскажите о мировом значении русского языка, используя цитаты из приведённых текстов. О Выучите наизусть последний текст.
I. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)
II. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Н. Толстой, 1934 г.)
III. Начиная с середины XX века всё больше распространяется изучение русского языка во всём мире. Развитие советской науки и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимооборота, мировое значение русской литературы вызывает интерес к изучению русского языка и необходимость овладения им во многих странах. («Большая советская энциклопедия».)
IV. Звучат во всех краях планеты
Без перевода, как Москва,
Большевики, Октябрь, Советы,
Мир, Спутник — русские слова.
(А. Твардовский.)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения.
2. Прочитайте и разберите данные словосочетания. Перепишите, обозначив в иих главные слова. Укажите способ связи. О Составьте и запишите с выделенными словосочетаниями три разных по цели высказывания предложения. О Расскажите о словосочетании и предложении. О На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами? Какое из этих правил более широкое, какие — более узкие?
Стелющиеся р..стения, густые зар..сли, ясно излагать, подготовиться к изложению, подб..рать материал, зап..реть ключом, возвращаться лесом, хор..шо ориентироваться, выр..стить в т..плице2, заниматься в библиотеке, лёгкое прикосновение, пров..сти касательную, заг..реться от взрыва, приехать работать, мировоззрение2 п..сателя.
3. Прочитайте. Вспомните, какие члены предложения составляют его грамматическую основу. На какие типы делятся простые предложения по составу? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматические основы предложений. О Найдите в тексте однородные члены. Чем они соединяются между собой? Расскажите о пунктуации при иих.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер?’ Узкий извилистый вход.4 Здесь темно и сыро.4 Тишина.4 Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи.4 Ходы тяну(т, ть)ся вет-вя(т, ть)ся то неожиданно расширяются в целые залы то круто спускаются (в)ниэ то обрываю(т, ть)ся пропастями. (Н..)верёвки (н..) крючки (н..) верёвочные лестницы (н..) что (н..) помогает дойти до неведомых глубин, что(бы) изучить подземный лабиринт.
В глухой пустоте изредка раздаю (т, ть)ся разные звуки шелест летучих мышей и мерный шум падающих капель и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Иногда белые тёмные красные минералы своими отл..жениями2 покрывают3 стенки пещер. Их причудливые формы напоминают (н..)то фигуры каких-то застывших великанов (и..)то кости гигантских2 ящеров. (По А. Е. Ферсману.)
мировоззрение
миропонимание
1. Прочитайте. В чём видит автор удивительную точность определений А. С. Пушкина? Какие члены предложения называются обособленными? Какие из них имеются в тексте? Перепишите, расставляя знаки препинания. О Найдите в тексте вводное слово. О Почему некоторые слова даиы в кавычках?
Друг Пушкина поэт Языков воспел русские реки в изумительных стихах. Воспел Волгу властительницу вод.4 Он писал о Тверце «лелеющей тысячи судов» Оке «поёмистой дубравной» о Суре «красавице задумчиво бродящей» Свияге «пажитной* игривой и бессонной» и наконец о Каме.
Пушкин впервые написал о Доне что он (не)течёт а льётся. В этом была удивительная никогда (не) изменявшая3 поэту точность определений. Волга Северная Двина Днепр Обь все большие русские реки именно текли. Они несли к морям тяжёлые воды. В широком движении этих рек была сила настойчивость.
А Дон лился легко позванивая на перекатах серебрясь от ветра вместе с листьями ракит.4 Облака медленно тонули тускнея в его омутах. Песч..ные косы перемытые донской водой были выбелены солнцем как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам. (К- Паустовский.)
5. Прочитайте и скажите, какой общей мыслью объединены эти два высказывания. Перепишите тексты, расставляя пропущенные знаки препинания.
I. Мы живём в такое время когда без овладения научными знаниями невозможны (н..)труд (н..)элементарная культура человеческих отношений (н..) выполнение гражданских обязанностей. Учение (н..) может быть лёгкой и пр..ятной игрой доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина ие будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. (В. А. Сухомлинский.)
II. Чтобы жить по-настоящему светлой, счастливой жизнью, надо много знать, много передумать, надо научиться работать и головой и руками, знания нужны в жизни, как винтовка в бою. (Н. К. Крупская.)
ф 6. Подберите материал и сделайте устное сообщение (или напишите сочинение) о роли знаний в жизни человека. Свяжите ваши рассуждения с личным интересом к изучению того или иного предмета.
ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ. Существует остроумное приспособление, облегчающее зеркальные рисунки. Берется обычное стекло (можно взять отмытую от эмульсии фотопластинку, а еще лучше оргстекло), устанавливается вертикально ребром к рисующему. С левой стороны стекла кладется обычный рисунок, а с правой стороны стекла кладется чистый лист бумаги. Теперь, если посмотреть на рисунок левым глазом, а на чистую бумагу правым глазом, то на бумаге возникнет «мираж»: зеркально перевернутый рисунок. Остается лишь обвести его карандашом.
Зеркальный рисунок нетрудно получить и другими способами. Приложите обычный рисунок к оконному стеклу и с обратной стороны обведите карандашом. Или положите рисунок на лист копировальной бумаги (копировальным слоем вверх!) и обведите его твердым карандашом.
На обратной стороне рисунка появится его зеркальная копия.
Имея перед глазами зеркальные рисунки, нетрудно перерисовать их на фотопластинку.
Еще способ. На этот раз без всяких зеркальных хитростей. На засвеченную фотопластинку наносят мягким карандашом нужный рисунок. Потом стальным пером, опущенным вместо чернил в свежий проявитель, обводят карандашный рисунок. На пластинке появляются четкие черные линии. Когда весь рисунок обведен, пластинку очень быстро ополаскивают и кладут в закрепитель. Хорошо промывают и сушат. Потом в темноте с этой фотопластинки контактным способом печатают негатив на незасвеченной фотопластинке. Обработка этой пластинки обычная. С высушенной пластинки-негатива тоже контактным способом печатают на фотобумаге экслибрис-позитив.
Ну а если под рукой нет и фотопластинок, а есть только фотобумага? Тоже неплохо! Возьмите лист новой копировальной бумаги. Положите его копировальным слоем вверх. На копировальную бумагу положите рисунок и обведите его твердым
карандашом. На оборотной стороне рисунка появится его зеркальная копия. Но нам она сейчас не нужна. Нужна лишь копировальная бумага. Посмотрите ее на свет. На черном фоне вы увидите светлый рисунок: негатив вашего экслибриса. Его остается только отпечатать на фотобумаге. Не забудьте хорошо прижать ваш негатив к фотобумаге чистым стеклом (негатив кладите копировальным слоем вверх, чтобы не портить фотобумагу).
С такого необычного негатива вы сможете отпечатать много экслибрисов.
Конечно, вам захочется знать, какой же способ создания экслибрисов самый лучший? На этот вопрос трудно ответить: каждый способ по-своему хорош. Все зависит от ваших возможностей. Здесь нарочно не дано никаких конкретных рецептов. Все пробуйте сами. Пусть ваш отрядный или дружинный конкурс оценит лучшие экслибрисы не только по их содержанию и форме, но и по их исполнению.
Может быть, вы придумаете какой-нибудь совсем новый способ печатания экслибрисов. Или усовершенствуете старые. Можете воспользоваться трафаретами,
литографией, самодельными фотобумагами на солях железа и меди (и даже серебра). Посмотрите в специальной литературе, в старых журналах: вы наверняка найдете что-нибудь полезное.
Словом, ищите! Вас ждут приятные часы. Кто знает, возможно, ваши экслибрисы украсят не только ваши книги, но и коллекции знатоков.
А пока. Каждой вашей книге — ваш личный экслибрис. И не забудьте про экслибрисы для ваших коллективных библиотек.
Место экслибриса — на левой стороне форзаца.
Вот, пожалуй, и все. Пора прощаться. Успехов вам, дорогие друзья.
Вас ждет увлекательная работа.
Начинайте с самого простого. С книжных закладок, оберток. С подклейки листов.
Овладевайте мастерством постепенно.
Фотографические обложки, экслибрисы — это уже высший класс.
Вначале вам будет многого не хватать. Прежде всего опыта. Ну и, конечно, разных материалов, инструментов.
Обращайтесь к старшим товарищам. К взрослым. Они придут вам на помощь. Помогут вам и советами, и приобретением всего необходимого.
Со временем у вас будет отличная мастерская, весь лечебный комплекс — книжкина поликлиника, книжкина больница, книжкин санаторий.
Вы будете не только лечить, но и консультировать: как, например, организовать такие же лечебные комплексы в соседних школах, соседних ЖЭКах, соседних пионерлагерях.
Кто знает, может быть, вам так понравится ваша полезная деятельность, что вы захотите посвятить книгам всю свою жизнь.
Что же, двери издательско-полиграфических учебных заведений для вас открыты. Книгам тоже нужны энтузиасты.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Федор Тютчев (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 195-197, 199-200)
Размышляем о прочитанном
1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?
Читая строки этого стихотворения я представил зарисовки природы. Как гром пришел над нивами, как блестела молния, а потом появилось солнце, которое озарило смятенную землю. Сначала настроение было грустное, печальное, а затем стало хорошим.
2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.
Для описания грозы автор использует такие эпитеты:
“Дальний гром”, “Синей молнии струя”, «капли дождевые”, “раскаты громовые”.
3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?
Тютчев использует олицетворения. Этот троп наделяет природу качествами, которые присущи только живому миру. С помощью олицетворения достигается единство природы, гармония.
4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?
Да, звукопись используется два раза. Аллитерация звуков Ш и С. Они создают эффект дождя, что добавляет стихотворению реалистичности.
Фонохрестоматия
«Неохотно и несмело. »
1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?
Актер интонационно выделяет звукопись, а также ставит логические ударения. Повышает голос, а иногда говорит шепотом и делает паузы.
2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.
Размышляем о прочитанном
1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?
Я думаю, Тютчев употребляет старую форму «к земли», потому что употребление такой формы рядом с сочетанием «в поте и в пыли» придаёт иронический оттенок в изображении человека: каким бы сильным себя он ни считал, человек все равно слабее и мельче природы, и ему не стоит об этом забывать.
Фонохрестоматия
«С поляны коршун поднялся. »
1. Как актёр подчёркивает противопоставление земли и неба, гордый полёт птицы и прозябание человека «в поте и в пыли»?
Полет показан, как что-то недостижимое и прекрасное, а заключительные строчки прочитаны с ноткой разочарования.
2. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув мысль поэта о противоположности небесного и земного.
Учимся читать выразительно
С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?
Я бы начал читать радостно, а закончил грустно. Так, как сделал это актер. Чтобы показать противопоставление полета птицы и человека.
Фонохрестоматия
«Листья»
1. Всё стихотворение — прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой — резкие порывы ветра в кронах деревьев?
2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?
3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?
Потому что неизвестно, чем закончилась эта история. Улетели листья или остались до следующего ветра. Автор сделал такой прием, чтобы читатель сам смог додумать финал.
Учимся читать выразительно
1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.
2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
У меня возникло чувство безвыходности и незавершенности.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.
Совершенствуйте свою речь
1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?
2. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.
Он получил домашнее образование, которое позволило ему поступить в Московский университет.
Он работал дипломатом, благодаря чему уехал за границу на целых 22 года. Там он встретил свою жену, родившую ему трех дочерей.
Его юношеские стихотворения архаичны. А более поздний период творчества ознаменован оригинальными произведениями.
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения
х согл. X согл. X примык.
Стелющиеся растения, густые заросли, ясно излагать, под- X упр. X _упр. X упр.
готовиться к изложению, подбирать материал, запереть ключом,
возвращаться лесом, хорошо ориентироваться, вырастить в теп-
лице, заниматься в библиотеке, лёгкое прикосновение, провести
касательную, загореться от взрыва, приехать работать, мировоз-
Постарайтесь ясно излагать свои мысли. (Побудительное.)
Чтобы подготовиться к изложению, надо хорошо ориентиро-ваться в литературе. (Повествовательное.)
Вы завтра будете заниматься в библиотеке? (Вопроситель- ное.)
іТеплиЦа]- тепло (суффиксальный).
В глухой пустоте изредка раздаются разные звуки: шелест летучих мышей,@мерный шум падающих капель, и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней.
По своему составу (наличию главных членов предложения) предложения делятся на дву- и односоставные (присутствуют либо оба, либо один из главных членов предложения.
Пост.: несов. вид, перех., 1 спр.
Непост.: изъяв. накл.,мн. ч., наст. вр., 3 л.
А Дон лился легко, |позванивая_на_перекатах[, І?еребрясь_от_в_ет;;
р_а_вм.есте]_с_.листьями]_ракит[. (Повеств., невоскл., простое, дву- сост., распр., полное, осложнено однор. обособленными обстоятельствами.) Облака медленно тонули, тускнея в его омутах. Песчаные косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем, как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам.
В тексте встречаются уточняющие члены, распространенные обособленные определения и однородные определения, стоящие после определяемых слов, обособленные обстоятельства, выра-женные деепричастными и сравнительным оборотами.
Пост.: действ., полн. ф., прош. вр., несов. вид.
Непост.: в форме им. пад., ед. ч., ж. р.
I. Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке.
II. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
В жизни человека большую роль играют разносторонние знания, потому что ни один предмет нельзя знать отлично, не разбираясь во всех остальных. Мне нравится изучать географию, но ни один географ не позволит себе, например, неграмотно на-писать название какой-нибудь страны, реки, географический тер-мин.
Хорошее знание языка всегда помогало ученым поделиться своими открытиями с людьми, ведь иначе их никто бы не понял. Я всегда с большим интересом читаю книги по географии, потому что их авторы придают значение языку своих книг. Мне кажется, что я на самом деле вижу горы и реки, океаны, острова, даже города на другом конце света и людей в них. Во мне «просыпается» настоящий интерес исследователя.
Знания необходимы человеку. Без них никогда не получить интересную профессию, без них нельзя жить достойно.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Пушкин (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 95-98, 100-101, 107-109)
Проверьте себя
Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?
Я прочитал все отзывы, но больше всех меня впечатлил Гоголь. Именно его высказывание ближе мне и выражает мое отношение к поэту. Жизнь Пушкина показалась мне интересной тем, что его воспитанием в большей мере занималась няня. А также его лицейские годы. Это такая дружба, которую лицеисты смогли пронести сквозь года и различные испытания судьбы.
Творческое задание
Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памятников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Портреты поэта», «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» (на выбор).
Сообщение-рассуждение на тему: “Каким я представляю себе Пушкина”.
Я рассмотрел несколько портретов А.С. Пушкина и сделал некоторые выводы, касательно не только внешности, но и личности поэта и писателя.
Александр Сергеевич предстает пред нами почти на всех полотнах в одном образе. У него кудрявые темные волосы, бакенбарды и задумчивый взгляд куда-то в сторону. Его образ мне симпатичен. Мне кажется, что Пушкин находится в некотором подвешенном состоянии или снова ловит рифмы у себя в голове.
Его портрет явно располагает. Также есть изображение Александра Сергеевича, где он нарисован в белой рубашке с расстегнутым воротником, а шея его укутана длинным темно-зеленым шарфом. Пушкин кажется мне романтичным, похожим на героя своих произведений.
Пусть он такой разный, но таким видели его современники, художники и ценители искусства. Пушкин своеобразный, загадочный, но такой любимый русский поэт.
Обогащаем свою речь
Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?
Меня поразила динамика развития событий, которая получилась благодаря использованию глаголов. Я не представлял себе это сражение так масштабно и грандиозно. Но А.С. Пушкину удалось погрузить меня в эту атмосферу. Я испытывал переживания вместе с лирическим героем.
2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?
При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя.
При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы:
Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.
3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?
Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.
4. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.
Я считаю, что по этим описаниям понятна позиция автора. Пушкин говорит о Карле, как о герое, но при этом называет его недуги: болезненность, пассивность и т.д.
Но к Петру I совершенно другое отношение. Об этом герое я и хочу рассказать. Автор показал его отличным полководцем, энергичным. Об этом говорят его движения и действия. В поэме он показан в самом бою и уже на праздновании победы. На пиру он щедр, угощает всех.
Автор явно выделяет Петра и выражает ему восхищение.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, её автор провёл со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?
На меня картина произвела неизгладимое впечатление. Совпадений немало. Это и большое количество людей, дым, Петр I.
2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?
По моему мнению, это К.И. Рудаков, А.И. Лебедев, Вл. А. Серов.
3. В поэме «Медный всадник» воспевается град Петров. Познакомьтесь с этим текстом.
Размышляем о прочитанном
1. Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?
Мне отрывок понравился. Пушкин использует в нем эпитеты («бедный челн», «печальный пасынок», «ветхий невод», «громады стройные», «задумчивые ночи». «державное течение»).
2. Как вы понимаете строки:
«Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. »?
Эти строки посвящены открытию нового города, в который будут стремиться попасть многие.
3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?
Я считаю, что автор гордится правлением Петра, его целеустремленностью, достижениями. Мне эти чувства передались.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец. Найдите свидетельства о том, как читал свои произведения сам Пушкин (во второй части учебника, в разделе «Поработайте самостоятельно»).
После прослушивания произведения я пришел к выводу, что автор разбивает его на две части. Первая о том, как Петр укрепляет владения на берегах Балтийского моря. Вторая о любви Евгения к Параше.
Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей.
2. Как бы вы озаглавили эти части?
3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?
Первая часть прочитана с чувством гордости за такого великого правителя, а вторая с пониманием и состраданием к Евгению.
4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет. » актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?
Потому что через сто лет все действительно изменится.
5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?
Выразительно, мощно, проникновенно.
6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?
Мне кажется, это Васнецов. Картина написана контрастно, живо, проникновенно. Когда на это полотно смотришь, сразу понимаешь, каким человеком и государем был Петр I.
2. Какие памятники Петру I вам известны? Какой из них произвёл на вас сильное впечатление? Почему?
Самый известный и самый впечатляющий памятник создан Фальконе. На нем Петр I изображен покорителем, которому подвластно все.
Paзмышляем о прочитанном
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?
2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.
Из прочитанного диалога я понял, что князь не поверил предсказаниям старца, хотя тот выразил к нему уважение. Олег рассердился на кудесника. Он полностью уверен не только в своей силе, но и власти.
Мудрец относится к князю уважительно, он не боится говорить свои предсказания. Мне, как и автору, предсказатель понравился больше. Он не струсил перед Олегом и сказал правду.
З. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Творческое задание
Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву А. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег» не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?
Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры.
“Песнь о вещем Олеге” мне понравилась потому, что она кардинально отличается от других баллад разных авторов. Мне она интересна тем, что Пушкин наделил героев чувствами. А благодаря использованию эпитетов, произведение приобрело возвышенный слог.
Прощание с конем для меня драматическая сцена:
“. Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:….”
Обогащаем свою речь
Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.
2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик.
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Литература и другие виды искусства
1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие виды изобразительного искусства предпочтительнее для иллюстрации каждого из текстов (графика, скульптура, живопись)?
Конечно же, летопись лучше пересказать, а балладу прочитать по ролям. Мне кажется, что графика и скульптура подойдут для летописного текста. Так как это тоже своего рода исторический “памятник”, а вот живопись поможет оживить балладу.
2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?
Я представлял себе Олега по-другому. На иллюстрации он выглядит надменно, слушает слова волхва неохотно, с недоверием.
Я бы поставил памятник кудесник. Из мрамора или гранита. Размером с человека, примерно 170 см. А поставить его можно было в исторических музеях.
3. Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге».
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня. »? Что он хочет сказать этим об Олеге?
Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.
Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
Нет, интонация дает понять, что чтец сомневается.
2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?
Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.
3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой. » — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой Фразе?
То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь.
4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?
Интонация, тембр, логические ударения, паузы.
5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик. »? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?
Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.