первым князем варягом на руси был
Кто ты, княже? Был ли Рюрик славянином
О происхождении основоположника династии Рюриковичей князя Рюрика историки спорят до сих пор. Приверженцы Норманской теории не только приписывают Рюрику германское происхождение, но и утверждают, что именно с немцами связана сама история возникновения Руси как государства.
Основателями этой теории стали именно немецкие учёные, обосновавшиеся при императорском дворе во время и после эпохи Петра Великого. В отличие от них русские учёные — академик Михайло Ломоносов и автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин — были приверженцами теории славянского происхождения Рюрика.
Этническая картина в IX веке на севере страны была очень пёстрой. Тут жили славяне — кривичи и новгородские словене, финно-угры — чудь, весь, мерь, а кроме того, мещеряки, мурома, черемисы, мордва, пермь, югра и печора. И кто знает, быть может, где-то среди этих племён и следует искать легендарных варягов-русь?
На историческую сцену князь Рюрик взошёл в 862 году. Как гласит «Повесть временных лет», славянские племена кривичи и словене платили дань неким варягам, а потом взбунтовались и прогнали их со своей земли. Позже, когда среди них началась междоусобица и споры, кому управлять, они решили пригласить князя Рюрика и его братьев Трувора и Синеуса: «Да поидете княжить и володеть (владеть) нами».
После призвания Рюрик дал согласие и сел княжить в Новгороде, а его братья стали управлять Белоозером и Изборском.
В самом факте призвания князей ничего удивительного нет. Скорее, наоборот, мы имеем дело с настоящей демократией и осмысленным выбором народа. Население Новгорода часто нанимало для управления городом князей со стороны или, как сейчас бы сказали, сити-менеджеров. Эти наёмники организовывали сбор дани, содержали и обучали дружину, ведали соблюдением законов и защищали город от врагов.
В тексте летописи присутствует две интересные оговорки. Первая звучит, когда славяне размышляют, кого бы позвать в князья: «И рекоша: поищем сами в себе князя», — то есть искать нового князя славяне собирались не среди чужаков со стороны, а среди своих, родственных племён. И вторая, которая действительно ставит в тупик и перечёркивает это «в себе», — за князем племена отправили послов, которые «идоша за море к варягам, к руси».
Происхождение Рюрика от германцев обычно базируется на сомнительной и ныне утраченной Иоакимовской летописи, по которой новгородский князь Гостомысл на смертном одре повелел соплеменникам призвать на княжение сына своей средней дочери Умилы, отданной замуж за варяга, но кто был этот варяг, неизвестно. Сыновья у князя тоже были, но один за одним умерли. И перед кончиной князь якобы видел вещий сон, по которому из чрева его дочери произросло огромное ветвистое дерево. Он рассказал о сне волхвам, и те расценили это как благоприятный знак, которому надо следовать.
Некоторые норманисты связывают личность Рюрика с Рориком Ютландским — даном, родственником датского короля Харальда Клака. Об этом человеке известно многое: он был изгнан из Ютландии за неуживчивый нрав, промышлял морскими грабежами, осаждал города и даже завоевал славян-венедов, а в зрелом возрасте принял христианство или, по крайней мере, ему сочувствовал. Естественно, первым человеком, кто связал Ютландского Рорика с Рюриком, стал немец, протестантский пастор Герман Голлман в 1816 году.
Есть правда одно «но»: о Рорике известно очень многое, однако нигде в сагах не упоминается, что он правил Новгородом. Но сторонников этой версии это не смущает, и они стараются «впихнуть» княжение Рюрика на Руси в короткие интервалы между событиями его биографии. Якобы он то и дело ездил в Европу и поэтому успевал принимать участие во всех важных боевых действиях.
Есть версия, что дочь Гостомыла Умила могла быть замужем за полабским славянином — князем ободритов, или бодричей, — союза западно-славянских племён. Ободриты жили на южном побережье Балтики между устьями рек Одер и Эльба.
Эти люди были родственны словенам и кривичам и по вере, и по языку, а потому эта версия кажется более правдоподобной.
Даже в XIX веке у крестьян Макленбурга, живущих на землях ободритов, было в ходу сказание, по которому у князя ободритов Годлава было три сына: Рюрик Мирный, Сивар Победоносный и Трувор Верный.
Братья были опытными воинами, ветеранами многих походов. Однажды они пришли «искать воинской славы» на Русь и увидели, что славяне страдают от жестокой тирании. Тогда они изгнали тиранов, возглавив войско славян, но вернуться к престарелому отцу не смогли: народ упросил их остаться княжить.
Так Рюрик, Трувор и Синеус остались управлять русскими городами. А поскольку Трувор и Синеус вскоре умерли, не оставив сыновей, Рюрик присоединил их земли к новгородским.
Бенедектинский монах Мауро Орбини, написавший энциклопедию славян на основе множества западных источников, считал вандалов славянским племенем и указывал, что Рюрик был вандалом.
По Орбини вандалы имели ту же веру и «наречие», что и русские, а столицей их страны была Вагрия, из которой на Русь и были званы три легендарных брата, как самые могучие и опытные правители.
Правда, к славянам, произошедшим из одного племени, увлёкшийся монах относил не только вандалов и венетов, но и готов, визиготов, гептиддов, гетов.
Может быть, Рюрик был русином? Это племя восточных славян в IX веке жило в Закарпатье и было известно под названиями русов, руснаков, угрорусинов, угрорусов, карпатороссов и, наконец, русских. По некоторым данным, именно русинам мы обязаны возникновению названия «Русь».
А как же море, за которое ходили послы? А очень просто: под морем могло подразумеваться так называемое Cарматское море, которое располагалось на территории Белоруссии и представляло собой огромные затопленные ледниковыми водами территории. Оно постепенно высыхало, но тысячу лет назад это были огромные пространства, пробраться через которые можно было только на кораблях.
И всё-таки славянин!
Но, может, точку в расследовании смогут поставить генетики. Действительно, генетические исследования маркеров Y-хромосом, передающихся от отца к сыну, проведённые среди потомков Рюрика, выявили целую группу людей, чей предок действительно жил в IX веке.
Оказалось, что среди них встречаются две гаплогруппы — у трети Рюриковичей есть гаплогруппа R1a, которая встречается у половины современных русских людей, но малохарактерна для германских племён, а две трети Рюриковичей имеют гаплогруппу N1с1, которая встречается у западных славян: полабских или южнобалтийских славян.
Более подробные исследования Рюриковичей на основе 67 маркеров указывают на гаплотип N1c1a1a1a с субкладом L550, что совершенно точно указывает на западных славян и исключает германцев или финнов, у которых такого субклада нет.
Разумеется, подписи Рюрика на Y-хромосомах потомков русских князей в микроскоп не видно, но во всяком случае можно совершенно точно сказать, что скандинавов или немцев среди русских князей нет и не было.
Кто был первым князем варягом на Руси?
Вопрос о том, кто являлся первым князем варяжского происхождения, остается актуальным и в наши дни. Ответом может послужить «Повесть временных лет», принадлежавшая перу известного летописца.
Согласно данным исторического памятника править многочисленными восточными племенами славян вызвался военный вождь по имени Рюрик вкупе с младшими братьями примерно в 862 году.
Псевдонемецкие корни Рюрика
Варягам в историографии приписывали датские, шведские и даже скандинавские корни. Летописец, причисляя Рюрика к варягам, имел в виду территории южнее Балтийского моря, граничащие с областями Ангельн и Гольштейн.
На сегодняшний день это регион на севере Германии, Мекленбург, народности которого в древние времена не являлись немецкими по происхождению. К кому они имели отношение можно судить по следующим названиям – Руссов, Варин и пр.
Полемичной является версия о принадлежности Рюрика к шведским корням, пользующаяся особой популярностью у европейских исследователей. Однако подобная гипотеза носит политический характер и не имеет никаких научных обоснований.
Данная концепция получила новый виток развития во времена Ливонской войны между Россией и Швецией. По мнению Ивана IV Юхан III не принадлежал к голубым кровям. В ответ иноземный властитель апеллировал к вышеупомянутой версии о происхождении древнерусской княжеской династии из шведских корней.
Окончательное утверждение эта концепция получила в начале семнадцатого столетия при очередной попытке шведов предъявить свои права на земли Новгорода, тогда они опять опирались на данные исторического памятника, свидетельствующие о варяжском происхождении Рюрика.
Высказывалась мысль, что якобы народности, населяющие эти территории, должны отправить гонцов в Швецию, как это было много веков назад. Под понятием «варяги» в те времена подразумевались все, кто пересек Балтийское море. Данные земли ассоциировались в большинстве случаев с государством Юхана III.
«Норманнская теория»
В первой половине 18 столетия это научное изыскание было преобразовано в «норманнскую теорию».
Академики из Петербурга немецких кровей, стараясь ратифицировать подобие неких стереотипов, признали за варягами, возглавившими восточнославянские племена, немецкое происхождение.
Родом из Швеции они, безусловно, позиционировались как «иностранцы», то есть по представлениям того исторического периода – как немцы. Так в науке закрепилась известная теория.
Истоки антинорманнской теории
Естественно, что подобное научное обоснование вызвало полемику в российской науке. В частности, Михаил Васильевич Ломоносов не находил никаких исторических реалий, соответствующих «норманнской теории».
По его мнению, представители шведских народностей не в состоянии были организовать какие-либо признаки государственности на Руси, поскольку сами не имели представления об этой форме общественного образования. Также в истории русского языка и культуры не наблюдалось никаких скандинавских отражений.
После неоднократного прочтения «Повести» становится очевидно, что летописец четко дифференцировал такие этнические дефиниции, как варяги, шведы, норманны, англы и другие готы.
Вследствие этого при заключении различного рода договоров с будущим Константинополем дружина древнерусских князей, чье варяжское происхождение по мнению норманнов восходит к шведскому, славила и чтила Перуна и Велеса, а вовсе не скандинавских Одина и Тора.
Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях
Имеется и ряд других версий и концепций, в большинстве случаев неапробированные и существующие на уровне легенд и сказаний.
Так, путешественник родом из Франции, К. Мармье, связывал варяжские корни Рюрика и его кровников Синеуса и Трувора с королем Годлавом.
Три брата, пересекшие Балтийское море, были призваны на восток и положили начало известному государству с городами Псков и Новгород. Несомненно, данная легенда мало чем отличается от общепринятой «норманнской теории».
Древнерусские летописи и немецкие источники о первом князе
Эта историческая концепция не признается достоверной самими немцами, но полностью отрицать преемственность между краткими сведениями о первом князе в историческом труде Нестора и записями в немецких источниках нельзя.
Адвокат из Мекленбурга Иоганн фон Хемниц апеллировал к исторической легенде, по сведениям которой первый русский князь был потомком вышеупомянутого властителя Годлава, сложившего голову в войне с датчанами в 808 году. Логично думать, что Рюрик родился не позже 806 года, т.к. у него было еще два младших кровника.
Согласно немецким историческим материалам варяги были призваны из южнобалтийских земель в 840 году. Из этого можно сделать вывод, что в древней Руси появились уже опытные, повидавшие жизнь князья.
Об этих же фактах свидетельствует обнаруженное Рюриково городище, находившееся в непосредственной близости от современного Новгорода, и представляло собой исторический центр государства, а также имело место быть уже до 862 года.
Позволяя себе некоторые хронологические неточности, авторы немецких источников точнее определяют, чем русские место прибытия. Скорее всего подразумевался не Новгород (как предполагалось в вышеупомянутых исторических документах), а Ладога, основанная варягами в середине 8 века.
Как таковой Новгород, то есть Рюриково городище, древнерусский князь объединил позднее, включая территории, принадлежавшие погибшим братьям. Это и демонстрирует именование города.
Генеалогическое древо родоначальника русской княжеской династии
Генеалогическому древу князя-варяга мекленбургские исследователи приписывали родство с королем Витславом, главным военным союзником предводителя франков Карла Великого в борьбе против саксов.
Родственные связи Рюрика восходят и к легендарному старейшине ильменских словен Гостомыслу, о чем свидетельствуют северогерманские родословные и исторические документы, в которых последний упоминается как враг Людовика Немецкого.
Причины миграции варягов на восток
Возникает следующий закономерный вопрос: каковые причины в основе миграции князя варяга с братьями на восток? На самом деле вся проблема заключалась в традиционной системе наследования, которую потом и переняла древняя Русь.
Все права на престол переходили только старшему представителю славного рода. При этом все младшие отпрыски оставались ни с чем. Вследствие подобной приоритетной очереди для старших Рюрику с братьями ничего не оставалось, как покинуть южнобалтийское побережье и последовать на восток.
Таким образом, очень сложно представить первого князя-варяга иностранным властителем, коим хотят видеть все, кто позиционирует историю России под иноземным владычеством.
На сегодняшний день существует много средневековых мифов о немецких корнях великого князя, поддерживаемые европейскими псевдоисследователями и аналитиками.
Но еще больше исторических фактов о реальном властителе Рюрике, появившемся на свет в знаменитой и влиятельной династии в русской Прибалтике 1200 лет тому назад.
Князь Рюрик
Начало России есть великая тайна
Столыпин Петр Аркадьевич
История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.
Управление страной
Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.
Внешняя политика Рюрика
Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.
Источники и дополнительный материал по теме:
Первым князем варягом на руси был
РЮРИК (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Многие (но не все) норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Часть антинорманистов вообще не считает Рюрика исторической личностью.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
«В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его.»
Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).
В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.
Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:
«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»
Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.
Норманнская версия
Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии.
Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:
Hrodric — старо-германский язык
Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык
Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
Hrœrekr — западный старо-норманский язык
rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей
Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):
Hreðric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира
Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.
Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».
Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.
Король Рорик VII века, дед принца Гамлета.
Иллюстрация H.W. Koekkoek (1912) к книге «Тевтонские мифы и легенды».
По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака[9], который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[10]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 гг. Рорик совершает третий в IX веке датский поход против куршей и шведов. По данным Саксона Грамматика он разбивает их в морском сражении, а потом и славян принудил платить ему дань.
В 863 году он безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.
По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.
Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московской Руси в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.
— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов:
«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Ободриты, также именуемые ререгами
С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. raróg, чеш. rarašek, словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам.